Письмо Минфина России от 18 декабря 2020 г. N 02-09-09/112251
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев обращение, сообщает.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) не предусмотрено полномочие Министерства финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере государственного (муниципального) финансового контроля.
Позиция аналогичного характера имеется в части отсутствия у Министерства финансов Российской Федерации полномочий по разъяснению иных нормативных правовых актов в установленной сфере.
Вместе с тем считаем необходимым отметить следующее.
1. По вопросу сроков рассмотрения органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля обращений граждан Российской Федерации, юридических лиц.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно положениям статьи 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
При этом пунктом 3 статьи 265 БК РФ установлено, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
Таким образом, порядок и сроки рассмотрения органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля обращений граждан, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, не связанных с исполнением ими полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, регулируются положениями Федерального закона N 59-ФЗ.
Также полагаем необходимым отметить, что согласно пункту 3 статьи 269.2 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Так, правила рассмотрения обращения объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля или его уполномоченного представителя, в котором выражается несогласие с решением органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (его должностных лиц), принятым по результатам осуществления им (ими) полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, и действиями (бездействием) должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при осуществлении ими полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, установлены федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1237.
При рассмотрении обращений исполнителей (поставщиков, подрядчиков) по государственным (муниципальным) контрактам органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, по мнению Департамента, должны руководствоваться, в том числе вышеуказанными нормативными правовыми актами, исходя из предмета и целей обращения (в качестве объекта контроля или в рамках обращений граждан, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, предусмотренных Федеральным законом N 59-ФЗ).
2. По вопросу осуществления предварительного и последующего контроля органом внутреннего муниципального финансового контроля.
Согласно статье 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется в том числе на предварительный и последующий.
Пунктами 4 и 5 статьи 265 БК РФ определены понятия предварительного и последующего контроля.
Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.
Согласно положениям пункта 3 статьи 265 БК РФ внутренний муниципальный финансовый контроль является контрольной деятельностью органов муниципального финансового контроля, являющихся органами местных администраций.
В соответствии с положениями статьи 269.2 БК РФ органы внутреннего муниципального финансового контроля наделены соответствующими полномочиями по контролю в отношении объектов контроля, определенных пунктом 1 статьи 266.1 БК РФ.
Таким образом, по мнению Департамента, органы внутреннего муниципального финансового контроля в соответствии с установленными БК РФ полномочиями могут осуществлять в отношении объектов контроля как предварительный, так и последующий контроль.
Кроме того, полагаем необходимым отметить, что согласно положениям пункта 5 статьи 219 БК РФ Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль при постановке на учет бюджетных и денежных обязательств, санкционировании оплаты денежных обязательств в соответствии с установленным соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) порядком, предусмотренным пунктом 1 указанной статьи.
Директор Департамента |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин ответил на вопросы:
- о сроках рассмотрения органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля обращений граждан и юрлиц;
- об осуществлении предварительного и последующего контроля органом внутреннего муниципального финансового контроля.
Письмо Минфина России от 18 декабря 2020 г. N 02-09-09/112251
Текст письма опубликован не был