Договор
между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения
(Москва, 16 марта 1995 г.)
Российская Федерация и Республика Армения, именуемые далее Сторонами,
считая, что дальнейшее развитие отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между ними отвечает коренным интересам народов обоих государств и служит делу мира и безопасности,
отмечая значение Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, от 21 августа 1992 года,
руководствуясь обоюдным стремлением к защите суверенитета, территориальной целостности и безопасности Российской Федерации и Республики Армения,
признавая, что нахождение на территории Республики Армения российской военной базы отвечает целям поддержания мира и стабильности в регионе,
подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, Устава Содружества Независимых Государств и Договора о коллективной безопасности,
согласились о нижеследующем:
Совершено в Москве 16 марта 1995 года в двух экземплярах, каждый на русском и армянском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
(Подписи)
Протокол N 1
к Договору между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения
Статья 1
Лица, входящие в состав российской военной базы, и члены семей этих лиц пересекают государственную границу Республики Армения по предъявлению документов, удостоверяющих их личность и принадлежность к российской военной базе, а их несовершеннолетние дети - по наличию записей в этих документах.
Армянская Сторона предоставляет этим лицам право перевозить через государственную границу Республики Армения личные вещи в соответствии с законодательством Республики Армения.
Лица, входящие в состав российской военной базы, и члены семей этих лиц могут свободно передвигаться на принадлежащих им транспортных средствах по путям сообщения общего пользования при соблюдении законодательства Республики Армения, а также пользоваться на территории Республики Армения транспортом общего пользования на тех же условиях, что и военнослужащие Вооруженных Сил Республики Армения и члены их семей.
Провоз грузов лиц, входящих в состав российской военной базы, и членов семей этих лиц всеми видами транспорта осуществляется по территории Республики Армения, а также в ее воздушном пространстве на тех же условиях, что и военнослужащих Вооруженных Сил Республики Армения и членов их семей.
Статья 2
Армянская Сторона сохраняет за лицами, входящими в состав российской военной базы, и членами семей этих лиц, лицами, уволенными в запас или отставку, а также вышедшими на пенсию, право собственности на принадлежащее им движимое и недвижимое имущество на тех же условиях, что и за военнослужащими Вооруженных Сил Республики Армения и членами их семей.
Этим лицам Армянская Сторона предоставляет возможность свободной продажи и вывоза принадлежащего им на праве собственности имущества или денежных средств, полученных от его реализации при выезде с территории Республики Армения на постоянное место жительства в другие страны, а также перевода принадлежащих им вкладов и активов. Это не распространяется на вывоз оружия, наркотиков, раритетов, исторических и культурных ценностей Республики Армения, запрещенных к вывозу ее законодательством.
Смешанная комиссия не реже одного раза в полгода уточняет перечень предметов, вывоз которых за пределы Республики Армения ограничен.
Статья 3
Армянская Сторона обеспечивает лицам, входящим в состав российской военной базы, и членам семей этих лиц право на получение образования в высших, средних и специальных учебных заведениях, прием в дошкольные детские учреждения и медицинское обеспечение на тех же условиях, что и военнослужащим Вооруженных Сил Республики Армения и членам их семей.
Для обеспечения потребностей российской военной базы Армянская Сторона предоставит возможность Российской Стороне создавать на территории Республики Армения общеобразовательные и дошкольные учреждения (школы, лицеи, детские сады, ясли и другие) Министерства обороны Российской Федерации. Порядок создания и деятельности таких учреждений определяется отдельным соглашением Сторон.
Статья 4
Лица, входящие в состав российской военной базы, и члены семей этих лиц, а также лица, уволенные в запас или отставку, имеют право на тех же условиях, что и граждане Республики Армения приобретать необходимые для личного потребления товары и пользоваться услугами в соответствии с законодательством Республики Армения.
Статья 5
Армянская Сторона сохраняет за лицами, входящими в состав российской военной базы, и членами семей этих лиц жилую площадь вне территорий базы для проживания в соответствии с законодательством Республики Армения, обеспечивая соответствующую регистрацию (прописку, вид на жительство или иную форму).
Статья 6
Лица, входящие в состав российской военной базы, и члены семей этих лиц могут пользоваться услугами почты и связи в соответствии с действующими в Республике Армения правилами.
