Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28 мая 2020 г. N 03-04-05/44849
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и в части вопросов о введении прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц, уплаты наемными работниками страховых взносов из своей заработной платы, а также использования природных ресурсов сообщает следующее.
1. С 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, которая пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до семи диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 процентов. Стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству, выявили неэффективность действовавшего порядка налогообложения доходов физических лиц и применения прогрессивной шкалы налоговых ставок независимо от их величины и, тем самым, способствовали переходу к единой налоговой ставке.
Введение с 1 января 2001 года ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов способствовало увеличению поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации. Для доходов, не связанных с работой по найму и выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
При этом главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщика не возникает обязанность по уплате налога, в том числе установлены стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты, которые направлены на существенное снижение налогового бремени налогоплательщиков.
Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предусмотрено.
2. Исходя из положений пункта 1 статьи 419 главы 34 "Страховые взносы" Кодекса основной категорией плательщиков страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, т.е. работодатели, начисляющие страховые взносы на выплаты своим работникам за счет своих средств.
Сами же физические лица - наемные работники в настоящее время не являются плательщиками страховых взносов. Поэтому фискальная нагрузка по страховым взносам не влияет на уровень доходов физических лиц.
Такой подход в целом соответствует принципам формирования средств обязательного социального страхования и международной правовой практике.
3. Согласно действующему законодательству Российской Федерации, регулирующему отношения в области использования природных ресурсов, природные ресурсы находятся в государственной собственности. Государство, как собственник природных ресурсов, с целью получения определенной продукции и доходов предоставляет их в пользование юридическим и физическим лицам на возмездной основе.
В соответствии с Кодексом при добыче полезных ископаемых, в том числе нефти и природного газа, взимается налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Кодекса), обеспечивающий изъятие природной ренты.
Кроме того, хозяйствующие субъекты, осуществляющие добычу полезных ископаемых, уплачивают иные налоги, связанные с осуществлением ими хозяйственной деятельности, такие как налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и другие налоги, установленные Кодексом.
Также в соответствии с законодательством Российской Федерации уплачиваются неналоговые платежи - плата за негативное воздействие на окружающую среду, платежи при пользовании недрами, вывозная таможенная пошлина.
За счет бюджетных средств, в том числе за счет платежей за пользование природными ресурсами, в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, осуществляется финансирование социально значимых программ образования, здравоохранения, социального обеспечения, демографии.
Действующий режим налогообложения добычи природных ресурсов обеспечивает стабильность поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
А.Т. Заитов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28 мая 2020 г. N 03-04-05/44849
Текст письма опубликован не был