Приказываю:
1. Утвердить доклад с обзором практики осуществления государственного контроля (надзора) Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики за 2020 год (прилагается).
2. Начальнику управления по контролю и надзору в сфере образования (Скирневская М.А.) разместить настоящий приказ с приложением на официальном сайте Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики на портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра А.П. Лукшина.
Министр |
А.Л. Салаева |
Утвержден
Министр А.Л. Салаева
приказ Минобразования Чувашии
от 21.12.2020 г. N 1831
Доклад
с обзором практики осуществления государственного контроля (надзора) Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики за 2020 год по видам государственного контроля (надзора): федеральный государственный надзор в сфере образования, федеральный государственный контроль качества образования, лицензионный контроль образовательной деятельности
Доклад с обзором практики осуществления контрольно-надзорной деятельности Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики за 2020 год по видам государственного контроля (надзора): федеральный государственный надзор в сфере образования, федеральный государственный контроль качества образования, лицензионный контроль образовательной деятельности (далее - доклад о правоприменительной практике) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами" и на основании Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденного протоколом заседания проектного комитета от 27.03.2018 N 2 (далее - Стандарт профилактики) и приказа Минобразования Чувашии от 23.12.2019 N 2365 "Об утверждении порядка организации работы по профилактике нарушений обязательных требований".
Раздел 1. Организация и проведение государственного контроля (надзора) в сфере образования, лицензионного контроля образовательной деятельности
Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - министерство, контрольно-надзорный орган) проводятся следующие виды государственного контроля (надзора):
1) государственный контроль (надзор) в сфере образования, который включает в себя:
федеральный государственный надзор в сфере образования;
федеральный государственный контроль качества образования.
2) лицензионный контроль образовательной деятельности.
Всего подконтрольных субъектов по состоянию на 01.12.2020 - 1045, из них филиалов - 6, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на территории Чувашской Республики (далее - орган местного самоуправления) - 26.
В докладе о правоприменительной практике представлен обзор правоприменительной практики осуществления министерством государственного контроля (надзора) в сфере образования и лицензионного контроля образовательной деятельности за 2020 год.
В целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции при осуществлении контрольно-надзорной деятельности Поручением Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным от 18.03.2020 N ММ-П36-1945 "Михаил Мишустин дал поручения, направленные, в частности, на приостановление назначения выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок" (далее - Поручение) поручено приостановить назначение проверок, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ до 01.05.2020. Согласно Поручению, начатые проверки с 20.03.2020 приостановлены, а новые не назначены. Приказом Минобразования Чувашии от 20.03.2020 N 564 из ежегодного плана плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год исключены проверки, запланированные на период с 21.03.2020 по 30.04.2020.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление) установлена необходимость исключения плановых проверок из ежегодных планов плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год. Приказом Минобразования Чувашии от 16.04.2020 N 692 проверки, запланированные на период с 01.05.2020 и до конца текущего года, из ежегодного плана плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год были также исключены.
Таким образом, с марта 2020 года плановая контрольно-надзорная деятельность в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей была прекращена. В отношении внеплановых проверок Поручением и Постановлением определен ограниченный перечень оснований для их проведения. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2020 году проведено 72 проверки (2019 год - 302), из них 42 плановые проверки (2019 год - 216).
В отношении органов местного самоуправления проведено 5 проверок (2019 год - 5).
Раздел 2. Обобщение правоприменительной практики по федеральному государственному надзору в сфере образования
2.1. Состояние организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в рамках федерального государственного надзора в сфере образования
Предметом проверки организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация), являлись:
содержащиеся в документах организации сведения, а также соответствие работников организации, состояние используемых организацией при осуществлении образовательной деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, предоставляемых образовательных услуг, в том числе обеспечение доступности для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности, и предоставляемых образовательных услуг, а также принимаемые организацией меры по исполнению обязательных требований при осуществлении образовательной деятельности.
Предметом проверки органов местного самоуправления являлись:
исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, законов и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения в сфере образования и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними, в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также соответствие муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики, уставов муниципальных образований.
Для достижения целей и задач проведения проверки проведены мероприятия:
анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации по вопросам, подлежащим проверке, в том числе локальных нормативных правовых актов организации по вопросам, подлежащим проверке;
анализ информации, размещенной образовательной организацией на её официальном сайте;
осмотр зданий, помещений, материально-технической базы организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
проведение беседы с обучающимися организации, их родителями (законными представителями), работниками организации по вопросам, подлежащим проверке.
В соответствии с Административным регламентом осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, федерального государственного надзора в сфере образования, утверждённым приказом Рособрнадзора от 30.06.2020 N 710, с 03.10.2020 мероприятие по проведению беседы с обучающимися организации, их родителями (законными представителями), работниками организации по вопросам, подлежащим проверке, отменено.
С 3 октября 2020 года предметом проверки органов местного самоуправления являлись содержащиеся в документах органа местного самоуправления сведения.
Оценке подлежали обязательные требования, установленные нормативными правовыми актами или их отдельными частями, перечень которых, определен в приложении 1 к приказу Минобразования Чувашии от 11.01.2019 N 25 http://obra20v.cap.ru/action/activity/nadzor-i-kontroli-v-sfere-obrazovaniya/gosudarstvennaya-aldcreditaciya-obrazovatelinoi-dev/2-profilaktika/perechenj-normativnih-pravovih-aktov-soderzhaschih.
