Правительство РСФСР постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственных природных заповедниках в РСФСР.
2. Министерствам и ведомствам, в ведении которых находятся государственные природные заповедники, привести положения о них в соответствие с утвержденным Положением о государственных природных заповедниках в РСФСР.
3. Признать утратившим силу постановление Совета Министров РСФСР от 5 июня 1962 г. N 769 "Об утверждении Положения о государственных заповедниках РСФСР, находящихся в ведении Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР".
Первый заместитель Председателя
Правительства РСФСР |
Г.Бурбулис |
Москва
18 декабря 1991 г.
N 48
Положение
о государственных природных заповедниках в РСФСР
(утв. постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 48)
I. Общие положения
1. Государственные природные заповедники являются природоохранными научно-исследовательскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генофонда растений и животных, типичных и уникальных экосистем.
Биосферные заповедники входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.
II. Задачи государственных природных заповедников
2. На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:
сохранение биологического разнообразия и поддержание в естественном состоянии охраняемых природных комплексов;
проведение экологического мониторинга, в том числе путем ведения летописи природы;
проведение научных исследований;
содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы;
пропаганда экологических знаний;
участие в государственной экологической экспертизе проектов строительства, реконструкции и расширения хозяйственных объектов, а также схем их размещения и развития в данном регионе.
III. Порядок образования государственных природных заповедников
3. Государственные природные заповедники образуются Правительством РСФСР по предложению исполнительных органов власти республик в составе РСФСР, краев и областей, согласованному с государственными органами охраны природы, местными Советами народных депутатов и собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, земли которых намечаются к изъятию и включению в границы заповедников.
4. В целях защиты территории государственных природных заповедников от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом ограниченной хозяйственной деятельности.
5. Охранные зоны государственных природных заповедников образуются Советами Министров республик в составе РСФСР, главами администраций краев и областей по согласованию с местными Советами народных депутатов, собственниками земли, землевладельцами и землепользователями.
IV. Управление государственными природными заповедниками
6. Управление государственными природными заповедниками осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами РСФСР.
Государственные природные заповедники возглавляются директорами, назначаемыми органами, в ведении которых находятся заповедники.
Директор руководит государственным природным заповедником и несет полную ответственность за его деятельность.
V. Правовой статус государственных природных заповедников
7. В пределах заповедников участки земли, ее недра и водное пространство со всеми находящимися в их пределах объектами изымаются из хозяйственной эксплуатации и передаются в бесплатное, бессрочное (постоянное) пользование государственным природным заповедникам.
8. В ведении государственных природных заповедников в качестве их структурных подразделений могут находиться заказники и другие особо охраняемые природные территории, расположенные вне границ заповедников.
9. Территории государственных природных заповедников учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, схем землеустройства и районной планировки, а также в территориальных комплексных схемах охраны природы.
10. Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, состоят на государственном бюджете, находятся на самостоятельном балансе, открывают счета, в том числе валютные, в учреждениях банков РСФСР и имеют печать с изображением Государственного герба РСФСР и со своим наименованием.
VI. Режим государственных природных заповедников
11. На территории (акватории) государственных природных заповедников запрещаются:
действия, изменяющие гидрологический режим земель;
изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород;
рубки главного пользования, заготовка живицы, древесных соков, лекарственных растений и технического сырья, а также иные виды лесопользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением;
сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, семян, цветов и иные виды пользования растительным миром, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением;
строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедников;
промысловая, спортивная и любительская охота, иные виды пользования животным миром, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением;
интродукция растений и животных с целью их акклиматизации;
применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений;
сплав леса;
транзитный прогон домашних животных;
нахождение, проход и проезд посторонних лиц и автомототранспорта вне дорог и водных путей общего пользования;
сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповедниках;
пролет самолетов и вертолетов ниже 2000 метров над сушей и водным пространством без согласования с заповедником или контролирующими природоохранными органами, а также преодоление самолетами над территорией заповедника звукового барьера;
иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач.
12. Передача в аренду земель, вод и других природных ресурсов территорий заповедников запрещается.
13. В пределах территории (акватории) государственных природных заповедников могут проводиться:
мероприятия по сохранению, восстановлению и предотвращению изменений природных комплексов в результате антропогенного воздействия;
необходимые ветеринарные мероприятия для ликвидации особо опасных болезней, общих для человека и животных.
