Во исполнение требований статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и межмуниципального контроля", Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, утвержденных протоколом заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый анализ правоприменительной практики Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории смоленской области за 2020 год.
2. Разместить настоящий приказ на официальном сайте Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. начальника Департамента |
Д.В. Сулимов |
Утвержден
приказом и.о.
начальника Департамента
Смоленской области
по транспорту и
дорожному хозяйству
от 29 декабря 2020 года N 289
Анализ
правоприменительной практики Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Смоленской области за 2020 год
1. Общие положения
Анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству (далее - Департамент) за 2019 год подготовлено во исполнение п. 3 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, утвержденных протоколом заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7.
В соответствии с Положением о Департаменте Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 22.01.2016 N 10, Департамент наделен полномочиями по осуществлению государственного регионального контроля (надзора) за:
1) осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Смоленской области в пределах компетенции, предоставленной Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", областным законом от 21.02.2012 N 3-з "О порядке осуществления регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требований, предусмотренных частями 1.4 и 16 статьи 9 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также правилами перевозок пассажиров и багажа легковым такси, на территории Смоленской области", постановлением Администрации Смоленской области от 31.08.2011 N 516 "Об организации осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Смоленской области";
2) обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Смоленской области в пределах компетенции, предоставленной постановлением Администрации Смоленской области от 27.06.2013 N 511 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Смоленской области", Административным регламентом исполнения Департаментом Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству государственной функции "Осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Смоленской области", утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 28.12.2018 N 975.
Указанные нормативные правовые акты имеют 100% возможность исполнения содержащихся в них требований и не имеют признаков коррупциогенности.
По каждому виду контрольно-надзорной деятельности Департаментом разработаны и утверждены регламенты осуществления и методики расчета значений показателей результативности.
В данном докладе изложены вопросы организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в подконтрольной Департаменту сфере, вопросы соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований, в том числе типичные нарушения обязательных требований, и меры, принимаемые Департаментом для уменьшения количества нарушений обязательных требований.
2. Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности
При осуществлении контрольно-надзорной деятельности Департамент руководствуется следующими нормативными правовыми актами:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ);
- Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ");
- Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);
- Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее - Правила перевозок);
- приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - приказ Минэкономразвития N 141);
- приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.12.2015 N 347 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи" (далее - приказ Минтранса N 347);
- областным законом от 21.02.2012 N 3-з "О порядке осуществления регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требований, предусмотренных частями 1.4 и 16 статьи 9 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также правилами перевозок пассажиров и багажа легковым такси, на территории Смоленской области" (далее - областной закон N 3-з);
- постановлением Администрации Смоленской области от 28.08.2013 N 659 "Об утверждении перечня должностных лиц Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Смоленской области";
- постановлением Администрации Смоленской области от 31.10.2017 N 714 "Об утверждении Положения о проведении плановых и внеплановых проверок при осуществлении регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требований, предусмотренных частями 1.4 и 16 статьи 9 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также правилами перевозок пассажиров и багажа легковым такси, на территории Смоленской области".
В целях осуществления контрольных (надзорных) функций Департаментом ежегодно составляются планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Проекты планов до 01 сентября года, предшествующему году проведения плановых проверок направляются для рассмотрения в прокуратуру Смоленской области, дорабатываются с учетом предложений прокуратуры. Утвержденные планы до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляются в прокуратуру Смоленской области и размещаются на сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Практически 100% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получившие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, относятся к субъектам малого предпринимательства и включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
2.1. Правоприменительная практика организации и проведения государственного регионального контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси
Основания для проведения внеплановой проверки в отношении лиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, содержатся в ч. 21 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ.
Таковыми основаниями являются:
- проверка сведений, подтверждающих исполнение предписания, при поступлении в уполномоченный орган указанных в ч. 11 и 13 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ документов, содержащих такие сведения;
- поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, должностных лиц уполномоченного органа, органов местного самоуправления и средств массовой информации о фактах нарушения требований, указанных в п. 3 ч. 16 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ, если такое нарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо повлекло причинение такого вреда и возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В 2019 году Департаментом внеплановые проверки не проводились, по инициативе специалистов Департамента административные дела не возбуждались.
Департаментом рассмотрено 6 обращений граждан, содержащих информацию о нарушении лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, их прав и законных интересов, требований действующего законодательства.
По результатам рассмотрения обращений Департамент не установил оснований для проведения внеплановых проверок. При наличии в обращениях вопросов, решение которых не входит в компетенцию Департамента, обращения в соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ направлены в органы, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
К полномочиям Департамента отнесено составление протоколов и (или) рассмотрение в пределах своей компетенции дел об административных
правонарушениях, предусмотренных ст. 11.14.1, 12.31.1 и 9.13 КоАП РФ (в части легковых такси).
