Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предусматривается замена действующего судебного порядка взыскания налоговыми органами недоимки и задолженности по пеням и штрафам с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, на внесудебный порядок.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. N 20-П отмечено, что различный порядок взыскания налоговых платежей с физических и юридических лиц направлен не на то, чтобы поставить их в неравное положение в сфере налоговых отношений (обязанности платить налоги), а на то, чтобы не допустить административного вмешательства в права личности тогда, когда вопрос может быть разрешен лишь посредством судебного разбирательства.
Наделение налогового органа полномочиями действовать властно-обязывающим образом при бесспорном взыскании налоговых платежей правомерно в той степени, в какой такие действия, во-первых, остаются в рамках именно налоговых имущественных отношений, а не приобретают характер гражданско-правовых, административно-правовых или уголовно-правовых санкций, и, во-вторых, не отменяют и не умаляют права и свободы человека и гражданина. Предложенный законопроектом порядок взыскания налоговых платежей с физических лиц в бесспорном порядке явился бы выходом за рамки собственно налоговых публично-правовых отношений и повлек бы нарушение конституционных прав граждан.
Законопроектом предусматривается возможность направления в течение срока для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований письменных возражений физическим лицом, на чье имущество обращается взыскание, на постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства в части взыскиваемой суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Федеральным законом "Об исполнительном производстве" не предусмотрена возможность направления возражений на постановление судебного пристава-исполнителя. Согласно главе 18 указанного Федерального закона в случае несогласия сторон исполнительного производства с действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя они вправе их обжаловать в порядке подчиненности и в суде. При этом подача жалобы не является основанием приостановления обжалуемого постановления судебного пристава-исполнителя.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации указанный законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
К. Чуйченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 14 ноября 2019 г. N 10318п-П13 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 751723-7 "О внесении изменения в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный Псковским областным Собранием депутатов"
Текст письма опубликован не был