Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 24.12.2020 N 1215-пп
Государственная программа
"Развитие промышленности, обеспечение энергосбережения и повышение энергетической эффективности Оренбургской области"
7 июня 2021 г.
Паспорт государственной программы
"Развитие промышленности, обеспечение энергосбережения и повышение энергетической эффективности Оренбургской области"
(далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
- |
министерство промышленности и энергетики Оренбургской области |
Соисполнители Программы |
- |
отсутствуют |
Участники Программы |
- |
отсутствуют |
Подпрограммы Программы |
- |
|
Приоритетные проекты (программы), региональные проекты, реализуемые в рамках Программы |
- |
региональный проект "Системные меры по повышению производительности труда" |
Цель Программы |
- |
создание экономических, организационных и правовых условий для модернизации традиционных отраслей экономики и формирования постиндустриального сегмента |
Задачи Программы |
- |
стимулирование промышленного роста, а также повышения производительности труда субъектов деятельности в сфере промышленности (далее - промышленные предприятия); создание условий для увеличения объема несырьевого неэнергетического экспорта промышленных предприятий; развитие кадрового потенциала промышленных предприятий; обеспечение рационального использования энергетических ресурсов; создание условий для расширения использования возобновляемых источников энергии |
Показатели (индикаторы) Программы |
- |
индекс промышленного производства; абзац 2 утратил силу с 12 июня 2021 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 7 июня 2021 г. N 441-пп Информация об изменениях:объем отгруженной продукции по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства"; абзац 4 утратил силу с 12 июня 2021 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 7 июня 2021 г. N 441-пп Информация об изменениях:объем несырьевого неэнергетического экспорта промышленных предприятий; суммарное снижение энергоемкости валового регионального продукта к уровню 2015 года; доля производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, в совокупном объеме производства электрической энергии (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт) |
Срок и этапы реализации Программы |
- |
2021 - 2024 годы, этапы не предусмотрены |
Объем бюджетных ассигнований Программы |
- |
650 540,8 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2021 год - 150 960,2 тыс. рублей; 2022 год - 163 060,2 тыс. рублей; 2023 год - 168 260,2 тыс. рублей; 2024 год - 168 260,2 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
увеличение объемов выпуска продукции; абзац 2 утратил силу с 12 июня 2021 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 7 июня 2021 г. N 441-пп Информация об изменениях:повышение производительности труда и качества выпускаемой продукции; увеличение выпуска высокотехнологичной конкурентоспособной и импортозамещающей продукции; расширение доступа промышленных предприятий к мерам государственной поддержки; увеличение количества промышленных предприятий, осуществивших модернизацию и техническое перевооружение производства; абзац 7 утратил силу с 12 июня 2021 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 7 июня 2021 г. N 441-пп Информация об изменениях:обеспечение доступа промышленных предприятий к заемным средствам, предоставляемым на льготных условиях; снижение издержек промышленных предприятий на организацию производства и выпуск продукции; расширение номенклатуры производимой продукции и рынков ее сбыта; увеличение объема продукции промышленных предприятий, поставляемой на международные рынки; вовлечение организаций и предприятий в проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; увеличение использования возобновляемых источников энергии; снижение негативного воздействия на окружающую среду; повышение эффективности использования энергетических ресурсов; повышение уровня подготовки специалистов промышленных предприятий; обеспечение открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти; повышение эффективности промышленной политики |
Список сокращений, используемых в Программе:
АГНКС |
- |
автомобильная газонаполнительная компрессорная станция; |
АО |
- |
акционерное общество; |
ВВП |
- |
валовый внутренний продукт; |
ВИЭ |
- |
возобновляемые источники энергии; |
ВРП |
- |
валовый региональный продукт; |
ГРБС |
- |
главный распорядитель бюджетных средств; |
ЗАО |
- |
закрытое акционерное общество; |
КПГ |
- |
компримированный природный газ; |
МВт |
- |
мегаватт; |
Минпромторг России |
- |
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; |
минпромэнерго |
- |
министерство промышленности и энергетики Оренбургской области; |
минстрой |
- |
министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области; |
ОКВЭД2 |
- |
общероссийский классификатор видов экономической деятельности; |
ООО |
- |
общество с ограниченной ответственностью; |
ОФРП |
- |
Областной фонд развития промышленности; |
ПАО |
- |
публичное акционерное общество; |
т.у.т |
- |
тонны условного топлива; |
ТЭ |
- |
тепловая энергия; |
ФЦК |
|
автономная некоммерческая организация "Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда"; |
ЦПЭ |
- |
центр поддержки экспорта Оренбургской области; |
ЭЭ |
- |
электрическая энергия. |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
По оценкам специалистов Оренбургская область относится к среднеразвитым индустриально-аграрным регионам Российской Федерации.
По объему разведанных запасов и добыче полезных ископаемых Оренбургская область входит в ведущую группу субъектов Российской Федерации. В числе основных природных ресурсов нефть, природный газ, конденсат, медноколчеданные комплексные руды, никелевые руды, золото, хризотил-асбест, каолины, соль каменная.
Предприятия Оренбургской области производят около 2 процентов общероссийской добычи природного газа, 3 процента нефти, 2 процента производства стали, 5 процентов чугуна, порядка 50 процентов хризотил-асбеста. Важное место занимают предприятия Оренбургской области и в производстве медных концентратов и черновой меди, никеля, кобальта, соли, электродвигателей переменного тока и ряда других видов промышленной продукции.
Значительное развитие ориентированных на экспорт отраслей (топливно-энергетической, металлургической) и сравнительно небольшие масштабы военно-промышленного комплекса, а также сельскохозяйственная специализация обеспечили относительную устойчивость экономики Оренбургской области в период кризиса 90-х годов.
Сегодня в валовом региональном продукте на долю предприятий промышленного сектора приходится более 58 процентов.
