Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Первого заместителя
Председателя Правительства - Министра
сельского хозяйства и продовольствия
Республики Мордовия
от 30 декабря 2020 г. N 625-П
Ведомственная целевая программа
"Профилактика и предупреждение заноса и распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территорию Республики Мордовия на 2021 - 2023 годы"
Паспорт программы
Орган исполнительной власти Республики Мордовия, являющийся главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Мордовия |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия |
Наименование ведомственной целевой Программы |
Профилактика и предупреждение заноса и распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территорию Республики Мордовия на 2021 - 2023 годы |
Наименование государственной программы Республики Мордовия |
Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2025 годы |
Наименование подпрограммы государственной программы Республики Мордовия |
Развитие отраслей агропромышленного комплекса |
Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения), или наименование и номер соответствующего нормативного правового акта |
Приказ первого заместителя Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия от 30 декабря 2020 г. N 625-П |
Разработчики ведомственной целевой Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия |
Исполнители ведомственной целевой Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, Республиканская ветеринарная служба Республики Мордовия |
Цель и задачи Программы |
Целью Программы является: реализация комплекса мероприятий по профилактике и предупреждению заноса и распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территорию Республики Мордовия; минимизация потерь доходности отрасли свиноводства под воздействием эпизоотических рисков от вируса АЧС. |
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи: повышение уровня противоэпизоотических мероприятий и совершенствование лабораторно-мониторингового контроля заболеваемости домашних свиней и диких кабанов АЧС; осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных, в том числе вируса АЧС; стимулирование разведения альтернативных свиноводству видов сельскохозяйственных животных сельскохозяйственными товаропроизводителями, содержащими свинопоголовье, имеющими при этом низкий уровень биологической защиты или незащищенных от угроз; развитие индустриального (промышленного) свиноводства в Республике Мордовия; создание условий содержания сельскохозяйственных животных, обеспечивающих зоосанитарную безопасность объектов промышленного свиноводства и предприятий, осуществляющих убой свиней и/или первичную и промышленную переработку свиней; своевременный сбор, и утилизация биологических отходов;применение современных технологий утилизации биологических отходов; | |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
поголовье свиней в хозяйствах всех категорий - 779,0 тыс. гол.; поголовье свиней в предприятиях промышленного типа - 760,0 тыс. гол.; доля поголовья свиней, находящихся в хозяйствах с низким уровнем биологической защиты - 2,4%; объем производства свиней на убой в предприятиях промышленного типа - 139,0 тыс. тонн. |
Характеристика программных мероприятий |
переход сельхозтоваропроизводителей, имеющих свинопоголовье, при этом не защищенных от угроз (компартмент I), на альтернативные свиноводству виды животноводства. Субсидии предоставляются из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных районов Республики Мордовия на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по переходу граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на альтернативные свиноводству виды животноводства; сбор и утилизация биологических отходов организациями осуществляющими сбор и утилизацию биологических отходов; приобретение оборудования для переработки биологических отходов организациями осуществляющими сбор и утилизацию биологических отходов; приобретение лабораторного оборудования для пробоподготовки и диагностики африканской чумы свиней, аккредитация двух ветеринарных лабораторий на комплекс исследований; приобретение передвижных ветеринарных комплексов на базе автомобилей УАЗ для мобильных эпизоотических групп районных ветеринарных станций; размещение информационных сообщений в СМИ о степени распространения АЧС, мерах по предупреждению заноса, действиях в очаге инфекции и угрожаемых зонах. |
Сроки реализации Программы |
