Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 20 мая 2020 г. N 03-08-05/41606
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российской организации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым в соответствии с нормами статьи 310 Кодекса налоговым агентом при каждой выплате дохода.
При этом пунктом 1 статьи 7 Кодекса предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 (далее - Соглашение) дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного государства, резиденту другого государства, могут облагаться налогом в том государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с его законодательством.
При этом подпунктом "а" пункта 1 статьи 10 Соглашения установлено, что налог не должен превышать 5 процентов валовой суммы дивидендов, если лицом, фактически обладающим правом собственности на них, является компания, которая непосредственно располагает по меньшей мере десятью процентами уставного или складочного капитала выплачивающей дивиденды компании, и эта доля участия в капитале составляет не менее чем 80 000 евро или эквивалентную сумму в рублях.
При применении положений Соглашения в качестве одного из средств толкования могут рассматриваться Комментарии к Модельной конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития по налогам на доход и капитал.
Так согласно пункту 61 Комментариев к статье 1 Модельной конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития по налогам на доход и капитал преимущества конвенции об избежании двойного налогообложения не должны предоставляться в тех случаях, если главной (основной) целью заключения определенных сделок или соглашений является обеспечение более выгодного налогового статуса, и при этом получение такого благоприятного статуса в этих условиях противоречит целям и задачам соответствующих положений. Данный принцип применяется независимо от принципа основной цели, который лишь подтверждает данный принцип.
Одновременно следует отметить, что пунктом 1 статьи 90 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) установлено, что уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из номинальной стоимости долей его участников.
Согласно статье 12 Закона N 14-ФЗ изменения в устав общества, в том числе касающиеся увеличения размера уставного капитала, приобретают силу с момента их государственной регистрации. При несоблюдении указанного требования увеличение уставного капитала общества признается несостоявшимся.
Регистрация изменений в устав общества в соответствии со статьей 12, а также статьей 13 Закона N 14-ФЗ производится в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
Таким образом, при изменении размера уставного капитала российского общества (в том числе в связи с увеличением номинальной стоимости доли участника за счет нераспределенной прибыли прошлых лет) налоговые последствия, то есть применение пониженной налоговой ставки, установленной подпунктом "а" пункта 1 статьи 10 Соглашения, будут возникать с даты государственной регистрации в налоговых органах изменений в устав общества и при выполнении условий, установленных подпунктом "а" пункта 1 статьи 10 Соглашения. При этом необходимо отметить, что применение ставки, установленной подпунктом "а" пункта 1 статьи 10 Соглашения, возможно при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 Кодекса, и факта злоупотребления положениями Соглашения.
Дополнительно информируем, что проверка правильности исчисления уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогов, а также факта нарушения положений статьи 54.1 Кодекса осуществляется налоговыми органами в рамках мероприятий налогового контроля, в порядке, предусмотренном Кодексом.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 20 мая 2020 г. N 03-08-05/41606
Текст письма опубликован не был