Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Концепцию межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2030 года и План мероприятий по ее реализации (прилагаются).
2. Правительствам государств - участников СНГ принять меры по реализации указанных документов.
3. Исполнительному комитету СНГ регулярно информировать Экономический совет СНГ о выполнении Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2030 года и Плана мероприятий по ее реализации.
От Азербайджанской Республики
-------
От Республики Армения
М. Григорян
От Республики Беларусь
Р. Головченко
От Республики Казахстан
А. Мамин
От Кыргызской Республики
С. Жапаров
От Республики Молдова
-------
От Российской Федерации
М. Мишустин
От Республики Таджикистан
К. Расулзода
От Туркменистана
Заместитель
Председателя Кабинета Министров,
Министр иностранных дел
Р. Мередов
с заявлением
От Республики Узбекистан
А. Арипов
От Украины
УТВЕРЖДЕНА
Решением Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств о Концепции
межрегионального и приграничного сотрудничества
государств - участников СНГ на период до 2030 года
и Плане мероприятий по ее реализации
от 6 ноября 2020 года
Концепция
межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2030 года
Введение
Современные международные отношения характеризуются сложной трехуровневой системой взаимодействия государств, которая включает глобальный (надгосударственный), межгосударственный и межрегиональный уровни. Если два первых уровня - глобальный и межгосударственный - являются традиционными, то третий - межрегиональный - представляет собой относительно новую форму многостороннего сотрудничества, которая получает все большее распространение в мире, в том числе в государствах - участниках СНГ.
Регион - это основной формат принятого в государствах - участниках СНГ административно-территориального устройства (автономная республика, область, край, велоят и т.д.).
Межрегиональное сотрудничество - эффективный инструмент развития рынка товаров и услуг, диверсификации экономики, снижения негативного воздействия барьеров на перемещение производственных, инвестиционных и трудовых ресурсов между регионами. Его частный случай - приграничное сотрудничество.
Межрегиональное и приграничное сотрудничество позволяет развивать хозяйственные связи регионов, оптимизировать размещение объектов инфраструктуры на основе кооперации их деятельности, исключить неэффективные финансовые расходы, связанные с созданием в регионах дублирующих экономических структур, нацелить экономический потенциал регионов на решение масштабных, представляющих взаимный интерес инвестиционных проектов и т.д.
Важное значение для укрепления добрососедских отношений и дальнейшего развития гуманитарного пространства имеет развитие связей регионов в области туризма, культуры, образования, здравоохранения, спорта, межнациональных отношений и социальной защиты населения.
При разработке Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2030 года (далее - Концепция) принимались во внимание следующие факторы, определяющие особенности межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ:
общий характер межгосударственных отношений;
расширение интеграционных процессов, а также их разноуровневость как на пространстве СНГ, так и в мире;
исторически сложившиеся торгово-экономические, этнокультурные связи между регионами государств - участников СНГ, в том числе приграничными;
особенности географического положения, природно-ресурсного, социально-экономического потенциала регионов государств - участников СНГ;
особенности миграции и занятости населения;
участие в других международных экономических организациях, союзах и др.;
создание транспортно-логистического пространства и транспортных коридоров;
поэтапное подключение к существующей и/или формирование новой глобальной цепочки стоимости товаров и услуг;
увеличение роли финансовых институтов в развитии региональных центров производства в государствах - участниках СНГ.
I. Предпосылки для разработки и принятия Концепции
На современном этапе развития и глобализации процветание государства невозможно без эффективного сотрудничества и международного разделения труда, предусматривающего специализацию, взаимовыгодную кооперацию, диверсификацию производства, а также определение точек опережающего роста, их стимулирование как основы для имплементации передового международного опыта.
Административно-территориальное образование не может полноценно развиваться как обособленный субъект в отрыве от развития других регионов как в пределах государства, так и регионов других государств. Более того, межрегиональное сотрудничество позволяет компенсировать недостатки собственного развития того или иного региона и размещения производительных сил за счет кооперации с регионами других государств. Таким образом, экономика регионов интегрируется на фоне глобальной интернационализации производства.
Приграничные регионы государств - участников СНГ имели в прошлом тесные торгово-экономические и производственные связи и развивались как единое экономическое пространство. В настоящее время полноценному развитию таких регионов препятствуют барьеры, обусловленные разницей в экономическом развитии регионов, преимущественным развитием только определенных отраслей и недостаточностью эффективной нормативно-правовой базы для регулирования приграничных торговых отношений.
Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества в государствах - участниках СНГ будет способствовать преодолению этих барьеров. Большим преимуществом является сохранившаяся культурная общность отдельных регионов и приграничных территорий государств - участников СНГ.
Процесс межрегионального и приграничного сотрудничества в СНГ в настоящее время приобретает активный характер. На основе накопленного опыта оно осуществляется в формате двух- и многосторонних соглашений, которых в настоящее время насчитывается более 5 000, о межрегиональном сотрудничестве как на государственном уровне, так и на уровне регионов.
Для дальнейшего успешного развития межрегионального и приграничного сотрудничества необходимо:
создание условий, благоприятствующих активизации интеграционных процессов;
гармонизация национального законодательства в области межрегионального и приграничного сотрудничества;
дальнейшее развитие межгосударственной правовой базы в этой области;
формирование механизма взаимодействия регионов и приграничных территорий государств - участников СНГ, предусматривающего разработку и реализацию конкретных проектов;
определение и последовательное устранение барьеров на пути взаимной торговли товарами и услугами;
внедрение гармонизированных технических регламентов и стандартов производимой продукции, обеспечивающих выход на мировые рынки на конкурентоспособных условиях.
В современных условиях, когда прямые взаимоотношения между регионами различных государств становятся нормальным явлением экономической жизни, создание механизмов для развития межрегиональных и приграничных связей играет важную роль для стабильного и устойчивого роста экономики в регионах и на приграничных территориях государств - участников СНГ, повышения жизненного уровня населения.
Межрегиональное и приграничное сотрудничество - важный фактор устойчивого развития межгосударственного сотрудничества, который может оказать позитивное воздействие на интенсификацию интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств.
В ближайшее десятилетие открываются новые возможности для развития межрегионального и приграничного сотрудничества. Концепция определяет основные принципы, цели, задачи и направления деятельности органов исполнительной власти государств - участников СНГ и их регионов, а также организаций и граждан в сфере межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ.
II. Цель и основные направления Концепции
Целью Концепции является активизация международного сотрудничества регионов государств - участников СНГ, в том числе приграничного, направленного на устойчивое социально-экономическое развитие и повышение благосостояния населения путем развития интеграционных процессов, равноправного партнерства и эффективного использования природно-ресурсного, торгово-экономического, научно-технического, человеческого, культурного и иного потенциалов на взаимовыгодной основе в соответствии с законодательством государств - участников СНГ.
Для реализации данной цели предусматривается концентрация усилий участников межрегионального и приграничного сотрудничества на следующих приоритетных направлениях:
совершенствование, гармонизация законодательства государств - участников СНГ в области межрегионального и приграничного сотрудничества, способствующего созданию благоприятных условий для установления прямых контактов между хозяйствующими субъектами регионов государств, развития экономической кооперации, особенно в производственной сфере;
мобилизация имеющихся возможностей в социально-экономической, культурной и гуманитарной сферах для обеспечения развития регионов государств - участников СНГ;
активизация торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества регионов, стимулирование увеличения объемов взаимовыгодной торговли, развитие рынка капитала, ценных бумаг и финансовых институтов, развитие и укрепление хозяйственных связей между регионами и приграничными территориями государств - участников СНГ;
упрощение взаимодействия заинтересованных органов власти, деловых кругов и групп населения, в том числе этнических общностей, разделенных государственными границами, поддержка соотечественников, проживающих на приграничной территории и в других регионах;
всестороннее развитие связей и обмен опытом в сферах науки, образования и здравоохранения;
согласованное обустройство и эффективное развитие приграничной экономической и социальной инфраструктуры;
создание платформы для прямого диалога между регионами государств - участников СНГ, взаимного обмена опытом в решении актуальных проблем и вызовов, стоящих перед регионами, а также обсуждение способов эффективного использования имеющегося потенциала;
создание и укрепление атмосферы доверия и взаимопонимания, создание условий для добрососедства и мирного существования между народами и населением, органами власти и бизнес-сообществами регионов и приграничных территорий государств - участников СНГ;
эффективное и безопасное использование природных ресурсов для рационального использования при осуществлении хозяйственной деятельности в государствах - участниках СНГ;
ведение согласованной политики в сфере обеспечения безопасности жизни граждан, охраны здоровья;
создание условий для эффективного предупреждения чрезвычайных ситуаций на приграничных территориях и повышение оперативности реагирования на стихийные бедствия и промышленные (техногенные) аварии, имеющие трансграничные последствия;
регулирование рынка труда и миграционных процессов.
