Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу министерства
социально-демографической
и семейной политики
Самарской области
от 29 декабря 2020 г. N 720
Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
1. Общие положения
1.1. Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа), разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации".
1.2. Целью Программы является осуществление психолого-педагогической и правовой подготовки лиц, желающих усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью либо стать патронатным воспитателем ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - кандидаты в замещающие родители, замещающая семья, замещающие родители), для формирования социально-психологической готовности к приему и воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, и принятию гражданами ответственного, взвешенного решения относительно приема ребенка в семью.
1.3. Подготовка по Программе является обязательной для всех кандидатов в замещающие родители за исключением:
близких родственников ребенка: дедушки, бабушки по прямой восходящей линии, полнородные (имеющие общих родителей) и неполнородные (имеющие общего отца или мать) братья и сестры;
лиц, которые являются или являлись усыновителями, и в отношении которых усыновление не было отменено;
лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;
отчима, мачехи ребенка, подавших заявление о его усыновлении.
1.4. Граждане, указанные в абзацах со второго по пятый пункта 1.3 настоящей Программы, также по своему желанию могут пройти подготовку по Программе.
1.5. Подготовка кандидатов в замещающие родители осуществляется в соответствии с Порядком организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.03.2015 N 235.
1.6. Подготовка кандидатов в замещающие родители осуществляется государственными учреждениями, подведомственными министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - организации, осуществляющие подготовку), которым органы местного самоуправления муниципальных образований Самарской области, осуществляющие переданные государственные полномочия по опеке и попечительству (далее - органы опеки и попечительства), передали полномочия по подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители, в соответствии с Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423, а также Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства, утвержденным приказом Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4 "О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".
1.7. Порядок взаимодействия органов опеки и попечительства с организациями, осуществляющими подготовку, определяет министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.
1.8. Дополнительное профессиональное образование специалистов, осуществляющих подготовку по Программе, и методическое сопровождение организаций, осуществляющих подготовку, организует ГКУ СО "Областной центр социальной помощи семье и детям".
1.9. Общая трудоемкость Программы составляет 62 академических часа, из которых - 47 академических часов составляют практические занятия, тренинги, включая индивидуальное консультирование.
1.10. Программа осваивается в очной и очно-заочной форме на безвозмездной основе.
Тренинги осваиваются в очной форме, лекционная часть может осваиваться заочно с использованием дистанционных методов обучения.
1.11. После успешного освоения Программы, организацией, осуществляющей подготовку, выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации".
2. Учебно-тематический план
N п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
Лекции |
Тренинги |
Индивидуальное консультирование |
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители |
5,5 |
0,5 |
4 |
1 |
2 |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей |
4,5 |
0,5 |
4 |
|
3 |
Этапы развития ребенка |
9 |
1 |
8 |
|
4 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
5 |
1 |
4 |
|
5 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
5 |
1 |
4 |
|
6 |
Адаптация приемного ребенка и замещающей семьи |
5 |
1 |
4 |
|
7 |
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка |
5 |
1 |
4 |
|
8 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
3 |
1 |
2 |
|
9 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
3 |
1 |
2 |
|
10 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
10 |
2 |
8 |
|
11 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
4 |
4 |
|
|
12 |
Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
2 |
1 |
1 |
|
13 |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители |
1 |
|
|
1 |
|
Итого |
62 |
15 |
45 |
2 |
3. Содержание разделов программы
Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители.
Индивидуальное собеседование (структурированное интервью) с каждым из кандидатов в замещающие родители в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка). Проводится перед изучением тем раздела 1.
Темы раздела 1.
1. Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в замещающие родители.
2. Задачи подготовки, в том числе касающиеся:
- выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- оказания помощи кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности замещающих родителей;
- ознакомления кандидатов в замещающие родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирования у кандидатов в замещающие родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
- формирования у кандидатов в замещающие родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
- ознакомления кандидатов в замещающие родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
- ознакомления кандидатов в замещающие родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
- ознакомления кандидатов в замещающие родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей.
3. Понятие обучающе-психологического тренинга и приемы, используемые в процессе его проведения, понятие контакта и отработка практических навыков формирования контакта между участниками тренинга.
4. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей. Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной замещающей семьей.
5. Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Их отличия и особенности.