2021 - 2023 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем - 185,300 млн. рублей в текущих ценах, в том числе по годам: 2021 - 55,100 млн. рублей; 2022 - 67,100 млн. рублей; 2023 - 63,100 млн. рублей, в том числе: за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия - 26,0 млн. рублей, в том числе по годам: 2021 - 0,0 млн. рублей; 2022 - 13,0 млн. рублей; 2023 - 13,0 млн. рублей. за счет внебюджетных средств - 159,300 млн. рублей, в том числе по годам: 2021 - 55,100 млн. рублей; 2022 - 54,100 млн. рублей; 2023 - 50,100 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
повышение ветеринарного благополучия Республики Мордовия; недопущение возникновения очагов АЧС, минимизация возможного экономического ущерба и сопутствующих негативных социальных и экологических последствий; увеличение доли личных (подсобных) хозяйств граждан, развивающих альтернативные свиноводству виды животноводства;увеличение занятости населения; увеличение производства продукции промышленного свиноводства; модернизация материально-технической и лабораторной базы Республиканской ветеринарной службы Республики Мордовия; готовность к проведению мероприятий по ликвидации очагов инфекции (при возникновении АЧС); организация системы сбора, транспортировки и утилизации биологических отходов; повышение информированности населения о риске возникновения угрозы АЧС, о мерах профилактики распространения вируса АЧС и действиях при выявлении очага АЧС; защита окружающей среды от загрязнения. |
1. Обоснование необходимости реализации программы и ее соответствие цели и задаче подпрограммы государственной программы
1.1. Проблемы борьбы с вирусом африканской чумы свиней
На территории Российской Федерации африканская чума свиней среди домашних свиней распространяется с 2007 года. За 10 лет АЧС принесла многомиллиардные убытки российскому агропромышленному комплексу. Прямые потери за этот период оцениваются в 5 млрд. руб., непрямые - минимум в десять раз больше.
Прямой экономический ущерб от распространения африканской чумы свиней в России в 2018 году при ликвидации очагов болезни составил 1,14 миллиарда рублей.
Всего за период с 2007 года по настоящее время в России зарегистрирована 1761 вспышка африканской чумы свиней, в том числе в 2020 году - 230 очагов.
По состоянию на 9 ноября 2020 года в России сохраняются 94 активных вспышки АЧС в девяти регионах России, в том числе в Нижегородской и Самарской областях. Риск распространения этого заболевания в России на 2021 год и последующие годы оценивается как "высокий".
По данным Национальной мясной ассоциации (НМА), в стоимостном выражении объем российского рынка свинины на убой за последние годы остается почти неизменным - около 300 млрд. руб. в год.
С начала регистрации первых случаев АЧС в России в 2007 году общие потери поголовья составили 800 тыс. голов свиней.
Наиболее опасная ситуация в Центральном и Приволжском федеральных округах, где сосредоточено более 60% поголовья свиней.
По данным Россельхознадзора, более 80% поголовья свиней в неблагополучных регионах содержится в промышленных свинокомплексах. При этом примерно в 90% случаев АЧС регистрируется сначала в личных подсобных хозяйствах, а уже затем переносится на крупные предприятия. По мнению ветеринарной службы, это связано с тем, что в настоящее время в России учет поголовья ведется только на добровольной основе, а обязанности граждан при угрозе возникновения заболевания не определены.
Таким образом, в настоящее время сложилась принципиально новая ситуация, когда АЧС - одна из самых опасных и специфичных болезней животных, приобрела, по признанным Всемирной организацией здравоохранения животных (МЭБ) признакам и характеристикам, статус эндемической (постоянно присутствующей на территории страны) болезни для Российской Федерации. Это означает, что на территории ряда регионов России сложилось стационарное неблагополучие по АЧС и это заболевание стало фактором, постоянно и резко негативно влияющим на состояние одной из важнейших отраслей сельского хозяйства - промышленного свиноводства, на связанные с ним области хозяйствования.
Высокую озабоченность вызывают популяции диких кабанов, способных в течение нескольких дней распространить вирус АЧС на сотни километров от места их заражения. На территории Российской Федерации по состоянию на 9 ноября 2020 года было зарегистрировано 82 случая африканской чумы свиней в популяции диких кабанов.
По оценке Россельхознадзора, с учетом складывающейся ситуации, высоко вероятен вынос инфекции в виде отдельных очагов в любой из субъектов РФ.
Агропромышленный комплекс Республики Мордовия производит 14,5% валового регионального продукта.
