Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росавиации
от 29 декабря 2020 г. N 1879-П
Обстоятельства и причины авиационного происшествия с вертолетом Ми-8МТВ-1 RA-25129
02 марта 2017 г. выполнялся полет вертолета Ми-8МТВ-1 RA-25129 АО "Авиакомпания АЛРОСА" по маршруту: аэродром Жиганск - посадочная площадка (далее - п.п.) Верхнее Молодо с целью доставки смен вахтовиков на буровые установки. На борту вертолета находились 3 члена экипажа, 19 пассажиров, 2 представителя авиакомпании (авиатехники) и 500 кг багажа.
При выполнении экипажем вертолета захода на посадку на п.п. Верхнее Молодо, на высоте 180 м, произошел отказ правого двигателя. Экипаж вертолета выключил правый двигатель и продолжил снижение. После выключения правого двигателя температура газов левого двигателя выросла до 1100°С, произошло падение частоты вращения ротора турбокомпрессора (далее - TК) левого двигателя до 80% и несущего винта (далее - НВ) ниже 86%. Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия (далее - комиссия по расследованию) сделан вывод, что такое изменение параметров двигателя характерно для помпажа, который стал проявляться при выходе левого двигателя на "ЧР" (чрезвычайный режим) и был обусловлен, наиболее вероятно, отказом регулятора направляющего аппарата (далее - НА) насоса-регулятора НР-3ВМ.
В процессе снижения командир воздушного судна непрерывно перемещал рычаг "ШАГ-ГАЗ" в сторону увеличения общего шага НВ, что привело к дальнейшему падению оборотов НВ до 65% и приземлению вертолета с повышенной вертикальной скоростью. В результате грубого приземления вертолет получил значительные повреждения, пожара на месте авиационного происшествия не было.
При исследовании правого двигателя были обнаружены повреждения лопаток, и найден след затирания постороннего предмета в плоскости вращения лопаток первой ступени компрессора между торцами рабочих лопаток и внутренней поверхностью корпуса компрессора. Определить происхождение постороннего предмета комиссии по расследованию не представилось возможным.
Анализ записей параметров работы силовых установок в предыдущих 54 полетах (с 30 января 2017 г. по 01 марта 2017 г.) вертолета Ми-8МТВ-1 RA-25129 показал, что колебания параметров работы двигателей и разница в частоте вращения ротора TK левого и правого двигателей начали проявляться за две недели до аварийного полета, а накануне, в полете, выполненном 01 марта 2017 г., колебания параметров работы двигателей были почти такие же, как и в день авиационного события.
Анализ расшифровки записи параметров работы силовых установок в ходе полетов, выполненных 02 марта 2017 г., показал, что на земле при вводе правой коррекции, а также в полете при заходе на посадку зарегистрированы колебания частоты вращения роторов TК правого и левого двигателей, которые на отдельных этапах были более 3%, и температуры газов более 25°С, что не соответствует положениям Руководства по летной эксплуатации вертолета.
По мнению комиссии по расследованию, разнорежимность работы двигателей ТВ3-117ВМ, наиболее вероятно, могла происходить в результате некорректной работы механизма разворота углов НА, которая была обусловлена подклиниванием золотниковой пары приемника давления регулятора НА насоса-регулятора НР-3ВМ и усугублена неправильно отрегулированными упорами НА насоса-регулятора и нижнего гидроцилиндра левого двигателя.
По заключению комиссии по расследованию:
"АП произошло в результате выполнения вынужденной посадки вертолета с двумя неработающими двигателями на лесной массив, что привело к значительному повреждению ВС.
Наиболее вероятно, авиационному происшествию способствовали следующие факторы:
- попадание постороннего предмета в ГВТ правого двигателя при заходе на посадку, что послужило причиной выключения двигателя экипажем на высоте 180 м (до выключения экипажем правого двигателя параметры его работы не превышали предельно допустимых). Природу предмета, попавшего на вход правого двигателя, установить не представилось возможным;
- отказ агрегата НР-3ВМ левого двигателя в виде зависания механизма разворота углов направляющего аппарата из-за заклинивания золотника во втулке приёмника давления, приведший при выходе двигателя на ЧР после выключения правого двигателя к возникновению эффекта помпажа с последующей потерей мощности. Причиной заклинивания золотника приёмника давления агрегата НР-3ВМ явилась эксплуатация на топливе с повышенным содержанием частиц загрязнителя. Источник загрязнений установить не представилось возможным;
- отсутствие контроля со стороны экипажей за режимами работы двигателей в предыдущих и аварийном полетах;
- отсутствие контроля за работоспособностью авиационной техники по СОК (действующая в эксплуатации программа экспресс-анализа информации СДК-8 вертолетов Ми-8МТВ не позволяет обнаруживать колебания частоты вращения роторов турбокомпрессоров двигателей и температуры газов более допустимых).
Действия КВС на заключительном этапе полета не соответствовали положениям РЛЭ вертолёта Ми-8МТВ при выполнении посадки с двумя неработающими двигателями: при отказе двигателей КВС допустил падение частоты вращения НВ перед посадкой до 75%, что обусловило приземление ВС с повышенной вертикальной скоростью снижения.".
Подробная информация о результатах расследования авиационного происшествия с вертолетом Ми-8МТВ-1 RA-25129 приведена в Окончательном отчете, размещенном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 29 декабря 2020 г. N 1879-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.