Приоритетные направления развития межрегионального и приграничного сотрудничества могут включать дополнительные направления, определяемые по согласованию между участниками межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ.
III. Ключевые задачи развития регионов государств - участников СНГ, в том числе приграничных, на период до 2030 года
1. Обеспечение наиболее полного задействования потенциала регионов в социально-экономической и культурной сферах для решения совместных задач. Подготовка и регулярная актуализация информации о социально-экономическом и культурном потенциале регионов и ее размещение на официальном сайте Исполнительного комитета СНГ и Интернет-портале СНГ.
2. Углубление торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества регионов путем реализации совместных инновационных инвестиционных проектов в различных областях экономики и создания совместных конкурентоспособных предприятий, обмена информацией по вопросам потенциала местных производительных сил, инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций, а также по вопросам экспортных возможностей организаций государств - участников СНГ. Отдельное внимание необходимо уделить реализации совместных проектов в сфере малого и среднего бизнеса, преимущественно в приграничных регионах, созданию межрегиональных инновационных кластеров и открытию торговых домов, складских помещений.
Развитие партнерства на основе разделения труда между регионами государств - участников СНГ по производству определенной продукции, в том числе по переработке предоставленного сырья в полуфабрикаты или готовую продукцию.
В направлении межрегиональной торговли существенным потенциалом обладает развитие приграничной торговли. В частности, создание условий для ведения торговли в приграничных регионах между юридическими и физическими лицами государств - участников СНГ, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории, позволит удовлетворять местные нужды в товарах, производимых на соответствующих приграничных территориях.
Необходимо также кардинальное улучшение на приграничных территориях государств - участников СНГ средств коммуникаций, создание условий для дальнейшего развития финансовых услуг, услуг связи и прочих видов услуг.
Предусматривается реализация мер, направленных на создание условий для беспрепятственного с учетом национального законодательства ввоза/вывоза валютной выручки за реализованные на приграничной территории товары.
3. Тесное взаимодействие между регионами государств - участников СНГ в вопросах развития промышленности регионов и модернизации производств будет иметь значительный синергетический эффект.
Успешной реализации данного направления будет также способствовать кооперация при внедрении современных информационных, телекоммуникационных технологий, развитии роботизации производственных процессов в отраслях промышленности, в том числе путем реализации совместных научно-инженерных исследований, обмена и совместного использования научных, инженерных как собственных, так и зарубежных разработок.
Цифровизация технологий и производственных процессов в промышленности и межрегиональное сотрудничество в данном направлении являются одними из задач, реализация которых обеспечит эффективность развития отраслей промышленности и производственной межрегиональной кооперации.
Развитие промышленного потенциала регионов, использование существующих природных ресурсов и создание в сотрудничестве цепочек добавленной стоимости приведут к расширению локализации и экспортного потенциала в регионах.
Предусматривается обмен опытом в сфере применения современных методов, направленных на повышение производительности труда и внедрение инструментов "бережливого производства".
4. Развитие сотрудничества в сфере энергетической инфраструктуры будет направлено на повышение надежности, устойчивости, экономической эффективности и экологичности энергоснабжения и энергопотребления на приграничных территориях.
Важное значение имеет активизация деятельности государств - участников СНГ по внедрению цифровых технологий в системы управления энергетическими данными, привлечению инвестиций в развитие приграничной энергетической инфраструктуры совместного использования, реализации проектов в рамках совместных с государствами - участниками СНГ или их объединениями программ приграничного сотрудничества, представляющих взаимный интерес, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии, а также обмену информацией по вопросам обеспечения энергетической безопасности на приграничных территориях.
5. Реализация согласованной транспортной политики с целью содействия обеспечению необходимых условий для беспрепятственного функционирования всех видов транспорта, в первую очередь на приграничных территориях, при осуществлении перевозок грузов, пассажиров, включая транзит.
Формирование и развитие транспортно-логистических и распределительных центров, развитие транспортных услуг по перевозке международных грузов с использованием терминальных и контейнерных технологий.
