Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 20 ноября 2020 г. N 03-04-05/101199
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и в части вопросов о налогообложении отдельных видов доходов физических лиц, а также в части вопроса о возврате банковских вкладов граждан сообщает следующее.
1. В Налоговый кодекс Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения, предусматривающие, в частности, установление ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов в отношении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках.
При этом при определении налоговой базы в отношении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках исключается доход в виде процентов, рассчитанный как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода.
Также при определении налоговой базы не учитываются процентные доходы по вкладам (остатках на счетах), процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, а также по счетам эскроу.
Декларирование доходов гражданами не потребуется. Уплата налога в соответствии с принятым порядком осуществляется на основании уведомления налогового органа после окончания налогового периода (календарного года), в котором получены доходы в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках.
Следует отметить, что суммы непосредственно вклада в банке не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц.
В части вопроса о введении прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц сообщаем, что введение с 1 января 2001 года ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов способствовало увеличению поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации.
Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Одновременно сообщаем, что Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в 3 чтении Федеральный закон N 1022669-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период", предусматривающий повышение ставки налога на доходы физических лиц с 1 января 2021 г. до 15 процентов для доходов свыше 5 миллионов рублей в год.
Также в настоящее время проводится работа по внесению изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения Российской Федерации с иностранными государствами в части повышения ставки налога у источника на доходы до 15 процентов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых резидентам иностранных государств.
Предлагаемые изменения касаются в первую очередь так называемых транзитных юрисдикций, в которых расположены компании, самостоятельно не распоряжающиеся указанными доходами, и через которые такие доходы проходят транзитом. Как правило, компании в таких юрисдикциях созданы для целей применения пониженных ставок, установленных соглашениями об избежании двойного налогообложения.
Российская Федерация применяет данный подход к странам, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения, что является наиболее чувствительным для российской экономики.
Таким образом, данные меры направлены на борьбу с уклонением от налогообложения посредством использования схем, с помощью которых большая часть доходов российского происхождения по сути выплачиваются российским бенефициарам через транзитные юрисдикции.
2. Заключение договора банковского вклада является гражданско-правовой сделкой, в рамках которой согласно статье 834 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) банк принимает поступившую от вкладчика денежную сумму (вклад) и обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором, содержание которых определяются сторонами самостоятельно с учетом такого основного начала гражданского законодательства, как свобода договора, закрепленного в статье 421 Гражданского кодекса.
В соответствии со статьей 840 Гражданского кодекса возврат вкладов граждан банком обеспечивается путем осуществляемого в соответствии с законом обязательного страхования вкладов, предусмотренного Федеральным законом от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 177-ФЗ), который устанавливает в том числе правовые и финансовые основы выплаты возмещения по вкладам.
Так, согласно статье 8 Федерального закона N 177-ФЗ отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций является страховым случаем, при наступлении которого возмещение по вкладам в таком банке выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 1 400 000 рублей.
Вместе с тем необходимо отметить, что страховые выплаты производятся из фонда обязательного страхования вкладов (далее - фонд), являющегося финансовой основой системы обязательного страхования вкладов и в основном пополняемого за счет страховых взносов, уплачиваемых кредитными организациями в соответствии с Федеральным законом N 177-ФЗ. Размер страховых взносов определяется с учетом максимальной суммы страхового возмещения.
В этой связи повышение предельного размера страхового возмещения потребует увеличения взносов в фонд и, как следствие, может отразиться как на доходности банковских вкладов, так и на стоимости выдаваемых кредитов.
Кроме того, повышение предельного размера страхового возмещения так же, как и придание отдельным нормам Федерального закона N 177-ФЗ обратной силы не учитывает интересы вкладчиков, уже получивших страховое возмещение в размере не превышающем 1 400 000 рублей и разметивших свои денежные средства на счетах в банках, в отношении которых процедуры банкротства уже завершены.
Расчеты с кредиторами банков, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в том числе ПАО, производятся за счет денежных средств, оставшихся после отзыва у банка лицензии и поступающих в конкурсную массу банка в ходе конкурсного производства. Удовлетворение требований осуществляется в соответствии с реестром требований кредиторов (далее - реестр) в порядке и очередности, которые установлены статьями 189.92 и 189.96 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". При недостаточности имеющихся денежных средств для удовлетворения требований кредиторов одной очереди они распределяются между кредиторами пропорционально суммам их требований, включенным в указанный реестр.
Одновременно информируем, что в соответствии со статьей 27 Федерального закона N 177-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и Банк России не вмешиваются в деятельность государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" по реализации закрепленных за ним функций и полномочий.
Необходимо также отметить, что в целях дополнительного повышения уровня защиты прав и законных интересов вкладчиков банков принят Федеральный закон от 25 мая 2020 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 163-ФЗ), предусматривающий распространение системы обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации на вклады, размещаемые некоммерческими организациями социальной направленности и иными общественно полезными организациями.
Федеральным законом N 163-ФЗ также установлен повышенный лимит страхового возмещения (в размере до 10 млн рублей) по временно высоким остаткам денежных средств граждан, образовавшимся в результате наступления особых обстоятельств в их жизни.
Также сообщаем, что в настоящее время в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации осуществляется проработка вопроса о дополнительных мерах поддержки граждан, лишившихся вкладов в банках.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 20 ноября 2020 г. N 03-04-05/101199
Текст письма опубликован не был