Постановление Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2020 г. N 286
"Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Укрепление общественного здоровья"
Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Укрепление общественного здоровья" (далее - Программа).
2. Министерству финансов Республики Дагестан при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий год и плановый период предусматривать средства на реализацию Программы.
3. Внести в Перечень государственных программ Республики Дагестан, утвержденный постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 декабря 2014 г. N 642 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Дагестан" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2014, N 24 (часть I), ст. 1551; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2016, 25 мая, N 05002001527; 17 июня, N 05002001635; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2016, 18 июля, N 05002016071800004; 14 октября, N 05002016101400002; 2 декабря, N 0500201612020001; 16 декабря, N 0500201612160001; 2017, 27 января, N 0500201701270005; 3 апреля, N 0500201704030002; 31 мая, N 0500201705310007; 29 сентября, N 05002017092900002, N 0500201709290006; 20 октября, N 0500201710200007, N 0500201710200006; 29 декабря, N 0500201712290004; 2018, 21 февраля, N 0500201802210004; 17 июля, N 0500201807170016; 2019, 12 апреля, N 0500201904120004; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2019, 15 мая, N 05002004189; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2019, 20 июня, N 0500201906200001; 4 июля, N 0500201907040001, N 0500201907040005; 6 августа, N 050020190806004; 13 сентября, N 0500201909130011; 31 октября, N 0500201910310016; 13 ноября, N 0500201911130009; 13 декабря, N 0500201912130004; 16 декабря, N 050020191260014; 17 декабря, N 0500201912170001; 25 декабря, N 0500201912250024; 2020, 3 февраля, N 0500202002030007; 26 февраля, N 0500202002260001; 27 марта, N 0500202003270006; 22 июля, N 0500202007220012; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2020, 31 августа, N 05002005892), изменение, дополнив его пунктом 48 следующего содержания:
Председатель Правительства |
А. Амирханов |
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 25 декабря 2020 г. N 286
Государственная программа
Республики Дагестан "Укрепление общественного здоровья"
Паспорт
государственной программы Республики Дагестан "Укрепление общественного здоровья"
Ответственный исполнитель Программы |
- |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан |
Участники Программы |
- |
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, Министерство информатизации, связи и массовых коммуникаций Республики Дагестан, Министерство образования и науки Республики Дагестан, Министерство по физической культуре и спорту Республики Дагестан, Министерство культуры Республики Дагестан, Министерство по делам молодежи Республики Дагестан, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Дагестан (далее - ТФОМС), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Дагестанский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (далее - органы местного самоуправления Республики Дагестан) (по согласованию) |
Цель Программы |
- |
обеспечение к 2024 году увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, за счет формирования среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни, путем формирования системы мотивации граждан к здоровому образу жизни (далее - ЗОЖ), включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (укрепление общественного здоровья), посредством информационно-коммуникационной кампании, вовлечения граждан и некоммерческих организаций в мероприятия по укреплению общественного здоровья, а также разработки и внедрения корпоративных и муниципальных программ укрепления общественного здоровья |
Задачи Программы |
- |
формирование среды, способствующей ведению гражданами ЗОЖ, включая здоровое питание (в том числе направленное на ликвидацию микронутриентной недостаточности, сокращение потребления соли и сахара, защиту от табачного дыма, снижение потребления алкоголя); организация и обеспечение межведомственного взаимодействия по вопросам формирования ЗОЖ на территории Республики Дагестан; повышение уровня информированности населения о принципах ЗОЖ, основных факторах риска и мерах профилактики неинфекционных заболеваний (далее - НИЗ) за счет формирования ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих посредством привлечения широких масс неравнодушных граждан, волонтеров, некоммерческих организаций; реализация на территории муниципальных образований Республики Дагестан мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, создание условий для ведения ЗОЖ (разработка и внедрение муниципальных программ по укреплению общественного здоровья, открытие школ общественного здоровья); организация службы медицинской профилактики республики как единой профилактической системы, усиление профилактики НИЗ, внедрение в практику современных достижений в области профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ; формирование центра общественного здоровья и медицинской профилактики, а также создание кабинета здорового питания на базе ГБУ РД "Республиканский центр медицинской профилактики" в соответствии с федеральными нормативными актами, регламентирующими их деятельность; реализация программ дополнительного образования и переподготовки специалистов по общественному здоровью, повышение обеспеченности кадрами в сфере общественного здоровья; проведение информационно-коммуникационной кампании (акции, конференции, форумы, флешмобы и т.д., посвященные пропаганде принципов ЗОЖ), привлечение граждан в центры и школы общественного здоровья; разработка и внедрение стратегии работы с предприятиями общественного питания, корпоративным сектором и муниципальными властями, включая участие в планировании городской и сельской среды; внедрение корпоративных программ общественного здоровья для прививания навыков ЗОЖ и укрепления здоровья работающих; разработка дифференцированных программ по питанию для различных групп населения (детей, беременных и кормящих женщин, лиц пожилого возраста, спортсменов); организация эпидемиологических обследований (мониторинга) состояния питания и здоровья, представительных выборок населения, создание и совершенствование методологии алиментарной профилактики наиболее распространенных хронических НИЗ; консультирование граждан по вопросам здорового питания, включая рекомендации по его коррекции |
Этапы и сроки реализации Программы |
- |
2020 - 2024 годы, в один этап |
Целевые индикаторы (показатели) Программы |
- |
обращаемость в медицинские организации по вопросам ЗОЖ (тысяч человек); розничная продажа алкогольной продукции на душу населения (в литрах); смертность мужчин трудоспособного возраста (на 100 тыс. населения); смертность женщин трудоспособного возраста (на 100 тыс. населения); распространенность грудного вскармливания детей до 3 месяцев; снижение числа детей и подростков со сниженным ростом и массой тела; снижение заболеваемости ожирением среди взрослого населения (на 100 тыс. населения); увеличение доли граждан, ведущих ЗОЖ (процентов); увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом; увеличение количества граждан, прошедших обучение в школах здоровья (процентов) |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем средств, предусмотренных на финансирование Программы из республиканского бюджета Республики Дагестан, составляет 76 682,28 тыс. рублей, в том числе: на 2020 год - 0 тыс. рублей; на 2021 год - 1 543,24 тыс. рублей; на 2022 год - 1 543,24 тыс. рублей; на 2023 год - 36 797,9 тыс. рублей; на 2024 год - 36 797,9 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
увеличение обращаемости граждан в медицинские организации по вопросам ЗОЖ до 47,5 тыс. человек к 2024 году; снижение розничной продажи алкогольной продукции на душу населения до 1 литра к 2024 году; снижение смертности мужчин трудоспособного возраста (на 100 тыс. населения) до 194,3 человека к 2024 году; снижение смертности женщин трудоспособного возраста (на 100 тыс. населения) до 68,0 человек к 2024 году; увеличение доли детей в возрасте до 6 месяцев, находящихся на грудном вскармливании, - до 50 процентов общего количества детей в возрасте до 6 месяцев к 2024 году; снижение числа детей и подростков со сниженным ростом и массой тела на 30-40 процентов к 2024 году; снижение заболеваемости ожирением (на 100 тыс. населения) 201,5 к 2024 году; увеличение доли граждан, ведущих ЗОЖ, до 60 процентов к 2024 году; увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 55,7 процента к 2024 году; увеличение количества граждан, прошедших обучение в школах здоровья, не менее чем до 60 процентов к 2024 году. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации, обоснование необходимости ее решения программными методами
Несмотря на определенные успехи и рост показателей эффективности деятельности регионального здравоохранения, состояние здоровья населения Республики Дагестан продолжает вызывать озабоченность.