Осуществление совместных мер по развитию рынка транспортных услуг, транспортных коммуникаций и инфраструктуры, улучшению транспортного сообщения, повышению уровня взаимодействия между различными видами транспорта.
Совместное участие в строительстве объектов транспортной инфраструктуры (в том числе в рамках государственно-частного партнерства), содействие обеспечению экономически эффективного использования сети международных транспортных коридоров на территориях государств - участников СНГ.
6. В сфере развития приграничной инфраструктуры необходимо повысить эффективность функционирования пунктов пропуска через границы между государствами - участниками СНГ для граждан государств - участников СНГ, в том числе путем рассмотрения возможности совместного контроля в данных пунктах пропуска.
7. Приграничная миграция и регулирование занятости. В данном направлении важной задачей является создание благоприятных условий для перемещения трудовых ресурсов между приграничными регионами.
В этой связи предусматриваются упрощение процедур пограничного, иммиграционного и иных видов контроля для населения приграничных территорий при пересечении государственных границ государств - участников СНГ, разработка согласованных мер по регулированию миграционных потоков, обмен информацией о национальном иммиграционном законодательстве и порядке пересечения государственной границы сопредельных государств местными жителями, а также реализация следующих мер:
увеличение занятости населения в приграничных районах путем создания инфраструктуры обслуживания основных автомагистралей, которые имеют пункты пересечения государственной границы;
укрепление взаимодействия между приграничными регионами в сфере организованной трудовой миграции путем заключения в рамках межправительственных соглашений об организованном наборе соглашений между региональными властями, уполномоченными органами в сферах труда и миграции по развитию организованной, адресной и безопасной трудовой миграции, защиты прав мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность в приграничных регионах заинтересованных государств;
обеспечение облегченного режима трудоустройства в приграничных районах работников граничащих районов другого государства, занятых на сезонных временных работах в сельском хозяйстве, строительстве и сфере услуг.
8. Эффективное, рациональное и безопасное использование природных ресурсов и осуществление хозяйственной деятельности с учетом принципов и целей устойчивого развития, которое включает:
регулирование экономической деятельности в целях управления промышленными отходами и организации совместного контроля за обращением с вредными веществами, а также реализацию совместных природоохранных программ и проектов;
сотрудничество в сфере изучения и освоения приграничных месторождений полезных ископаемых;
сотрудничество в сфере охраны и рационального использования трансграничных вод и их экосистем;
осуществление совместных мер по сохранению и воспроизводству рыбных ресурсов и контролю за их использованием;
обмен опытом в области геологоразведочных работ, разработки месторождений и промышленной безопасности;
сотрудничество в области внедрения наиболее передовых технологий в сельском хозяйстве и промышленности с целью рационального использования природных ресурсов в приграничных регионах;
усиление международного сотрудничества - участие в деле сохранения безопасного уровня окружающей среды и борьбы с изменением климата, привлечение дополнительных внешних инвестиций в охрану окружающей среды и рациональное природопользование;
сотрудничество и поддержка на межгосударственном уровне предприятий и организаций всех форм собственности, занимающихся проблемами экономии природных ресурсов, энергосбережения, переработки и утилизации отходов производства и потребления.
Объединение усилий в преобразовании экономики государств - участников СНГ, направленной на бережное использование воды, поощрение и стимулирование развития и широкое внедрение технологий возобновляемой энергетики, а также строительство сооружений на базе высоких стандартов энергоэффективности, поэтапный переход на принципы "зеленой экономики".
9. Обеспечение экстренного обмена информацией и организация совместной ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на приграничных территориях, включающие:
мониторинг стихийных бедствий и промышленных аварий и оперативный обмен информацией о риске возникновения чрезвычайных ситуаций трансграничного характера;
оказание содействия группам специалистов и транспортных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в пересечении государственных границ в порядке, установленном законодательством государств - участников СНГ или международными договорами, участниками которых они являются;
проведение совместных учений, сборов и других мероприятий по подготовке к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
регулярный обмен гидрометеорологической информацией, в том числе при стихийных бедствиях, и использование согласованной методологии проведения гидрометеорологических наблюдений.