14. На некоторых участках заповедника в порядке, определенном в положении о конкретном государственном заповеднике, могут быть разрешены:
организация подсобных сельских хозяйств для обеспечения сотрудников заповедника и членов их семей продуктами питания;
выпас скота, принадлежащего заповеднику и его работникам, в том числе вышедшим на пенсию, а также иным гражданам, постоянно проживающим на его территории;
предоставление работникам заповедника, в том числе вышедшим на пенсию, но проживающим на его территории, служебных наделов (пахотной земли и сенокосов);
заготовка дров и деловой древесины, необходимых для обеспечения потребностей заповедника и постоянно проживающих на его территории граждан;
сбор грибов, орехов, ягод работниками заповедника, а также гражданами, постоянно проживающими на территории заповедника, для личного потребления (без права продажи);
любительский лов рыбы сотрудниками заповедника, а также гражданами, проживающими на его территории, для личного потребления (без права продажи)*);
организация и устройство экскурсионных экологических маршрутов;
размещение музеев природы заповедника, в том числе с экспозицией под открытым небом.
На территориях государственных природных заповедников отстрел (отлов) животных в научных и регуляционных целях допускается только по разрешению государственных органов, в ведении которых находятся заповедники.
15. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан и должностных лиц, не являющихся работниками заповедников, допускается только с разрешения органов, в ведении которых находится заповедник, или администрации заповедника.
16. К территориям биосферных заповедников могут быть присоединены участки суши и водного пространства с выделением на них следующих зон:
зона ограниченной хозяйственной деятельности (биосферный полигон), в пределах которой осуществляются прикладные научные исследования, соответствующие целям заповедника, и внедрение их результатов;
буферная зона, режим использования которой направлен на снижение влияния хозяйственной деятельности на заповедную территорию - заповедное ядро.
Режим зон биосферного заповедника устанавливается в соответствии с его научным профилем, целями создания и определяется положением об этом заповеднике.
17. В пределах охранных зон государственных природных заповедников запрещается хозяйственная и иная деятельность, отрицательно влияющая на природные объекты и комплексы заповедника. Режим охранной зоны заповедника определяется органом, принявшим решение о ее создании.
Особенности организации и режима каждого государственного природного заповедника, возможность и порядок осуществления на его территории ограниченного природопользования, допускаемого настоящим Положением, определяются в каждом конкретном случае положением о заповеднике, утверждаемом органом, в ведении которого находится заповедник.
VII. Организация охраны государственных природных заповедников
18. Охрана государственных природных заповедников осуществляется специальной инспекцией по охране заповедников.
Работники инспекции (государственные инспектора) входят в штат государственных природных заповедников.
19. Директора государственных природных заповедников, их первые заместители и начальники охраны наделены правами главных государственных инспекторов по охране природных заповедников.
20. Права государственных инспекторов по охране природных заповедников могут быть предоставлены работникам заповедников, которые не являются государственными инспекторами по занимаемой должности. Предоставление указанных прав осуществляется с согласия работника по его письменному заявлению и оформляется приказом директора заповедника.
21. К охране заповедной территории могут привлекаться общественные инспекции, сформированные комитетами по охране природы и общественными природоохранными организациями.
22. Государственным инспекторам по охране природных заповедников предоставлено право:
требовать от должностных лиц и граждан объяснений по поводу нарушения ими режима охраняемых территорий и природоохранительного законодательства;
проверять у граждан и должностных лиц документы на право нахождения, проезда, природопользования и иной деятельности на территориях природных заповедников, заказников, подчиненных заповедникам, и охранных зон;
составлять протоколы о нарушениях режима и природоохранительного законодательства на территориях заповедников, заказников, подчиненных заповедникам, и охранных зон;
приостанавливать противоречащую природоохранительному законодательству и установленному режиму охраняемых территорий деятельность граждан и должностных лиц на указанных территориях;
изымать у нарушителей установленного режима и природоохранительного законодательства продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
производить досмотр вещей, транспортных средств, проверку орудий, а также продукции природопользования у лиц, находящихся на территории заповедника;
беспрепятственно посещать предприятия, гидротехнические сооружения, учреждения и организации, суда и иные транспортные средства на территории природных заповедников, заказников, подчиненных заповедникам, и охранных зон для проверки соблюдения установленного режима и требований природоохранительного законодательства;
доставлять нарушителей режима охраняемых территорий и природоохранительного законодательства в отделения милиции или помещения местных Советов народных депутатов для выяснения личности и составления протоколов;
рассматривать в установленном порядке дела о нарушениях заповедного режима;
предъявлять иски предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам о возмещении ущерба, нанесенного в результате нарушения режима, установленного на территории заповедников, заказников, подчиненных заповедникам, и охранных зон;
в случаях, предусмотренных законодательством, направлять материалы о нарушениях в следственные органы.
23. Государственные инспектора по охране природных заповедников пользуются также правами государственной лесной охраны.
24. Государственным инспекторам по охране природных заповедников предоставлено право ношения огнестрельного оружия во время исполнения служебных обязанностей с разрешения органов внутренних дел.
Случаи применения оружия регулируются специальными актами.
25. Государственные инспектора по охране природных заповедников подлежат обязательному страхованию за счет заповедников.