Общая численность постоянного населения республики по состоянию на 1 января 2019 года составляла 3 086 126 человек, за последние три года произошло увеличение населения на 2,3 процента.
Продолжительность жизни по сравнению с наиболее развитыми странами остается невысокой. Показатель средней продолжительности жизни в 2018 году составил 78,7 года, имел тенденцию для обоих полов к повышению. По данному показателю республика занимает 3 место среди субъектов Российской Федерации.
Смертность населения в республике стабильно снижается. В 2018 году показатель общей смертности снизился с 5,56 в 2014 году до 4,8 в 2018 году (на 13,7 проц.). Общее число умерших в 2018 году составило 14 842 человека. При этом в общем числе умерших растет доля умерших старше трудоспособного возраста, а доля детей и населения трудоспособного возраста в общем числе умерших, снижается,
В структуре причин смерти около половины (47,0 проц.) составляют болезни системы кровообращения (6 224 случая), из которых 4 728 приходятся на болезни сердца и сосудов и 1 496 - на цереброваскулярные заболевания. На втором месте - новообразования (2 318 случаев; 17,0 проц.) и на третьем месте - болезни органов дыхания (1 374 случая; 10,0 проц.).
По вышеперечисленным трем классам заболеваний в республике в 2018 году потери населения составили 67,2 процента, что в целом отражает общую тенденцию по Российской Федерации.
Корни этих заболеваний лежат в деструктивно изменившемся образе жизни населения, распространении вредных привычек, складывающихся новых традициях питания, повышении психоэмоциональных нагрузок, снижении физической активности.
Показатель преждевременной смертности в течение ряда лет имеет тенденцию к снижению на 21,3 процента (с 215,3 на 100,0 тыс. населения в 2014 году до 169,2 в 2018 году).
В структуре смертности от 25,0 до 30,0 процента составляет смертность от внешних причин, которые за последние 5 лет снизились с 30,5 процента в 2014 году до 24,9 проц. в 2018 году. Показатели смертности от болезней системы кровообращения сохраняются в пределах 17,0-18,0 на 100,0 тыс. населения, новообразований - 40,0-43,0. Смертность от болезней органов дыхания снизилась с 8,4 в 2014 году до 6,0 в 2018 году, от болезней органов пищеварения - с 14,6 до 10,8 соответственно.
Ситуация вызывает тревогу, так как, по данным Всемирной организации здравоохранения, неинфекционные заболевания составляют 71 процент от общего числа смертности во всем мире.
Существенным негативным фактором риска, влияющим на состояние здоровья населения, являются: наркомания, алкоголизм, табакокурение.
В республике отмечается снижение заболеваемости алкоголизмом на 15,9 процента, наркоманией - 9,9 процента. Показатель распространенности алкоголизма в 2018 году снизился на 2 процента, наркомании - вырос на 1,9 процента.
В целях профилактики наркомании среди учащейся молодежи совместно с образовательными учреждениями проводится токсикологический мониторинг путем добровольного тестирования учащихся общеобразовательных учреждений республики. В 2018 году протестировано 55 670 учащихся.
На 1 января 2018 года в республике состояли на диспансерном учете 3 988 больных с диагнозом "наркомания". По данным независимых экспертных заключений, фактическое число наркоманов и число пациентов, обращающихся за медицинской помощью, соотносится как 10:1. Активизация борьбы с наркоманией приносит некоторые плоды. Так, впервые снизилась смертность от передозировки наркотиков, она уменьшилась в 1,3 раза, однако настолько же увеличилось количество зарегистрированных синтетических наркотиков.
Очевидно, что следует существенно расширять и систематизировать информационную и пропагандистскую деятельность, направленную на работу с детьми и подростками в организованных коллективах, ориентированную на профилактику наркозависимости.
На конец 2018 года на диспансерном учете по Республике Дагестан состояло (под наблюдением в амбулаторно-поликлинических учреждениях республики) 20 555 человек, в том числе с диагнозом "алкогольный психоз" - 6 чел., "хронический алкоголизм" - 7 340 человек. По данным статистики, более 7 340 жителей Республики Дагестан вовлечено в болезненное пьянство. Однако этот показатель, по мнению экспертов, занижен примерно в три раза, потому что значительная часть неработающего и сельского населения не находится в поле статистических исследований.
Также имеет место так называемый пивной алкоголизм в молодежной среде. Регулярно употребляют пиво более 40 процентов юношей и девушек нашего региона, что формирует преморбидный и мотивационный фон (фактически - зависимость) к дальнейшему употреблению крепких алкогольных напитков в зрелом возрасте.
Курение - наиболее распространенная привычная интоксикация у населения республики всех возрастных групп. В республике курят 23,5 процента взрослых мужчин, показатель курения подростков мужского пола достигает 4,9 процента.
В Республике Дагестан увеличился до 25 процентов показатель "количество лиц, страдающих повышенной массой тела (ожирением)", что связано с повышением количества выявленных сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонии, сахарного диабета. Если не уделить данной проблеме соответствующего внимания, это может запустить процесс необратимого изменения генофонда нации.