10. Развитие культурных, гуманитарных связей для укрепления атмосферы доверия, взаимопонимания и добрососедства между населением регионов государств - участников СНГ предусматривается осуществлять путем:
реализации совместных межрегиональных программ и проектов в области культурно-образовательного сотрудничества, создающих благоприятные условия для дальнейшего взаимодействия и взаимообогащения культур в рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества, а также межгосударственных программ СНГ;
обмена информацией об историко-культурных ценностях, исторических документальных источниках, хранящихся в государственных собраниях, коллекциях и фондах регионов, а также об их использовании в целях образования, науки и культуры в рамках межгосударственных программ СНГ;
сотрудничества в области библиотечного, музейного, архивного, книгоиздательского дела и распространения печатной продукции, а также обмена опытом в области цифровизации библиотечных и музейных архивов;
поощрения изучения языков народов государств - участников СНГ с содействием создания и эффективной деятельности национальных культурных центров в соответствии с национальным законодательством;
сотрудничества в вопросах сохранения историко-культурных ценностей, находящихся на территориях государств - участников СНГ, а также совместного сохранения и восстановления объектов историко-культурного наследия народов государств - участников СНГ;
организации и проведения совместных праздничных, спортивных мероприятий, выставок, концертов, краеведческих и исторических исследований, мероприятий, посвященных празднованию памятных дат в общей истории государств - участников СНГ;
обмена опытом по вопросам подготовки и повышения квалификации специалистов в области охраны здоровья населения;
расширения контактов между вузами государств - участников СНГ, развития академической и профессиональной мобильности, профессионального диалога и качественного изменения содержания межстранового общения;
расширения сотрудничества государств - участников СНГ в развитии экспорта образовательных услуг, реализации международных научных и образовательных проектов с совершенствованием их нормативно-правовой базы, а также в области признания эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях на основе двух- и многосторонних договоров;
разработки совместных программ обмена студентами и преподавателями для подготовки и повышения квалификации специалистов, представляющих взаимный интерес;
расширения сотрудничества в сфере работы с молодежью посредством привлечения молодежи к реализации проектов и мероприятий по актуальным вопросам межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ, воспитания молодого поколения в духе взаимного уважения и дружбы между народами;
проведения массовых молодежных мероприятий, обеспечения взаимодействия между молодежными объединениями государств - участников СНГ;
дальнейшего развития народного ремесленничества.
11. Сотрудничество в сфере правоохранительной деятельности предусматривает:
осуществление совместных действий по предупреждению, выявлению, пресечению, расследованию и раскрытию преступлений и других правонарушений;
осуществление взаимодействия правоохранительных органов при установлении местонахождения лиц, пропавших без вести, скрывающихся преступников, принятии решений об удовлетворении ходатайств на выдачу и экстрадицию задержанных преступников в соответствии с национальным законодательством;
осуществление взаимодействия в области обеспечения безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, борьбы с трансграничной организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотиков, а также финансированием терроризма и отмыванием денег;
выполнение запросов компетентных органов об оказании содействия в проведении мониторинга в отношении деятельности хозяйствующих субъектов взаимодействующих регионов государств - участников СНГ, осуществляющих межрегиональное или приграничное сотрудничество, для выявления возможных фактов нарушения национального законодательства.
12. Осуществление научного сотрудничества в рамках разработки и реализации совместных исследовательских программ и проектов, в особенности по социально-экономическому развитию и информационному взаимодействию приграничных территорий с использованием прогрессивных технологий, а также путем налаживания взаимодействия в проведении совместных научных исследований высшими учебными заведениями и научными организациями государств - участников СНГ. Дальнейшее развитие системы франчайзинга университетов, дистанционного образования, организации международных конференций, тематических олимпиад и выставок достижений.
13. Сотрудничество в развитии туризма путем:
содействия в продвижении региональных туристских продуктов при участии в международных туристских форумах, выставках, ярмарках и других мероприятиях;
организации и проведения совместных кампаний по популяризации туристских поездок с лечебно-оздоровительными, рекреационными, познавательными, физкультурно-спортивными, профессионально-деловыми, религиозными и иными целями;
обеспечения условий для создания и функционирования предприятий по совместному строительству и эксплуатации (реконструкции) туристско-рекреационных объектов;
популяризации и совершенствования работы туристских информационных центров и подобных им организаций;
расширения контактов представителей туристской индустрии, содействия обмену информацией о туристских событиях и потенциале, в том числе справочниками, путеводителями и другими рекламными материалами, а также проведения пресс-туров для представителей средств массовой информации;
обмена информацией и опытом по повышению качества предоставления туристских услуг, строительству и совершенствованию туристской инфраструктуры, обеспечению безопасности в сфере туризма.