Объем производства валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за 2019 года составил 72,2 млрд. рублей. Предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Мордовия за 2019 год произведено товарной продукции на сумму 82,7 млрд. рублей, в том числе предприятиями мясной промышленности - на 40,1 млрд. рублей.
АПК выделен в качестве одного из основных приоритетов экономической политики региона.
К 2024 г. Республика Мордовия планирует увеличить поголовье свиней в сельхозпредприятиях до 760 тыс. голов.
Реализации планов не должны помешать проблемы в обеспечении ветеринарного благополучия Республики Мордовия. Следует исходить из того, что при оптимистичном варианте развития событий на искоренение АЧС в России потребуется не менее 5 - 8 лет, а при пессимистичном - десятки лет. Поэтому АЧС следует рассматривать как долгосрочную проблему, требующую реализации нормативно-правовых, организационных, технических, финансовых и других решений.
1.2. Состояние свиноводства и анализ рисков возникновения африканской чумы свиней в Республике Мордовия
По мнению Россельхознадзора Республика Мордовия находится в зоне риска по возникновению АЧС.
Вероятность заноса и распространения вируса африканской чумы свиней в Республику Мордовия определяется рядом обстоятельств:
- Мордовия расположена в центре европейской части России, на перекрестке важнейших путей из Центра в Поволжье, на Урал, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию;
- Мордовия имеет высокую численность восприимчивой к вирусу АЧС популяции домашних свиней, на 1 ноября 2020 г. - 597,1 тыс. голов.
- Несмотря на то, что произошло значительное сокращение поголовья свиней в ЛПХ граждан, где уровень исполнения ветеринарно-санитарных правил ниже, чем в крупных свиноводческих хозяйствах, их поголовье составляет 4,2% от общего восприимчивого к вирусу АЧС поголовья.
В последние годы в республике значительное развитие получила отрасль свиноводства. За период с 2006 по 2020 годы на территории Мордовии успешно реализованы инвестиционные проекты по строительству свиноводческих комплексов.
В 2000 - 2017 годах во всех категориях хозяйств республики поголовье свиней увеличилось более чем в 2 раза - с 163,7 тыс. голов до 363,5 тыс. голов. В последующие 6 лет (2018 - 2023) планируется также удвоение поголовья - с 363,5 тыс. гол. до 779 тыс. гол.
Всего в 2020 году сельхозпроизводителями Республики Мордовия планируется произвести более 95 тыс. тонн свиней на убой.
В настоящее время продолжается расширение производственных мощностей ЗАО "Мордовский бекон" и ООО "Мордовский племенной центр".
Без реализации в комплексе мероприятий федеральными, республиканскими органами власти и учреждениями, органами местного самоуправления, собственниками свинопоголовья Республики Мордовия невозможно сохранить достигнутый уровень развития отрасли, предупредить занос болезни, выявить ее в кратчайшие сроки, ограничить распространение, уничтожить очаги инфекции и обеспечить организацию и соблюдение карантинных мероприятий, тем самым обеспечить сохранность поголовья свиней в секторе промышленного производства.
Необходимость ведомственной поддержки Программы диктуется особым статусом инфекции в мире, как наносящей значительный экономический и социальный ущерб.
Одним из возможных факторов, способствующих возникновению и распространению вируса АЧС и других особо опасных инфекционных заболеваний является уровень организации утилизации и переработки биологических отходов.
Недостаточный контроль за сферой образования биологических отходов, отсутствие действенной системы их учета и анализа циркуляции на всех уровнях их образования, отсутствие механизма выявления некачественной и опасной продукции животного происхождения на ранних этапах ее образования, или другими словами, в момент трансформации в биологические отходы. Все это создает угрозу распространения эпидемий и загрязнения окружающей среды.
В настоящее время в Республике Мордовия активно развивается отрасль животноводства, что способствует образованию большого объема биологических отходов, которые необходимо утилизировать в оптимально короткие сроки.
Правила сбора и утилизации биологических отходов регламентированы ветеринарными правилами перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов (утв. приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 N 626).
Проблема утилизации биологических отходов остро стоит в большинстве регионов Российской Федерации, где в большинстве случаев происходит уничтожение путем сброса в биотермические ямы, скотомогильники, либо сжиганием, в лучшем случае, в крематориях.