Таблица 1. Статистические данные о проведенных контрольно-надзорных мероприятиях и мерах юридической ответственности, примененных к подконтрольным субъектам.
Наименование показателя |
Подконтрольные субъекты, проверенные в 2020 году |
||||||
Образовательные организации |
иные юридические лица |
органы местного самоуправления |
|||||
дошкольные образовательные организации |
образовательные организации |
профессиональные образовательные организации |
организации дополнительного образования |
организации дополнительного профессионального образования |
|||
Общее количество объектов, в отношении которых проведены плановые и внеплановые проверки |
18 |
13 |
3 |
7 |
5 |
4 |
5 |
Общее количество проверок, в том числе: |
18 |
13 |
3 |
7 |
5 |
4 |
5 |
общее количество проведенных плановых проверок |
14 |
11 |
2 |
4 |
3 |
2 |
5 |
общее количество проведенных внеплановых проверок |
4 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
0 |
Общее количество мероприятий без взаимодействия с подконтрольными субъектами |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Количество плановых и внеплановых проверок, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований*(1) |
10 |
11 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
Количество подконтрольных субъектов, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившихся причиной причинения ущерба, охраняемым законом ценностям*(2) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Общее количество выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее - предписание), в том числе: |
5 |
9 |
1 |
2 |
2 |
2 |
0 |
количество предписаний, не исполненных в срок |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
количество предписаний, обжалованных подконтрольными субъектами |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Количество составленных протоколов об административных правонарушениях, в том числе с указанием состава административного правонарушения (часть, статья КоАП РФ): |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1) неисполнение предписаний об устранении выявленных нарушений (часть 1 статьи 19.5) |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Количество судебных актов о назначении административных наказаний по фактам правонарушений, в том числе с указанием состава административного правонарушения (часть, статья КоАП РФ): |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1) неисполнение предписаний об устранении выявленных нарушений (часть 1 статьи 19.5) |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Общее количество решений об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения (устное замечание) |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Количество судебных актов о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Количество объявленных предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, в том числе в отношении следующих случаев нарушений обязательных требований: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Количество исполненных предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований исполнены |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Иные меры юридической ответственности, принятые в отношении подконтрольных субъектов, по фактам выявленных нарушений обязательных требований, в том числе: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
запрет приема |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
приостановка лицензии на образовательную деятельность |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
аннулирование лицензии на образовательную деятельность |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Количество обжалований, решений, действий (бездействий) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц, связанных с осуществлением государственного надзора, в досудебном (внесудебном) и судебном порядке |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Количество обращений в контрольно-надзорный орган, содержащих сведения о нарушениях обязательных требований подконтрольными субъектами |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Количество мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности контрольно-надзорного органа |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.2. Перечень наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, выявленных при федеральном государственном надзоре в сфере образования
При федеральном государственном надзоре в 2020 году выявлено 230 нарушений, из них частыми (типовыми) являются нарушения, указанные в таблице 2 настоящего доклада.
Таблица 2. Перечень частых (типовых) нарушений, выявленных при проведении не менее чем 10 процентов мероприятий по контролю (надзору) в течение 2020 года:
Частые (типовые) нарушения |
Положение нормативных правовых актов |
Подконтрольные субъекты |
Анализ выявленных и возможных причин возникновения нарушений |
Рекомендации подконтрольным субъектам по проведению мероприятий, направленных на устранение причин совершения нарушений |
Нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации, связанных с размещением информации на официальном сайте |
Пункт 3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации", утвержденных приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 (далее - Требования к сайту)*(3) |
Дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации; организации дополнительного образования, организации дополнительного профессионального образования |
В подразделе "Основные сведения" не указывается информация о дате создания и о месте нахождения образовательной организации; в подразделе "Структура и органы управления образовательной организацией" не размещаются сведения об органах управления и копии положений о коллегиальных органах; в подразделе "Образование" не размещаются: - описание образовательных программ; информация об использовании при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; - информация о языках, на которых осуществляется образование (обучение); - информация о реализуемых адаптированных образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой; в подразделе "Стипендии и иные виды материальной поддержки" не размещается информация о наличии и условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки. Имеются случаи отсутствия в специальном разделе "Сведения об образовательной организации" подраздела "Стипендии и иные виды материальной поддержки". |
Сведения разместить строго в соответствии с пунктом 3 Требований к сайту. |
Несоответствие содержания уставов организаций законодательству Российской Федерации в сфере образования |
Часть 5 статьи 26 Федерального закона об образовании |
Дошкольные образовательные организации; общеобразовательные организации; профессиональные образовательные организации; организации дополнительного образования. |
Не установлен порядок выступления органов управления от имени образовательной организации. |
Внести в устав изменения, дополнив положениями, предусмотренными частью 5 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании). С разъяснениями по разработке устава можно ознакомиться на официальном сайте Минобразования Чувашии на портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://obrazov.cap.ru/action/activitv/nadzor-i-kontroli-v-sfere-obrazovaniva/sosudarstvennava-akkreditaciva-obrazovatelinoi-dev/3-rezulitati-provedeniva-planovih-i-vneplanovih-pr/3-informvcionnie-materiali/obzor-tipichnih-narushenii-v-ustavah-obrazovatelinih (далее - сайт Минобразования Чувашии). |
