Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 1024843-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 30 сентября 2020 г. N 284).
Законопроектом, внесенным депутатами Государственной Думы, предлагается внести изменение в статью 164 Налогового кодекса Российской Федерации и предоставить право Правительству Российской Федерации устанавливать налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость в отношении сырьевых товаров в размере от 0 до 20 процентов самостоятельно по каждому виду товара, а также внести изменение в абзац третий пункта 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей порядок применения налоговых вычетов, и отменить право на возмещение сумм налога на добавленную стоимость в отношении сырьевых товаров.
Согласно пункту 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, предложение о предоставлении права Правительству Российской Федерации устанавливать налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость в отношении сырьевых товаров противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации и не может быть поддержано.
Авторами законопроекта в пункте 8 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предлагается определить виды сырьевых товаров, в отношении которых предлагается внести вышеуказанные изменения.
Вместе с тем пункт 10 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации уже содержит перечень видов сырьевых товаров, используемый в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, и содержащий меньшее количество видов указанных товаров.
Согласно финансово-экономическому обоснованию в результате отмены возмещения налога на добавленную стоимость экспортерам сырьевых товаров дополнительные доходы федерального бюджета могут составить до 1 726,4 млрд. рублей. При этом потери бюджетов субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций могут составить до 311 млрд. рублей, потери федерального бюджета - до 34 млрд. рублей. Суммарный эффект от реализации положений законопроекта оценивается в размере до 1 381,4 млрд. рублей дополнительных доходов федерального бюджета.
Вместе с тем детализированные расчеты указанного объема дополнительных поступлений в федеральный бюджет отсутствуют, в этой связи оценить бюджетный эффект реализации предлагаемого законопроектом решения не представляется возможным.
Следует также отметить, что отмена права на налоговый вычет по НДС по экспортируемым сырьевым товарам может привести к росту их стоимости как на внутреннем, так и на внешнем рынках, что может иметь отрицательные социально-экономические последствия для Российской Федерации.
На основании изложенного законопроект не поддерживается.
Аудитор |
А.Н. Батуркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.