С целью предотвращения нарушений ветеринарного законодательства в области обращения с биологическими отходами необходима модернизация мощностей по сбору, переработке и утилизации биологических отходов.
Техническая и технологическая модернизация имеющихся мощностей по сбору, транспортировке и утилизации биологических отходов позволяет:
утилизировать отходы в соответствии с санитарно-экологическими нормами, не нанося вред окружающей среде;
производить белок животного происхождения для комбикормов - ценный компонент рационов животных и птицы;
исключить возможность распространения особо опасных болезней, в том числе и африканской чумы свиней.
1.3. Краткие итоги реализации программ "Профилактика и предупреждение заноса и распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территорию Республики Мордовия на 2015 - 2017 годы" и "Профилактика и предупреждение заноса и распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территорию Республики Мордовия на 2018 - 2020 годы"
В рамках реализации программ по Профилактике и предупреждению заноса и распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территорию Республики Мордовия в 2016 году была начата работа по созданию 5 км буферных зон вокруг промышленных свиноводческих предприятий и вдоль границы Республики Мордовия.
В 19-ти районах республики определены 267 населенных пунктов, в которых рабочими группами, состоящими из представителей администраций районов, администраций сельских поселений, республиканской ветеринарной службы был проведен подворный обход более 54 тыс. домовладений. Выявлено 4346 личных подсобных хозяйства, в которых содержалось 11702 головы свиней.
Принято Постановление Правительства Республики Мордовия N 374 от 21 июля 2016 года "Об утверждении Порядка представления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных районов Республики Мордовия на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по переходу граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на альтернативные свиноводству виды животноводства".
За время проведения мероприятий по переводу на альтернативные свиноводству направления животноводства и заключению соглашений об отказе от содержания и разведения свиней, свинопоголовье сократилось на 8991 голов в 3346 ЛПХ.
В рамках перехода на альтернативные свиноводству направления животноводства при отказе от дальнейшего разведения и содержания свиней населением республики в 2016 году закуплено более 1300 голов молодняка крупного и мелкого рогатого скота, нетелей, коров на общую сумму 30 млн. рублей.
В целях совершенствования материально-технической базы ветеринарной службы Республики Мордовия за счет средств республиканского бюджета, создан мобильный отряд постоянной готовности. В настоящее время он укомплектован большей частью необходимого оборудования.
Это позволило в периоды повышения угрозы заноса на территорию республики африканской чумы свиней организовывать круглосуточную работу карантинных ветеринарных постов, благодаря чему удалось предупредить занос вируса АЧС на территорию республики.
Ведется работа по снижению численности популяции дикого кабана.
Благодаря укреплению материально-технической базы ветеринарной лаборатории, в республике постоянно проводятся мониторинговые исследования на АЧС.
В рамках перехода на альтернативные свиноводству направления животноводства при отказе от дальнейшего разведения и содержания свиней всего населением республики закуплено более 2000 голов молодняка крупного и мелкого рогатого скота, нетелей, коров.
2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является реализация комплекса мероприятий по профилактике и предупреждению заноса и распространения АЧС на территорию Республики Мордовия; минимизация потерь доходности отрасли свиноводства под воздействием эпизоотических рисков от вируса АЧС.