IV. Основные механизмы по развитию межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ
Катализатором межрегионального и приграничного сотрудничества должны стать институциональные преобразования на уровне регионов государств - участников СНГ, направленные на совершенствование административной системы с учетом специфики и особенностей того или иного региона и конкретных задач межрегионального и приграничного сотрудничества. Совершенствование этой системы должно предусматривать реализацию административных реформ и обучение государственных служащих современным управленческим методам.
В качестве механизма межрегионального и приграничного сотрудничества предусматриваются совместные рабочие группы, создаваемые уполномоченными органами власти на региональном уровне.
1. Новые инициативы и пути по дальнейшему повышению эффективности зоны свободной торговли.
Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере взаимной торговли на основе Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, предусматривающее следующие меры по развитию инфраструктуры межрегиональной торговли:
оптимизация размещения с учетом принципов логистики, складского хозяйства и оптовых предприятий с целью минимизации транзакционных издержек (торговые дома, ярмарки, брокерские и дилерские посреднические конторы, а также фирмы, которые призваны выполнять функции по складированию, переработке, отгрузке и доставке продукции);
создание условий, способствующих сокращению барьеров и сроков прохождения экспортных и импортных товаров через приграничные территории государств - участников СНГ.
Актуальным является совершенствование деятельности специальных институтов развития для привлечения инвестиций и содействия экспорту. Эти специализированные институты должны быть нацелены на проведение конъюнктурных и маркетинговых исследований приграничных регионов с целью предоставления оперативных обзоров о состоянии рынков, сформированных по следующим критериям:
технические факторы (необходимость сертификации, требования по локализации, технические требования к продукции и т.д.);
экономические факторы (общий объем рынка, внутренние финансовые ресурсы и размер ввозных пошлин);
наличие исторического опыта поставок продукции (зарубежный и отечественный опыт поставок продукции или сервисных услуг);
уровень развития конкурентной среды (наличие собственных развитых производственных мощностей и производителей, активность основных мировых производителей);
потребительские факторы (отношение к ввозимой продукции).
2. Механизмы налаживания интегрированных производственных связей:
стимулирование создания конкурентоспособных совместных предприятий и сближение подходов государств - участников СНГ к механизмам их поддержки;
развитие устойчивых кооперационных связей с целью осуществления совместных проектов выхода на мировые рынки;
достижение договоренностей по вопросам основных направлений технического перевооружения в отраслях, где особенно эффективна кооперация;
содействие созданию на приграничных территориях совместных промышленных кластеров, особых или специальных экономических зон;
содействие формированию единых цепочек по созданию добавленной стоимости в рамках межрегионального сотрудничества с размещением предприятий с учетом имеющегося производственного, трудового, сырьевого потенциала государств - участников СНГ;
содействие формированию совместных наукоемких производств на базе инновационных центров, хабов, технопарков (наукоградов) и инновационных стартапов;
содействие созданию производственных мощностей по локализации производства конечной продукции (потребительские товары широкого потребления) на льготных условиях с участием иностранного капитала;
проведение региональных, промышленных ярмарок и выставок. Оказание поддержки предприятиям, представляющим свою продукцию на международных выставках и ярмарках на территориях государств - участников СНГ.
Особая роль при налаживании интегрированных кооперационных связей будет отводиться механизму финансирования реализации совместных программ и проектов, для чего необходимо привлечение региональных финансовых институтов.
3. Поддержка деловых инициатив бизнес-сообщества регионов будет осуществляться посредством:
создания и развития институтов приграничного сотрудничества (например, деловых советов по приграничному сотрудничеству);
проведения совместных выставок, ярмарок, кооперационных бирж, круглых столов и других мероприятий с участием деловых кругов государств - участников СНГ;
развития совместной деятельности приграничных торгово-промышленных палат и торговых домов;
взаимного информирования субъектов бизнеса о функционирующих на приграничных территориях государств - участников СНГ свободных экономических зонах с предоставлением полной информации об имеющихся льготах и преференциях для потенциальных участников;
продвижения единого информационного пространства торгово-промышленных палат государств - участников СНГ;
интенсификации международных молодежных контактов путем проведения молодежных бизнес-форумов и акселерационных программ в сфере торгово-экономического сотрудничества для молодых предпринимателей;
создания благоприятных условий для привлечения и развития инвестиций в сферу женского предпринимательства, а также привлечения молодежи для участия в бизнес-проектах, организации поиска для них инвесторов и "бизнес-ангелов";
участия в разработке и реализации двух- и многосторонних проектов в области туризма и создания трансграничных туристских маршрутов.