|
Часть 3 статьи 52 Федерального закона об образовании |
|
В уставе не отражены требования части 3 статьи 52 Федерального закона об образовании в части полномочий иных работников образовательной организации. |
Внести изменения в устав, дополнив информацией о правах, обязанностях и ответственности работников образовательной организации, занимающих должности, указанные в части 3 статьи 52 Федерального закона об образовании. С разъяснениями по разработке устава можно ознакомиться на сайте Минобразования Чувашии. |
|
|
Организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы |
В уставе не указаны направленности реализуемых дополнительных общеобразовательных образовательных программ |
Внести изменения в устав, дополнив информацией о реализуемых дополнительных общеобразовательных образовательных программах с учетом пункта 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196. С разъяснениями по разработке устава можно ознакомиться на сайте Минобразования Чувашии. |
Нарушение требований к наличию локальных актов |
Положения Федерального закона об образовании: пункты 3, 6, 7, 21 части 1 статьи 34; часть 4 статьи 34; пункт 7 части 3 статьи 47; пункт 1 части 3 статьи 28 |
Общеобразовательные организации, органы местного самоуправления |
Отсутствие локальных нормативных актов |
Разработать локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности в пределах компетенции образовательной организации, органов местного самоуправления. |
Несоответствие содержания локального нормативного акта требованиям законодательства Российской Федерации в сфере образования |
Пункты 9.1 и 9.2 Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности", утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2015 N 1527 (далее - Порядок перевода)*(4) |
Дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, организации дополнительного образования, организации дополнительного профессионального образования |
В локальном нормативном акте образовательной организации, регламентирующем порядок, основания перевода, отчисления обучающихся, а также в форме заявления при приеме в порядке перевода на обучение по образовательной программе дошкольного образования отсутствует информация о факте ознакомления родителей (законных представителей) воспитанников с уставом принимающей организации, лицензией на осуществление образовательной деятельности, учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, а также о выборе языка образования, родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка. |
Локальные нормативные акты разработать с учетом положений Порядков перевода и приёма. |
|
Пункты 6 и 9 Порядка приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 N 293 (далее - Порядок приема)*(5) |
Дошкольные образовательные организации |
В локальном нормативном акте образовательной организации, регламентирующем правила приема обучающихся, и в форме заявления при приеме на обучение по образовательной программе дошкольного образования отсутствуют сведения в части ознакомления родителей (законных представителей) воспитанников с правами и обязанностями воспитанников и выбора языка образования, родного языка из числа языков народов Российской Федерации. |
|
Несоответствие содержания образовательных программ федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) |
Часть 6 статьи 12 Федерального закона об образовании; пункты 2.11.2, 2.13, 3.6 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 |
Дошкольные образовательные организации |
Не соблюдение требований ФГОС ДО к структуре образовательной программы; содержательный раздел образовательной программы дошкольного образования не содержат части, формируемой участниками образовательных отношений (пункт 2.11.2); в образовательной программе дошкольного образования отсутствует текст краткой презентации программы (пункт 2.13); в организационном разделе образовательной программы не отражены финансовые условия реализации АООП ТНР (пункт 3.6). |
Привести структуру образовательной программы в соответствие с ФГОС ДО. |
Неполнота внесения данных в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (далее - ФИС ФРДО) |
Пункт 5 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утверждённых постановлением Правительства России от 26.08.2013 N 729*(6) |
Общеобразовательные организации; профессиональные образовательные организации; организации дополнительного профессионального образования; иные юридические лица. |
Невнесение документов об образовании в ФИС ФРДО. |
Сведения о документах об образовании внести в ФИС ФРДО в установленном порядке. |
2.3. Информация о проведенных профилактических мероприятиях в отношении подконтрольных субъектов и ее результатах
В 2020 году министерством осуществлялись профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере образования на 2020 год, утвержденной приказом Минобразования Чувашии от 09.12.2019 N 2230.
Таблица 3. Проведенные профилактические мероприятия в отношении подконтрольных субъектов.
Частые (типовые) нарушения |
Проведенные профилактические мероприятия |
Адресат - подконтрольный субъекты |
Нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации, связанных с размещением информации на официальном сайте |
1) Актуализация перечня нормативных правовых актов или их частей, содержащих обязательные требования (далее - перечни НПА), оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора в сфере образования, в том числе осуществление мониторинга и анализа изменений нормативных правовых актов. Подготовка приказа о внесении изменений в перечни НПА - 2. Подготовка кратких сообщений о внесенных изменениях в действующие нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в действие - 2. 2) Информирование подконтрольных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований: организация и проведение публичных обсуждений правоприменительной практики - 1; разъяснительная и консультационная работа: проведение консультаций (разъяснений) - 21; публикации на официальном сайте министерства - 1; в СМИ (журнал "Народная школа) - 1; разработка руководства по соблюдению обязательных требований - 1. 3) Обобщение практики осуществления федерального государственного надзора. Подготовка доклада о правоприменительной практике - 1: проведение совещаний - 3; направление информационно-аналитических писем - 1. |
Общеобразовательные организации, дошкольные образовательные организации, организации дополнительного образования, организации дополнительного профессионального образования и иные юридические лица, органы местного самоуправления. |
Несоответствие содержания уставов организации законодательству Российской Федерации в сфере образования |
