В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, по результатам рассмотрения материалов, поступивших вместе с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между ПАО "Якутскэнерго" (далее - Общество) и Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее - Комитет, ГКЦ РС(Я), орган регулирования) (рег. от 01.04.2020 N 60287/20), а также письменных пояснений Комитета (рег. от 16.04.2020 N 70562-ЭП/20), ФАС России установлено следующее.
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере электроэнергетики осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования N 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетики (далее - Правила регулирования N 1178), постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденными приказом ФСТ России от 16.09.2014 N 1442-э (далее - Методические указания N 1442-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
Необходимая валовая выручка (далее - НВВ) для ПАО "Якутскэнерго" рассчитывается с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2022 гг.
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год установлены постановлением ГКЦ РС(Я) от 28.12.2019 N 251 (далее - Постановление N 251).
1. В соответствии с п. 81 Основ ценообразования N 1178 стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии, учитываемая в ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется как разность соответствующей цены (тарифа) и суммы стоимости единицы электрической энергии с учетом стоимости мощности для населения и цен (тарифов) на иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика для соответствующей категории потребителей.
Формулами расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, предусмотрены Методическими указаниями N 1442-э.
Представленный в ФАС России шаблон PEREDACHA.M2020(v.1.0)РCЯ не содержит расчет тарифов на услуги по передаче для населения и приравненных к нему категорий потребителей в соответствии с требованиями пункта 81 Основ ценообразования N 1178, в том числе с учетом постановления Правления ГКЦ РС(Я) N 240 от 28.12.2019 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей по Республике Саха (Якутия)", приказа ФАС России от 27.11.2019 N 1558/19 "Об утверждении индикативных цен на электрическую энергию и на мощность для покупателей - субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) на территориях неценовых зон оптового рынка на 2020 год", постановления Правления ГКЦ РС(Я) N 252 от 28.12.2019 "Об установлении тарифов на метрическую энергию, поставляемую потребителям ПАО Якутскэнерго" на 2020 год", постановления Правления ГКЦ РС(Я) N 243 от 28.12.2019 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) ПАО "Якутскэнерго" на 2020 год", а также с учетом платы за иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям - инфраструктурные платежи АО "ЦФР", АО СО "ЕЭС", АО "АТС" в соответствии с приказами ФАС России от 19.12.2019 N 1701/19, N 1702/19, протоколом заседания наблюдательного совета Ассоциации "НП Совет рынка" от 17.04.2017 N 7/2017.
2. Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетам субъекта Российской Федерации, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2020 год (приложение N 2 к постановлению Правления ГКЦ РС(Я) от 28.12.2019 N 251) не соответствуют показателям, указанным в шаблоне PEREDACHA.M2020(v.1.0)РСЯ.
3. Показатели для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям субъекта Российской Федерации на 2020 год (таблица N 2 к приложению N 1 к постановлению Правления ГКЦ РС(Я) от 28.12.2019 N 251) также не соответствуют показателям, указанным в шаблоне PEREDACHA.M2020(v.1.0)РСЯ.
4. В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования N 1178 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.
Согласно пункту 49 Методических указаний N 20-э/2, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.
Методическими указаниями N 20-э/2 предусмотрен принцип собираемости необходимой валовой выручки территориальными сетевыми организациями при применении тарифов как в одноставочном, так и в двухставочном выражении, который не был соблюден Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) при принятии постановления Правления ГКЦ РС(Я) от 28.12.2019 N 251, что также подтверждается показателями, представленными в шаблоне PEREDACHA.M2020(v.1.0)РСЯ.
5. В соответствии с пунктом 81(6) Основ ценообразования N 1178 при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии не учитываются расходы (независимо от их предназначения) в отношении объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, имеющих одну или несколько общих с объектом по производству электрической энергии (мощности) систем собственных нужд, оперативного тока, релейной защиты и автоматики, снабжения сжатым воздухом коммутационных аппаратов, связи для осуществления оперативных переговоров, сбора и передачи телеметрической информации в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления, а также объектов электросетевого хозяйства, которые учтены в составе объекта по производству электрической энергии (мощности) при обращении электрической энергии и мощности на оптовом рынке, в том числе иное оборудование, предназначенное для осуществления передачи электрической энергии и обеспечения электрических связей между указанными в настоящем абзаце объектами.
