Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 апреля 2020 г. N 03-08-05/31099
Департамент налоговой и таможенной политики в связи с письмом сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы в виде штрафов и пени за нарушение российскими лицами договорных обязательств, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций.
Перечень доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, не является закрытым, и помимо штрафов и пени за нарушение договорных обязательств содержит в себе "иные аналогичные доходы" (подпункт 10 пункта 1 статьи 309 Кодекса).
При этом согласно пункту 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 309 Кодекса, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
Вместе с тем в силу норм статьи 7 Кодекса налогообложение доходов, полученных швейцарской компанией, осуществляется в соответствии с положениями Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.1995 (далее - Соглашение).
Согласно пункту 1 статьи 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Соглашения прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность как сказано выше, то прибыль предприятия может облагаться налогом в этом другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
Согласно пункту 1 статьи 21 "Другие доходы" Соглашения виды доходов резидента Договаривающегося Государства, независимо от источника их возникновения, о которых не говорится в предыдущих статьях настоящего Соглашения, подлежат налогообложению только в этом Государстве.
При применении международных договоров, регулирующих вопросы налогообложения, компетентные органы Договаривающихся Государств руководствуются Комментариями к модели Конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (далее - Комментарии к модели Конвенции ОЭСР), лежащей в основе как российского проекта типового соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, так и аналогичных национальных моделей зарубежных стран.
Согласно положениям Комментариев к модели Конвенции ОЭСР статья 21 Соглашения предусматривает общее правило налогообложения доходов, не охватываемых предыдущими статьями, и распространяется на разовые доходы случайного характера, которые невозможно или крайне затруднительно отнести к какому-либо из видов доходов, рассматриваемых в других статьях Соглашения.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 апреля 2020 г. N 03-08-05/31099
Текст письма опубликован не был