Рассмотрев вопрос "О совершенствовании механизмов обращения с медицинскими отходами (законодательный аспект)", Президиум Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (далее - Президиум Совета законодателей Российской Федерации) отмечает следующее.
В связи с ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), вопрос о совершенствовании законодательного регулирования в сфере обращения с медицинскими отходами становится крайне актуальным.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, которые образуются в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.
Критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания определены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2012 года N 681.
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и (или) фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 декабря 2010 года N 163.
Таким образом, медицинские отходы выведены из сферы действия законодательства об отходах производства и потребления. Вместе с тем в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в области обращения с медицинскими отходами органами прокуратуры повсеместно выявляются многочисленные нарушения.
Как показывает практика, правовой режим в отношении обращения с медицинскими отходами значительно мягче правового режима, установленного в отношении обращения с твердыми коммунальными отходами. Отсутствуют система учета перемещения медицинских отходов, отчетность при обращении с ними, что повышает риски их попадания на не предназначенные для обращения с медицинскими отходами объекты или на несанкционированные свалки. Не требуются разработка разрешительной документации, получение лицензии на обращение с медицинскими отходами. Действующие нормативные правовые акты по разработке и утверждению схем санитарной очистки территорий не содержат положений по обращению с медицинскими отходами и принимаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в рамках их полномочий исключительно в части организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, уборки территорий населенных пунктов.
Одной из основных причин сложившейся ситуации является недостаточность урегулирования нормативно-правовой базы указанных правоотношений, участниками которых являются органы власти всех уровней, медицинские и лечебные учреждения различных форм собственности, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере обращения с медицинскими отходами.
Актуальным остается вопрос гармонизации законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях выработки единых подходов к классификации отходов.
Принимая во внимание, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с медицинскими отходами может представлять потенциальную опасность для здоровья человека и для окружающей среды, представляется целесообразным распространить на деятельность по обращению с медицинскими отходами требования в части нормирования, лицензирования, учета, ведения и представления отчетности, аналогичные требованиям в области обращения с отходами производства и потребления.
Учитывая вышеизложенное, Президиум Совета законодателей Российской Федерации решил:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) создать межведомственную рабочую группу с участием сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы обращения с медицинскими отходами;
2) рассмотреть вопрос о гармонизации законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства в области здравоохранения и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях:
выработки единых подходов к классификации отходов;
определения возможности регулирования деятельности по обращению с медицинскими отходами (или их отдельными классами) с учетом положений законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, а также осуществления учета и контроля за обращением с такими отходами в рамках единой государственной системы;
3) рассмотреть в целях совершенствования законодательства и нормативно-правового регулирования в сфере обращения с медицинскими отходами вне медицинских организаций вопрос о внесении изменений:
в Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части введения лицензирования деятельности по обращению с медицинскими отходами (или их отдельными классами), определения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять нормативно-правовое регулирование в указанной сфере;
в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" в части соотнесения понятийного аппарата (твердые бытовые отходы, сбор отходов, их временное хранение, обеззараживание, обезвреживание, захоронение, уничтожение) с законодательством в области обращения с отходами производства и потребления;
в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в части возможности проведения эксперимента по установлению особого правового режима обращения с медицинскими отходами на территориях отдельных субъектов Российской Федерации;
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за несоблюдение установленных требований при обращении с медицинскими отходами;
4) рассмотреть вопрос о целесообразности формирования перечня требований (в том числе к профессиональной подготовке) и условий, необходимых для осуществления деятельности по обращению с медицинскими отходами вне медицинских учреждений, в частности при осуществлении деятельности по обезвреживанию, обеззараживанию медицинских отходов, а также для осуществления государственного контроля (надзора) на предмет соответствия деятельности хозяйствующих субъектов установленным требованиям;
5) предусмотреть при разработке лицензионных требований на осуществление деятельности в области обращения с медицинскими отходами наличие у соискателей лицензий и лицензиатов:
зданий, строений, сооружений, земельных участков, помещений и специализированных установок, необходимых для выполнения работ и соответствующих установленным требованиям в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области обеспечения экологической безопасности;
специально оборудованных транспортных средств, предназначенных для транспортирования медицинских отходов и соответствующих установленным требованиям;
санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, используемого хозяйствующим субъектом при осуществлении деятельности по обращению с медицинскими отходами;
положительного заключения государственной экологической экспертизы на используемые технологии и оборудование (при необходимости);
необходимого количества специалистов и иных работников с соответствующей квалификацией.
2. Направить настоящее решение в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Заместитель сопредседателя |
А.В. Яцкин |
Заместитель сопредседателя |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ от 18 декабря 2020 г. "О совершенствовании механизмов обращения с медицинскими отходами (законодательный аспект)"
Текст решения опубликован не был