В Оренбургской области работает более 200 крупных и средних промышленных предприятий. Объем производимой ими продукции превышает 950 млрд. рублей в год, что составляет более 80 процентов от общего объема промышленного производства. За 2019 год в консолидированный бюджет области от крупных и средних промышленных предприятий поступило более 40 млрд. рублей, что обеспечило практически половину его налоговых и неналоговых доходов.
В число производителей области входят такие предприятия, как ОOO "Руссоль", ООО "Газпром добыча Оренбург", ПАО "Оренбургнефть", ООО "Газпромнефть-Оренбург", ООО "БайТекс", ООО "Сладковско-Заречное", ООО "Геопрогресс", АО "Уральская Сталь", ПАО "Гайский ГОК", ООО "Медногорский медно-серный комбинат", АО "ОРМЕТ", ООО "Гайский завод по обработке цветных металлов", АО "Новотроицкий завод хромовых соединений", ООО "Новохром", ПАО "Орскнефтеоргсинтез", ОАО "Нефтемаслозавод", ООО "НСплав", ООО "Южно-Уральская Горно-перерабатывающая Компания", АО "Оренбургские минералы", ООО "ОРЕН-ОРС", ОАО "Орское карьероуправление", ООО "Волма-Оренбург", ООО "Оренбургский профметалл", АО "ПО "Стрела", АО "Орский машиностроительный завод", ЗАО "РИФАР", АО "Механический завод", ОАО "Завод бурового оборудования", ОАО "Медногорский электротехнический завод "Уралэлектро", АО "Завод "Инвертор", ТОСП ООО "Джон Дир Русь", филиал в г. Оренбурге, ООО "Уральский завод горного оборудования", АО "Кувандыкский завод КПО "Долина", ООО "Оренбургский радиатор", АО "Бузулукский механический завод", ООО "Южно-Уральский Завод Спасательного Оборудования", ООО "Пластик", ООО "Оренпласт", ООО "Технология", ООО "Южно-Уральский механический завод", ОАО "Юничел-Оренбург", ЗАО "Промсинтекс", ООО "Комбинат Оренбургских пуховых платков", ООО "Ореана", ООО "Альтаир", ООО "Мануфактурная лавка", ООО "Перчатка +" и ряд других предприятий.
Общее число предприятий, занятых промышленным производством (за исключением предприятий, производящих пищевые продукты, напитки, а также занимающихся полиграфической деятельностью и копированием носителей информации) и осуществляющих свою деятельность, составляет 1121 единицу.
Исторически сложившаяся структура промышленного производства Оренбургской области такова, что наибольший удельный вес в ней занимают организации добывающего комплекса.
Базовыми отраслями промышленности являются газовый, нефтяной, энергетический, металлургический, машиностроительный комплексы.
В промышленном секторе экономики Оренбургской области работает 141 тыс. человек, или 23 процента от общей численности занятого населения.
Индекс промышленного производства в Оренбургской области в 2019 году по сравнению с 2018 годом составил 103,2 процента.
В 2019 году в Оренбургской области объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами в отраслях по добыче полезных ископаемых составил 561 650,8 млн. рублей, или 21,3 процента от аналогичного показателя в целом по Приволжскому федеральному округу.
В сфере обрабатывающих производств в 2019 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и оказано услуг собственными силами на сумму 315 272,8 млн. рублей, в том числе произведено:
металлургической продукции - на сумму 96 984,6 млн. рублей;
кокса и нефтепродуктов - на сумму 78 416,4 млн. рублей;
электроэнергии, газа и пара, кондиционирования воздуха - на сумму 60 675,2 млн. рублей;
готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования) - на сумму 28 217,1 млн. рублей;
химических веществ и химических продуктов - на сумму 23 011,3 млн. рублей;
неметаллической минеральной продукции - на сумму 18 105,3 млн. рублей;
резиновых и пластмассовых изделий - на сумму 4 391,3 млн. рублей;
автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов - на сумму 2 201,6 млн. рублей;
электрического оборудования - на сумму 1 885,5 млн. рублей;
одежды - на сумму 785,0 млн. рублей;
обработано древесины, произведено изделий из дерева и пробки (кроме мебели), изделий из соломки и материалов для плетения - на сумму 611,5 млн. рублей;
мебели - на сумму 308,4 млн. рублей;
кожи и изделий из кожи - на сумму 204,6 млн. рублей;
текстильных изделий - на сумму 153,6 млн. рублей.
В сферах обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха в 2019 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и оказано услуг собственными силами на сумму 60 675,2 млн. рублей, в сфере водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 14 684,4 млн. рублей.
Среднесписочная численность работников в отраслях по добыче полезных ископаемых в 2019 году составила 13,5 тыс. человек, в обрабатывающих производствах - 80,9 тыс. человек, в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха - 22,3 тыс. человек, в сфере водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 90,8 тыс. человек.
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности основную долю занимают предприятия по добыче полезных ископаемых - на них приходится 50,3 процента от общего объема инвестиций по крупным и средним предприятиям и организациям. На предприятия сферы обрабатывающих производств приходится 23,0 процента инвестиций, на предприятия по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха - 11,2 процента.
В 2019 году в ООО "Южно-Уральская Горно-перерабатывающая компания" запущена линия брикетирования AKKERMAN METAL - современного, полностью автоматизированного производства металлургических брикетов. В основе производства - переработка металлургических шлаков для дальнейшего их использования в производстве стали. Производственная мощность новой линии - 30 тонн брикетов в час, или 150 тысяч тонн в год. В перспективе данный проект предполагает 3 млрд. рублей инвестиций.
ПАО "Гайский ГОК" реализовал проект "Разработка глубоких и сверхглубоких горизонтов подземного рудника", общий объем инвестиций - около 10 млрд. рублей.
В ноябре 2019 года ООО "Новотроицкий содовый завод" запустил печную линию для обжига известняка. Общая стоимость инвестиционного проекта предприятия составляет более 3 млрд. рублей.