Результаты проведенных федеральным государственным бюджетным учреждением науки "Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи" совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Министерством здравоохранения Российской Федерации эпидемиологических исследований структуры питания различных групп населения свидетельствуют о всеобщем распространении дефицитов микронутриентов и значительных нарушениях в структуре питания различных групп населения. К этим нарушениям относятся: избыточное потребление насыщенных животных жиров, значительный дефицит полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, минеральных веществ, микроэлементов (железа, йода, фтора, цинка), недостаточное потребление пищевых волокон, дефицит белков животного происхождения.
Следствием этого является широкое распространение таких нутриентно- и алиментарно-зависимых заболеваний, как: кариес (дефицит фтора в питьевой воде и кальция); анемия, обусловленная дефицитом железа, а также других микронутриентов и макронутриентов, участвующих в синтезе гемоглобина (медь, витамины А, С, , белок); гипотиреоз, возникающий при дефиците йода; остеопороз, связанный с дефицитом кальция; снижение иммунного ответа, одной из причин которого служит дефицит витаминов А, Е, С и микроэлементов - цинка и селена. Указанные нарушения в питании играют существенную роль и в прогрессивном росте желудочно-кишечных, сердечно-сосудистых и других заболеваний практически во всех возрастных группах населения республики.
По данным диспансеризации детского населения, в 2018 году первое лидирующее место занимают (14,4 проц.) болезни органов пищеварения, что требует незамедлительных мер по организации рационального, профилактического и лечебного питания, прежде всего, в организованных общеобразовательных учреждениях. Среди детей, обратившихся в профилактические медицинские учреждения, преобладают дети 2 группы здоровья (часто болеющие дети, имеющие лишний вес или вероятность возникновения аллергии).
Одним из основных ожидаемых результатов государственной политики в области здорового питания, определенных в Основах, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. N 1873-р, являются: повышение распространенности грудного вскармливания до 40-50 процентов детей в возрасте 6 месяцев; снижение числа детей и подростков со сниженным ростом и массой тела на 30-40 процентов; снижение распространенности неадекватной обеспеченности витаминами среди взрослого населения на 30-50 процентов; стабилизация и снижение распространенности ожирения среди взрослого населения на 15-30 процентов.
Для решения вопросов здорового питания в республике планируется открыть кабинет здорового питания на базе ГБУ РД "Республиканский центр общественного здоровья и медицинской профилактики" (далее - ГБУ РД "РЦОЗМП"), который будет создан к концу 2020 года в рамках реализации регионального проекта "Формирование системы мотивации граждан к ЗОЖ, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" национального проекта "Демография". Основными задачами кабинета здорового питания будут являться: консультирование граждан по вопросам здорового питания, включая рекомендации по его коррекции; создание и совершенствование методологии алиментарной профилактики наиболее распространенных хронических неинфекционных заболеваний; проведение обследования пациентов с использованием современных подходов геномного и постгеномного анализа, позволяющего как предсказывать возникновение возможных нарушений здоровья, так и персонализировать профилактические мероприятия, включающие объективную оценку физического и психологического статуса, фактического питания, метаболического статуса с обращением особого внимания на обеспеченность организма пищевыми веществами (пищевой статус), иммунологического и гормонального статуса, полиморфизма и экспрессии генов, связанных с метаболизмом пищевых веществ, с использованием метода ПЦР и мультигеномного анализа, разработку дифференцированных программ по питанию для различных групп населения (детей, беременных и кормящих женщин, лиц пожилого возраста, спортсменов); организацию эпидемиологических обследований (мониторинга) состояния питания и здоровья представительных выборок населения; создание и совершенствование методологии алиментарной профилактики.
В настоящее время в республике функционирует ГБУ РД "РЦОЗМП", основной деятельностью которого является разработка и реализация мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний, формированию ЗОЖ, включая прекращение потребления табака, пагубного потребления алкоголя, риска потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача. В структуре медицинских организаций республики создана сеть центров здоровья: пять для взрослого населения (в составе ГБУ РД "РЦОЗМП", ГБУ РД "Городская клиническая больница", ГБУ РД "Дербентская центральная городская больница", ГБУ РД "Кизлярская центральная городская больница", ГБУ РД "Хасавюртовская центральная городская больница") и три детских центра здоровья (в составе ГБУ РД "Детская республиканская клиническая больница им. Н.М. Кураева", ГБУ РД "Детская поликлиника N 5", ГБУ РД "Буйнакская центральная городская больница"), основными функциями которых являются участие в оказании первичной медико-санитарной помощи; проведение обследования граждан с целью оценки функциональных и адаптивных резервов здоровья, выявления факторов риска развития неинфекционных заболеваний, включая риск пагубного потребления алкоголя, риска наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, прогноза состояния здоровья, включающего определение антропометрических параметров, скрининг-оценку уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма, экспресс-оценку состояния сердечно-сосудистой системы, оценку показателей функций дыхательной системы, органов зрения, выявление патологических изменений зубов, болезней пародонта и слизистой оболочки полости рта; индивидуальное консультирование граждан по вопросам ведения ЗОЖ и проведение мероприятий по коррекции факторов риска развития НИЗ.
Все центры здоровья оснащены оборудованием для проведения скрининговых обследований, организации профилактической стоматологической помощи, работы кабинетов лечебной физкультуры в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 марта 2010 г. N 152н "О мерах, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака".
За 2016 - 2018 гг. в центры здоровья обратилось 95,9 тыс. человек, из них в детские центры здоровья - 38,4 тыс. детей. Посещаемость центров здоровья составила 11,3 на 1000 населения. Из числа обратившихся у 47,0 тыс. человек (49 проц.) выявлены факторы риска, всем составлены индивидуальные планы по коррекции факторов риска и формированию ЗОЖ.
В целях формирования ЗОЖ у граждан республики будет продолжена работа по проведению информационно-коммуникационных кампаний профилактики табакокурения, алкоголизма и наркомании, в том числе с использованием средств массовой информации (телевидение, радио, печатные издания). Для обеспечения участия республиканских средств массовой информации в федеральной информационной кампании, посвященной популяризации ЗОЖ, видеоролики, инфографика, текстовые материалы, предоставленные Министерством здравоохранения Российской Федерации, будут размещены в них в качестве социальной рекламы.