Стороны осуществляют для лиц, входящих в состав российской военной базы, и членов семей этих лиц беспрепятственное перечисление денежных почтовых отправлений, в частности алиментов, денежного довольствия и заработной платы в обе стороны.
Статья 7
Российская военная база осуществляет контроль за надлежащим техническим состоянием принадлежащих ей транспортных средств и несет за это ответственность.
Частные транспортные средства предъявляются к техническому осмотру в соответствующий орган внутренних дел Республики Армения, а служебные транспортные средства проходят технический осмотр на российской военной базе.
Лица, входящие в состав российской военной базы, и члены семей этих лиц соблюдают действующие в Республике Армения правила дорожного движения, включая правила поведения на месте дорожно - транспортных происшествий и правила перевозки опасных грузов.
Действующие в Республике Армения нормативные акты о разрешении (лицензии) на право управления транспортным средством применяются в отношении лиц, входящих в состав российской военной базы, и членов семей этих лиц на тех же условиях, что и для граждан Республики Армения.
Решение об изъятии разрешений (лицензий) на управление транспортным средством, принадлежащим российской военной базе, принимается военной автомобильной инспекцией российской военной базы по заявлению властей Республики Армения.
Автомобильная техника российской военной базы имеет российские регистрационные номера и отличительные знаки.
Армянская Сторона признает водительские удостоверения, выданные Российской Стороной лицам, входящим в состав Российской военной базы, и членам семей этих лиц.
Статья 8
Вопросы юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения, регулируются отдельным соглашением Сторон.
Статья 9
При аресте, задержании правоохранительными органами Республики Армения лиц, входящих в состав российской военной базы, членов семей этих лиц, а также при аресте, задержании граждан Республики Армения компетентными органами российской военной базы Стороны незамедлительно уведомляют об этом друг друга.
При необходимости выполнения компетентными органами Республики Армения процессуальных, оперативно-розыскных действий на российской военной базе такие действия выполняются российскими компетентными органами по письменному обращению соответствующих органов Армянской Стороны.
Процессуальные действия с лицами, входящими в состав российской военной базы, и членами семей этих лиц, арестованными или задержанными компетентными органами Армянской Стороны, производятся только с участием представителей Российской Стороны.
Процессуальные действия с гражданами Республики Армения, арестованными или задержанными компетентными органами российской военной базы, производятся только с участием представителей Армянской Стороны.
В этих случаях арестованный, задержанный (равно как и обвиняемый, подсудимый) вправе пользоваться услугами адвоката, в том числе своей страны.
По просьбе Российской Стороны конвоирование, этапирование, содержание в следственных изоляторах арестованных российскими компетентными органами лиц на территории Республики Армения может производиться соответствующими компетентными органами Республики Армения.
По делам о преступлениях, совершенных лицами, входящими в состав российской военной базы, или членами семей этих лиц, которые подлежат рассмотрению судами Республики Армения, обвиняемый или компетентные органы российской военной базы могут просить о назначении защитника (в том числе российского адвоката) или давать доверенность защитнику.
Статья 10
На лиц, входящих в состав российской военной базы, а также членов семей этих лиц распространяется законодательство Республики Армения по предупреждению и борьбе с заразными болезнями человека и животных. В пределах российской военной базы могут применяться положения, действующие в Вооруженных Силах Российской Федерации, если при этом не возникает угроза здоровью населения обеих Сторон или животным и если эти положения не противоречат законодательству Республики Армения.
Орган управления российской военной базы и власти Республики Армения незамедлительно извещают друг друга о подозрении на наличие особо опасных инфекций, их вспышке и ходе их ликвидации, а также принимаемых в связи с этим мерах.
В случае необходимости проведения специальных мероприятий по охране здоровья лиц, входящих в состав российской военной базы, ее командование взаимодействует с соответствующими органами Республики Армения.
Российская военная база самостоятельно организует контроль качества продовольствия, медикаментов и иных товаров, ввозимых Российской Стороной в Республику Армения для нужд российской военной базы.