Компаниями ПАО "Т Плюс" и ООО "Хевел" за период с 2014 по 2020 год в регионе построено 16 солнечных электростанций общей мощностью 330 МВт. Сумма инвестиций, вложенных в реализацию проектов, превысила 36 млрд. рублей.
Оренбургская область занимает лидирующие позиции в стране по солнечной генерации. Развитие альтернативной энергетики продолжает оставаться одним из ключевых направлений в этом секторе.
До 2022 года в регионе будет построено еще несколько солнечных электростанций и их суммарная мощность превысит 400 мегаватт, в том числе за счет строительства электростанций в Светлинском, Переволоцком и Илекском районах области.
В июле 2019 года завершена реконструкция энергоузла напряжением 220/500 киловольт магистральных электрических сетей в Бузулукском районе Оренбургской области (ПАО "ФСК ЕЭС").
Введена в эксплуатацию новая современная подстанция Преображенская 500 кВ, являющаяся связующим звеном между энергосистемами Волги и Урала.
ПАО "Оренбургнефть" в 2019 году открыло 12 новых нефтяных месторождений и 25 залежей на уже существующих месторождениях.
Суммарный прирост извлекаемых запасов категории С1 и С2 составил порядка 25 млн. тонн нефти, общий прирост запасов составляет более 31 млн. тонн.
В рамках целевой газовой программы ПАО "Оренбургнефть" провело техническое перевооружение установки компримирования газа "Ольховская", что позволило значительно повысить уровень рационального использования попутного нефтяного газа на Ольховской группе месторождений. В рамках перевооружения был построен новый газопровод подачи газа.
ООО "Газпромнефть-Оренбург" увеличило ресурсную базу за счет открытия новых месторождений и залежей по итогам геологоразведочных работ, а также за счет расширения границ имеющихся активов.
ООО "Геопрогресс" устанавливает новейший комплекс оборудования для подготовки нефти на Моховом месторождении Александровского лицензионного участка. В рамках газовой программы утилизация добываемого попутного нефтяного газа на месторождениях ООО "Геопрогресс" превысит 95 процентов.
Промышленные предприятия Оренбургской области являются активными участниками внешней торговли.
Основу регионального экспорта составляет продукция топливно-энергетического комплекса (45,6 процента всего регионального экспорта) и черной металлургии (30,4 процента).
Крупнейшими экспортерами в 2019 году являлись промышленные предприятия:
АО "Уральская Сталь", ПАО "Оренбургнефть", АО "Новотроицкий завод хромовых соединений", ООО "Байтекс", АО "Оренбургские минералы", ООО "Новохром", ООО "Южно-Уральская Горно-перерабатывающая компания", ООО "НСплав", ООО "Гайский завод по обработке цветных металлов", ООО "Оренбургский радиатор", ООО "Руссоль", АО "Уралэлектро", ОАО "Завод бурового оборудования", ООО "Южно-Уральский Завод Спасательного Оборудования", АО "Бузулукский механический завод".
Общий объем регионального экспорта в 2019 году составил 2 049,2 млн. долларов США (снижение к уровню 2018 года на 837,9 млн. долларов США, или в 1,4 раза).
В страны СНГ экспортировано продукции на сумму 763,4 млн. долларов США (сокращение объема в 1,9 раза), в том числе в государства - члены ЕАЭС - на сумму 517,0 млн. долларов США (снижение - в 2,3 раза). Доля ЕАЭС в региональном экспорте - 25,2 процента, в экспорте области в страны СНГ - 67,7 процента. Объем оренбургского экспорта в страны дальнего зарубежья за 2019 год составил 1 285,8 млн. долларов США (снижение - на 10,3 процента).
Влияние на данные показатели оказали мировые тенденции, нестабильная ситуация на мировых рынках нефти и металлов, а также экономические санкции в отношении России и ответные санкции. В частности, наблюдается падение темпов роста мировой экономики, напряженными являются торговые отношения между США и Китаем, падает потребление топлива, что в совокупности влечет за собой избыток предложения нефти и газа и их удешевление.
Наиболее существенное влияние на региональные внешнеторговые показатели оказало выпадение объемов экспорта нефтепродуктов (производитель - ПАО "Орскнефтеоргсинтез"), нефти сырой (основной экспортер - ПАО "Оренбургнефть"), экспорта услуг по переработке углеводородного сырья Карачаганакского месторождения Республики Казахстан в связи с выведением перерабатывающих активов из состава ООО "Газпром добыча Оренбург" и консолидацией их в ООО "Газпром переработка" (г. Санкт-Петербург).
Также негативное влияние на развитие регионального экспорта оказали остановка и сокращение объемов производства ряда ведущих экспортеров области: АО Машиностроительный концерн "Ормето-ЮУМЗ", ООО "ТПК "Орские заводы", ООО "Светлинский ферроникелевый завод", АО "Бузулукский механический завод", ЗАО "Завод синтетического спирта".
Торговыми партнерами Оренбургской области в 2019 году в экспортно-импортных операциях являлись 85 стран, в том числе: Италия - 13,0 процента объема внешней торговли Оренбургской области, Соединенные Штаты Америки - 12,6 процента, Казахстан - 10,1 процента, Беларусь - 7,7 процента, Киргизия - 6,5 процента, Узбекистан - 5,5 процента, Латвия - 5,0 процента, Таджикистан - 4,6 процента, Китай - 4,5 процента, Турция - 3,5 процента, Венгрия - 3,5 процента, Нидерланды - 2,9 процента, Грузия - 2,4 процента, Азербайджан - 2,3 процента, Индия - 1,8 процента, Германия - 1,1 процента, Япония - 1,1 процента.
На поддержку промышленности в 2019 году за счет средств областного бюджета выделено 171 656,2 тыс. рублей.
Поддержка осуществлялась в рамках регионального проекта "Системные меры по повышению производительности труда" подпрограммы "Содействие развитию промышленного сектора экономики в Оренбургской области" государственной программы "Экономическое развитие Оренбургской области", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 25.12.2018 N 888-пп.
