Постановление Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 11 декабря 2020 г. N 794
"Об утверждении муниципальной программы "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Верхнебуреинского муниципального района"
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлением администрации Верхнебуреинского муниципального района от 02.02.2017 N 47 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края", в целях улучшения экологической ситуации в районе, администрация Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Верхнебуреинского муниципального района".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации района Крупевского А.Ю.
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Глава района |
А.М. Маслов |
Паспорт
муниципальной программы
Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Верхнебуреинского муниципального района
(утв. постановлением администрации района от 11 декабря 2020 г. N 794)
Наименование муниципальной программы |
Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Верхнебуреинского муниципального района |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Экономический сектор финансового управления администрации Верхнебуреинского муниципального района |
Соисполнители, участники муниципальной программы |
Отдел жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации района Отдел культуры администрации района Управление образования администрации района Администрации городских и сельских поселений района Акционерное общество "Ургалуголь" Акционерное общество "Хабаровские энергетические системы" |
Цели муниципальной программы |
улучшение экологической ситуации на территории района |
Задачи муниципальной программы |
- снижение негативного воздействия на окружающую среду и обеспечение экологической безопасности населения района - формирование экологической культуры населения |
Подпрограммы |
в рамках Программы реализация подпрограмм не предусмотрена |
Основные мероприятия муниципальной программы |
- замена батарейных циклонов на котельной N 1 пос. Чегдомын; - приобретение и ввод в эксплуатацию высокоэффективного газоочистного оборудования на котельную Акционерного общества "Ургалуголь"; - строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений водоотлива шахты "Северная" Акционерного общества "Ургалуголь"; - строительство очистных сооружений для очистки промышленных сточных вод разреза "Буреинский" Акционерного общества "Ургалуголь"; - строительство очистных сооружений для очистки промышленных сточных вод на разрезе "Правобережный" Акционерного общества "Ургалуголь"; - модернизация очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод от административного комбината Акционерного общества "Ургалуголь"; - проведение мероприятий экологической направленности; |
Основные показатели (индикаторы) муниципальной программы |
- уменьшение объемов выбросов загрязняющего вещества (сажа) в атмосферу от стационарных источников (котельных) на 403,5 тонн в год - количество проводимых экологических акций, конкурсов, викторин в год; - количество высаженных деревьев и кустарников |
Сроки и этапы реализации муниципальной программы |
Программа рассчитана на период с 2021 года до 2025 года в один этап |
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств районного бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, краевого бюджета, бюджетов поселений района, внебюджетных средств (суммарно за весь период и по годам реализации) |
- общий объем финансирования Программы (приложение 4 Прогноз) - 1585130,00 тыс. рублей, в том числе: из средств краевого бюджета (федерального, бюджетов поселений) (Прогноз) - 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2021 год - 0,00 тыс. рублей, 2022 год - 0,00 тыс. рублей, 2023 год - 0,00 тыс. рублей, 2024 год - 0,00 тыс. рублей, 2025 год - 0,00 тыс. рублей из средств районного бюджета (приложение 3 Ресурсное) - 000,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2021 год - 000,00 тыс. рублей, 2022 год - 000,00 тыс. рублей, 2023 год - 000,00 тыс. рублей 2024 год - 000,00 тыс. рублей, 2025 год - 000,00 тыс. рублей в том числе средства районного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства краевого бюджета (федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований района) - 0,00 тыс. рублей, 2021 год - 0,00 тыс. рублей, 2022 год - 0,00 тыс. рублей, 2023 год - 0,00 тыс. рублей 2024 год - 0,00 тыс. рублей, 2025 год - 0,00 тыс. рублей внебюджетные средства (Прогноз) (по согласованию) - 1585130,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2021 год - 272137,60 тыс. рублей, 2022 год - 288804,30 тыс. рублей, 2023 год - 341762,70 тыс. рублей 2024 год - 341762,70 тыс. рублей, 2025 год - 340662,70 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
- уменьшение объемов выбросов загрязняющего вещества (сажа) в атмосферу от стационарных источников (котельных) на 403,5 тонн в год ежегодно до 2025 года; - количество проводимых мероприятий экологической направленности: акций, конкурсов, викторин, экскурсий, лекций ежегодно 22 мероприятия до 2025 года; - количество высаженных деревьев и кустарников на территории городских и сельских поселений 190 штук ежегодно до 2025 года; |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
1.1. Атмосферный воздух
На территории района к поселкам с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха относится поселок Чегдомын. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются котельные, так как пылевое газоулавливающее оборудование находится в неудовлетворительном состоянии. Также загрязнение атмосферного воздуха формируется за счет выбросов от автомобильного транспорта.