1) Актуализация перечня НПА, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора в сфере образования, в том числе осуществление мониторинга и анализа изменений нормативных правовых актов. Подготовка приказа о внесении изменений в перечни НПА - 7. Подготовка кратких сообщений о внесенных изменениях в действующие нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в действие - 12. 2) Информирование подконтрольных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований: организация и проведение публичных обсуждений правоприменительной практики - 1; разъяснительная и консультационная работа: проведение консультаций (разъяснений) - 21, публикации на официальном сайте министерства - 12, в СМИ (журнал "Народная школа) - 1, разработка руководства по соблюдению обязательных требований - 1. 3) Подготовка доклада о правоприменительной практике - 1; проведение совещаний - 3; направление информационно-аналитических писем - 13. |
|
Нарушение требований к наличию, содержанию и принятию локального нормативного акта | ||
Внесение в ФИС ФРДО сведений о документах об образовании |
1) Актуализация перечня НПА, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора в сфере образования, в том числе осуществление мониторинга и анализа изменений нормативных правовых актов. Подготовка кратких сообщений о внесенных изменениях в действующие нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в действие - 1. 2) Информирование подконтрольных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований: разъяснительная и консультационная работа: проведение консультаций (разъяснений) - 25, публикации на официальном сайте министерства - 1; подготовка сообщения о внесенном изменении в действующий нормативный правовой акт, сроках и порядке вступления его в действие - 1; направление информационно-аналитических писем - 1; разработка руководства по соблюдению обязательных требований - 1. 3) Обобщение практики осуществления федерального государственного надзора. Подготовка доклада о правоприменительной практике - 1; проведение совещаний - 2; направление информационно-аналитических писем - 1; проведение совещания с руководителями и заместителями руководителей организаций дополнительного профессионального образования и иных юридических лиц - 1. 4) Межведомственное взаимодействие с контрольно-надзорными органами, общественными организациями по вопросам, направленным на профилактику нарушений обязательных требований (ГИБДД МВД по Чувашской Республике) - 1. |
|
Несоответствие содержания образовательных программ образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям |
1) Информирование подконтрольных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований: организация и проведение публичных обсуждений правоприменительной практики - 1; разъяснительная и консультационная работа: проведение консультаций (разъяснений) - 14; разработка руководств по соблюдению обязательных требований - 1. 2) Обобщение практики осуществления федерального государственного надзора. Подготовка доклада о правоприменительной практике - 1; проведение совещаний - 2. 3) Вебинар с руководителями дошкольных образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по специальности "Дошкольное образование". |
Дошкольные образовательные организации, профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы по специальности "Дошкольное образование". |
Таблица 4. Достижение отчетных показателей на 2020 год, предусмотренных Программой
Вид контроля (надзора) |
Наименование показателя |
Значение показателя на 2020 год план |
Значение показателя на 2020 год факт |
Федеральный государственный надзор в сфере образования |
Динамика снижения количества проверенных объектов, в которых выявлены нарушения (правонарушения) за отчетный период по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, % |
не менее - 1,5% |
0%*(7) |
Динамика снижения количества выданных предписаний по результатам проверок за отчетный период по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, % |
не менее - 1,0% |
-6% |
Раздел 3. Обобщение правоприменительной практики по федеральному контролю качества образования
3.1. Состояние организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в рамках федерального государственного контроля качества образования
Предметом проверки являлись сведения в документах организации, связанные с исполнением обязательных требований федеральных государственных образовательных стандартов и используемые при осуществлении деятельности организации, а также результаты оценки соответствия качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным стандартам.
Для достижения целей и задач проведения проверки проведены мероприятия:
- оценка знаний и умений обучающихся путем проведения контрольных/оценочных процедур в различных формах;
- анализ документов и материалов, характеризующих деятельность организации в части содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, и установление их соответствия, в том числе анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации и анализ качества подготовки обучающих;
- наблюдение за ходом образовательного процесса.
Оценке подлежали обязательные требования, установленные нормативными правовыми актами или их отдельными частями, перечень которых, определен в приложении 2 к приказу Минобразования Чувашии от 11.01.2019 N 25 http://obrazov.cap.ru/actioi/activity/nadzor-i-kontrolj-v-sfere-obrazovaniya/gosudarstvennaya-akkreditaciya-obrazovateljnoj-dey/2-profilaktika/perechenj-normativnih-pravovih-aktov-soderzhaschih.
Таблица 5. Статистические данные о проведенных контрольно-надзорных мероприятиях и мерах юридической ответственности, примененных к подконтрольным субъектам.
Наименование показателя |
Подконтрольные субъекты, проверенные в 2020 году |
|
Общеобразовательные организации |
Профессиональные образовательные организации |
|
Общее количество объектов, в отношении которых проведены плановые проверки |
11 |
2 |
Общее количество проведенных плановых проверок |
11 |
2 |
Общее количество мероприятий без взаимодействия с подконтрольными субъектами |
0 |
0 |
Количество плановых проверок, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований*(8) |
11 |
1 |
Количество подконтрольных субъектов в деятельности, которых, выявлены нарушения обязательных требований, явившихся причиной причинения ущерба, охраняемым законом ценностям*(9) |
0 |
0 |
Количество объявленных предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, в том числе в отношении следующих случаев нарушений обязательных требований |
0 |
0 |
Количество исполненных предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований исполнены |
0 |
0 |
Иные меры юридической ответственности, принятые в отношении подконтрольных субъектов, по фактам выявленных нарушений обязательных требований, в том числе: |
0 |
0 |
приостановка действия государственной аккредитации |
0 |
0 |
лишение государственной аккредитации |
0 |
0 |
Количество обжалований решений, действий (бездействий) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц, связанных с осуществлением государственного надзора, в досудебном (внесудебном) и судебном порядке |
0 |
0 |
Количество обращений в контрольно-надзорный орган, содержащих сведения о нарушениях обязательных требований подконтрольными субъектами |
0 |
0 |
Количество мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности контрольно-надзорного органа |
0 |
0 |
3.2. Перечень наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, выявленных при федеральном государственном контроле качества образования
При федеральном государственном контроле качества образования в 2020 году выявлено 147 нарушений, из них частыми (типовыми) являются нарушения, указанные в таблице 6 настоящего доклада.