В вопросах реализации государственной промышленной политики сегодня можно выделить следующие проблемы:
1. Отсутствие концепции развития промышленности Оренбургской области.
2. Ограниченные возможности регионов в предоставлении прямых мер поддержки предприятиям, а также несоответствие этих возможностей потребностям промышленных предприятий.
3. Невозможность органов государственной власти субъектов Российской Федерации оказывать влияние на корпоративную политику закупок крупных компаний.
4. Слабо развитая внутрирегиональная кооперация.
5. Высокая себестоимость продукции промышленных предприятий области, обусловленная географическим положением Оренбургской области и стоимостью ресурсов.
6. Приостановление либо переориентация на иные направления развития большинства промышленных проектов, планировавшихся к реализации с привлечением мер государственной поддержки.
7. Усложненность процедур доступа к государственной поддержке.
Длительность процессов и непредсказуемость результатов рассмотрения заявок на получение мер поддержки негативно сказываются на имидже государственных органов, вносят элемент недоверия во взаимоотношения власти и бизнеса и, как следствие, не способствуют развитию регионов.
8. Низкий уровень информированности промышленных предприятий о существующих мерах поддержки. Министерство промышленности и энергетики Оренбургской области со своей стороны широко освещает информацию о мерах поддержки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет). Вместе с тем желаемого запроса и активности предприятий не наблюдается.
9. Низкая активность промышленных предприятий в Государственной информационной системе "Промышленность" - бесплатном ресурсе Минпромторга России, который представляет собой единое цифровое пространство для промышленных производителей. На его интерактивной платформе должна быть собрана и структурирована следующая информация:
о состоянии промышленности и прогнозе ее развития;
о субъектах деятельности в сфере промышленности;
о прогнозах выпуска основных видов промышленной продукции и об их фактическом выпуске, о характеристиках промышленной продукции с учетом отраслевой принадлежности, а также об объеме импорта промышленной продукции в Российскую Федерацию (по видам промышленной продукции);
об использовании ресурсосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии в процессе промышленной деятельности;
о государственных и муниципальных программах, разрабатываемых в целях формирования и реализации промышленной политики;
о мерах стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных соответствующими государственными и муниципальными программами;
о достижении показателей эффективности применения мер стимулирования, осуществляемых за счет средств федерального бюджета;
о прогнозе развития отраслей промышленности, требования, к формированию которого определяются Правительством Российской Федерации;
о кадровом потенциале субъектов деятельности в сфере промышленности и об их потребностях в кадрах;
об информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям и о методических рекомендациях по их применению;
в форме ежегодных докладов о состоянии и развитии промышленности, подготавливаемых уполномоченным органом в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";
о заключении, об изменении, о расторжении и прекращении действия специальных инвестиционных контрактов, а также результатах контроля за выполнением инвесторами обязательств по специальным инвестиционным контрактам.
10. Отсутствие актуальной, оперативной, официальной информации для принятия управленческих решений, а также отсутствие четкого механизма обмена информацией между органами власти различных уровней (федеральными и региональными).
11. Трудности в продвижении продукции промышленных предприятий, особенно малых и средних, по причине отсутствия специалистов по маркетингу и продажам.
12. Большая степень изношенности основных фондов промышленных предприятий, необходимость их обновления и модернизации.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности являются важными условиями развития экономики Оренбургской области.
Требования к экологичности и энергоэффективности определяют вектор развития энергетических систем и оборудования, технологий добычи ресурсов и других отраслей промышленности. Рост энергоэффективности обеспечивает существенную экономию энергоресурсов.
С учетом разнообразных внешнеэкономических ограничивающих факторов эффективное расходование топливно-энергетических ресурсов является особенно актуальным.
Энергетическая политика Оренбургской области направлена на масштабное снижение потребления энергетических ресурсов, то есть уменьшение энергоемкости экономики региона.
В альтернативной энергетике, которую мы развиваем в своем регионе, главным направлением сегодня является строительство объектов солнечной генерации.
Оренбуржье - это 2162 часа солнечного света в год, то есть по количеству солнечных дней Оренбургская область сопоставима с южными территориями Италии.
У бурного развития солнечной генерации Оренбуржья есть целый ряд положительных эффектов. Реализация проектов "зеленой" энергетики позволила создать в Оренбургской области дополнительные рабочие места, привлекла в регион крупные инвестиции, увеличила базу налогообложения, усилила инфраструктуру энергосистемы области.
Одновременно в области идет развитие генерации с использованием ветроэнергетических установок, общая установленная мощность которых на сегодняшний день составляет 2,7 мегаватта.
Повышения энергоэффективности можно достичь за счет внедрения передовых технологий, например, парогазовых установок, установок комбинированной выработки электричества и тепла, электрификации и газификации транспорта, современных энергоэффективных конструкций зданий и теплоизоляционных материалов, установок регулируемого привода, энергоэффективных светильников и систем управления освещением, ИТП с погодным регулированием, современных приборов учета потребления энергетических ресурсов.
Поручением Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 года N Пр-743 установлено задание по развитию рынка газомоторного топлива, включая создание сети газозаправочных станций и увеличение парка автотранспортных средств, использующих газ в качестве моторного топлива.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 18 мая 2018 года" имеется в виду "от 18 апреля 2018 года"
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 23 декабря 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны отражать увеличение количества транспортных средств: высокоэкономичных в части использования моторного топлива и электрической энергии; оборудованных электродвигателями; относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, альтернативными видами моторного топлива - природным газом, газовыми смесями, используемыми в качестве моторного топлива (далее - газовые смеси), сжиженным углеводородным газом, электрической энергией, иными альтернативными видами моторного топлива с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии, иных альтернативных видов моторного топлива и экономической целесообразности такого замещения.
Во всех отраслях, где есть значительная топливная составляющая, использование газа дает серьезный экономический эффект.
