Законодательное Собрание Ростовской области постановляет:
1. Принять Обращение Законодательного Собрания Ростовской области "К Правительству Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу распространения мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на некоммерческие организации".
2. Направить указанное Обращение в Правительство Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям (Бураков И.В.).
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
И.о. Председателя Законодательного |
А.В. Харченко |
К Правительству Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу распространения мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на некоммерческие организации
В России организационно-правовая форма некоммерческой организации (далее - НКО) получила довольно широкое распространение. В нашей стране по состоянию на 4 декабря 2020 года действует 211 191 НКО (в том числе в Ростовской области - 4 391). При этом многие некоммерческие организации, работающие в самых разных сферах, часто фактически осуществляют свою деятельность в секторе малого и среднего бизнеса. Более того, подавляющее число НКО соответствует двум ключевым критериям отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". А именно - среднесписочной численности работников и величине дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности.
Такие НКО осуществляют деятельность на основе единых с малым и средним бизнесом норм трудового законодательства, часто пользуются упрощенной системой налогообложения, заемным финансированием, участвуют в закупках и отличаются от субъектов МСП главным образом организационно-правовой формой. Однако именно по этому основанию НКО чаще всего не могут воспользоваться целым набором форм государственной поддержки малого и среднего бизнеса, поскольку из-за организационно-правовой формы формально не относятся к нему.
Как правило, некоммерческие организации ведут полезную для общества деятельность, работая в сфере культуры, спорта, образования, индустрии развлечений, развития талантов и др. Главное практическое отличие данных НКО от коммерческих организаций заключается лишь в том, что всю заработанную прибыль они направляют исключительно на реализацию уставных целей, никогда не распределяя прибыль среди своих бенефициаров (участников, партнеров, учредителей).
Таким образом, по своей природе НКО приносят больше социальной пользы обществу, чем коммерческие организации, и в этой логике, соответственно, их поддержка должна быть больше, чем малого и среднего бизнеса. Но на деле чаще всего она оказывается значительно меньше.
В настоящий момент наиболее масштабные меры государственной поддержки распространяются только на НКО, включенные в Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей господдержки. Также с лета 2020 года на государственную поддержку могут рассчитывать НКО, включенные в Реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Однако подавляющая часть НКО остается вне этих Реестров и, соответственно, не охвачена какой-либо существенной государственной поддержкой.
Так, в Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей господдержки по состоянию на 4 декабря 2020 года внесены 24 276 организаций из 211 191 российских НКО, то есть немногим более 11% (в Ростовской области - 315 из 4389, или 7,17%).
Начиная с 30 июня 2020 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 847 был создан и ведется Реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. По состоянию на 4 декабря 2020 года в этом Реестре - 11 207 НКО, в том числе 251 из Ростовской области.
Таким образом, суммарно в оба Реестра попали менее 17% от общего числа российских некоммерческих организаций.
Включенным в вышеуказанные Реестры НКО на 6 месяцев были продлены сроки уплаты страховых взносов и налогов (налог на прибыль организаций, единый сельскохозяйственный налог, налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, НДФЛ), они были освобождены от уплаты платежей по ряду налогов и страховых взносов за II квартал 2020 года, также для них были предусмотрены льготные кредиты по ставке 2% и некоторые другие меры поддержки.
При этом фактически на "реестровые" НКО распространили антикризисный пакет поддержки малого и среднего предпринимательства. Однако характерно, что поддержка субъектам МСП, пострадавшим от пандемии COVID-19, начала оказываться раньше, чем НКО, - в апреле 2020 года с принятием Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики". Это обстоятельство представляется неслучайным.
В последние годы государство проводит последовательную политику по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса. В том числе в период пандемии COVID-19 реализуется беспрецедентный пакет антикризисных мер для этого сектора экономики. Государственная поддержка МСП является сегодня наиболее системной, в ее разработке, продвижении, развитии задействован максимально широкий круг экспертов, решения в отношении поддержки малого и среднего бизнеса принимаются быстрее, чем, например, в отношении НКО. Что вполне объяснимо, в том числе с точки зрения количества занятых в этом секторе отечественной экономики - около 19 миллионов человек. Хотя, с другой стороны, и в российских некоммерческих организациях сегодня трудится свыше 1 миллиона человек.
В этой ситуации, а также с учетом многочисленных обращений представителей некоммерческих организаций, целесообразнее "подключить" НКО к системе поддержки МСП, чем пытаться с опозданием реагировать на возникающие проблемы и вызовы отдельным отраслевым нормотворчеством. Такой подход упростит нормативно-правовую базу в данной сфере, а также систему администрирования господдержки.
Подобная балансировка системы государственной поддержки, кроме прочего, представляется более справедливой, поскольку все организации, независимо от их организационно-правовой формы, соответствующие ключевым критериям отнесения к МСП, будут получать единые меры поддержки. Это согласуется, в том числе с идеей постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", в котором идентификация нуждающихся в поддержке осуществляется не по организационно-правовой форме, а по сфере деятельности.
В законодательстве Ростовской области данный принцип также уже нашел определенное отражение. Так, Областным законом Ростовской области от 24 апреля 2020 года N 313-ЗС "О внесении изменений в Областной закон "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области" устанавливаются пониженные ставки пострадавшим от пандемии COVID-19 налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, независимо от их организационно-правовой формы.
В этой связи Законодательное Собрание Ростовской области предлагает распространить все меры поддержки малого и среднего предпринимательства на некоммерческие организации, которые отвечают критериям отнесения организаций к субъектам МСП, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а именно - среднесписочной численности работников и величине дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности.
Реализация предложения Законодательного Собрания Ростовской области, кроме прочего, позволит устранить неравное положение некоммерческих организаций в тех сферах деятельности, в которых они конкурируют сегодня с субъектами МСП. А также получать более полные и достоверные сведения по ситуации в сфере малого и среднего предпринимательства, из статистических данных по которой сегодня "выпадает" довольно заметный сектор - НКО, ведущие предпринимательскую деятельность. Реализация вышеназванной инициативы также упростит администрирование мер государственной поддержки, сократит административные и нормотворческие издержки.
г. Ростов-на-Дону
17 декабря 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 17 декабря 2020 г. N 1019 "Об Обращении Законодательного Собрания Ростовской области "К Правительству Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу распространения мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на некоммерческие организации"
Вступает в силу с 17 декабря 2020 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном портале правовой информации Ростовской области" (www.pravo.donland.ru) 24 декабря 2020 г., "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 24 декабря 2020 г. N 6100202012240019