Протокол N 2
к Договору между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения
Статья 1
Связь между органами (организациями) Российской Стороны и российской военной базой на территории Республики Армения организуется по арендуемым каналам связи государственной сети связи Республики Армения, а также с использованием средств радио-, радиорелейной, тропосферной и космической связи, принадлежащих Российской Стороне и находящихся на территории российской военной базы.
Обмен почтовыми отправлениями между Российской Стороной и российской военной базой осуществляется через станцию фельдъегерско-почтовой связи, находящуюся на территории российской военной базы.
Статья 2
Армянская Сторона по заявкам органа управления российской военной базы предоставляет в аренду каналы связи и другие средства связи государственной сети связи Республики Армения.
Аренда каналов государственной сети связи Республики Армения, используемых в интересах российской военной базы, прекращается по заявкам органа управления российской военной базы, направляемым Армянской Стороне не менее чем за 30 суток до момента прекращения аренды.
Расчеты за аренду каналов и средств связи производятся российской военной базой на договорной основе.
Статья 3
Стороны сохраняют действующий на момент заключения настоящего Договора режим работы средств, линий и сооружений связи, находящихся на территории Республики Армения и использующихся в интересах Министерства обороны Российской Федерации. Изменение этого режима производится только по согласованию между соответствующими органами Сторон.
Статья 4
Технические условия на проектирование и строительство линий (объектов) связи, необходимых для организации связи между объектами российской военной базы, должны быть согласованы с Министерством связи Республики Армения.
Статья 5
Порядок использования радиочастотного спектра и обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, принадлежащих российской военной базе, определяется отдельным протоколом.
Протокол N 3
к Договору между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения
Статья 1
В целях обеспечения российской военной базы, размещаемой на территории Республики Армения, обычными вооружениями и техникой Стороны согласились, что с соблюдением положений Соглашения о принципах и порядке выполнения Договора об обычных вооруженных силах в Европе установленные указанным Соглашением максимальные уровни для наличия обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором об обычных вооруженных силах в Европе, изменяются следующим образом:
A) установленные для Российской Федерации максимальные уровни для наличия обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором об обычных вооруженных силах в Европе, увеличиваются (единиц):
боевые танки, на 80 единиц
в том числе в регулярных частях на 80 единиц
боевые бронированные машины, на 160 единиц
в том числе в регулярных частях на 160 единиц
из них боевых машин пехоты и
боевых машин с тяжелым
вооружением, на 75 единиц
артиллерийские системы калибра
100 мм и выше, на 85 единиц
в том числе в регулярных частях на 85 единиц
B) установленные для Республики Армения максимальные уровни для наличия обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором об обычных вооруженных силах в Европе, уменьшаются (единиц):
боевые танки, на 80 единиц
в том числе в регулярных частях на 80 единиц
боевые бронированные машины, на 160 единиц
в том числе в регулярных частях на 160 единиц
из них боевых машин пехоты и
боевых машин с тяжелым
вооружением, на 75 единиц
артиллерийские системы калибра
100 мм и выше, на 85 единиц
в том числе в регулярных частях на 85 единиц
Статья 2
При соблюдении положений Соглашения о принципах и порядке выполнения Договора об обычных вооруженных силах в Европе Стороны имеют право по взаимному согласованию изменять свои максимальные уровни для наличия обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором об обычных вооруженных силах в Европе.
Статья 3
Условия и порядок передачи обычных видов вооружений и техники, ограничиваемых Договором об обычных вооруженных силах в Европе, одной Стороной другой Стороне будут установлены отдельными договоренностями.
Статья 4
В течение 15 дней после подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения Российская Сторона в соответствии с Соглашением о принципах и порядке выполнения Договора об обычных вооруженных силах в Европе предоставляет уведомление о намерении увеличить свои максимальные уровни для наличия обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором об обычных вооруженных силах в Европе.
При наличии консенсуса заинтересованных государств - участников Соглашения о принципах и порядке выполнения Договора об обычных вооруженных силах в Европе Стороны в течение 15 дней представляют уведомления, предусмотренные пунктом 3 статьи VII Договора об обычных вооруженных силах в Европе, всем государствам - участникам указанного Договора, а также, в случае необходимости, уведомления о корректировке нормы сокращения, как предусмотрено пунктом 8 статьи VIII Договора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.