В соответствии с поставленной целью следует решить следующие задачи:
повышение уровня противоэпизоотических мероприятий и совершенствование лабораторно-мониторингового контроля заболеваемости домашних свиней и диких кабанов АЧС;
осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных, в том числе вируса АЧС;
стимулирование разведения альтернативных свиноводству видов сельскохозяйственных животных сельскохозяйственными товаропроизводителями, содержащими свинопоголовье, имеющими при этом низкий уровень биологической защиты или незащищенных от угроз;
развитие индустриального (промышленного) свиноводства в Республике Мордовия;
создание условий содержания сельскохозяйственных животных, обеспечивающих зоосанитарную безопасность объектов промышленного свиноводства и предприятий, осуществляющих убой свиней и/или первичную и промышленную переработку мяса свиней;
своевременный сбор, и утилизация биологических отходов;
применение современных технологий утилизации биологических отходов;
3. Описание ожидаемых результатов реализации программы и целевые индикаторы по годам
В целях предупреждения заноса и распространения АЧС Программой предусмотрена система мер, направленная на:
- повышение ветеринарного благополучия Республики Мордовия;
- недопущение возникновения очагов АЧС, минимизация возможного экономического ущерба и сопутствующих негативных социальных и экологических последствий;
- увеличение доли личных (подсобных) хозяйств граждан, развивающих альтернативные свиноводству виды животноводства;
- увеличение занятости населения;
- увеличение производства продукции промышленного свиноводства;
- модернизацию материально-технической и лабораторной базы Республиканской ветеринарной службы Республики Мордовия;
- модернизацию материально-технической и производственной базы сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих разведение свиней;
- готовность к проведению мероприятий по ликвидации очагов инфекции (при возникновении АЧС);
- организацию постов досмотра и проведение ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств, пересекающих границу Республики Мордовия (при возникновении АЧС в сопредельных субъектах);
- организация системы сбора, транспортировки и утилизации биологических отходов;
- повышение информированности населения о риске возникновения угрозы АЧС, о мерах профилактики распространения вируса АЧС и действиях при выявлении очага АЧС;
- поддержание пятикилометровой буферной зоны вокруг свиноводческих предприятий и перерабатывающих свинину производств, свободной от свинопоголовья, с целью предотвращения угрозы заноса и возникновения африканской чумы свиней;
- защиту окружающей среды от загрязнения.
В результате реализации Программы свиноводство будет переведено на качественно новый уровень, что неизбежно будет иметь мультипликативный эффект для экономики региона в целом (табл. 1).
Таблица 1 - Целевые индикаторы ведомственной целевой программы
Наименование индикатора |
2020 г. (оценка) |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Поголовье свиней в хозяйствах всех категорий, тыс. гол. |
615,0 |
673,0 |
721,0 |
779,0 |
Поголовье свиней в предприятиях промышленного типа, тыс. гол. |
590,0 |
650,0 |
700,0 |
760,0 |
Доля поголовья свиней, находящихся в хозяйствах с низким уровнем биологической защиты, % |
4,2 |
3,4 |
2,9 |
2,4 |
Объем производства свиней на убой в предприятиях промышленного типа, тыс. тонн |
95,5 |
111,0 |
125,0 |
139,0 |
Таким образом, поголовье свиней за время реализации мероприятий программы должно быть увеличено на 26,6%, производство свиней на убой - на 45,5%. Доля поголовья свиней, находящихся в хозяйствах с низким уровнем биологической защиты должно снизится с 4,2 до 2,4%.
4. Перечень и описание программных мероприятий
Решение основных задач программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий:
- переход сельхозтоваропроизводителей, имеющих свинопоголовье, при этом не защищенных от угроз (компартмент I) на альтернативные свиноводству виды животноводства.
Субсидии предоставляются из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных районов Республики Мордовия на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по переходу граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на альтернативные свиноводству виды животноводства на основании заявок;
- сбор и утилизация биологических отходов организациями осуществляющими сбор и утилизацию биологических отходов;
- приобретение оборудования для переработки биологических отходов организациями осуществляющими сбор и утилизацию биологических отходов;
- приобретение лабораторного оборудования для пробоподготовки и диагностики африканской чумы свиней, аккредитация двух ветеринарных лабораторий на комплекс исследований;
- приобретение передвижных ветеринарных комплексов на базе автомобилей УАЗ для мобильных эпизоотических групп районных ветеринарных станций;
- размещение информационных сообщений в СМИ о степени распространения АЧС, мерах по предупреждению заноса, действиях в очаге инфекции и угрожаемых зонах.
Перечень мероприятий Программы, в том числе мероприятий, по которым планируется оказать государственную поддержку, и потребность в денежных средствах по годам приведен в приложении 1.