Для осуществления мониторинга качества атмосферного воздуха, обществом с ограниченной ответственностью "Лаборатория аналитического контроля Верхнебуреинского района" производится отбор и обработка проб атмосферного воздуха и определяются следующие показатели: взвешенные вещества, оксид углерода, диоксид серы, диоксид азота, формальдегид, бензапирен, с последующим предоставлением данных в о состоянии загрязнения воздушного бассейна поселка Чегдомын "Региональному специализированному метеорологическому центру Всемирной службы погоды". Приоритетными загрязняющими веществами являются бензапирен, формальдегид, взвешенные вещества, среднегодовые концентрации которых превышают предельно допустимую концентрацию в 2-3 раза.
Для уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу планируется строительство котельных малой мощности в сельских поселениях района.
1.2. Водные объекты
Водотоки бассейна реки Бурея характеризуются невысокими фоновыми значениями содержания взвешенных веществ в природных водах. Более высокие величины минерализации и концентрации взвешенных веществ наблюдаются в бассейнах рек Чегдомын и Ургал и связаны с разработкой Ургальского месторождения угля.
В зимний период содержание группы азота, железа, фосфатов и органических веществ имеет минимальное значение. Также в зимний период в воде реки Чегдомын может наблюдаться превышение ПДК для нитритного и аммиачного азота, что обусловлено сбросами шахтных и хозяйственно - бытовых сточных вод в реку Чегдомын и их значения меняются в зависимости от сезона и гидрологического режима реки.
В период весеннего половодья талые снеговые воды активно вымывают из снежного покрова накопившиеся за длительную зиму биогенные и органические вещества, поэтому их концентрации достигают максимальных значений.
Основными источниками загрязнения водных объектов района являются предприятия отрасли жилищно-коммунального хозяйства, угольной и золотодобывающей промышленности. Объекты жилищно-коммунального хозяйства сбрасывают в поверхностные водные объекты как хозяйственно-бытовые, так и промышленные сточные воды, которые имеют в своем составе весь спектр загрязняющих веществ. Очистные сооружения предприятий ЖКХ работают в ненормативном режиме, и стоки сбрасываются неочищенными и недостаточно очищенные.
Не менее значительную массу загрязняющих веществ сбрасывают предприятия золотодобывающей промышленности: ООО "Артель старателей "Ниман", ООО "Территория", ООО "Золотодобывающая компания "Дальневосточник".
Предприятие угольной промышленности АО "Ургалуголь" сбрасывает промышленные сточные воды без очистки. Превышение ПДК обнаружено по железу, нефтепродуктам, взвешенным веществам. Два других выпуска - насосная шахты "Северная" и очистные сооружения АБК сбрасывают очищенные сточные воды с превышением по железу и нефтепродуктам.
Ежегодно в поверхностные водные объекты района сбрасывается свыше 16,4 млн. куб. м, промышленных 14,1 млн. ку б.м., канализационных сточных вод 2,3 млн. ку б.м.
1.3. Обращение с отходами потребления
Анализ ситуации в области обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории района
Отходы производства и потребления относятся к одному из основных факторов антропогенного воздействия на окружающую природную среду, обуславливающих ухудшение условий жизни человека. Опыт свидетельствует, что полностью используется только часть добытого и переработанного сырья. Тогда, как большая часть превращается в отходы различной степени опасности. По мере использования материальных ресурсов они также переходят в категорию отходов. В итоге основная масса изъятых природных материалов трансформируются в отходы, которые зачастую представляют гораздо более высокую экологическую опасность, чем исходное сырье и являются прямыми или косвенными источниками загрязнения всех компонентов окружающей среды.
Для сохранения качества окружающей природной среды наиболее оптимальным является путь совершенствования технологий производства. При этом либо внедряется безотходное производство, либо, меняется структура отходов, и они становятся менее опасными, пригодными для дальнейшей переработки в продукцию хозяйственного назначения.