Также будет актуализирована работа по подготовке и размещению профилактических материалов (публикаций, сюжетов, передач), направленных на пропаганду ЗОЖ в эфире РГВК "Дагестан":
видеоролик "Выбери свою линию жизни", хронометраж - 30 сек., 1 раз в неделю;
два видеоролика "Выбор за тобой", хронометраж - 15 и 30 сек., 1 раз в неделю;
"ЗОЖ", хронометраж - 30 сек., 1 раз в неделю;
"Алкоголь - 15", хронометраж - 15 сек., 1 раз в неделю;
"Алкоголь - 30", хронометраж - 30 сек., 1 раз в неделю.
Будет усовершенствована работа по социологическим опросам и анкетированию населения. По данным опроса, в республике потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) составил 5,87 литра, распространенность потребления табака среди взрослого населения - 23,5 процента, распространенность потребления табака среди детей и подростков - 4,9 процента, распространенность низкой физической активности среди взрослого населения - 38,8 процента, распространенность ожирения среди взрослого населения (индекс массы тела более 30 кг/кв. м) - 25 процентов, распространенность избыточного потребления соли среди взрослого населения - 48 процентов, распространенность недостаточного потребления фруктов и овощей среди взрослого населения - 71,5 процента. Данные показатели учитываются для организации и проведения профилактической работы среди населения республики.
В рамках Программы совместно с органами местного самоуправления планируется реализовать профилактические проекты, посвященные всемирным и международным дням здоровья: "Дни здоровья", "Здоровый Дагестан - медицинские учреждения свободные от табачного дыма", "Здоровая среда", "Папа, мама и я - спортивная семья", "Мужское здоровье", молодежный спортивно-оздоровительный фестиваль "Будь здоров!", республиканская спартакиада медицинских работников и т.д.
Всемирная организация здравоохранения на опыте работы в странах самого разного экономического уровня развития убедительно доказала, что наиболее эффективным методами влияния на состояние здоровья населения являются гигиеническое воспитание и формирование навыков ЗОЖ.
Для формирования ЗОЖ у граждан, в том числе несовершеннолетних, необходимо обеспечить проведение мероприятий, направленных на информирование граждан (законных представителей лиц, указанных в части 2 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению ЗОЖ и создание условий для ведения ЗОЖ, в том числе для занятий физической культурой и спортом.
Кроме того, создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы позволит ориентировать население на ведение ЗОЖ, ознакомить с современными методическими и информационными материалами.
Для снижения неблагоприятного влияния на здоровье населения факторов риска НИЗ, планируется усовершенствовать структуру службы медицинской профилактики согласно приказу Минздрава России от 30 сентября 2015 г. N 683н "Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию ЗОЖ в медицинских организациях". В их задачи должно входить проведение мероприятий по гигиеническому просвещению, информационно-коммуникационных мероприятий по ведению ЗОЖ, профилактических медицинских осмотров, диспансерного наблюдения за больными НИЗ, а также за гражданами с высоким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний.
А также необходимо развивать системные профилактические методы, усовершенствовать систему специализированной подготовки кадров, оказывать поддержку медицинским учреждениям и организациям (социально ориентированные некоммерческие организации, волонтерские организации и т.д.), работающим в области первичной медицинской профилактики и в сфере укрепления общественного здоровья населения.
Кроме того, проблематика формирования ЗОЖ - это проблема формирования мировоззрения и соответствующих принципов социального поведения. При этом побудительными мотивами к ЗОЖ могут стать духовность, нравственность и самодостаточность.
В свою очередь, круг общения и соответствующие жизненные приоритеты являются принципиальной основой ЗОЖ, основой содержательной качественной личности, поэтому улучшение состояния здоровья населения требует подхода к здоровью с точки зрения широкого понимания и учета всех факторов, определяющих здоровье: образа жизни, социального благополучия, психологического климата, физико-химических факторов окружающей среды.
Необходимо более жесткое и четкое смещение акцентов от лечебных (медицинских) к комплексным профилактическим (общественным) мероприятиям и пересмотр самого подхода к общественному здоровью.
Общественное здоровье населения Республики Дагестан - это не просто хорошие показатели здоровья, а состояние общественного мышления и региональной социальной политики.
Одним из ключевых моментов успешного осуществления программных мероприятий является широкая пропаганда Программы на предварительном и организационном этапе, широкое освещение в СМИ, а также на предприятиях республики. В условиях социально-экономических преобразований необходима государственная и административная поддержка и выделение на эти цели средств из бюджетов разных уровней.
Кроме того, Программой предусмотрена реализация в муниципальных образованиях республики мероприятий, направленных на сохранение и укрепление общественного здоровья, создание школ общественного здоровья, а также разработка и внедрение корпоративных программ общественного здоровья.
Реализация Программы будет осуществляться на следующих уровнях: индивидуальная профилактическая работа с населением (беседы, консультации); групповая профилактическая работа с населением (интернет-конференции, круглые столы, квесты, игры, обучение по методике "равный - равному", дискуссионные клубы) популяционная профилактическая работа с населением (акции, информационная работа в СМИ и сети "Интернет", социологические опросы и т.д.).
С целью координации деятельности в вопросах профилактики заболеваний, пропаганды ЗОЖ и укрепления общественного здоровья населения Республики Дагестан необходимо создать координационный совет по межведомственному взаимодействию при Правительстве Республики Дагестан и рабочие группы во всех муниципальных образованиях Республики Дагестан по реализации программных мероприятий муниципальных программ, что позволит объединить усилия всех ветвей власти, общественных организаций, ведомств Республики Дагестан.
II. Основные цели и задачи Программы, планируемые показатели по итогам реализации Программы
Главной стратегической (долгосрочной) целью Программы является обеспечение к 2024 году увеличения доли граждан, ведущих ЗОЖ, за счет формирования среды, способствующей ведению гражданами ЗОЖ, путем мотивирования граждан к ведению ЗОЖ посредством информационно-коммуникационной кампании, а также вовлечения граждан и некоммерческих организаций в мероприятия по укреплению общественного здоровья, разработки и внедрения корпоративных и муниципальных программ укрепления здоровья.