Для проверки информации, представленной территориальными сетевыми организациями, регулирующие органы вправе обратиться с письменным запросом к системному оператору и в совет рынка для получения заключения о таких объектах электросетевого хозяйства. Системный оператор и совет рынка обязаны в течение 30 календарных дней со дня получения такого запроса письменно ответить на него с представлением запрашиваемого заключения.
По результатам анализа Экспертного заключения Комитета по результатам проведения экспертизы материалов по утверждению затрат на передачу электрической энергии по сетям ПАО "Якутскэнерго" методом долгосрочной индексации на 2020-2022 года (далее - Экспертное заключение) ФАС России установлено, что анализ, предусмотренный пунктом 81(6) Основ ценообразования N 1178 органом регулирования при определении необходимой валовой выручки для ПАО Якутскэнерго" на 2020 год не проводился, в том числе при определении расходов по статье "Аренда оборудования ЯГРЭС-2" по договору аренды имущества N ЯГРЭС-2/2019/2 от 24.12.2019, заключенному между АО "Якутская ГРЭС-2" и ПАО "Якутскэнерго" по внеплощадочным объектам.
6. В соответствии с Экспертным заключением Комитета по статье "Энергия на производственные нужды" корректировка расходов относительно предложения предприятия в сторону увеличения составила 159,215 млн руб.
ФАС России отмечает, в соответствии с требованиями пунктов 7, 38 Основ ценообразования N 1178, Методических указаний N 98-э в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Таким образом, не учтенные расходы при установлении тарифов на 2019 год подлежат учету при установлении тарифов на 2021 год в случае их документального обоснования. Следовательно, расходы по статье "Энергия на производственные нужды" в размере 159,215 млн руб. подлежат исключению из НВВ ПАО "Якутсэнерго" на 2020 год.
7. В соответствии с Экспертным заключением Комитета по статье "Амортизационные отчисления" на 2020 год ПАО "Якутскэнерго" расчет амортизационных отчислений произведен на основании базовой амортизации - амортизации за 2018 год, а также плана ввода основных средств на 2019-2020 гг.
На основании представленных документов эксперты Комитета отмечают, что расчет амортизационных отчислений по электросетевым объектам предприятия выполнен корректно.
При этом, пунктом 27 Основ ценообразования N 1178 предусмотрено, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).
При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.
Таким образом, при определении расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов не допускается учитывать плановые ввода.
Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия) необходимо провести дополнительный анализ и расчет по статье затрат "Амортизационные отчисления" на 2020 год, исключив амортизацию по плановым вводам основных средств 2019-2020 гг. в соответствии с требованиями пункта 27 Основ ценообразования N 1178, соответствующие анализ и расчет необходимо отразить в Экспертном заключении на основании пункта 23 Правил регулирования N 1178.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 4 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, приказываю:
1. Признать Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) нарушившим пункты 7, 27, 38, 81, 81(6) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, положения Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных приказом ФСТ России от 16.09.2014 N 1442-э.
2. Отменить с 01.12.2020 постановления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 28.12.2019:
- N 251 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год";
- N 253 "Об установлении тарифов на реализацию (сбыт) электрической энергии АО "Вилюйская ГЭС-3" в отношении ГТП потребления "ПТВС-Удачный", приобретаемую на оптовом рынке электрической энергии и мощности на 2020 год";
- N 245 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям АО "Вилюйская ГЭС-3" на 2020 год";
- N 246 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям ООO "Транснефтьэнерго" на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год";
- N 247 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям ООО "Мечел-Энерго" на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год";
- N 248 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям ООО "Русэнергоресурс" на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год";
- N 252 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям ПАО "Якутскэнерго" на 2020 год";
- N 254 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям ООО "Русэнергосбыт" на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год";
- N 255 "Об установления тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям АО "Витимэнергосбыт" на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год";
- N 256 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям АО "Система" на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год";
- N 257 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям АО "Газпром энергосбыт" на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год".
3. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в рамках предельных уровней тарифов на передачу электрической энергии, утвержденных приказами ФАС России от 14.11.2019 N 1508/19 и N 1509/19 установить и ввести в действие не позднее 01 декабря 2020 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) и тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям (потребителям) на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части настоящего приказа.
4. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в пункте 3 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений об установлении цен (тарифов) в области электроэнергетики, принятие которых предписывается пунктом 3 настоящего приказа;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики, на котором принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 ноября 2020 г. N 1112/20 "Об отмене постановлений Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия)"
Текст приказа опубликован не был