При общем понимании и участии в решении проблем, как конкретными исполнителями, так и населением, будет достигнут переход к экологическому безопасному, устойчивому развитию. Однако менталитет населения в настоящее время не позволяет кардинально решить проблему загрязнения окружающей среды отходами. В этой связи не меньшее внимание должно быть уделено экологическому воспитанию и образованию населения.
В связи с этим необходима реализация механизмов, способных эффективно решать задачи максимального вовлечения отходов в промышленное производство для получения товарных продуктов и энергии и, как следствие, снижать негативное воздействие отходов на человека и окружающую среду.
На территории Верхнебуреинского муниципального района основными загрязнителями являются предприятия горнодобывающей промышленности: АО "Ургалуголь", ООО "Артель старателей "Ниман", ООО "Золотодобывающая компания "Дальневосточник", ООО "Правоурмийское" Отходы от добычи полезных ископаемых в основном представлены вскрышными породами, отнесенными к пятому классу опасности.
Помимо горнодобывающих предприятий к основным загрязнителям относятся предприятия жилищно-коммунального комплекса - золошлаковые отходы 5 класса опасности и твердые коммунальные отходы - 4 класса опасности.
С ростом потребления товаров, увеличения их количества и ассортимента объем твердых бытовых отходов ежегодно растет. Все большую долю занимают отходы из синтетических материалов, которые практически не разлагаются естественным путем и требуют промышленной переработки. Одним из основных показателей характеризующих неблагополучную ситуацию в области обращения с отходами является санитарное состояние почв. Повсеместно, в границах поселений и за их пределами возникают несанкционированные свалки бытовых и промышленных отходов.
Многие виды отходов являются общими для большинства поселений района. Например, повсеместно образуются нефтесодержащие отходы, металлолом, отработанные автопокрышки, отработанные аккумуляторы, отработанные ртутьсодержащие лампы.
На территории района во всех населенных пунктах существуют свалки твердых коммунальных отходов (далее ТКО). В стадии оформления находятся земельные участки под свалку ТКО в поселках: Солони, Этыркэн, Софийск.
На территориях городских и сельских поселений района шлак от котельных размещается в не установленных для этих целей местах. В Новоургальском городском поселении оформлен земельный участок для складирования шлака в соответствии с действующим законодательством. АО "Ургалуголь" для размещения шлака оформило земельный участок в установленном законом порядке. В сельских поселениях шлак складируется на земельных участках, на которых размещаются твердые коммунальные отходы. Земельные участки не оформлены в соответствии с действующим законодательством.
Проблема обращения медицинских отходов становится чрезвычайно актуальной в настоящее время. Медицинские отходы рассматриваются и оцениваются как фактор не только прямого, но и опосредованного риска возникновения инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения в силу возможного загрязнения практически всех элементов окружающей среды - воды, воздуха, почвы, продуктов питания, внутрибольничной среды. Потенциально инфицированные отходы медицинских учреждений представляют эпидемиологическую опасность. Отсутствие в настоящее время в большинстве лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) края организованной системы сбора, транспортировки и удаления медицинских отходов создает угрозу заражения пациентов, персонала, функциональных помещений ЛПУ патогенными микроорганизмами, что повышает риск распространения внутрибольничных инфекций и вынос инфекции за пределы медицинских учреждений. Зачастую лекарственные средства, не разрешенные к применению, с просроченным сроком действия, фальсифицированные, не утилизируются соответствующим образом, оказываются в мусорных контейнерах и на полигонах ТБО.
Обезвреживание медицинских отходов подразумевает разделение их в ЛПУ по степени токсичности и доставку к месту централизованной переработки. На сегодняшний день существует несколько видов технологий обезвреживания медицинских отходов: сжигание, стерилизация в автоклаве, химическая дезинфекция, пиролиз, лазерная обработка, микроволновая дезинфекция, плазменная технология. В ближайшей перспективе основным способом обезвреживания медицинских отходов является применение безопасных технологий термического уничтожения.
На территории района ежегодно образуется свыше 3 тонн медицинских отходов. В связи с тем, что проблема обращения с отходами производства и потребления на территории района является комплексной, ее решение наиболее целесообразно проводить путем разработки и реализации Программы.
