Определение Верховного Суда РФ от 28 декабря 2020 г. N 308-ЭС20-22440 по делу N А32-20691/2019
Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив кассационную жалобу акционерного общества "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р" (далее - АО "Каспийский ТК-Р", общество) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2019 по делу N А32-20691/2019, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.10.2020 по тому же делу
по заявлению общества к государственному инспектору Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Котельве Н.В., Черноморо-Азовскому морскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ЧАМУ Росприроднадзора, управление) о признании недействительным предписания от 11.02.2019 N 0001/03/5-КНД/ПР/2019,
установил:
решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.10.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, АО "Каспийский ТК-Р" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Согласно доводам жалобы, общество не обязано учитывать выбросы вредных веществ в атмосферный воздух из грузовых емкостей (танков) танкеров, проходящих загрузку у выносных причальных устройств, поскольку в этом случае источником загрязнений являются объекты, не принадлежащие обществу. Танкеры являются передвижными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ, в этой связи выводы судов о том, что местоположение источников при проведении процесса погрузки нефти является постоянным, ошибочны. Законодательство, действовавшее на момент проведения инвентаризации, не требовало учитывать выбросы в атмосферу от технологических и иных процессов. Нефтеналивные танкеры, прибывающие под погрузку у выносных причальных устройств Морского терминала АО "Каспийский ТК-Р", соответствуют требованиям международных конвенций, в том числе в сфере экологической безопасности, что подтверждается действующими сертификатами, выдаваемыми компетентными обществами, а также самим фактом допуска судов в порт с разрешения администрации морского порта. Судами также неправомерно применены положения Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620, поскольку выносные причальные устройства не являются объектом технического регулирования.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как следует из судебных актов, оспариваемым предписанием, вынесенным по результатам проверки АО "Каспийский ТК-Р", государственный инспектор ЧАМУ Росприроднадзора возложил на общество обязанность до 11.07.2019 обеспечить наличие отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, соответствующего фактической хозяйственной деятельности общества.
Ссылаясь на то, что отчет по состоянию на декабрь 2018 г., составленный во исполнение ранее выданного предписания от 02.07.2018 N 0038/03/212-КНД/ПР/2018, представлен должностным лицам ЧАМУ Росприроднадзора при проведении проверки, АО "Каспийский ТК-Р" обратилось в суд с требованием по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении требования, суды руководствовались статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями федеральных законов от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", и исходили из того, что представленный обществом отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по состоянию на декабрь 2018 г. не соответствует его реальной хозяйственной деятельности и не содержит применимых к ней расчетных объемов выбросов загрязняющих веществ.
Как установлено судами, в представленном отчете отражены источники выбросов: 301, 302, 303 - вентиляционные устройства нефтеналивных судов ВПУ-1, ВПУ-2 и ВПУ-3 (выделение загрязняющих веществ происходит при загрузке нефти в танкерные емкости нефтеналивных судов), а также неорганизованные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу 6304 - 6306 (запорно-регулирующая арматура, фланцевые соединения, предохранительные клапаны, торцевые уплотнители) и 6307 (главный и вспомогательные двигатели, дизельный обогреватель).
По данным инвентаризации источником выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух в каждом случае выступает грузовой танк (танкерная емкость) судна - танкера. Поступающую на выносное причальное устройство нефть с помощью гибких рукавов загружают в танкеры нефтеналивных судов. При загрузке нефти в резервуары нефтеналивных судов происходит вытеснение газовой смеси, содержащейся в свободном пространстве резервуара, поступающей в резервуар с нефтью. Вытесняемая газовая смесь выбрасывается в атмосферу через мастрайзер (дыхательный патрубок, в который поступает общий выброс из всех танков судна при наливе нефти).
В расчетах выбросов от источников 301, 302, 303 общество указало, что грузовые танки оснащены средством снижения выбросов - газовой обвязкой, в связи с чем величина коэффициентов снижения выбросов составляет 0,1.
Значение данных коэффициентов для заглубленного резервуара с режимом эксплуатации "мерник", не оборудованного средствами снижения выбросов объемом 100 тыс.м 3, составляет: Ксрр = 0,5, Кmaxр = 0,7. В отчете общество применило пониженное значение коэффициента, что возможно в случае применения технологий, уменьшающих объемы выбросов вредных веществ.
Между тем ни в ходе проверки, ни в судебном разбирательстве не представлено доказательств, подтверждающих, что нефтеналивные танкеры, обслуживаемые обществом, оснащены газовой обвязкой.
Суды учли, что в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620, оборудование для перегрузки легковоспламеняющихся жидкостей может иметь береговой трубопровод отвода паров нефти в береговые емкости.
Общество не привело убедительных доказательств тому, что при эксплуатации выносных причальных устройство им используется какое-либо оборудование, обеспечивающее снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. Поэтому суды согласились с выводами ЧАМУ Росприроднадзора, что у общества отсутствовали основания для применения в расчете выбросов пониженного коэффициента 0,1.
Доводы АО "Каспийский ТК-Р" о том, что выбросы, происходящие при загрузке грузовых танков нефтеналивных судов, нельзя считать выбросами, происходящими от стационарных источников, принадлежащих обществу, оценены судами и мотивированно отклонены. Общество самостоятельно поставило на учет рассматриваемые источники выбросов, в отчете определены конкретные координаты местоположения рассматриваемых источников выброса и технологический процесс, в результате которого происходит выделение в атмосферу нефтегазовых паров. Место погрузки нефти на танкеры является постоянным и определяется местоположением выносного причального устройства как источника выброса.
Содержание судебных актов свидетельствует, что судами детально исследованы юридически значимые обстоятельства дела на основе оценки имеющихся в деле доказательств, позиций и возражений сторон.
Доводы кассационной жалобы ранее заявлялись обществом при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций и получили необходимую правовую оценку. Оснований не согласиться с выводами судов не имеется.
Сведений о существенном нарушении судами норм материального и норм процессуального права, которое в силу статьи 291 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может явиться основанием для отмены либо изменения судебных актов, доводы жалобы не содержат.
Руководствуясь статьями 291 6, 291 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
отказать акционерному обществу "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 28 декабря 2020 г. N 308-ЭС20-22440 по делу N А32-20691/2019
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7873/20
15.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-776/20
19.11.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-20691/19
04.09.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-20691/19