26. Ущерб имуществу государственных инспекторов по охране природных заповедников и лиц, наделенных их правами, причиненный в связи с выполнением служебных обязанностей и служебного долга, возмещается за счет средств заповедников или органов, в ведении которых они находятся. При этом администрация заповедника вправе предъявить регрессный иск к организации или гражданину, ответственному за причиненный ущерб.
27. В случае гибели государственного инспектора по охране природных заповедников или лица, наделенного правами инспектора, при исполнении служебных обязанностей или служебного долга семье погибшего выплачивается в течении 5 лет со дня гибели его денежное содержание, а по истечении этого срока - пенсия по случаю потери кормильца в порядке, установленном действующим законодательством.
VIII. Научно-исследовательская деятельность в заповедниках
28. Научно-исследовательская деятельность в государственных природных заповедниках направлена на изучение природных комплексов и долговременное слежение за динамикой природных процессов с целью оценки, прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, сохранения биологического разнообразия биосферы, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.
29. Научно-исследовательская деятельность в государственных природных заповедниках проводится:
штатными сотрудниками по планам научно-исследовательских работ;
научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля на договорных началах по общим с заповедниками программам, согласованным с органами, в ведении которых находятся заповедники.
30. Организация и непосредственное руководство научными исследованиями, проводимыми в заповеднике, осуществляется заместителем директора по научной работе, который назначается органом, в ведении которого находится заповедник, и является первым заместителем директора заповедника.
31. В государственных природных заповедниках создаются ученые советы. Состав ученых советов и положения о них утверждаются органами, в ведении которых находятся заповедники.
32. В государственных природных заповедниках формируются и находятся на хранении научные фонды по согласованию с Комитетом по делам архивов РСФСР при Правительстве РСФСР.
33. Государственным природным заповедникам предоставлено право издания научных трудов.
IX. Финансово-хозяйственная деятельность государственных
природных заповедников
34. Государственные природные заповедники осуществляют деятельность, не противоречащую их задачам и установленному режиму.
35. Все средства, полученные заповедниками от научной, природоохранной, рекламно-издательской, просветительской и иной деятельности, а также в порядке безвозмездной помощи от предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений, международных, иностранных организаций и частных лиц, являются собственными средствами заповедников, которыми заповедники распоряжаются самостоятельно.
Государственные природные заповедники осуществляют внешнеэкономическую деятельность в установленном действующим законодательством порядке.
36. Планы мероприятий по выполнению задач, стоящих перед заповедниками, объем бюджетного финансирования утверждаются органами, в ведении которых находятся заповедники.
X. Условия и оплата труда в государственных природных
заповедниках
37. Структура и штаты заповедников определяются директорами заповедников в пределах фонда оплаты труда, исходя из задач и специфики заповедника.
38. Формы, система и размеры оплаты труда работников устанавливаются государственными природными заповедниками самостоятельно в соответствии с действующими условиями оплаты и в пределах имеющихся средств на оплату труда.
Доплаты, надбавки, премии и другие виды дополнительного поощрения работников определяются администрацией заповедника в соответствии с действующим законодательством.
О выплате ежемесячных надбавок к должностным окладам и тарифным ставкам за выслугу лет работникам государственных природных заповедников см. постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. N 1262
39. Жилищный фонд государственных природных заповедников может быть в установленном порядке включен в категорию служебного.
40. При выезде специалиста на временную работу в государственные природные заповедники жилые помещения, занимаемые ими и членами их семей по месту постоянного жительства, бронируются на все время действия трудового договора.
41. Работники государственных природных заповедников принимаются на работу на контрактной основе.
42. Работникам государственных природных заповедников выдается бесплатно специальная одежда, обувь и средства индивидуальной защиты по нормам, утвержденным органами, в ведении которых находятся заповедники, а также нагрудный знак установленного образца. Кроме того, государственным инспекторам по охране природных заповедников выделяется форменная одежда со знаками различия.
43. Работникам государственных природных заповедников, имеющим в личной собственности автомобили, мотоциклы, мотонарты, катера, лодочные моторы и использующим их для служебных разъездов, могут выделяться горючие и смазочные материалы, а также производиться текущий ремонт этой техники.
44. Работникам государственных природных заповедников для отопления жилых помещений отпускаются дрова по льготным расценкам, установленным для рабочих и служащих, занятых на работах в лесном хозяйстве.
45. В отношении работников государственных природных заповедников допускается исключение из правила об ограничении совместной службы родственников, предусмотренного статьей 20 КЗОТ РСФСР.
XI. Контроль за деятельностью государственных природных
заповедников
46. Контроль за деятельностью государственных природных заповедников осуществляется органами охраны природы РСФСР и иными специально уполномоченными на то государственными органами.
------------------------------
*) в исключительных случаях на специально отведенных участках допускается любительский лов рыбы преимущественно местным населением.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 48 "Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в Собрании постановлений Правительства Российской Федерации, 1992 г., N 4, ст. 25
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. N 527
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1994 г. N 1428
Постановление Правительства РФ от 21 августа 1992 г. N 613