Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росавиации
от 14 декабря 2020 г. N 1488-П
Обстоятельства авиационных происшествий с единичными экземплярами воздушных судов дельталетом "Эльф" RA-1063G, самолетами Аэропракт-22L2 RA-0324A и Х-32 "МИКС-3" RA-0643G, вертолетом Eurocopter AS 350B3 RA-07277
28 октября 2017 г. выполнялись полеты с пассажирами на борту единичного экземпляра воздушного судна (далее - ЕЭВС) дельталета "Эльф" RA-1063G. Из видеоматериалов очевидца, представленных в комиссию Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия (далее - комиссия по расследованию), следует, что полеты выполнялись в районе населенного пункта Причтовский (Майкопский район, Республика Адыгея) на предельно малых высотах в непосредственной близости от водной поверхности реки Белая с выполнением маневрирования в виде виражей и горок. При выполнении полета произошло сложение, а затем отделение правого полукрыла от мототележки дельталета с последующим его снижением и столкновением с земной поверхностью. В результате авиационного происшествия (катастрофа) командир воздушного судна (далее - КВС) и пассажир погибли, дельталет разрушен и частично сгорел.
Комиссией по расследованию катастрофы установлено, что срок действия сертификата летной годности ЕЭВС дельталета "Эльф" RA-1063G истек 06 июня 2016 г. и далее не продлевался. По записям в формуляре ВС установлено, что в 2014 и 2015 годах, после замены двигателя, аэродинамического модуля и винта, КВС не выполнены требования пункта 19 Федеральных авиационных правил "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения", утвержденных приказом Минтранса России от 17 апреля 2003 г. N 118. Кроме того, КВС не имел действующего медицинского заключения, полисов обязательных видов страхования. В соответствии с требованиями пункта 2.22 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 12 сентября 2008 г. N 147, КВС, в отсутствие действующей квалификационной проверки пилотом-инструктором, не имел права выполнять функции КВС в полете. План полета в целях уведомления органов ОВД (управления полетами) при использовании воздушного пространства класса G не представлялся.
По заключению комиссии по расследованию:
"Причиной АП с ЕЭВС дельталетом "Эльф" RA-1063G стало его разрушение в воздухе при выполнении маневрирования. Из-за отсутствия на ВС средств объективного контроля, установить величины перегрузок, при которых фактически произошло разрушение конструкции, не представилось возможным. Комиссия не выявила каких-либо дефектов конструкции, которые могли способствовать разрушению.".
07 декабря 2017 г. выполнялся полет с пассажиром на борту вертолета Eurocopter AS 350B3 RA-07277 по маршруту: посадочная площадка Гидростроитель (г. Братск, Иркутская область) - населенный пункт Чистый (Братский район, Иркутская область).
Зональный прогноз GAMET, выпущенный для района полетной информации в районе г. Братска и маршрута полета на период действия от 00.00 до 06.00 07 декабря 2017 г., включал: приземный ветер 280° 11 м/с, порывы до 17 м/с; видимость у поверхности земли 2000 м, локально видимость 700 м при сильном ливневом снеге; ливневый снег, снежный поземок, снежная низовая метель, облачность по маршруту полета: частая кучево-дождевая с нижней границей 200 м над уровнем земли; обледенение умеренное в осадках.
Через 36 мин полета пассажир вертолета по сотовому телефону сообщил собственнику вертолета о выполнении аварийной посадки на замерзшую поверхность Братского водохранилища вблизи населенного пункта Чистый.
Поисковые работы, проведенные 07 декабря 2017 г. аварийно-спасательными службами, результатов не дали. 11 декабря 2017 г., после улучшения погодных условий, было обнаружено место аварийной посадки вертолета, а 14 декабря 2017 г. - вертолет поднят на замерзшую поверхность Братского водохранилища с глубины 65 м. В результате авиационного происшествия КВС погиб, пассажир не найден (привязные ремни пассажира находились в расстегнутом положении).
По результатам расшифровки данных дисплея контроля параметров вертолета и двигателя комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия (далее - комиссия по расследованию) установлено, что столкновение вертолета с замерзшей поверхностью Братского водохранилища произошло со значительной поступательной и малой вертикальной скоростями без крена. В процессе движения по ледовой поверхности произошло разрушение конструкции вертолета, а после полной остановки - уход под лед и затопление.
Также комиссией по расследованию установлено, что КВС имел действующее медицинское заключение врачебно-летной экспертной комиссии при наличии таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца и постинфарктный кардиосклероз.
По заключению комиссии по расследованию:
"Наиболее вероятно, авиационное происшествие с вертолетом Eurocopter AS 350B3 RA-07277 произошло из-за потери управления вертолетом при выполнении полета в условиях ограниченной видимости, вне видимости горизонта и наземных ориентиров.