Таблица 6. Перечень частых (типовых) нарушений, выявленных при проведении не менее чем 10 процентов мероприятий по контролю (надзору) в течение 2020 года:
Частые (типовые) нарушения |
Положение нормативных правовых актов |
Подконтрольные субъекты |
Анализ выявленных и возможных причин возникновения нарушений |
Рекомендации подконтрольным субъектам по проведению мероприятий, направленных на устранение причин совершения нарушений |
В целевом разделе основной общеобразовательной программы (далее - ООП ООО) система оценки достижения планируемых результатов ООП ООО не содержит критерии, процедуру, состав инструментария оценивания, форму представления результатов оценки личностных, метапредметных и предметных результатов |
Пункт 18.1.3 ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (далее - ФГОС ООО) |
Общеобразовательные организации |
Не соблюдение требований ФГОС ООО к описанию системы оценки достижения планируемых результатов ООП ООО. |
Привести описание системы оценки достижения планируемых результатов ООП ООО в соответствие с требованиями пункта 18.1.3 ФГОС ООО. При описании системы оценивания достижения планируемых результатов ООП ООО необходимо учесть положения локального акта организации "О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся". Рекомендуется учесть примерную основную образовательную программу основного общего образования, одобренную решением от 8 апреля 2015, протокол N 1/15 (далее - примерная ООП ООО) (https://fgosreestr.ru). |
В рабочих программах курсов внеурочной деятельности в составе ООП ООО в содержании не указаны формы организации и виды деятельности обучающихся |
Пункт 18.2.2 ФГОС ООО |
Не соблюдение требований ФГОС ООО к структуре рабочих программ курсов внеурочной деятельности ООП ООО |
Привести структуру рабочих программах курсов внеурочной деятельности, дополнив содержание формами организации и видами деятельности обучающихся. При разработке рабочих программах курсов внеурочной деятельности использовать Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672). |
|
Структура рабочих программа по учебным предметам не соответствует ФГОС ООО |
Пункт 18.2.2 ФГОС ООО |
Не соблюдение требований ФГОС ООО к структуре рабочих программ по учебных предметам ООП ООО |
Привести структуру рабочих программах по учебным предметам в соответствие со структурой, указанной в пункте 18.2.2 ФГОС ООО. |
|
Содержание рабочих прогрето по учебным предметам не соответствует предметным результатам освоения ООП ООО |
Подпункт 2 пункта 18.1.2 ФГОС ООО |
Невыполнение требований ФГОС ООО к содержанию учебных предметов. Предметные результаты лежат в основе разработки содержания рабочих программ по учебным предметам. |
Привести содержание учебных предметов в соответствие с предметными результатами, установленными в целевом разделе ООП ООО. При разработке рабочих программ по учебным предметам учесть в т.ч. положения примерной ООП ООО. |
|
В содержательном разделе ООП ООО в программе коррекционной работы отсутствует перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включая комплексное обследование, мониторинг динамики развития и успешности освоения ООП ООО, планируемые результаты коррекционной работы |
Пункт 18.2.4 ФГОС ООО |
Не соблюдение требований ФГОС ООО к содержанию программы коррекционной работы. Программа коррекционной работы не носит индивидуальный характер. |
При разработке программы коррекционной работы предусмотреть все структурные элементы, определенные ФГОС ООО. |
|
В организационном разделе основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее - ООП НОО) и ООП ООО в плане внеурочной деятельности не определены формы организации и объем внеурочной деятельности на уровень общего образования |
Пункт 19.10 ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 N 373 (далее - ФГОС НОО), пункт 18.3.1.2 ФГОС ООО |
Не соблюдение требований ФГОС к разработке плана внеурочной деятельности |
При разработке плана внеурочной деятельности предусмотреть все структурные элементы, определенные ФГОС НОО, ФГОС ООО. Учебный план внеурочной деятельности является организационным документом реализации ООП ООО и ООП НОО в связи, с чем необходимо разрабатывать его с учетом внеурочной деятельности представленной: на уровне основного общего образования - в Программе развития универсальных учебных действий; на уровне начального общего образования - в Программе воспитания и социализации обучающихся. Учесть, что объем внеурочной деятельности: на уровне основного общего образования - до 1750 часов за пять лет обучения на уровне начального общего образования - до 1350 часов за четыре года обучения. При разработке плана внеурочной деятельности использовать Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672). |
|
В календарном учебном графике организационного раздела ООП ООО не определены сроки проведения промежуточной аттестации |
Пункт 18.3.1.1. ФГОС ООО |
Не соблюдение требований ФГОС ООО к разработке календарного учебного графика |
При разработке календарного учебного графика предусмотреть сроки проведения промежуточных аттестаций. |
|
В организационном разделе ООП ООО система условий реализации ООП ООО не содержит кадровых условий и контроль состояния системы условий ООП ООО |