В то же время выбросы транспортных средств загрязняют окружающую среду. Доля выбросов передвижных источников составляет 37 процентов. Использование природного газа в качестве моторного топлива позволит снизить выбросы загрязняющих веществ, повысить ресурс двигателей и срок эксплуатации транспортных средств.
Необходимыми условиями успешного развития промышленного производства является совершенствование кадровой политики промышленных предприятий, оценка персонала, построение системы обучения, повышение квалификации, осуществление контроля, аудит кадрового потенциала.
В связи с этим в Оренбургской области актуальными становятся построение и дальнейшее совершенствование модели организации управления кадровым развитием промышленного производства, разработка механизма использования и сохранения кадрового потенциала, обеспечение оптимального баланса процесса обновления и сохранения количественного и качественного состава кадров.
Сегодня на рынке труда сложилась противоречивая ситуация: при общем сокращении количества рабочих мест в промышленности предприятия продолжают испытывать дефицит рабочей силы.
Как показывают исследования, главные кадровые проблемы - это дефицит высококвалифицированных рабочих, инженеров и специалистов среднего звена: мастеров участков, технологов, бригадиров.
В июне 2020 года в Оренбургской области из 4600 вакансий, размещенных на портале Trudvsem.ru в сети Интернет, около 45 процентов относились к вакансиям в сфере промышленности.
В добывающей промышленности имелось 60 свободных рабочих мест. Это машинисты экскаватора, машинисты бульдозера, геодезисты, слесари, трубоукладчики, машинисты буровых установок. В машиностроении и металлургии - 120: фрезеровщики, токари, операторы станков, шлифовщики, аппаратчики, сверловщики, резьборезчики, инженеры-технологи, машинисты. В других обрабатывающих отраслях насчитывалось 1600 свободных рабочих мест: слесари, электрогазосварщики, инженеры, технологи, механизаторы, электромонтеры, наладчики.
Штат рабочих высокой квалификации планируют увеличить 20 процентов всех предприятий, инженеров - 43 процента.
Изменилась и структура выпуска из учебных заведений: рабочие профессии в промышленности сократились в 2 раза. Наблюдается тенденция к снижению планирования в целом подготовки необходимых кадров со средним и высшим образованием. Рабочие профессии непопулярны, и это связано (в том числе) с недостаточным освещением преимуществ таких профессий в средствах массовой информации, также требует решения проблема организации работы по профессиональной ориентации выпускников школ.
К проблемам на сегодняшний день нужно также отнести:
острый дефицит высококвалифицированных кадров вследствие относительно низкой заработной платы, падения престижа инженерно-технических и рабочих специальностей;
низкую профессиональную подготовку и квалификацию работников промышленных предприятий;
низкий уровень профессиональной переподготовки специалистов и управления персоналом с учетом постоянно растущих требований к их компетенциям;
отсутствие связей обучения с производством;
недостаток финансирования для обновления материально-технической базы профессиональных образовательных организаций;
неэффективную кадровую политику, не способствующую привлечению квалифицированных специалистов в сферу промышленного производства, научно-технической и технологической деятельности.
Вышеназванные проблемы указывают на необходимость создания условий для развития кадрового потенциала промышленных организаций Оренбургской области.
Для устранения дисбаланса необходимо повысить престиж рабочих профессий, сделать более современными и гибкими принципы работы образовательных организаций, активнее привлекать к реализации образовательных программ представителей бизнеса.
К приоритетным задачам в области развития кадрового потенциала промышленных предприятий Оренбургской области можно отнести необходимость:
налаживания взаимодействия между органами власти, образовательными организациями и работодателями;
устранения дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда;
повышения престижа рабочих профессий, в том числе путем проведения конкурсов и акций по повышению престижа рабочих профессий;
реализации механизма прогнозирования потребности в кадрах по перспективным и востребованным профессиям;
формирования, подготовки и переподготовки высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров;
проведения оценки удовлетворенности работодателей качеством подготовки кадров в сфере промышленности;
привлечения и сохранения кадровых ресурсов;
стимулирования развития систем дополнительного непрерывного профессионального образования;
оказания информационно-консультационной поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности в области развития их кадрового потенциала;
оказание адресной поддержки промышленным предприятиям в реализации кадровой политики.
Оценка развития ситуации в экономике государства, ее промышленном секторе, а также основные тенденции и факторы, оказывающие на него влияние, таковы.
ВВП России в 2020 году на фоне ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) снизится на 5,0 процента, восстановительный рост в 2021 году составит 2,8 процента, выход на предкризисные уровни ожидается в первом полугодии 2022 года, что следует из макропрогноза Министерства экономического развития Российской Федерации.
Сценарные условия макропрогноза подготовлены в условиях высокой неопределенности, которая обусловлена больше эпидемиологическими факторами, нежели экономическими.
Ключевой фактор снижения ВВП в текущем году - внутренние ограничения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
По оценкам Министерства экономического развития Российской Федерации, ВВП Российской Федерации в годовом выражении снизится во втором квартале 2020 года на 9,5 процента, в третьем - на 6,3 процента, в четвертом - на 5,2 процента.
В первом же квартале 2020 года, по данным Росстата, экономика Российской Федерации выросла на 1,6 процента в годовом выражении, а во втором квартале 2020 года, на который пришелся пик кризиса, связанного с пандемией, падение экономики составило 8,5 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По мере ослабления карантинных ограничений ожидается возобновление роста ВВП с третьего квартала 2020 года и постепенное восстановление годовой динамики.
Основной вклад в снижение ВВП в 2020 году внесут потребительские расходы, наиболее ощутимым падение будет в секторе услуг. Согласно прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации, оборот розничной торговли в Российской Федерации в 2020 году снизится на 5,2 процента, а в 2021 году вырастет на 4,0 процента. Объем платных услуг населению по итогам текущего года снизится на 10,0 процента, в 2021 году ожидается их рост на 5,6 процента.
