Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 июля 2020 г. N 03-11-11/62769
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросу освобождения от уплаты страховых взносов или снижения размера страховых взносов индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты и вознаграждения физическим лицам, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации право на обязательное пенсионное обеспечение возникает у застрахованных лиц в случае уплаты за них (ими) страховых взносов. При этом размер уплаченных страховых взносов определяет объем прав застрахованных лиц и от поступлений упомянутых страховых взносов в полном объеме зависит полноценное страховое обеспечение застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию.
Исходя из положений статей 419 и 430 Налогового кодекса, индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов и уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование (далее - ОПС, ОМС) за себя исходя из размера своего дохода.
Так, указанные плательщики при доходе до 300 000 рублей за расчетный период уплачивают страховые взносы на ОПС и ОМС только в фиксированных размерах (за расчетный период 2020 года фиксированный размер страховых взносов на ОПС составляет 32 448 рублей, на ОМС - 8 426 рублей). В случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 рублей, то размер страховых взносов на ОПС такого плательщика определяется как сумма упомянутого фиксированного размера страховых взносов на ОПС и 1% от суммы его дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом указанный фиксированный размер страхового взноса на ОПС, уплачиваемый упомянутыми плательщиками за себя, обеспечивает минимальный размер пенсионных накоплений, необходимый для формирования объема пенсионных прав для данных лиц.
Предельный срок уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателем в фиксированном размере - не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (пункт 2 статьи 432 Налогового кодекса).
Вместе с тем, исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия, в частности, по продлению установленных Налоговым кодексом сроков уплаты страховых взносов.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 570) (далее - постановление N 409) предусмотрено для индивидуальных предпринимателей, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - отрасли, включенные в Перечень), продление на 4 месяца сроков уплаты страховых взносов, исчисленных индивидуальными предпринимателями за 2019 год с суммы дохода, превышающей 300 000 рублей.
Кроме того, Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) для индивидуальных предпринимателей - субъектов МСП, осуществляющих деятельность в отраслях, включенных в Перечень, предусматривается установление тарифов страховых взносов в размере 0% в отношении выплат физическим лицам за второй квартал 2020 года, а также уменьшение для индивидуальных предпринимателей установленной на 2020 год суммы страховых взносов в фиксированном размере на величину МРОТ в 2020 году (12 130 рублей).
Дополнительные меры государственной поддержки, по нашему мнению, не должны затрагивать систему обязательного социального страхования, поскольку вопрос об отмене уплаты страховых взносов или уменьшении размера страховых взносов для плательщиков должен рассматриваться в увязке с соблюдением прав застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования и источниками финансирования выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, за счет средств которых должны обеспечиваться государственные социальные гарантии граждан.
Таким образом, учитывая, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают, а увеличение мер поддержки субъектов хозяйственной деятельности приведет к существенному снижению поступлений сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, предложение о полном освобождении от уплаты страховых взносов индивидуальных предпринимателей или снижении размера страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не поддерживается.
По вопросу освобождения от уплаты налогов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями, включенными в единый реестр субъектов МСП, сообщается, что поскольку в рассматриваемом обращении отсутствует информация о применяемом налогоплательщиком налоговом режиме, то дать ответ по существу поставленного вопроса не представляется возможным.
Одновременно сообщается, что постановлением N 409 также предусматривается для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях, включенных в Перечень и относящихся к субъектам МСП, продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты, в том числе налогов (авансовых платежей по налогам), уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов:
1. По упрощенной системе налогообложения:
- за 2019 год срок уплаты налога для организаций продлевается с 31 марта 2020 г. до 30 сентября 2020 г., для индивидуальных предпринимателей с 30 апреля 2020 г. до 30 октября 2020 г.;
- авансовых платежей за I квартал 2020 года продлевается с 25 апреля 2020 г. до 25 октября 2020 г., а за полугодие с 25 июля 2020 г. до 25 ноября 2020 г.
2. По единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности:
- за I квартал 2020 года срок уплаты налога продлевается с 25 апреля 2020 г. до 25 октября 2020 г., а за II квартал с 25 июля 2020 г. до 25 ноября 2020 г.
3. По патентной системе налогообложения:
в случае если срок уплаты налога приходится на II квартал 2020 г. такой срок продлевается на 4 месяца.
4. По единому сельскохозяйственному налогу:
- за 2019 год продлевается с 31 марта 2020 г. до 30 сентября 2020 г.;
- авансовых платежей за полугодие продлевается с 25 июля 2020 года до 25 ноября 2020 г.
При этом на основании пункта 1 1 постановления N 409 суммы налогов (авансовых платежей), страховых взносов, предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 1 постановления N 409, подлежат уплате равными частями в размере одной двенадцатой указанной суммы ежемесячно не позднее последнего числа начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором наступает срок уплаты соответствующих налогов (авансовых платежей), страховых взносов, продленный на основании соответствующего подпункта пункта 1 постановления N 409.
Кроме того, Федеральным законом N 172-ФЗ предусматривается, в частности, для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях, включенных в Перечень, освобождение от уплаты налогов, уплачиваемых, в том числе, в связи с применением специальных налоговых режимов, начисленных за второй квартал 2020 года.
Таким образом, для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях, включенных в Перечень, и относящихся к субъектам МСП, уже предусмотрены меры, снижающие налоговую нагрузку в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 июля 2020 г. N 03-11-11/62769
Текст письма опубликован не был