Программа направлена на комплексное развитие здоровьесберегающих технологий, развитие профилактической и социальной медицины с итоговым формированием и сохранением положительных показателей и количественно-качественных характеристик здоровья населения республики и конкретного человека, а значит - максимальное уменьшение вероятности и рисков первичной заболеваемости и болезненности (накопленной заболеваемости) населения, укрепление физического и духовного здоровья, а также на раннее выявление и возможно более полную компенсацию факторов риска основных неинфекционных заболеваний.
Основными задачами Программы являются:
формирование среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни, включая здоровое питание (в том числе, направленные на ликвидацию микронутриентной недостаточности, сокращение потребления соли и сахара, защиту от табачного дыма, снижение потребления алкоголя);
организация и обеспечение межведомственного взаимодействия по вопросам формирования здорового образа жизни на территории Республики Дагестан;
повышение уровня информированности населения о принципах ЗОЖ, основных факторах риска и мерах профилактики неинфекционных заболеваний за счет формирования ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих посредством привлечения широких масс неравнодушных граждан, волонтеров, некоммерческих организаций;
реализация на территории муниципальных образований Республики Дагестан мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, создание условий для ведения ЗОЖ (разработка и внедрение муниципальных программ по укреплению общественного здоровья, открытие школ общественного здоровья)
организация службы медицинской профилактики республики как единой профилактической системы, усиление профилактики неинфекционных заболеваний, внедрение в практику современных достижений в области профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ;
формирование центра общественного здоровья и центра здорового питания на базе ГБУ РД "РЦОЗМП" в соответствии с федеральными нормативными актами, регламентирующими их деятельность;
реализация программ дополнительного образования и переподготовки специалистов по общественному здоровью, повышение обеспеченности кадрами в сфере общественного здоровья;
проведение информационно-коммуникационной кампании (акции, конференции, форумы, флешмобы и т.д., посвященные пропаганде принципов ЗОЖ), привлечение граждан в центры и школы общественного здоровья;
разработка и внедрение стратегии работы с предприятиями общественного питания, корпоративным сектором и органами местного самоуправления, включая участие в планировании городской и сельской среды;
внедрение корпоративных программ общественного здоровья для прививания навыков ЗОЖ и укрепления здоровья работающих;
разработка дифференцированных программ по питанию для различных групп населения (детей, беременных и кормящих женщин, лиц пожилого возраста, спортсменов);
организация эпидемиологических обследований (мониторинга) состояния питания и здоровья представительных выборок населения, создание и совершенствование методологии алиментарной профилактики наиболее распространенных хронических неинфекционных заболеваний;
консультирование граждан по вопросам здорового питания, включая рекомендации по его коррекции.
В целях решения поставленных задач планируется:
совершенствование и реализация методологии здоровьесберегающих технологий в формировании ЗОЖ всех групп населения республики;
создание во всех органах местного самоуправления республики рабочих групп по реализации программных мероприятий;
организация и развитие центра общественного здоровья и медицинской профилактики, создание кабинета здорового питания в 2020 году;
разработка и практическая реализация основных направлений развития и совершенствования региональной службы медицинской профилактики;
разработка и внедрение муниципальных программ общественного здоровья, направленных на профилактику неинфекционных заболеваний и укрепление здоровья граждан;
поддержка эффективных инициатив в системах муниципального здравоохранения, образования, бизнеса и общественного сектора;
организация и внедрение корпоративных программ для работающего населения в целях достижения прививания навыков ЗОЖ и укрепления здоровья работающих;
создание школ общественного здоровья в органах местного самоуправления;
привлечение в работу школ и центров общественного здоровья широких масс неравнодушных граждан, волонтеров, некоммерческих организаций в целях повышения уровня информированности населения о принципах здорового образа жизни, основных факторах риска;
совершенствование деятельности в сфере первичной медицинской профилактики и мониторинга показателей здоровья населения, в том числе ведущих факторов развития хронических НИЗ, распространенности заболеваний сердечно-сосудистой системы;
широкое проведение информационно-коммуникационной кампании (акции, конференции, форумы, флешмобы, мастер-классы и т.д.), посвященной пропаганде принципов ЗОЖ, в целях привлечения граждан в центры и школы общественного здоровья;
создание информационно-коммуникационного межведомственного интернет-сайта для освещения всех проводимых мероприятий.
При реализации всех мероприятий предполагается достижение следующих результатов:
увеличение обращаемости в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни до 47, 5 тыс. человек к 2024 году;
снижение розничной продажи алкогольной продукции на душу населения до 1 литра к 2024 году;
снижение смертности мужчин трудоспособного возраста на 100 тыс. населения до 194,3 к 2024 году;
снижение смертности женщин трудоспособного возраста на 100 тыс. населения до 68,0 к 2024 году;
увеличение доли детей в возрасте до 6 месяцев, находящихся на грудном вскармливании, - до 50 процентов общего количества детей в возрасте до 6 месяцев к 2024 году;
снижение числа детей и подростков со сниженным ростом и массой тела на 30-40 процентов к 2024 году;
снижение заболеваемости ожирением на 100 тыс. населения до 201,5 к 2024 году;
увеличение доли граждан, ведущих ЗОЖ, до 60 процентов к 2024 году;
увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 55,7 процента к 2024 году;
увеличение количества граждан, прошедших обучение в школах здоровья, не менее чем до 60 процентов к 2024 году.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Программа будет реализована в срок с 2020 года по 2024 год в один этап. В ходе исполнения Программы будет производиться корректировка параметров и ежегодных планов ее реализации в рамках бюджетного процесса с учетом тенденций демографического и социально-экономического развития республики,
IV. Перечень программных мероприятий и механизмы их реализации
Реализация программы предусматривает мероприятия, направленные на укрепление общественного здоровья, увеличение периода активной и продолжительной здоровой жизни граждан, проживающих в Республике Дагестан, повышение доступности и качества оказываемой профилактической помощи, а также развитие профилактической службы республики.
Сведения о программных мероприятиях и план межведомственной работы по их реализации приведены в приложении N 1 к Программе.
V. Обоснование значений целевых индикаторов (показателей) Программы
Программа ориентирована на достижение к 31 декабря 2024 года целевых индикаторов (показателей) эффективности реализации Программы.
Достижение значений индикаторов (показателей) Программы обеспечивается путем выполнения всех мероприятий, предусмотренных Программой.
Сведения о целевых индикаторах (показателях) эффективности реализации Программы приведены в приложении N 2 к Программе.