Инвестиции в основной капитал снизятся в 2020 году на 12,0 процента (после роста на 1,7 процента в 2019 году). В 2021 году Министерство экономического развития Российской Федерации ожидает ускорения темпов роста инвестиций до 4,9 процента.
Спад промышленного производства в Российской Федерации в 2020 году составит 5,4 процента. При этом далее прогнозируется рост более 3 процентов ежегодно: в 2021 и 2022 годах он ожидается на уровне 3,3 процента, а в 2023 году - на уровне 3,4 процента. В 2020 году серьезное влияние на промышленное производство окажет сделка ОПЕК+ по снижению добычи нефти.
Средняя цена нефти марки Urals в 2020 году прогнозируется на уровне 31,1 доллара за баррель против 63,8 доллара в 2019 году, в 2021 году - 35,4 доллара за баррель. Среднегодовой курс доллара при таких ценах на нефть, по прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации, в 2020 году будет на уровне 72,6 рубля, в 2021 году - 74,7 рубля за доллар.
Антикризисные меры Правительства Российской Федерации поддержат реальные располагаемые доходы населения. Они снизятся во втором квартале 2020 года на 6,0 процента, без дополнительных мер со стороны правительства они могли бы упасть на 7,5 процента. В 2021 году Министерство экономического развития Российской Федерации ожидает рост реальных располагаемых доходов россиян на 2,8 процента.
При этом принимаемые меры не смогут предотвратить роста безработицы, но позволят ограничить численность высвобождаемых работников. В 2020 году безработица составит 5,7 процента в среднем за год.
В 2021 году снижение безработицы ожидается до 5,4 процента, в 2022 году - до 4,9 процента, в 2023 году - до 4,7 процента.
Активная фаза восстановления экономики России начнется в четвертом квартале 2020 года и продолжится в 2021 году.
Данный прогноз является базовым и не учитывает мер общенационального плана действий по восстановлению экономики.
По оценкам международного рейтингового агентства S&P, снижение цен на нефть, сокращение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+ и негативные последствия новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) приведут в 2020 году к снижению российской экономики на 4,8 процента. Однако сильная политическая основа, включая гибкий обменный курс, а также уровень внешнего и внутреннего фискального баланса должны позволить экономике справиться с этими потрясениями. В агентстве отмечают, что, несмотря на многочисленные потрясения в экономике, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), удар по ВВП России в 2020 году будет меньше, чем в развитых странах. Это частично объясняется экономической структурой, которая включает меньшую роль секторов услуг и малых, и средних предприятий. По прогнозам, рост экономики Российской Федерации в 2021 году может составить 4,5 процента, в 2022 году - 3,3 процента. При таком пути восстановления реальный ВВП вернется к уровню 2019 года к началу 2022 года.
По мнению российских экспертов, в 2020 году основным вопросом во внешней торговле станет динамика импорта. Его объем начал нарастать с середины 2019 года. В значительной степени это было обусловлено увеличением государственных инвестиций в экономику. Учитывая, что предполагается дальнейшая реализация национальных проектов, иностранные поставки продолжат оказывать влияние на объем импорта.
Наращивание объемов экспорта в ближайшее время будет проблематичным, как считают эксперты. По мнению главы Банка России, прогнозируется падение экспорта в 2020 году на 13-15 процентов. Восстановление экономической активности в России может занять более 1,5 года, как считает глава Банка России. Ситуация будет осложняться ожиданиями по динамике развития китайской экономики, а также неопределенностью в развитии эпидемиологической ситуации.
Все вышеперечисленные факторы и ожидания будут определять развитие экономики, в том числе ее промышленного сектора и в Оренбургской области.
Внешними ограничениями экономического роста в Оренбургской области в среднесрочной перспективе является, в первую очередь, влияние неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условий и факторов неопределенности, с ним связанных. Кроме того, продление соглашения стран ОПЕК+ о сокращении добычи нефти до 2022 года и снижение спроса на углеводороды в мире, ухудшение внешнеэкономических и внешнеполитических факторов, замедляющих темп роста притока прямых иностранных инвестиций, также могут негативно повлиять на экономику региона.
К внутренним факторам, влияющим на тенденции социально-экономического развития области в среднесрочном периоде, относятся низкий уровень инвестиционных вложений в основной капитал, недостаточный уровень внедрения инноваций, в том числе цифровых технологий, инструментов бережливого производства, направленных на повышение производительности труда, усиление конкуренции с другими регионами в части привлечения инвесторов.
Риск дальнейшего замедления темпов роста экономики сохраняется, он обусловлен влиянием геополитических факторов, усилением волатильности на мировых товарных и финансовых рынках, что может сказаться на курсовых и инфляционных ожиданиях.
По видам экономической деятельности по вкладу в ВРП основным источником экономического роста в прогнозном периоде является развитие промышленности. Среди основных причин, ограничивающих развитие базовых видов промышленности, выделяются недостаточный спрос на производимую продукцию и оказываемые услуги, высокое фискальное давление, недостаток финансовых средств для внедрения цифровых технологий и других инноваций.
Несмотря на имеющиеся факторы и ограничения социально-экономического роста, реализация последовательной и согласованной макроэкономической государственной политики в прогнозном периоде будет обеспечивать стабильность основных макроэкономических параметров. Одновременно поддержку экономического роста в среднесрочной перспективе будут оказывать реализация приоритетных национальных проектов, а также антикризисные меры Правительства Российской Федерации и Оренбургской области.
По оценкам министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области, значительных изменений в структуре ВРП до 2023 года не прогнозируется.
В прогнозном периоде до 2023 года ожидается восстановление экономики. Ведущим фактором роста в этот период останется наращивание объемов промышленного производства и инвестиций в основной капитал.
В целом, прогнозируется выход экономики в этот период на сбалансированный рост в темпах ниже среднероссийских.