4. Расширение сотрудничества на основе инновационных технологий (сельское хозяйство, энергетика и цифровая экономика и т.д.).
Эффективному развитию инновационных технологий в регионах государств - участников СНГ будет способствовать активная кооперация в форме создания совместных центров технологического развития в области био-, нанотехнологий, энерго- и ресурсобережения, цифровых технологий, а также в отраслях экономики, развитие которых представляет общий интерес для регионов государств - участников СНГ. При этом предусматриваются обмен технологиями, новшествами и кадрами на взаимовыгодной основе, заключение меморандумов о сотрудничестве между технопарками различных регионов СНГ, а также создание межрегиональных инновационных кластеров в приграничных регионах.
Действенным механизмом сотрудничества станет реализация пилотных проектов по внедрению инновационных технологий в различных отраслях экономики - промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, транспорте, логистике и др.
Активизации взаимной межрегиональной и приграничной торговли (в том числе в рамках производственных цепочек) будет способствовать развитие электронной торговли товарами и услугами. Это позволит создать условия для увеличения объема межрегиональной и приграничной торговли, снижения затрат и вовлечения большего числа участников.
В развитии цифровой экономики на уровне регионов первостепенное значение будут иметь создание и обеспечение качественного функционирования телекоммуникационных и цифровых трансграничных сетей.
5. Важным механизмом реализации ключевых направлений и задач настоящей Концепции станет проведение форумов регионов СНГ, включая тематические.
Актуальность проведения форумов регионов СНГ возрастает, поскольку они позволяют налаживать тесные экономические контакты, достигать большей эффективности и лучших практических результатов, чем при движении от государственного уровня к региональному.
Проведение форумов регионов СНГ как механизма межрегионального и приграничного сотрудничества будет направлено на создание условий для всего спектра торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей между представителями всех уровней государственной власти регионов и бизнес-сообщества государств - участников СНГ.
Цели, задачи, а также механизм проведения подобных форумов будут определены специально разработанной концепцией.
Дополнительной формой мероприятий также станет проведение отраслевых и тематических форумов, например, туристских форумов в исторических городах и регионах государств - участников СНГ, симпозиумов по изучению, внедрению и развитию технологий "умного города" с выставками, отражающими достижения и тенденции развития жилой и городской среды, а также проведение двух- и многосторонних молодежных форумов государств - участников СНГ в рамках форумов регионов СНГ.
V. Совершенствование правовой базы для упрощения взаимодействия между регионами государств - участников СНГ
Правовую базу межрегионального сотрудничества составляют:
1) национальные нормативные правовые акты, образующие основы правового режима внешнеэкономической деятельности;
2) межгосударственные документы (соглашения, меморандумы и др.), определяющие цели, механизмы и конкретные сферы сотрудничества с международными организациями и зарубежными государствами;
3) нормативные правовые акты, регулирующие отношения органов государственной власти на местах (государственные, территориальные, региональные органы) в сфере международных отношений.
Недостаточное развитие необходимой межгосударственной нормативно-правовой базы оказывает в определенной мере сдерживающее влияние на развитие межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ.
Основу межгосударственной правовой базы межрегионального сотрудничества в СНГ составят настоящая Концепция, План мероприятий по ее реализации, Конвенция о приграничном сотрудничестве государств - участников СНГ и Конвенция о межрегиональном сотрудничестве государств - участников СНГ.
С целью предоставления большей самостоятельности регионам государств - участников СНГ в вопросах активизации экономического взаимодействия представляется целесообразным принятие следующих мер:
развитие модельной законодательной базы межрегионального сотрудничества государств - участников СНГ;
подготовка предложений по расширению задач и функций Совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств - участников СНГ;
организация на постоянной основе форумов регионов СНГ с особым вниманием к обсуждению вопросов экономического развития наименее развитых регионов государств - участников СНГ;
обмен опытом и лучшими практиками с целью установления новых форм прямого общения между регионами государств - участников СНГ;
дальнейшее сближение технических требований и регламентов, определенных национальным законодательством государств - участников СНГ в экономической сфере.