VI. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
Общий размер средств, предусмотренных на финансирование Программы за период с 2020 по 2024 год из республиканского бюджета Республики Дагестан, составляет 76 682,28 тыс. рублей, в том числе:
2020 год - 0 тыс. рублей;
2021 год - 1 543,24 тыс. рублей;
2022 год - 1 543,24 тыс. рублей;
2023 год - 36 797,9 тыс. рублей;
2024 год - 36 797,9 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы могут уточняться исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий финансовый год. Информация о финансовом обеспечении Программы приведена в приложении N 3 к Программе.
VII. Меры государственного регулирования, направленные на достижение целей и (или) конечных результатов Программы, управление и контроль за ходом реализации Программы
Основными мерами государственного регулирования в области реализации Программы являются:
координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления в области обеспечения оказания медико-социальной помощи представителям старшего поколения населения республики;
финансирование расходов, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
меры нормативно-правового регулирования.
Планирование, взаимодействие, координацию и общий контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство здравоохранения Республики Дагестан, которое ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия, механизм реализации Программы и состав исполнителей, запрашивает у органов исполнительной власти Республики Дагестан, ответственных за выполнение мероприятий, сведения о ходе выполнения Программы.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с ежегодным планом, содержащим перечень мероприятий с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований.
Финансирование мероприятий осуществляется органами исполнительной власти Республики Дагестан, ответственными за их реализацию и являющимися исполнителями Программы.
Участники Программы несут ответственность за своевременное и качественное выполнение программных мероприятий, достижение значений целевых индикаторов (показателей) эффективности Программы, успешное решение поставленных задач, рациональное использование выделенных финансовых средств.
Исполнители Программы, ответственные за ее реализацию, представляют государственному заказчику-координатору Программы ежеквартально, до 1 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию об исполнении мероприятий и освоенных денежных средствах, выделяемых исполнителям мероприятий, нарастающим итогом и в целом за отчетный год.
VIII. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы будет оцениваться на основании Методики оценки эффективности реализации государственной программы Республики Дагестан "Укрепление общественного здоровья" приведенной в приложении N 4 к Программе.
Результаты оценки эффективности используются для корректировки среднесрочных графиков выполнения мероприятий Программы и плана ее реализации.
До начала очередного года реализации Программы по каждому показателю (индикатору) реализации Программы устанавливаются интервалы значений показателя, при которых реализация Программы характеризуется высоким уровнем эффективности, удовлетворительным уровнем эффективности или неудовлетворительным уровнем эффективности.
При высоком уровне эффективности нижняя граница интервала значений показателя не может быть ниже 95 процентов планового значения показателя на соответствующий год. При удовлетворительном уровне эффективности нижняя граница интервала значений показателя не может быть ниже 75 процентов планового значения показателя на соответствующий год.
Программа считается реализуемой с удовлетворительным уровнем эффективности в случаях, когда:
значение 80 процентов и более показателей Программы входят в установленный интервал значений для отнесения Программы к высокому уровню эффективности;
не менее 80 процентов мероприятий, запланированных на отчетный год, выполнены в полном объеме.
Если реализация Программы не отвечает указанным критериям, уровень эффективности ее реализации признается неудовлетворительным.
Приложение N 1
к государственной программе
Республики Дагестан
"Укрепление общественного здоровья"
Перечень мероприятий
государственной программы Республики Дагестан "Укрепление общественного здоровья"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации мероприятия |
Ожидаемые результаты реализации мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Общий объем финансирования (2020 - 2024 гг.), тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Формирование среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни, включая здоровое питание (в том числе ликвидацию микронутриентной недостаточности, сокращение потребления соли и сахара), защиту от табачного дыма, снижение потребления алкоголя | |||||
1.1. |
Разработка и реализация нормативных правовых актов и методических документов по вопросам ведения гражданами здорового образа жизни, основанных на рекомендациях Всемирной организации здравоохранения и Министерства здравоохранения Российской Федерации |
2021 - 2024 гг. |
формирование системы, способствующей внедрению здорового образа жизни |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан, органы исполнительной власти Республики Дагестан, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию) |
200,0 |
1.2. |
Внедрение в республике модели организации и функционирования центра общественного здоровья |
2021 г. |
увеличение числа граждан, охваченных профилактическими мероприятиями, направленными на снижение распространенности неинфекционных заболеваний |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Дагестан |
200,0 |
1.2.1. |
Разработка и утверждение нормативных правовых актов по организации и созданию центра общественного здоровья |
2020 - 2024 гг. |
утверждение нормативных правовых актов |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан |
- |
1.2.2. |
Реорганизация ГБУ РД "Республиканский центр медицинской профилактики" в ГБУ РД "Республиканский центр общественного здоровья и медицинской профилактики" (далее - ЦОЗМП) |
2020 г. |
функционирование в республике ЦОЗМП, увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан |
- |
1.3. |
Обеспечение оснащения необходимым оборудованием ЦОЗМП в республике (кабинетов, отделений центра), в том числе оснащение кабинета здорового питания при ЦОЗМП |
2023 - 2024 гг. |
увеличение обращаемости в ЦОЗМП, медицинские организации, населения, по вопросам здорового образа жизни |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Дагестан |
50249,8 |
1.4. |
Проведение мониторинга распространенности факторов риска среди населения |
2021 - 2024 гг. |
снижение смертности мужчин и женщин трудоспособного возраста; снижение показателя заболеваемости ожирением |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан |
3 000,0 |
1.5. |
Внедрение муниципальных программ по укреплению общественного здоровья |
2020 - 2024 гг. |
разработка муниципальных программ по укреплению общественного здоровья |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан, органы местного самоуправления (по согласованию) |
- |
1.6. |
Создание в муниципальных образованиях Республики Дагестан рабочих групп по внедрению муниципальных программ укрепления общественного здоровья |
2020 - 2021 гг. |