В 2020 году индекс промышленного производства в Оренбургской области оценивается на уровне 93,2 процента, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в 2020 году составит около 887,9 млрд. рублей.
Предполагается, что с учетом условий и факторов, определяющих развитие промышленности в 2021 - 2022 годах, к 2023 году индекс промышленного производства по консервативному сценарию составит 103,0 процента, по базовому сценарию - 104,6 процента к уровню оценки 2020 года.
Основные резервы промышленного развития связаны с ростом инвестиций в основной капитал, освоением новых рыночных направлений, в том числе экспортных, повышением производительности труда.
В 2021 году инвестиционная активность предприятий и организаций Оренбургской области по базовому варианту прогнозируется на уровне темпа роста, прогнозируемого на территории Российской Федерации (103,9 процента). В абсолютной величине ожидается прирост инвестиций в сумме 19 318,9 млн. рублей. В прогнозируемом периоде основными источниками финансирования будут оставаться собственные средства хозяйствующих субъектов (76,0 процента).
Индекс производства в добыче полезных ископаемых ожидается в 2020 году на уровне 93,6 процента к уровню 2019 года.
В 2021 году в добыче полезных ископаемых индекс производства прогнозируется на уровне 100,0 процента по консервативному варианту прогноза, 101,6 процента - по базовому варианту прогноза к уровню оценки 2020 года.
Ожидается восстановление докризисного уровня добычи нефти после того, как в 2022 году сделка ОПЕК+ будет завершена.
Второй наиболее значимой сферой промышленности является обрабатывающее производство.
Индекс производства в обрабатывающих отраслях ожидается на уровне 98,8 процента к 2019 году, в 2021 году - 100,8 процента по консервативному варианту прогноза, 101,0 процента - по базовому варианту прогноза к оценке 2020 года.
В прогнозном периоде наиболее динамичным предполагается развитие отраслей, ориентированных на потребительский спрос, производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" установлена необходимость достижения в 2024 году следующих целей и целевых показателей:
рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5 процентов в год;
привлечение к участию в реализации национальной программы в сфере повышения производительности труда и поддержки занятости не менее 10 субъектов Российской Федерации ежегодно;
вовлечение в реализацию национальной программы в сфере повышения производительности труда и поддержки занятости не менее 10 тыс. средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики;
формирование в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг глобальных конкурентоспособных несырьевых секторов, общая доля экспорта товаров (работ, услуг) которых составит не менее 20 процентов валового внутреннего продукта страны;
достижение объема экспорта (в стоимостном выражении) несырьевых неэнергетических товаров в размере 250 млрд. долларов США в год, в том числе продукции машиностроения - 50 млрд. долларов США в год и продукции агропромышленного комплекса - 45 млрд. долларов США в год;
формирование эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза с целью увеличения объема торговли между государствами - членами Союза не менее чем в полтора раза и обеспечения роста объема накопленных взаимных инвестиций в полтора раза.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены следующие целевые ориентиры развития экономики:
обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;
обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции;
реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;
реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;
увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" к 2024 году энергоемкость ВВП Российской Федерации необходимо снизить не менее чем на 27,0 процента по сравнению с 2015 годом. Также требуется обеспечить рациональное и экологически ответственное использование энергии и энергетических ресурсов. Кроме того, меньшая энергоемкость промышленного производства будет содействовать повышению эффективности и конкурентоспособности экономики.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года N 1-р (об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности в электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 года) одним из приоритетов промышленной политики является увеличение к 2024 году доли производства электрической энергии генерирующими объектами, работающими на основе использования возобновляемых источников энергии, до 4,5 процента.
Поручениями Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 года N Пр-743 установлена необходимость развития рынка газомоторного топлива, включая создание сети газозаправочных станций и увеличение парка автотранспортных средств, использующих газ в качестве моторного топлива.
В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп "О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года" целью развития промышленного сектора является формирование диверсифицированной структуры промышленности, способной адаптироваться к изменениям мировой конъюнктуры; повышение конкурентоспособности и максимизация добавленной стоимости в традиционных отраслях (металлургическое производство, машиностроение, химическое производство), а также формирование инновационного сегмента промышленности.
Модернизация традиционных для Оренбургской области отраслей должна быть направлена на максимизацию получения в них добавленной стоимости. Для этого необходимы:
развитие производств, направленных на глубокую переработку сырья и производство готовой промышленной продукции;
расширение номенклатуры производимой продукции и рынков ее сбыта, в том числе за рубежом;
реализация крупных инвестиционных проектов, направленных на модернизацию металлургического и нефтегазохимического комплексов;
снижение энергоемкости производства;
расширение применения возобновляемых источников энергии;
подготовка и переподготовка кадров.
В целом модернизация традиционных отраслей должна быть направлена на повышение производительности труда, снижение ресурсоемкости производства, внедрение современных маркетинговых стратегий.
Ключевыми направлениями формирования постиндустриального сегмента экономики должны стать:
развитие научно-исследовательской и технико-внедренческой деятельности, создание новых конструкционных материалов;
формирование экспортного сегмента услуг;
привлечение в регион креативных индустрий (промышленный дизайн, информационные технологии, инжиниринговые центры и другие);
подготовка и переподготовка кадров.
Формирование постиндустриального сегмента экономики также подразумевает, что ключевыми направлениями развития экономики Оренбургской области должны стать развитие производств с высоким уровнем производительности труда, повышение производительности на существующих предприятиях, создание условий для предпринимательской инициативы и развития малого бизнеса, повышение инвестиционной привлекательности Оренбургской области.
Интернационализация и трансграничное сотрудничество, учитывая роль и позиционирование Оренбуржья как сердца Евразии - ключевого региона в развитии сотрудничества со странами Евразийского Экономического Союза, должны быть направлены на усиление взаимодействия с федеральными органами власти для реализации международных экономических, гуманитарных, научных, экологических проектов на территории Оренбургской области, а также активное продвижение товаров и услуг региональных производителей на центрально-азиатские рынки посредством создания современных объектов приграничной и транспортно-логистической инфраструктуры.