Актуальность приобретает совершенствование нормативно-правовой базы всестороннего взаимодействия на уровне регионов государств - участников СНГ, нацеленной на предоставление большей самостоятельности регионам в вопросах экономического взаимодействия.
VI. Мониторинг выполнения основных направлений развития межрегионального и приграничного сотрудничества
Показателями эффективности межрегионального сотрудничества между регионами государств - участников СНГ являются следующие индикаторы по различным сферам сотрудничества:
1. Экономическое и социальное развитие:
региональные показатели экономического развития (ВВП на душу населения, доходы, количество экономических инициатив по сотрудничеству);
региональные показатели торговли (обмен и продажа товаров, спрос и предложение на рынке товаров и услуг, перемещение капитала, уровень развития цифровой торговли);
показатели социального развития регионов (занятость, показатели уровня и качества жизни);
экологические показатели регионов (энергоэффективность производств и технологий, загрязнение и качество природных ресурсов);
борьба с трансграничной преступностью в регионах (организация совместных оперативно-профилактических мероприятий, специальных операций и иных мер, направленных на борьбу с преступностью);
статистические показатели, касающиеся межрегионального транзита (легкость прохождения таможенных процедур, время ожидания, статистика фитосанитарных процедур, на основе международных рейтингов международных финансовых институтов - Всемирного банка "Индекс эффективности логистики" и "Ведение бизнеса");
уровень интеграции в области управления приграничными процессами (уровень развития совместных процедур, успешность общих операций);
количество участников, занятых в сотрудничестве на межрегиональных и приграничных рынках.
2. Вовлеченность населения:
возможность сотрудничества для населения (статистические показатели об удельном весе населения, участвующего в межрегиональных проектах и программах);
участие общественных организаций в межрегиональном сотрудничестве.
В предлагаемый перечень могут быть включены также показатели, отражающие необходимость решения специфических задач, актуальных именно для данного проекта и программы, обусловленных совокупностью конкретных причин и факторов природно-климатического, экологического, социально-экономического и иного характера.
VII. Ожидаемые результаты развития межрегионального и приграничного сотрудничества
Реализация Концепции будет осуществляться в соответствии с Планом мероприятий по ее реализации.
Реализация настоящей Концепции повысит эффективность использования производственной базы государств - участников СНГ, а в приграничных регионах - и социальной инфраструктуры.
Эффекты реализации Концепции в долгосрочной перспективе:
1. Укрепление позиций государств - участников СНГ в новой архитектуре мировой хозяйственной системы, формирование модели инновационного развития экономики, основанной на знаниях, рациональном размещении производительных сил с учетом эффективного использования природно-ресурсного потенциала территорий, конкурентных преимуществах и глубокой диверсификации отраслей.
2. Интеграция регионов государств - участников СНГ в мировую производственную и экономическую систему на основе кооперации и консолидации производства товаров высокого качества и технологичности.
3. Эффективное использование природных, сырьевых и инвестиционных ресурсов путем внедрения энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, а также принципов экономики замкнутого цикла.
4. Обеспечение экономической, продовольственной, энергетической и экологической безопасности регионов государств - участников СНГ, диверсификация экономики регионов.
5. Рост благосостояния и повышение качества жизни населения государств - участников СНГ.
Финансовое обеспечение мероприятий по межрегиональному и приграничному сотрудничеству осуществляется государствами - участниками СНГ за счет и в пределах средств, предусматриваемых в национальных бюджетах уполномоченным государственным органам на выполнение их функций, за счет бюджетов регионов государств - участников СНГ и местных бюджетов, а также за счет внебюджетных источников, привлекаемых государствами в установленном национальным законодательством порядке.
Утвержден
Решением Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств о Концепции
межрегионального и приграничного сотрудничества
государств - участников СНГ на период до 2030 года
и Плане мероприятий по ее реализации
от 6 ноября 2020 года
План
мероприятий по реализации Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2030 года
Заявление Туркменистана
Участие Туркменистана в каждом из мероприятий, предусмотренных Планом по реализации Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2030 года, будет определяться в соответствии с его статусом в качестве ассоциированного члена СНГ.
Заместитель |
Р. Мередов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета Глав правительств СНГ от 6 ноября 2020 г. "О Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2030 года и Плане мероприятий по ее реализации"
Текст решения опубликован не был