6. Содержание, особенности и порядок прохождения тренинговой подготовки и обследования кандидатов в замещающие родители, осваивающих курс подготовки, и членов их семьи.
Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации у замещающих родителей.
Темы раздела 2.
1. Понятие о мотивации у замещающих родителей.
2. Проблема подбора семьи и ребенка (чувства кандидатов в замещающие родители и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).
3. Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в замещающие родители необходимости их обеспечивать.
4. Оценка кандидатами в замещающие родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовых условий, занятости, дохода) и особенностей семейной системы.
5. Проведение оценки имеющихся у кандидатов в замещающие родители компетенций по воспитанию ребенка. Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций.
Раздел 3. Этапы развития ребенка.
Темы раздела 3.
1. Психическое развитие ребенка в соответствии с периодизацией развития.
2. Понятие социальной ситуации развития ребенка, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь.
3. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
4. Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
5. Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.
Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.
Темы раздела 4.
1. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
2. Диспропорции развития. Мозаичность развития. Понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличие.
3. Дихотомия "жертва - агрессор". Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. "Фрагментарность" как специфика посттравматического сознания.
4. Семья как реабилитирующий фактор и основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития.
5. Оценка кандидатом в замещающие родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).
Темы раздела 5.
1. Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
2. Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
3. Типы "нарушенной привязанности" (понятия "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности".
4. Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа замещающих родителей от ребенка.
Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и замещающей семьи.
Темы раздела 6.
1. Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают замещающие родители в связи с появлением в семье приемного ребенка.
2. Особенности ожиданий замещающих семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
3. Типичные ошибки воспитания в замещающей семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в замещающую семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми.
4. Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление "трудного" поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции.
5. Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в замещающей семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.
6. Задачи замещающей семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями замещающей семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).
7. Тайна усыновления и необходимость ее сохранения. Реальные и мнимые преимущества и сложности усыновления. Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления. Как сказать ребенку, что он приемный.
8. Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений.
9. Понятие о методике "Книга жизни ребенка" и ее составление замещающими родителями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в период адаптации ребенка в замещающей семье.
Раздел 7. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка.
Темы раздела 7.
1. Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними.
2. Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость поощрений и наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка.
3. Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание замещающими родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.
4. Понимание замещающими родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.
Темы раздела 8.
1. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в т.ч. в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).
2. Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.
3. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в замещающей семье, на улице и в общественных местах.
4. Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.
5. Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания.
6. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка.
Темы раздела 9.
1. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
2. Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье.
3. Половое воспитание в замещающей семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.
4. Защита ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка.
Темы раздела 10.
1. Родительские и профессиональные роли замещающей семьи.
Изучение темы проводится в различных формах: обучающе-психологический тренинг, подготовка домашних заданий, заполнение анкет, а также индивидуальное и семейное консультирование кандидатов в замещающие родители совместно с членами их семьи.
2. Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.
3. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.
4. Паттерны семейного взаимодействия.
5. Стабильность семейных отношений кандидатов в замещающие родители и возможность их развития.
6. Семейная история и ее обсуждение.
7. Построение семейной генограммы. Обсуждение с кандидатами в замещающие родители распределения ролей в семье.
8. Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.
9. Социальные связи семьи кандидата в замещающие родители. "Система поддержки" и ресурсы семьи.
10. Личная и семейная ситуация кандидатов в замещающие родители в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью.
11. Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейные традиции и уклад.
12. Семейные и индивидуальные способы принятия решения.
13. Опыт воспитания родных и приемных детей в семье кандидата в замещающие родители.
14. Понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
15. Самооценка кандидатов в замещающие родители.
16. Составление карты семьи.
17. Роль сотрудничества членов семьи кандидатов в замещающие родители в процессе воспитания ребенка.
18. Подготовка приемного ребенка проживающего в замещающей семье, к "расставанию" с семьей:
- отношение замещающей семьи к биологическим родителям и кровным родственникам приемного (опекаемого) ребенка и их взаимодействие;
- схема взаимодействия участников устройства детей в семью (биологические родители и кровные родственники, организация, оказывающая медико-социальную и психолого-педагогическую помощь, приемная семья);
- "Расставание" с ребенком (передача ребенка в другую семью, возврат биологическим родителям, достижение ребенком совершеннолетия и пр.).
Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Темы раздела 11.
1. Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.
2. Формы семей
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.