Решение этих вопросов требует комплексного подхода, а также концентрации управленческих и финансовых ресурсов на вышеуказанных направлениях. Для создания необходимых организационных, материально-технических и финансовых условий для проведения на территории Оренбургской области эффективной промышленной политики разработана настоящая Программа.
2. Перечень показателей (индикаторов) Программы
Для оценки результатов реализации Программы и включенных в нее подпрограмм предусмотрены показатели (индикаторы), характеризующие достижение цели и решение задач, сформированные с учетом:
показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 года N 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
показателей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
показателей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
показателей, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2016 года N 194 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов по возмещению части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий";
показателей долгосрочного и среднесрочного прогнозов социально-экономического развития Оренбургской области;
целевых индикаторов стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп "О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года", и плана мероприятий по реализации стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года (второй этап - "Стратегия качества и эффективности"), утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 10 ноября 2016 года N 826-п "Об утверждении плана мероприятий по реализации стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года".
Показателями (индикаторами) решения задач и достижения цели Программы являются:
индекс промышленного производства;
объем инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства";
объем отгруженной продукции по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства";
количество созданных рабочих мест;
объем несырьевого неэнергетического экспорта промышленных предприятий.
Источником информации являются отчетные данные, публикуемые Росстатом на сайте http://www.gks.ru/, Министерством энергетики Российской Федерации - на сайте https://miNeNergo.gov.ru/, а также данные, содержащиеся в отчетных данных министерства промышленности и энергетики Оренбургской области, официальных отчетах хозяйствующих субъектов, в информации, предоставляемой органами государственной власти по запросам.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "https://miNeNergo.gov.ru" имеется в виду "https://minenergo.gov.ru"
Показатели, которые определяются на основе форм государственного статистического наблюдения:
индекс промышленного производства - бюллетень Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области http://stat.orb.ru/;
объем инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" - бюллетень Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области "Инвестиции" - http://stat.orb.ru/;
объем отгруженной продукции по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" - бюллетень Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области http://stat.orb.ru/.
энергоемкость валового регионального продукта Оренбургской области - данные публикуются в рамках ежегодного Государственного доклада об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на сайте Министерства энергетики Российской Федерации по адресу: https://minenergo.gov.ru/node/5197 глава "Рейтинг энергоэффективности субъектов Российской Федерации".
Показатели, которые определяются на основе расчетных данных ответственного исполнителя Программы:
количество созданных рабочих мест - расчет показателя осуществляется министерством промышленности и энергетики Оренбургской области на основе данных промышленных предприятий, сформированных с учетом показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 года N 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
объем несырьевого неэнергетического экспорта промышленных предприятий - расчет показателя осуществляется на основе совокупных данных, полученных от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области и ЦПЭ.
Доля производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, в совокупном объеме производства электроэнергии (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт) определяется на основе данных государственного статистического наблюдения и официальных отчетов ответственного исполнителя.
Значения показателей (индикаторов) рассчитаны на основе прогноза их динамики с учетом имеющихся тенденций их изменения.
Основные ожидаемые результаты реализации Программы к 2024 году:
в количественном выражении:
индекс промышленного производства - 101,3 процента;
объем инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" - 21 914,0 млн. рублей;
объем отгруженной продукции по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" - 304 015,0 млн. рублей;
количество созданных рабочих мест - 1 953 единицы;
объем несырьевого неэнергетического экспорта промышленных предприятий - 790,1 млн. долларов США;
суммарное снижение энергоемкости валового регионального продукта к уровню 2015 года - 27,0 процента;
доля производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, в совокупном объеме производства электрической энергии (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт) - 4,5 процента;
в качественном выражении:
создание благоприятных условий для деятельности промышленных предприятий;
снижение инвестиционных и предпринимательских рисков;
развитие производств, направленных на глубокую переработку сырья и производство готовой промышленной продукции;
расширение доступа промышленных предприятий к мерам государственной поддержки;
обновление основных фондов промышленных предприятий, модернизация и техническое перевооружение производства;
расширение номенклатуры производимой промышленными предприятиями продукции и рынков ее сбыта;
повышение качества и конкурентоспособности продукции промышленных предприятий;
развитие несырьевого и неэнергетического экспорта;
снижение энергоемкости;
увеличение использования возобновляемых источников энергии;
снижение негативного воздействия на окружающую среду;
формирование состава высококвалифицированных кадров промышленных предприятий;
формирование положительного имиджа и восстановление престижа рабочих профессий.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы, подпрограмм Программы и их значениях представлены в приложении N 1 к Программе.
3. Перечень подпрограмм, ведомственных целевых программ и основных мероприятий Программы
Подпрограммы Программы представлены в приложениях N 6, N 7 к Программе.
Реализация ведомственных целевых программ в рамках Программы не предусмотрена.
В рамках Программы запланировано проведение мероприятий, направленных на развитие промышленного сектора экономики Оренбургской области.
Перечень основных мероприятий представлен в приложении N 2 к Программе.
4. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Планируется привлечение внебюджетных финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов, которые необходимы для выполнения запланированных мероприятий.
В качестве источника финансирования мероприятий Программы привлекаются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на условиях, определенных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств областного бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Оренбургской области представлено в приложении N 3 к Программе.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств областного бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию Программы средств федерального бюджета представлены в приложении N 4 к Программе.
6. Обоснование необходимости применения и описание применяемых налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных инструментов (налоговых и неналоговых расходов) для достижения цели и (или) ожидаемых результатов Программы, а также ресурсное обеспечение реализации Программы за счет налоговых и неналоговых расходов
Применение налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных инструментов (налоговых и неналоговых расходов) для достижения цели и (или) ожидаемых результатов Программы, а также ее финансирование за счет налоговых и неналоговых расходов не предусмотрены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.