Пункт 18.3.2 ФГОС ООО |
Не соблюдение требований пункта 18.3.2 ФГОС ООО к описанию системы условий реализации ООП ООО |
Включить в ООП ООО описание кадровых условий реализации ООП ООО с учетом требований раздела IV ФГОС ООО. |
|
В целевом разделе ООП НОО система оценки достижения планируемых результатов ООП НОО не содержит критерии, процедуру, состав инструментария оценивания, форму представления результатов оценки личностных, метапредметных и предметных результатов |
Пункт 19.9 ФГОС НОО |
Не соблюдение требований ФГОС НОО к описанию системы оценки достижения планируемых результатов ООП НОО |
Привести описание системы оценки достижения планируемых результатов ООП НОО в соответствие с требованиями пункта 19.9 ФГОС НОО. При описании системы оценивания достижения планируемых результатов ООП НОО необходимо учесть положения локального акта организации "О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся". Рекомендуется учесть примерную основную образовательную программу начального общего образования, одобренную решением от 8 апреля 2015, протокол N 1/15 (далее - примерная ООП ООО) https://fgosreestr.ru). |
|
Содержание рабочих программ по учебным предметам не соответствует предметным результатам освоения ООП НОО |
Подпункт 3 пункта 19.2 ФГОС НОО |
Невыполнение требований ФГОС НОО к содержанию учебных предметов. Предметные результаты не лежат в основе разработки содержания рабочих программ по учебным предметам. |
Привести содержание учебных предметов в соответствие с предметными результатами, установленными в целевом разделе ООП НОО. При разработке рабочих программ по учебным предметам учесть в т.ч. положения примерной ООП НОО. |
|
Структура рабочих программа по учебным предметам не соответствует ФГОС НОО |
Пункт 19.5 ФГОС НОО |
Не соблюдение требований ФГОС НОО к структуре рабочих программ по учебных предметам ООП НОО |
Привести структуру рабочих программах по учебным предметам в соответствие со структурой, указанной в пункте 19.5 ФГОС НОО. |
|
В содержании курсов внеурочной деятельности не указаны формы организации и виды деятельности обучающихся |
Пункт 19.5 ФГОС НОО |
Не соблюдение требований ФГОС НОО к структуре рабочих программ курсов внеурочной деятельности ООП НОО |
Привести структуру рабочих программах курсов внеурочной деятельности, дополнив содержание формами организации и видами деятельности обучающихся. При разработке рабочих программах курсов внеурочной деятельности использовать Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672). |
|
В содержательном разделе ООП НОО Программа коррекционной не содержит описание перечня, содержания и плана реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий для обучающих с ограниченными возможностями здоровья, системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с OB3, планируемых результатов коррекционной работы |
Пункт 19.8 ФГОС НОО |
Не соблюдение требований ФГОС НОО к содержанию программы коррекционной работы. Программа коррекционной работы не носит индивидуальный характер |
При разработке программы коррекционной работы предусмотреть все структурные элементы, определенные ФГОС НОО. Описание специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, планируемые результаты коррекционной работы должны быть индивидуально ориентированы и учитывать особенности психофизического развития и индивидуальные возможности детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). |
|
В "Коррекционно-развивающей области" учебного плана АООП НОО отсутствует перечень обязательных коррекционных курсов, указанных в приложениях к ФГОС OB3. Количество часов на коррекционно-развивающую область установлено менее 5 часов в неделю. |
Пункт 2.9.3 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598, (далее - ФГОС OB3) |
Не соблюдение требований пункта 2.9.3 ФГОС OB3 |
Включить в АООП НОО перечень обязательных коррекционных курсов, указанных в соответствующих приложениях N 1-8 к ФГОС ОВЗ. Установить количество часов на коррекционно-развивающую область не менее 5 часов. |
|
В системе условий реализации АООП HOO не описаны кадровые, финансовые, материально-технические условия, контроль состоянием системы условий. |
Пункт 2.9.11 ФГОС ОВЗ |
Не соблюдение требований пункта 2.9.11 ФГОС ОВЗ |
Включить в АООП НОО описания кадровых, финансовых, материально-технические условия, контроль состоянием системы условий. |
|
В программе коррекционной работы АООП HOO отсутствует система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с OB3 в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей |
Пункт 2.9.8 ФГОС ОВЗ |
Не соблюдение требований пункта 2.9.8 ФГОС ОВЗ |
Включить в программу коррекционной работы АООП НОО систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей. |
3.3. Информация о проведенных профилактических мероприятиях в отношении подконтрольных субъектов и ее результатах
В 2020 году министерством осуществлялись профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере образования на 2020 год, утвержденной приказом Минобразования Чувашии от 09.12.2019 N 2230.
Таблица 7. Проведенные профилактические мероприятия в отношении подконтрольных субъектов.