5. Срок реализации Программы
Реализация программы рассчитана на 3 года, с 2021 по 2023 гг., без разделения на этапы.
6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы
Реализация Программы позволит повысить уровень защищенности свиноводства и способность организовать мероприятия по ликвидации АЧС в Республике Мордовия (при возникновении очага).
Социальные последствия реализации Программы связаны с сохранением комфортных условий для граждан: трудовой занятости населения в сельской местности, обеспечением рабочих мест в пищевой промышленности, беспрепятственным передвижением людей и товаров, бесперебойным и сбалансированным потреблением мясопродуктов населением.
Экологический ущерб мероприятий по ликвидации АЧС обусловлен необходимостью сжигания десятков тысяч трупов свиней, захоронения останков животных на обширных территориях, использованием в ходе дезинфекции десятков тонн хлорсодержащих веществ, щелочи, формалина. Эффективные мероприятия по защите от проникновения и распространения АЧС позволят избежать возможного ущерба окружающей среде.
Успешная реализация Программы будет способствовать:
- реализации планов по наращиванию свинопоголовья;
- повышению доли сельхозпроизводства в общем балансе валового продукта Республики Мордовия;
- увеличению количества занятых в агропромышленном комплексе граждан.
Реализация программных мероприятий сопряжена с определенными рисками, связанными с эпизоотической ситуацией в свиноводстве, провоцирующей спад поголовья свиней и приводящей к снижению объемов производства свинины.
Прогнозируемые риски могут спровоцировать снижение производства свинины к ранее достигнутым объемам:
- финансирование мероприятий программы не в полном объеме;
- продукция не находит сбыта в нужном стоимостном выражении и в расчетные сроки.
Существуют также риски, связанные с макроэкономическими и внешнеэкономическими факторами.
7. Оценка эффективности Программы
Эффективность расходования бюджетных средств будет определяться исходя из соответствия реализуемых в рамках Программы мероприятий целям и задачам Программы на основе количественных и качественных индикаторов, достижение которых обеспечит реальную защищенность от АЧС и готовность к ликвидации вероятных очагов инфекции за оцениваемый период.
Повышение уровня диагностических исследований, обеспечение ветеринарных служб средствами и техникой для дезинфекции, благотворно скажутся на общем уровне ветеринарной безопасности в Республике Мордовия, развития животноводства в целом.
Качественное улучшение системы мониторинга и лабораторной диагностики ветеринарной службы позволит параллельно решать вопросы эффективности вакцинопрофилактики против других инфекционных болезней продуктивных животных, контроля импортируемого поголовья.
Техническое перевооружение ветеринарной службы и сельхозпредприятий объектами транспортировки и утилизации биологических отходов приведет к повышению надежности и эффективности регулярно проводимых мероприятий по дезинфекции, дезинсекции, дератизации.
8. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Целями оценки эффективности могут являться определение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых бюджетами территорий в рамках проектов, либо отдельных содержательных сторон эффективности: результативности, продуктивности или экономичности.
При определении целей, предмета и объектов оценки необходимо принимать во внимание:
1. социально-экономическую значимость программ, на которые направляются бюджетные средства;
2. наличие рисков неэффективного использования средств в рамках реализации программ;
3. затраты на проведение контрольного мероприятия;
4. ожидаемые результаты от проведения оценки эффективности.
Критерии эффективности выбираются в соответствии с целями оценки и в сравнении с ними определяется эффективность использования бюджетных средств. В качестве критериев оценки эффективности могут выступать плановые значения показателей, среднеотраслевые показатели, нормативы затрат, установленные нормативными правовыми актами.
Оценка эффективности использования бюджетных средств требует комплексного подхода к оценке результатов и объема используемых для их достижения ресурсов.
На решение поставленной задачи могут быть направлены не только бюджетные средства, но и средства коммерческих организаций. В этом случае для получения обоснованных выводов необходимо учитывать совокупные объемы расходования средств.
Экономическими результатами бюджетных расходов в сфере материального производства может являться определенный объем валового продукта, или его прирост.
9. Методика оценки эффективности Программы
Количественный метод: оценка производится на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности, утвержденных Минсельхозом России.