Однозначно определить причину потери управления не представилось возможным.
Возможными причинами могли быть: потеря пилотом пространственной ориентировки в условиях полета, к которым он не был подготовлен, либо частичная или полная потеря работоспособности в полете, вызванная сердечно-сосудистыми патологиями, либо комбинация указанных причин.
Способствующими факторами, наиболее вероятно, явились:
- необоснованное принятие пилотом решения на продолжение полета в условиях, к которым он не был подготовлен;
- значительная психоэмоциональная нагрузка при выполнении полета в условиях ограниченной видимости;
- невыявление при прохождении ВЛЭК имевшихся патологий.
Признаков отказов бортовых систем и агрегатов вертолета до момента АП не выявлено.".
22 августа 2018 г. КВС (65 лет) ЕЭВС самолета Аэропракт-22L2 RA-0324A выполнял полет с посадочной площадки Вознесенка (Березовский район, Красноярский край). Выполнив взлет и пролет над взлетно-посадочной полосой на высоте около 10 м, КВС приступил к выполнению разворота на 180° с набором высоты для выполнения маневра "разворот на горке". При достижении высоты около 150 м самолет накренился на левую плоскость, развернулся на 180° и перешел на снижение с последующим столкновением с земной поверхностью. В результате авиационного происшествия КВС погиб, самолет разрушен и уничтожен пожаром.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия (катастрофа) (далее - комиссия по расследованию) установлено, что КВС имел действующее медицинское заключение по индивидуальной оценке состояния здоровья и находился, в соответствии с положениями Методических рекомендаций по медицинскому динамическому наблюдению летного, диспетчерского состава, бортпроводников и курсантов учебных заведений ГА", утвержденных заместителем начальника управления персонала и учебных заведений в Государственной службе гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 14.5.3-11, под медицинским наблюдением.
Из заключения эксперта судебно-медицинской экспертизы следует: "...обнаружены морфологические признаки острого инфаркта миокарда задней стенки левого желудочка. Данное заболевание могло сопровождаться выраженным болевым синдромом, нарушениями в работе сердечно-сосудистой системы вплоть до наступления потери сознания, что могло повлиять на работоспособность пилота.".
По заключению комиссии по расследованию:
"Наиболее вероятно, авиационное происшествие с ЕЭВС самолетом Аэропракт-22L2 RA-0324A произошло из-за потери работоспособности КВС в полете.
При выполнении маневра "разворот на горке" самолет перешел в неуправляемое снижение и столкнулся с землей.".
11 июня 2020 г. на самолете Х-32 "МИКС-3" RA-0643G выполнялись авиационно-химические работы (далее - АХР) в районе населенного пункта Желудево (Шиловский район, Рязанская область).
закритические значения угла атаки и режим сваливания, с последующим столкновением с земной поверхностью с углом тангажа на пикирование около 70°. В результате авиационного происшествия КВС погиб, самолет разрушен.
Комиссией по расследованию установлено, что КВС не имел действующего свидетельства пилота гражданской авиации. Срок действия сертификата летной годности ЕЭВС самолета Х-32 "МИКС-3" RA-0643G истек 28 октября 2015 г. План полета в целях уведомления органов ОВД (управления полетами) при использовании воздушного пространства класса G не представлялся.
В нарушение требований пунктов 7.6 и 7.7 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128, полеты и развороты при выполнении АХР над препятствиями выполнялись на высотах менее 50 м.
По заключению комиссии по расследованию:
"Авиационное происшествие с ЕЭВС самолетом Х-32 "МИКС-3" RA-0643G произошло, наиболее вероятно, вследствие вывода ВС на закритические углы атаки и режим сваливания при выполнении разворота с креном 55°-60° (согласно РЛЭ, ограничение по крену 30°) с последующим столкновением с земной поверхностью.
Авиационному происшествию, наиболее вероятно, способствовало:
- построение захода на обрабатываемый участок поля с креном, превышающим ограничения ВС при выполнении АХР;
- выполнение разворота в сторону солнца;
- отсутствие на самолете естественных признаков приближения к критическим режимам и устройств, сигнализирующих о приближении к режиму сваливания (не предусмотрены конструкцией ВС).".
Подробная информация о результатах расследования авиационных происшествий с ЕЭВС дельталетом "Эльф" RA-1063G, ЕЭВС самолетами Аэропракт-22L2 RA-0324A и Х-32 "МИКС-3" RA-0643G, вертолетом Eurocopter AS 350B3 RA-07277 приведена в окончательных отчетах, размещенных на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 14 декабря 2020 г. N 1488-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.