Частые (типовые) нарушения |
Проведенные профилактические мероприятия |
Адресат - подконтрольный субъекты |
Несоответствие содержания образовательных программ образовательных организаций федеральным государственным образовательным стандартам (с учетом перечня частых нарушений, указанных в таблице 6) |
Проведено 54 мероприятия по профилактике нарушений, в том числе: 1) актуализация перечня НПА, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля качества образования. Подготовлен 1 приказ о внесении изменений в перечни НПА; 2) информирование подконтрольных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований: организация и проведение публичных обсуждений правоприменительной практики - 4; иные публичные мероприятия - 3; разъяснительная и консультационная работа: проведено консультаций (разъяснений) - 24, посредством публикации: на официальном сайте министерства - 11, в СМИ (журнал "Народная школа) - 1, разработка руководств по соблюдению обязательных требований - 4: 3) обобщение практики осуществления федерального государственного надзора. Подготовка доклада о правоприменительной практике - 4: 4) межведомственное взаимодействие с контрольно-надзорными органами, общественными и научными организациями по вопросам, направленным на профилактику нарушений обязательных требований (Минкультуры Чувашии, Чувашский республиканский институт образования) - 2. |
Общеобразовательные организации Профессиональные организации |
Таблица 8. Достижение отчетных показателей на 2020 год, предусмотренных Программой
Вид контроля (надзора) |
Наименование показателя |
Значение показателя на 2020 год план |
Значение показателя на 2020 год факт |
Федеральный государственный контроль качества образования |
Динамика снижения количества проверенных объектов, в которых выявлены нарушения (правонарушения) за отчетный период по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, % |
не менее - 1,9% |
-2,3% |
Раздел 4. Обобщение правоприменительной практики по лицензионному контролю образовательной деятельности
4.1. Состояние организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в рамках лицензионного контроля образовательной деятельности
Предметом проверки являлось:
содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований.
Для достижения целей и задач проведения проверки проведены мероприятия:
анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации по вопросам, подлежащим проверке, в том числе локальных нормативных правовых актов организации по вопросам, подлежащим проверке;
анализ информации, размещенной образовательной организацией на её официальном сайте;
осмотр зданий, помещений, материально-технической базы организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
проведение беседы с обучающимися организации, их родителями (законными представителями), работниками организации по вопросам, подлежащим проверке.
Оценке подлежали обязательные требования, установленные нормативными правовыми актами или их отдельными частями, перечень которых, определен в приложении 3 к приказу Минобразования Чувашии от 11.01.2019 N 25 http://obrazov.cap.ru/action/activity/nadzor-i-kontrolj-v-sfere-obrazovaniya/gosudarstvennaya-akkreditaciya-obrazovateljnoj-dey/2-profilaktika/perechenj-normativnih-pravovih-aktov-soderzhaschih.
Таблица 9. Статистические данные о проведенных контрольно-надзорных мероприятиях и мерах юридической ответственности, примененных к подконтрольным субъектам.
Наименование показателя |
Подконтрольные субъекты, проверенные в 2020 году |
||||||
дошкольные образовательные организации |
общеобразовательные организации |
профессиональные образовательные организации |
организации дополнительного образования |
организации дополнительного профессионального образования |
иные юридические лица |
индивидуальные предприниматели |
|
Общее количество объектов, в отношении которых проведены плановые и внеплановые проверки |
20 |
15 |
3 |
6 |
5 |
6 |
0 |
Общее количество проверок, в том числе: |
20 |
16 |
4 |
7 |
6 |
6 |
0 |
общее количество проведенных плановых проверок |
15 |
11 |
2 |
4 |
4 |
6 |
0 |
общее количество проведенных внеплановых проверок |
5 |
5 |
2 |
3 |
2 |
0 |
0 |
Общее количество мероприятий без взаимодействия с подконтрольными субъектами |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Количество плановых и внеплановых проверок, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований*(10) |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
Количество подконтрольных субъектов в деятельности, которых, выявлены нарушения обязательных требований, явившихся причиной причинения ущерба, охраняемым законом ценностям*(11) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Общее количество выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее - предписание), в том числе: |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
количество предписаний, неисполненных в срок |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
количество предписаний обжалованных подконтрольными субъектами |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Количество составленных протоколов об административных правонарушениях, в том числе с указанием состава административного правонарушения (часть, статья КоАП РФ): |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1) осуществление образовательной деятельности с грубыми нарушениями лицензионных требований (ч. 3. ст. 19.20.) |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2) неисполнение предписаний об устранении выявленных нарушений (ч. 1 ст. 19.5.) |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Количество судебных актов о назначении административных наказаний по фактам правонарушений, в том числе с указанием состава административного правонарушения (часть, статья КоАП РФ): |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1) осуществление образовательной деятельности с грубыми нарушениями лицензионных требований (ч. 3. ст. 19.20.) |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2) неисполнение предписаний об устранении выявленных нарушений (ч. 1 ст. 19.5.) |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Общее количество решений об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения (устное замечание) |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Количество судебных актов о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Количество объявленных предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, в том числе в отношении следующих случаев нарушений обязательных требований: |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
1 |
1) осуществление образовательной деятельности с нарушениями лицензионных требований |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
1 |
Количество исполненных предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований исполнены |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
Иные меры юридической ответственности, принятые в отношении подконтрольных субъектов, по фактам выявленных нарушений обязательных требований, в том числе: |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
приостановка лицензии на образовательную деятельность |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
аннулирование лицензии на образовательную деятельность |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Количество обжалований решений, действий (бездействий) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц, связанных с осуществлением государственного надзора, в досудебном (внесудебном) и судебном порядке |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Количество обращений в контрольно-надзорный орган, содержащих сведения о нарушениях обязательных требований подконтрольными субъектами |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
1 |
Количество мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности контрольно-надзорного органа |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4.2. Перечень нарушений обязательных требований, выявленных при лицензионном контроле образовательной деятельности
При лицензионном контроле образовательной деятельности в 2020 году выявлено 10 нарушений, из них частыми (типовыми) являются нарушения, указанные в таблице 10 настоящего доклада.