Качественный метод: достижение плановых значений и целевых индикаторов:
объемы производства свинины в живом весе.
Результатом реализации Программы является планируемый прирост объемов производства свинины в живом весе, продукции (услуг) ветсанутильзавода и объемов выручки от реализации, которая будет получена за период реализации Программы от достигнутого уровня за предыдущий за счет финансирования программных мероприятий из средств республиканского бюджета и внебюджетных средств (табл. 2).
Таблица 2 - Расчет эффективности расходования средств финансирования по Программе
Показатели |
Ед. изм. |
Годы |
||||
2021 |
|
2022 |
2023 |
Всего за 3 года |
||
Прирост выручки от реализации продукции свиноводства |
ВП |
млн. руб. |
1550 |
1400 |
1400 |
4350 |
Финансирование мероприятий, всего (привлеченные и бюджетные средства) |
всего () |
млн. руб. |
55,1 |
67,1 |
63,1 |
185,3 |
в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия |
млн. руб. |
0,0 |
13,0 |
13,0 |
26,0 |
|
Показатели эффективности |
% |
в 28,1 р. |
в 20,9 р |
в 22,2 р |
в 23,5 р |
Эффективность расходования средств финансирования определена по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по коэффициенту Эобщ, который показывает соотношение основного индикатора (валового продукта в стоимостном выражении) к общему объему финансирования по формуле:
,
где - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств, ВП - ежегодный прирост товарной продукции в стоимостном выражении, - объем финансирования производства продукции.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств господдержки должна осуществляться ежегодно в течение всего срока реализации Программы.
Как видно из таблицы, значение коэффициента в среднем арифметическом выражении составляет 23,5 раз. Это означает высокую степень возмещения общих затрат по Программе через прирост валового продукта отрасли.
10. Обоснование объемов бюджетных ассигнований на реализацию Программы
Потребность в ресурсах определена исходя из оценки существующего состояния ветеринарной защиты от заноса и распространения АЧС, подготовленности к ее ликвидации, необходимости укрепления материально-технической базы до достижения требуемого уровня. В соответствии с поставленными задачами, денежные средства будут направлены на оснащение ветеринарных лабораторий современным оборудованием, материалами, диагностикумами, обновление парка специализированных машин и создание запасов средств для дезинфекции, профилактику инфекционных болезней, строительство объектов санитарной защиты, модернизацию и техническое перевооружение мощностей по утилизации биологических отходов, приобретение специализированного транспорта для сбора и транспортировки биологических отходов.
Реализация целевой Программы осуществляется за счет республиканского бюджета, а также внебюджетного финансирования.
Общий объем финансирования реализации Программы составляет 185,3 млн. руб. в текущих ценах.
Ресурсное обеспечение программы - приложение 2.
11. Описание системы управления реализацией Программы
Комплексное управление Программой осуществляется субъектом бюджетного планирования - Минсельхозпродом Республики Мордовия.
Система управления реализацией Программы:
- ответственными за реализацию Программы являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия и Республиканская ветеринарная служба Республики Мордовия;
- финансирование программных мероприятий осуществляет отдел финансов, бухгалтерского учета и отчетности Минсельхозпрода Республики Мордовия и Республиканская ветеринарная служба Республики Мордовия;
- мониторинг реализации программы осуществляет Республиканская ветеринарная служба Республики Мордовия и отдел развития отраслей животноводства и племенного дела Минсельхозпрода Республики Мордовия.
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться во взаимодействии со следующими органами исполнительной власти Республики Мордовия:
- Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия;
- Министерство финансов Республики Мордовия;
- Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия;
- Администрации муниципальных образований Республики Мордовия.
Программа предполагает взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти:
- Управление Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области;
- Министерство внутренних дел по Республике Мордовия;
- Главное управление МЧС России по Республике Мордовия;
- Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия.
Порядок взаимодействия исполнительных органов власти федерации, республики, органов местного самоуправления и учреждений при возникновении и ликвидации очага АЧС на территории утверждается отдельным соглашением.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.