функционирование рабочей группы по внедрению муниципальных программ по укреплению общественного здоровья |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан, органы местного самоуправления (по согласованию) |
- |
2. Мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни посредством проведения информационно-коммуникационных кампаний, а также вовлечение граждан и некоммерческих организаций в мероприятия по укреплению общественного здоровья | |||||
2.1. |
Проведение информационно-коммуникационной кампании с использованием телекоммуникационных каналов, направленной на привлечение населения республики к ведению здорового образа жизни (форумы, акции, конференции, флешмобы, тематические часы, игровые программы, викторины, "островки здоровья" и т.д. для различных целевых групп) |
2021 - 2024 гг. |
снижение заболеваемости и смертности населения Республики Дагестан за счет снижения распространенности основных факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни у населения |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан, органы исполнительной власти Республики Дагестан, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Дагестан, ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный медицинский университет" (по согласованию) |
17 900,0 |
2.1.1. |
Проведение международных, всероссийских, республиканских мероприятий, форумов, конференций, посвященных профилактике хронических НИЗ |
2021 - 2024 гг. |
увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан |
|
2.1.2. |
Организация конкурса "Здоровый муниципалитет - здоровая республика" среди муниципальных образований Республики Дагестан |
2021 - 2024 гг. |
увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни |
Министерство по делам молодежи Республики Дагестан |
|
2.1.3. |
Организация и проведение мероприятий по первичной профилактике заболеваний полости рта (в том числе профилактические осмотры, акции, приуроченные к дню здоровья, школы здоровья) |
2021 - 2024 гг. |
увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан |
|
2.1.4. |
Организация и проведение мероприятий по профилактике заболеваний репродуктивной сферы у мужчин (профилактические осмотры, диспансеризация, школы здоровья) |
2021 - 2024 гг. |
увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан |
|
2.1.5. |
Организация и проведение духовно-просветительских акций конкурсов, фестивалей, викторин выставок, дней здоровья и других мероприятий на базе учреждений культуры |
2021 - 2024 гг. |
увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни |
Министерство культуры Республики Дагестан, органы местного самоуправления (по согласованию) |
|
2.1.6. |
Организация и проведение тематических часов, лекций, игровых программ, викторин, направленных на пропаганду здорового питания |
2021 - 2024 гг. |
увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан |
|
2.1.7. |
Физкультурно-оздоровительные мероприятия (мастер-классы, экспресс-школы инструкторов, культурно-спортивный фестиваль "Спорт селу", республиканские соревнования по видам спорта, Международный день скандинавской ходьбы) |
2021 - 2024 гг. |
увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни |
Министерство по физической культуре и спорту Республики Дагестан, Министерство здравоохранения Республики Дагестан, органы местного самоуправления (по согласованию) |
|
2.1.8. |
Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом |
2021 - 2024 гг. |
увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом |
Министерство образования и науки Республики Дагестан, Министерство здравоохранения Республики Дагестан, органы местного самоуправления (по согласованию) |
|
2.1.9. |
Обеспечение функционирования физкультурно-оздоровительных секций, клубов, расположенных по месту жительства |
2021 - 2024 гг. |
увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом |
Министерство по физической культуре и спорту Республики Дагестан, Министерство здравоохранения Республики Дагестан, органы местного самоуправления (по согласованию) |
|
2.1.10. |
Организация и проведение республиканских соревнований и спортивно-массовых мероприятий (спортивные игры народов Республики Дагестан, спартакиада по национальным видам спорта, фестиваль волейбола, "Кросс нации", День ходьбы, Кожаный мяч, Белая ладья, спартакиада студентов) |
2021 - 2024 гг. |
увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом |
Министерство по физической культуре и спорту Республики Дагестан, Министерство здравоохранения Республики Дагестан, органы местного самоуправления (по согласованию) |
|
2.2. |
Изготовление информационно-просветительских материалов: плакаты, листовки, буклеты, баннеры и т.д. |
2021 - 2024 гг. |
обеспечение населения наглядным материалом по теме профилактики здорового образа жизни |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан, органы исполнительной власти Республики Дагестан |
880,0 |
2.3. |
Привлечение к реализации Программы социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Дагестан для реализации мероприятий по пропаганде здорового образа жизни среди населения |
2021 - 2024 гг. |
создание системы взаимодействия органов государственной власти и социально ориентированных некоммерческих организаций по укреплению общественного здоровья и обеспечение участия социально ориентированных некоммерческих организаций в мероприятиях по укреплению общественного здоровья |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан, Министерство труда и социального развития Республики Дагестан |
2 200,0 |
2.4. |
Техническая поддержка и сопровождение межведомственного интернет-сайта по вопросам укрепления общественного здоровья |
2021 - 2024 гг. |
увеличение доступности информационного материала по пропаганде здорового образа жизни |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан |
200,0 |
2.5. |
Размещение рекламно-информационных материалов в печатных средствах массовой информации по вопросам укрепления общественного здоровья |
2021 - 2024 гг. |
увеличение доступности информационного материала по пропаганде здорового образа жизни; увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни |
Министерство информатизации, связи и массовых коммуникаций Республики Дагестан, органы исполнительной власти Республики Дагестан |
1046,0 |
2.6. |
Организация теле- и радиопередач по вопросам укрепления общественного здоровья |
2021 - 2024 гг. |
увеличение доступности информационного материала по пропаганде здорового образа жизни; увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни |
Министерство информатизации, связи и массовых коммуникаций Республики Дагестан, органы исполнительной власти Республики Дагестан |
406,48 |
2.7. |
Исследование уровня информированности населения по вопросам укрепления общественного здоровья с использованием основных телекоммуникационных каналов для всех целевых аудиторий |
2021 - 2024 гг. |
создание условий для совершенствования механизма информированности населения |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан, Министерство информатизации, связи и массовых коммуникаций Республики Дагестан, органы исполнительной власти Республики Дагестан |
200,0 |
2.8. |
Вовлечение волонтерских движений в мероприятия по укреплению общественного здоровья |
2021 - 2024 гг. |
Привлечение волонтеров-медиков к мероприятиям в сфере укрепления общественного здоровья |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан, Министерство по делам молодежи Республики Дагестан, органы исполнительной власти Республики Дагестан |
- |
