Решение Верховного Суда РФ от 11 декабря 2020 г. N АКПИ20-715
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Котович Ю.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЕЛЕС" о признании недействующими абзаца второго пункта 4.7, абзаца девятого пункта 6.3, абзаца третьего пункта 8.2 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 56836-2016 "Оценка соответствия. Правила сертификации цементов", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 января 2016 г. N 1-ст,
установил:
приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) от 11 января 2016 г. N 1-ст утвержден для добровольного применения и введен впервые в действие с 1 февраля 2016 г. национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56836-2016 "Оценка соответствия. Правила сертификации цементов" (далее - ГОСТ Р 56836-2016).
ГОСТ Р 56836-2016 устанавливает содержание процедур и порядок проведения работ по сертификации цементов на соответствие требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
Согласно абзацу второму пункта 4.7 ГОСТ Р 56836-2016 у иностранного изготовителя применительно к одному наименованию (марке, типу, классу прочности) цемента может быть одно уполномоченное изготовителем лицо, осуществляющее в соответствии с заключенным договором действия от его имени при сертификации продукции.
В силу абзаца девятого пункта 6.3 ГОСТ Р 56836-2016 для проведения сертификации заявитель представляет в орган по сертификации комплект документов, включающий копию технологического регламента процесса производства цемента, разработанного в соответствии с ГОСТ Р 58100.
При ввозе на территорию Российской Федерации сертифицированной продукции, страной происхождения которой не является государство - член Евразийского экономического союза, согласно абзацу третьему пункта 8.2 ГОСТ Р 56836-2016 орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, осуществляет инспекционный контроль каждой ввозимой партии цемента, включающий отбор проб на границе, испытание и контроль всех характеристик, предусмотренных национальным стандартом, на соответствие которому получен сертификат соответствия. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение согласно 8.18.
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕЛЕС" (далее - ООО "ВЕЛЕС") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца второго пункта 4.7, абзаца девятого пункта 6.3, абзаца третьего пункта 8.2 ГОСТ Р 56836-2016, ссылаясь на то, что оспариваемые положения национального стандарта не соответствуют статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьям 23, 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", нарушают его право на осуществление предпринимательской деятельности, создают дискриминационные условия для лиц, осуществляющих импорт и продажу цемента, произведенного в странах, не являющихся членами Евразийского экономического союза (далее также - ЕАЭС), устанавливают не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к товарам (цементу, произведенному в странах, не являющихся членами ЕАЭС) и хозяйствующим субъектам.
Как указывает административный истец, определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2020 г. по делу N А06-2706/2019 отменены решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 мая 2019 г., постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2019 г. и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 ноября 2019 г. Данным судебным актом отказано в удовлетворении требований ООО "ВЕЛЕС" о признании незаконными действий Астраханской таможни, выразившихся в отказе в выпуске товара по декларации на товары N 10311010/270319/0010441.
Создание дискриминационных условий подтверждается также предупреждением Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 11 июля 2017 г. N ЦА/46974/17, вынесенным в отношении Госстандарта с требованием внести изменения в ГОСТ Р 56836-2016. Вместе с тем Росстандарт создал видимость исполнения предупреждения ФАС России, отменив Изменение N 1 и приняв Изменение N 2 к ГОСТ Р 56836-2016, утвержденное приказом Госстандарта от 3 сентября 2019 г. N 613-ст, которым вернул признанные ФАС России дискриминационными условия ГОСТ Р 56836-2016.
В суде представители административного истца ООО "ВЕЛЕС" адвокаты Ахметов А.И., Станкевич А.В. поддержали заявленные требования.
Представитель административного ответчика Росстандарта Коломыцев Ю.М. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что ГОСТ Р 56836-2016 разработан открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации", прошел все стадии публичного обсуждения и введен в действие в качестве национального стандарта в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О техническом регулировании", в пределах полномочий Росстандарта, не является нормативным правовым актом, не создает препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Представители заинтересованного лица ФАС России Павлухина О.А., Филимоненко А.А. пояснили суду, что абзац третий пункта 8.2 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 56836-2016 противоречит пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции". В связи с наличием в действиях Росстандарта признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в создании дискриминационных условий на рынке цемента, ФАС России сделала федеральному органу исполнительной власти предупреждение.
Выслушав объяснения представителей административного истца ООО "ВЕЛЕС" адвокатов Ахметова А.И., Станкевича А.В., административного ответчика Росстандарта Коломыцева Ю.М., заинтересованного лица ФАС России Павлухиной О.А., Филимоненко А.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, установлены Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", который регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в его статье 14. Данный Федеральный закон вступил в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования 30 июня 2015 г., за исключением отдельных положений, указанных в части 2 статьи 36, вступивших в силу с 1 июля 2016 г.
Национальный стандарт Российской Федерации относится к числу документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации (пункт 2 статьи 2, статья 14 названного Федерального закона).
По своей правовой природе национальные стандарты являются нормативными техническими актами, которые не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты многократного применения, устанавливающие к продукции (работам, услугам), процессам, системам менеджмента, терминологии, условным обозначениям, исследованиям (испытаниям) и измерениям (включая отбор образцов) и методам испытаний, маркировке, процедурам оценки соответствия и иным объектам специальные характеристики, реализация которых на практике способствует повышению качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и осуществления сопутствующих процессов, а также повышению конкурентоспособности продукции.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 августа 2016 г. по делу N АКПИ16-560, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2016 г., установлено, что ГОСТ Р 56836-2016 не является нормативным правовым актом.
На день утверждения ГОСТ Р 56836-2016 цели, принципы стандартизации, документы в области стандартизации, а также соответствующие полномочия национального органа Российской Федерации по стандартизации, связанные с утверждением национальных стандартов, правила разработки и утверждения национальных стандартов были определены в статьях 11-14, 16 Федерального закона "О техническом регулировании", утративших силу с 1 июля 2016 г.