1.4. Экологическое образование и просвещение
Планируется проводить в дошкольных и школьных учреждениях, техникуме совместно с центральной, детской и филиалами библиотек в городских и сельских поселениях района различные мероприятия экологической направленности: книжные выставки, экологические уроки, беседы - размышления, литературный ринг, турнир знатоков природы, игра - путешествие, устные журналы, викторины, фотовыставки, Дни защиты от экологической опасности, Марш парков и заповедников.
Для формирования экологического сознания у населения, учащихся школ, техникума, училища планируется организовывать в школах и библиотеках района выставочные экспозиции, отражающие специфику природы района, вопросы экологии и охраны природы, а также привлекать детей, молодежь и население к озеленению территорий школ и поселений.
2. Основные цели и задачи Программы
Исходя из анализа существующей ситуации на территории района, сформулированы основные цели и задачи реализации Программы.
Целью Программы является улучшение экологической ситуации на территории района.
Основными задачами Программы являются:
- снижение негативного воздействия на окружающую среду и обеспечение экологической безопасности на территории района,
- формирование экологической культуры населения.
3. Прогноз ожидаемых результатов реализации муниципальной программы и перечень показателей (индикаторов)
- уменьшение объемов выбросов загрязняющего вещества (сажа) в атмосферный воздух от стационарных источников (котельных) на 403,5 тонн в год ежегодно до 2025 года;
- количество проводимых мероприятий экологической направленности: акций, конкурсов, викторин, экскурсий, лекций ежегодно 22 мероприятия до 2025 года;
- количество высаженных деревьев и кустарников на территории городских и сельских поселений 190 штук ежегодно до 2025 года.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы представлены в Приложении 1 к настоящей Программе.
4. Перечень основных мероприятий программы
План мероприятий Программы приведен в Приложении 2 к настоящей Программе.
Основными мероприятиями являются:
- замена батарейных циклонов на котельной N 1 пос. Чегдомын
- приобретение и ввод в эксплуатацию высокоэффективного газоочистного оборудования на котельной АО "Ургалуголь",
- строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений водоотлива шахта "Северная" АО "Ургалуголь",
- строительство очистных сооружений для очистки промышленных сточных вод разреза "Буреинский" АО "Ургалуголь",
- строительство очистных сооружений для очистки промышленных сточных вод на разрезе "Правобережный" АО "Ургалуголь",
- модернизация очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод от административного комбината АО "Ургалуголь",
- проведение мероприятий экологической направленности
5. Сроки я этапы реализации программы
Программа реализуется с 2021 года по 2025 года в один этап.
6. Анализ рисков реализации муниципальной программы
Важным аспектом успешной реализации Программы является управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы. Минимизация рисков и обеспечение эффективного управления Программой входят в компетенцию ответственного исполнителя.
На решение задач и достижение целей Программы в рамках программно-целевого метода решения экологических проблем могут оказать влияние следующие риски:
- макроэкономические риски, связанные с неустойчивостью макроэкономических параметров (уровень инфляции, темпы экономического роста страны, уровень платежеспособности предприятий, населения, изменение ставок процента Центрального банка Российской Федерации, изменение обменного курса валют, уровень политической стабильности и др.);
- риски законодательных изменений, проявляющиеся в вероятности изменения действующих норм с выходом новых нормативных правовых актов и невозможностью выполнения каких-либо обязательств в связи с данными изменениями.
Меры по управлению рисками приведены в приложении 5 к данной Программе.
7. Механизм реализации муниципальной программы
Разработчиком Программы является экономический сектор финансового управления администрации района.
В процессе реализации Программы ответственный исполнитель:
- вносит предложения по формированию перечня мероприятий на очередной финансовый год;
- осуществляет управление и координацию деятельности исполнителей Программы, эффективному использованию финансовых средств;
- осуществляет контроль за выполнением мероприятий Программы;
- обеспечивает подготовку и представление предложений по финансированию мероприятий Программы в очередном финансовом году.
Исполнители программы:
- несут ответственность за рациональное использование выделяемых на реализацию Программы бюджетных средств.
- отчитываются за реализацию мероприятий Программы, их эффективность.
Внесение изменений в Программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений главы муниципального района, в том числе с учетом, результатов оценки эффективности реализации Программы.
Решение об изменении программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы может быть принято в связи с сокращением финансирования, по результатам оценки эффективности проводимых мероприятий на основе анализа показателей (индикаторов) Программы, а также в случае изменения нормативной правовой базы в сфере реализации Программы.