Должностными лицами Департамента в 2019 году не рассматривались административные дела по материалам, поступившим из органов прокуратуры, МВД России.
2.2. Правоприменительная практика организации и проведения государственного регионального контроля (надзора) в сфере обеспечения сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Смоленской области
Основания для проведения внеплановых проверок, определены в статье 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Обстоятельств, служащих основанием для проведения внеплановых проверок в части обеспечения сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Смоленской области, Департаментом, в 2019 году не возникало.
В 2019 году Департаментом внеплановые проверки не проводились.
3. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
В целях предупреждения нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://promtransdor.admin-smolensk.ru/gosudarstvennyi-kontrol-nadzor/regionalnogo-gosudarstvennogo-kontrolya-za-soblyudeniem-yuridicheskimi-licami-i-individualnymi-predprinimatelyami-osuschestvlyayuschimi-deyatelnost-po-okazaniyu-uslug-po-perevozke-passazhirov-i-bagazha-legkovym-taksi-trebovanij-predusmotrennyh-chastyami-1/, https://promtransdor.admin-smolensk.m/gosudarstvennyi-kontrol-nadzor/regionalnyi-gosudarstvennyi-nadzor-za-obespecheniem-sohrannosti-avtomobilnyh-dorog-regionalnogo-i-mezhmunicipalnogo-znacheniya-smolenskoi-oblasti/) размещен Перечень обязательных требований, предъявляемых к субъектам государственного регионального контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Смоленской области и обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения смоленской области.
3.1. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси
Обязательные требования к легковым такси, установленные в целях обеспечения безопасности пассажиров и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствами, соблюдение которых подлежит проверке Департаментом при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, содержатся в ч. 16 Федерального закона N 69-ФЗ и Правилах перевозок.
Анализ результатов осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере такси показывает, что наиболее частыми нарушениями обязательных требований являются:
- отсутствие на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографической схемы, представляющей собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;
- отсутствие на крыше опознавательного фонаря оранжевого цвета;
- отсутствие на передней панели легкового такси справа от водителя полного или краткого наименования фрахтовщика, условий оплаты за пользование легковым такси, визитной карточки водителя с фотографией, наименования, адреса и контактного телефона, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;
- осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств;
- осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
3.2. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований в сфере обеспечения сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Смоленской области
В ходе анализа результатов осуществления контрольно-надзорной деятельности и ее профилактики в сфере обеспечения сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Смоленской области, повторяющиеся нарушений обязательных требований не выявлено.
4. Предложения по совершенствованию законодательства
В 2019 году в Смоленской области только на территории г. Смоленска действовало не менее 8 диспетчерских служб, принимающих и распределяющих заказы на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. С развитием информационных технологий все большее распространение получает заказ такси через онлайн-сервисы. При этом никаких гарантий, что заказ на перевозку будет передан владельцу транспортного средства, на которое выдано разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Смоленской области, что транспортное средство и водитель соответствуют обязательным требованиям, нет. Диспетчерские службы такси действующим законодательством не отнесены к лицам, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и неподконтрольны уполномоченному органу исполнительной власти.
Между тем количество транспортных средств, на которых фактически осуществляется перевозка пассажиров и багажа в качестве легкового такси, значительно превышает количество транспортных средств, на которые выданы разрешения, что негативно отражается на безопасности пассажиров и создает недобросовестную конкуренцию в сфере такси.
Департамент считает, что для наиболее эффективного контроля в сфере такси диспетчерские службы такси должны быть отнесены к субъектам контроля и нести ответственность за передачу заказов на перевозку транспортными средствами, разрешения на которые не выдавались.
Необходимо изменить порядок выдачи разрешений на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси путем введения процедуры предварительного контроля (проверки) возможности соблюдения заявителем установленных действующим законодательством требований (соответствие технического состояния транспортного средства требованиям безопасности, возможность обеспечения прохождения водителями легкового такси предрейсового медицинского осмотра и контроль технического состояния транспортного средства, соответствие транспортного средства требованиям к внешнему оформлению). Соответствующие предложения высказывались Департаментом при рассмотрении проектов федеральных законов в сфере такси, вносились в проекты резолюций Международного Евразийского форума "ТАКСИ".
К сожалению, до настоящего времени изменения в федеральное законодательство, позволяющие наиболее эффективно осуществлять контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, неприняты, а полномочия исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации при осуществлении данного вида контроля крайне ограничены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству от 29 декабря 2020 г. N 289 "Об утверждении анализа правоприменительной практики Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Смоленской области за 2020 год"
Текст приказа опубликован не был