Разработчиком ГОСТ Р 56836-2016 выступило открытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации". В соответствии с Положением об опубликовании уведомления о разработке проекта технического регламента, уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента, проекта постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте, проекта нормативного правового акта о внесении изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, проекта нормативного документа о внесении изменений в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти и заключения экспертной комиссии по техническому регулированию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2003 г. N 673, уведомление о разработке проекта национального стандарта было размещено на сайте административного ответчика www.gost.ru (в настоящее время www.rst.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 5 ноября 2015 г., публичное обсуждение проекта данного национального стандарта проводилось с учетом предложений и замечаний заинтересованных лиц.
Экспертиза проекта национального стандарта проводилась техническим комитетом по стандартизации "Оценка соответствия" о научно-техническом уровне проекта национального стандарта ГОСТ Р "Оценка соответствия. Правила сертификации цемента".
ГОСТ Р 56836-2016 опубликован в издании М.: Стандартинформ, 2016, "ИУС", 2020, N 3, размещен на сайте административного ответчика www.gost.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Разработчиком Изменения N 1 и Изменения N 2 выступила некоммерческая организация Союз производителей цемента "СОЮЗЦЕМЕНТ".
Изменение N 1 и Изменение N 2 внесены в национальный стандарт в соответствии с порядком разработки и утверждения национального стандарта, предусмотренным статьей 24 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации".
Указанный Федеральный закон определяет национальный стандарт как документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации (пункт 5 статьи 2). Объектом стандартизации согласно данному Федеральному закону является продукция (работы, услуги), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты (пункт 6 статьи 2).
Технический регламент о безопасности цементной продукции на данный момент отсутствует, и согласно пункту 3 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
ГОСТ Р 56836-2016 объектами обязательной сертификации указывает цементы, включенные в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982. Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, был дополнен разделом "2523 Цемент", согласно которому к числу продукции, подлежащей обязательной сертификации, отнесены портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый, цемент суперсульфатный и аналогичные гидравлические цементы, неокрашенные или окрашенные, готовые или в форме клинкеров (постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2015 г. N 930).
Абзац второй пункта 4.7 ГОСТ Р 56836-2016 определяет уполномоченное лицо, которое может быть у иностранного изготовителя цемента. Из содержания абзаца третьего данного пункта следует, что уполномоченное изготовителем лицо может осуществлять предусмотренные договором с иностранным изготовителем действия применительно ко всем наименованиям (маркам, типам, классам прочности) производимых иностранным изготовителем цементов.
Что касается доводов административного истца о выдаче ФАС России предупреждения по пункту 4.7 ГОСТ Р 56836-2016, то такое предупреждение выдавалось на Изменение N 1 к национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 56836-2016. Действующая редакция ГОСТ Р 56836-2016 отличается от редакции Изменения N 1.
Абзац девятый пункта 6.3 ГОСТ Р 56836-2016 предусматривает представление в орган по сертификации комплекта документов, включая копию технологического регламента процесса производства цемента, разработанного в соответствии с ГОСТ Р 58100, что свидетельствует о повышенных требованиях к безопасности ввозимого на территорию Российской Федерации цемента. Данный стандарт, как это следует из пункта 3.1 ГОСТ Р 56836-2016, под заявителем понимает юридическое лицо (изготовителя), зарегистрированного на территории одного из государств - членов ЕАЭС, или уполномоченное изготовителем лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации, которое обращается за получением сертификата соответствия.
Абзац третий пункта 8.2 ГОСТ Р 56836-2016 предусматривает осуществление инспекционного контроля органом, выдавшим сертификат соответствия, при ввозе на территорию Российской Федерации сертифицированной продукции, страной происхождения которой не является государство - член Евразийского экономического союза.
ООО "ВЕЛЕС" таковым не является, и данные пункты национального стандарта на него не возлагают каких-либо обязанностей.
Абзац второй пункта 4.7, абзац девятый пункта 6.3, абзац третий пункта 8.2 ГОСТ Р 56836-2016 соответствуют целям стандартизации. Определяя цели и задачи стандартизации, в статье 3 Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации" предусматривает, что одной из целей стандартизации является повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
Доводы административного истца о нарушении его прав оспариваемыми пунктами ГОСТ Р 56836-2016, по сути, сводятся к несогласию с определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2020 г. N 306-ЭС20-387 по делу N А06-2706/2019, проверка которого осуществляется в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Российская Федерация является участником Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Согласно статье 52 указанного Договора технические регламенты Евразийского экономического союза или национальные обязательные требования действуют только в отношении продукции, включенной в утверждаемый Евразийской экономической комиссией единый перечень.
В Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 526 (в редакции решения Совета Евразийской экономической комиссии от 21 февраля 2020 г. N 18), содержится позиция "22. Строительные материалы и изделия". Цементы относятся к строительным материалам.
Из содержания пункта 1 статьи 53 названного Договора во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 7, подпункт 10 пункта 1 статьи 2 и подпункта 3 пункта 1 статьи 135 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза следует, что товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза и (или) помещаются под таможенные процедуры, в том числе под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, при условии соблюдения запретов и ограничений, под которыми понимаются применяемые в отношении перемещаемых товаров меры технического регулирования.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "ВЕЛЕС" о признании недействующими абзаца второго пункта 4.7, абзаца девятого пункта 6.3, абзаца третьего пункта 8.2 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 56836-2016 "Оценка соответствия. Правила сертификации цементов", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 января 2016 г. N 1-ст, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 11 декабря 2020 г. N АКПИ20-715
Текст решения опубликован не был