8. Основные меры правового регулирования
Правовое регулирование планируется осуществлять в рамках действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, Хабаровского края и Верхнебуреинского муниципального района. Основные меры правового регулирования в сфере охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Верхнебуреинского муниципального района направлены на достижение цели и конечных результатов Программы. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Программы приведены в Приложении 6.
9. Сведения о ресурсном обеспечении реализации муниципальной программы
Общий объем финансирования Программы (приложение Прогноз) 1585130,00 тыс. рублей, в том числе:
из средств краевого бюджета (федерального, бюджетов поселений) (Прогноз) - 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год - 0,00 тыс. руб.
2022 год - 0,00 тыс. руб.
2023 год - 0,00 тыс. руб.
2024 год - 0,00 тыс. руб.
2025 год - 0,00 тыс. руб.
из средств районного бюджета (приложение Ресурсное) - 000,00 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год - 000,00 тыс. руб.
2022 год - 000,00 тыс. руб.
2023 год - 000,00 тыс. руб.
2024 год - 000,00 тыс. руб.
2025 год - 000,00 тыс. руб.
в том числе средства районного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства краевого бюджета (федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований района) - 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год - 0,00 тыс. руб.
2022 год - 0,00 тыс. руб.
2023 год - 0,00 тыс. руб.
2024 год - 0,00 тыс. руб.
2025 год - 0,00 тыс. руб.
внебюджетные средства (Прогноз) (по согласованию) - 1585130,00 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год - 272137,60 тыс. руб.
2022 год - 288804,30 тыс. руб.
2023 год - 341762,70 тыс. руб.
2024 год - 341762,70 тыс. руб.
2025 год - 340662,70 тыс. руб.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств районного бюджета приведено в приложении 3 к настоящей Программе. Прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, краевого бюджета, районного бюджета, бюджетов поселений района и внебюджетных средств приведена в Приложении 4 к настоящей Программе.
10. Управление реализацией программы и контроль за ходом ее исполнения
Управление Программой осуществляется ответственным исполнителем Программы - экономическим сектором финансового управления администрации Верхнебуреинского муниципального района.
Ответственный исполнитель Программы следит за ходом реализации Программы, выявляет несоответствие фактических результатов реализации Программы плановым показателям.
Соисполнители Программы обеспечивают своевременное исполнение мероприятий по реализации Программы согласно утвержденному перечню мероприятий.
В процессе реализации Программы ответственный исполнитель осуществляет следующие полномочия:
- организует реализацию Программы;
- несет ответственность за достижение показателей (индикаторов) Программы, а также ежегодных и конечных результатов ее реализации;
- готовит предложения о внесении изменений в Программу по согласованию с соисполнителями;
- запрашивает у соисполнителей сведения, необходимые для проведения мониторинга и подготовки годового отчета;
- готовит совместно с соисполнителями Программы полугодовой и годовой отчет о ходе реализации и об оценке эффективности Программы;
- размещает на официальном сайте администрации муниципального района информацию о Программе, ходе ее реализации, достижении значений показателей (индикаторов) Программы, степени выполнения мероприятий Программы.
Соисполнитель Программы осуществляет следующие полномочия:
- участвует в подготовке предложений о внесении изменений в Программу;
- представляет ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Программы и подготовки отчета о ходе ее реализации:
- для подготовки полугодового и годового отчета представляют информацию ответственному исполнителю программы.
В представляемую соисполнителем Программы информацию должны входить:
- конкретные результаты, достигнутые за отчетный период;
- перечень мероприятий, выполненных и невыполненных (с указанием причин) в установленные сроки;
- анализ факторов, повлиявших на ход реализации Программы;
- данные об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение мероприятий Программы;
- информацию о выполнении качественных и количественных показателей для оценки эффективности.
Внесение изменений в Программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений главы района, в том числе с учетом, результатов оценки эффективности реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 11 декабря 2020 г. N 794 "Об утверждении муниципальной программы "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Верхнебуреинского муниципального района"
Вступил в силу с 12 декабря 2020 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края https://vbradm.khabkrai.ru 11 декабря 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 9 апреля 2024 г. N 197
Изменения вступают в силу с 11 апреля 2024 г.
Постановление Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 12 августа 2022 г. N 553
Изменения вступают в силу с 13 августа 2022 г.