3. Разработка и внедрение программ укрепления здоровья на рабочем месте (корпоративных программ укрепления здоровья) | |||||
3.1. |
Разработка и внедрение в органах исполнительной власти Республики Дагестан корпоративных программ по укреплению общественного здоровья на рабочих местах (далее - корпоративная программа) |
2021 - 2024 гг. |
утверждение в рабочих коллективах корпоративной программы; укрепление здоровья сотрудников на рабочих местах |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан, органы исполнительной власти |
200,0 |
Приложение N 2
к государственной программе
Республики Дагестан
"Укрепление общественного здоровья"
Сведения
о целевых индикаторах (показателях) государственной программы Республики Дагестан "Укрепление общественного здоровья"
Наименование показателя, ед. |
Тип показателя |
Период, год |
||||
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Увеличение обращаемости в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни (тысяч человек) |
дополнительный |
34,1 |
35,8 |
38,9 |
41,7 |
47,5 |
Снижение розничной продажи алкогольной продукции на душу населения (в литрах) |
основной |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Снижение смертности мужчин трудоспособного возраста (на 100 тыс. населения) |
основной |
236,9 |
224,5 |
213,9 |
204,8 |
194,3 |
Снижение смертности женщин трудоспособного возраста (на 100 тыс. населения) |
дополнительный |
73,0 |
71,9 |
70,9 |
69,4 |
68 |
Увеличение доли детей в возрасте 6 месяцев, находящихся на грудном вскармливании (%) |
дополнительный |
20,5 |
30,0 |
35,5 |
40,0 |
50,0 |
Снижение числа детей и подростков со сниженным ростом и массой тела (%) |
дополнительный |
50,0 |
45,5 |
40,0 |
35,50 |
30,0 |
Снижение заболеваемости ожирением (на 100 тыс. населения) |
дополнительный |
214,8 |
212,0 |
209,0 |
205,6 |
201,5 |
Увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни (%) |
дополнительный |
40,0 |
45,5 |
50,0 |
55,5 |
60,0 |
Увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (%) |
дополнительный |
35,0 |
45,0 |
45,0 |
50,0 |
55,7 |
Увеличение количества граждан, прошедших обучение в школах здоровья (%) |
дополнительный |
38 |
45 |
50 |
55 |
60 |
Приложение N 3
к государственной программе
Республики Дагестан
"Укрепление общественного здоровья"
Объем
финансирования мероприятий государственной программы Республики Дагестан "Укрепление общественного здоровья"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Объем финансового обеспечения по годам реализации (тыс. рублей) |
|||||
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
всего |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Разработка и внедрение нормативных правовых актов и методических документов по вопросам ведения гражданами ЗОЖ, основанных на рекомендациях Всемирной организации здравоохранения и Министерства здравоохранения Российской Федерации |
0,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
200,0 |
2. |
Внедрение в республике модели организации и функционирования центра общественного здоровья |
0,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
200,0 |
3. |
Обеспечение оснащения службы медицинской профилактики республики (кабинетов, отделений, центра) |
0,0 |
0,0- |
0,0 |
22 566,6 |
22 566,6 |
45 133,2 |
4. |
Создание и оснащение кабинета здорового питания при ЦОЗМП |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2 558,30 |
2 558,30 |
5 116,6 |
5. |
Проведение мониторинга распространенности факторов риска среди населения |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1 500,0 |
1 500,0 |
3 000,0 |
6. |
Внедрение муниципальных программ по укреплению общественного здоровья |
0,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
200,0 |
7. |
Проведение информационно-коммуникационной кампании с использованием телекоммуникационных каналов, направленной на привлечение населения республики к ведению здорового образа жизни (форумы, акции, конференции, флешмобы. тематические часы, игровые программы, викторины, "островки здоровья" и т.д. для различных целевых групп) |
0,0 |
700,0 |
700,0 |
8 250,0 |
8 250,0 |
17 900,0 |
8. |
Изготовление информационно-просветительских материалов: плакаты, листовки, буклеты, баннеры и т.д. |
0,0 |
100,0 |
100,0 |
240,0 |
240,0 |
680,0 |
9. |
Привлечение к реализации программы социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Дагестан (предоставление субсидий) |
0,0 |
100,0 |
100,0 |
1 000,0 |
1 000,0 |
2 200,0 |
10. |
Создание и сопровождение межведомственного интернет-сайта по вопросам укрепления общественного здоровья |
0,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
200,0 |
11. |
Организация теле- и радиопередач по вопросам укрепления общественного здоровья |
0,0 |
203,24 |
203,24 |
475,2 |
475,2 |
406,48 |
12. |
Размещение рекламно-информационных материалов в печатных средствах массовой информации по вопросам укрепления общественного здоровья |
0,0 |
140,0 |
140,0 |
383,0 |
383,0 |
1046,0 |
13. |
Исследование уровня информированности населения по вопросам укрепления общественного здоровья с использованием основных телекоммуникационных каналов для всех целевых аудиторий |
0,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
200,0 |
14. |
Разработка и внедрение корпоративных программ для работодателей, содержащих наилучшие практики по укреплению здоровья работников |
0,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
200,0 |
|
Всего по Программе |
0,0 |
1 543,24 |
1 543,24 |
36 797,9 |
36 797,9 |
76 682,28 |
Приложение N 4
к государственной программе
Республики Дагестан
"Укрепление общественного здоровья"
Методика
оценки эффективности реализации государственной программы Республики Дагестан "Укрепление общественного здоровья"
1. Степень достижения запланированных результатов Программы оценивается на основании сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов с их плановыми значениями.
2. Сопоставление значений целевых индикаторов производится по каждому расчетному и базовому показателю.
3. На плановый период указываются плановые значения по годам, а также целевое значение на среднесрочную перспективу с указанием года достижения этого значения,
4. Оценка эффективности реализации Программы по направлениям определяется по формуле:
, где:
- эффективность хода реализации i-гo индикатора Программы (в процентах);
- фактическое значение i-гo индикатора Программы, достигнутое в ходе ее реализации;
- нормативное значение i-гo индикатора Программы.
5. Интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется по формуле:
, где:
Е - эффективность реализации Программы (в процентах);
n - количество индикаторов Программы;
- количество достигнутых индикаторов Программы за отчетный период;
- нормативное количество индикаторов Программы за отчетный период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2020 г. N 286 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Укрепление общественного здоровья"
Вступает в силу с 25 декабря 2020 г.
Текст постановления опубликован на Интернет-портале правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru) 29 декабря 2020 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2020 г. N 0500202012290031, на Портале "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" (http://pravo.minjust.ru) 15 февраля 2021 г.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 декабря 2021 г. N 388 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2022 г.