Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 января 2020 г. N 03-08-05/3338
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщает следующее.
Статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
Между Российской Федерацией и Республикой Кипр действует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (далее - Соглашение).
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения установлено, что термин "резидент Договаривающегося Государства" для целей применения Соглашения означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит налогообложению в нем на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Соглашения дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
Однако согласно пункту 2 статьи 10 Соглашения такие дивиденды могут также облагаться налогом в том Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом другого Государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать:
a) 5% от общей суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании, выплачивающей дивиденды, сумму, эквивалентную не менее 100 000 евро;
b) 10% от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.
Согласно пункту 1 статьи 312 Кодекса при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна представить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту представляется также перевод на русский язык. Помимо этого иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
Следовательно, положения подпункта а) пункта 2 статьи 10 Соглашения применяются при выполнении условий, установленных данным подпунктом, и предоставлении подтверждений, предусмотренных статьей 312 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что льготная ставка, установленная подпунктом b) пункта 2 статьи 10 Соглашения, применяется к дивидендам, выплачиваемым российской компанией, при наличии у лица, получающего дивиденды, фактического права на доход и резидентства Республики Кипр, что должно быть подтверждено документами, установленными статьей 312 Кодекса.
При этом отмечаем, что в соответствии со статьей 29 Соглашения в редакции Протокола к Соглашению от 07.10.2010 считается, что резидент Договаривающегося Государства не будет иметь право на какое-либо снижение или освобождение от налогов, предусмотренные Соглашением в отношении доходов, полученных из другого Договаривающегося Государства, если в результате консультаций между компетентными органами обоих Договаривающихся Государств установлено, что главной целью или одной из главных целей создания или существования такого резидента было получение льгот в соответствии с Соглашением, которые в противном случае были бы ему недоступны.
Указанные положения применяются только к компаниям, которые не зарегистрированы в Договаривающемся Государстве, но претендуют на льготы, предоставляемые Соглашением.
Одновременно, при применении положений Соглашения в качестве одного из средств толкования могут рассматриваться Комментарии к Модельной конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития по налогам на доход и капитал.
Так, согласно пункту 61 Комментариев к статье 1 Модельной конвенции ОЭСР преимущества конвенции об избежании двойного налогообложения не должны предоставляться в тех случаях, если главной (основной) целью заключения определенных сделок или соглашений является обеспечение более выгодного налогового статуса, и при этом получение такого благоприятного статуса в этих условиях противоречит целям и задачам соответствующих положений. Данный принцип применяется независимо от принципа основной цели, который лишь подтверждает данный принцип.
Таким образом, факт получения иностранной компанией, зарегистрированной на о. Джерси, резидентства Республики Кипр и последующего осуществления инвестиций в капитал российской компании, выплачивающей дивиденды, в размере, превышающем 100 000 евро, предоставляет право на применение установленной подпунктом "а" пункта 2 статьи 10 Соглашения 5% ставки налога в отношении дивидендов, выплачиваемых такой российской организацией, при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 Кодекса и статьей 29 Соглашения, и при выполнении условий пункта 2 статьи 54.1 Кодекса.
Дополнительно информируем, что проверка правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогов, а также факта нарушения положений статьи 54.1 Кодекса и положений Соглашения осуществляется налоговыми органами в рамках мероприятий налогового контроля, в порядке, предусмотренном Кодексом.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 января 2020 г. N 03-08-05/3338
Текст письма опубликован не был