Таблица 10. Перечень нарушений, выявленных при лицензионном контроле в 2020 году:
Частые (типовые) нарушения |
Положение нормативных правовых актов |
Подконтрольные субъекты |
Анализ выявленных и возможных причин возникновения нарушений |
Рекомендации подконтрольным субъектам по проведению мероприятий, направленных на устранение причин совершения нарушений |
Отсутствие у организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, в соответствии с частью 6 статьи 28 Закона об образовании |
Подпункт "з" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966*(12) |
Дошкольные образовательные организации; организации дополнительного профессионального образования |
Несвоевременное получение заключения МЧС о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности после исполнения предписания МЧС. |
Получить заключение МЧС о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности. |
Неисполнение предписания |
Пункт 59 Административного регламента осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, лицензионного контроля образовательной деятельности, утвержденного приказом Рособрнадзора от 30.03.2020 N 427 |
Общеобразовательные организации |
Представленный отчет об исполнении предписания не подтверждает факт его исполнения. 1. До истечения срока исполнения предписания не приняты меры по исполнению лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности не приведено в соответствие с требованиями ФГОС. 2. Не учтены требования Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Не переоформлена лицензия в связи с реорганизацией юридического лица в форме присоединения к нему дошкольной образовательной организации. |
До истечения срока исполнения предписания принять необходимые меры по исполнению лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности. Принять к сведению требования ФГОС к условиям реализации образовательной программы (раздел IV) в части материально-технического оснащения образовательной деятельности и требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". |
|
|
Организации дополнительного образования |
Представленный отчет об исполнении предписания не подтверждает факт его исполнения. До истечения срока исполнения предписания не приняты меры по исполнению лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности по обеспечению безопасных условий осуществления образовательной деятельности. Документ, подтверждающий соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности в виде положительного заключения МЧС не представлен. |
Принять меры по обеспечению безопасных условий осуществления образовательной деятельности, а именно обеспечить пожарную безопасность. Получить в МЧС документ о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности в виде положительного заключения. |
4.3. Информация о проведенных профилактических мероприятиях в отношении подконтрольных субъектов и их результаты
В 2020 году министерством осуществлялись профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере образования на 2020 год, утвержденной приказом Минобразования Чувашии от 9 декабря 2019 г. N 2230.
Таблица 11. Проведенные профилактические мероприятия в отношении подконтрольных субъектов
Проведенные профилактические мероприятия |
Адресат - подконтрольные субъекты |
Проведено 211 мероприятий по профилактике нарушений, в том числе: 1) актуализация перечня нормативных правовых актов или их частей, содержащих обязательные требования (далее - перечни НПА), оценка соблюдения которых является предметом лицензионного контроля образовательной деятельности. Подготовлено 6 приказов о внесении изменений в перечни НПА; 2) информирование подконтрольных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований: организация и проведение публичных обсуждений правоприменительной практики - 4; иные публичные мероприятия - 6; разъяснительная и консультационная работа: проведено консультаций (разъяснений) - 72, посредством публикации на официальном сайте министерства - 15, разработка руководств по соблюдению обязательных требований - 3; направление информационно-аналитических писем - 4; 3) обобщение практики осуществления лицензионного контроля образовательной деятельности. Подготовка доклада о правоприменительной практике - 4; 4) выдача предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований - 5; 5) межведомственное взаимодействие с контрольно-надзорными органами, общественными и научными организациями по вопросам, направленным на профилактику нарушений обязательных требований - 92. |
Все подконтрольные субъекты |
Таблица 12. Достижение отчетных показателей на 2020 год, предусмотренных Программой
Вид контроля (надзора) |
Наименование показателя |
Значение показателя на 2020 год план |
Значение показателя на 2020 год факт |
Лицензионный контроль за образовательной деятельностью |
Динамика снижения количества проверенных объектов, в которых выявлены нарушения (правонарушения) за отчетный период по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, % |
не менее - 1,0% |
-16,0% |
Динамика снижения количества выданных предписаний по результатам проверок за отчетный период по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, % |
не менее - 1,0% |
-6,1% |
Раздел 5. Предложения по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности
Предложения по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности:
1. По государственному контролю (надзору):
внести изменения в КоАП РФ в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности по статье 5.57, части 1 статьи 19.5, статьи 19.30 КоАП РФ;
уточнить нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по статье 19.13 КоАП РФ в связи с уклонением от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов образования и предоставляемых услуг в сфере образования, а также официальное толкование термина "уклонение".
2. По лицензионному контролю:
определить исчерпывающий перечень специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона об образовании у профессиональной образовательной организации, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, без создания которых организация не может осуществлять образовательную деятельность и которые подлежат проверке лицензирующим органом по подпункту "е" пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490.
Данные, свидетельствующие о наличии различных подходов к применению и иных проблемных вопросов применения обязательных требований, в 2020 году не выявлены.
Начальник управления по
надзору и контролю в
сфере образования _______________
М.А. Скирневская (подпись)
21.12.2020
(дата составления сведений (доклада)
------------------------------
*(1) В нарушениях учитываются также правонарушения.
*(2) Охраняемые законом ценности - жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности
*(3) Документ утрачивает силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.06.2020 N 897 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и отмене некоторых нормативных правовых актов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования". Приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831 утверждены Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации". Документ вступает в силу 01.01.2021
*(4) Приказом Минпросвещения России от 25.06.2020 N 320 внесены изменения в Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N 1527".
*(5) Документ утратил силу в связи с изданием приказа Минпросвещения России от 15.05.2020 N 236 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования".
*(6) Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2020 N 1776 внесены изменения в Правила формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
*(7) В 2020 году количество проверенных объектов, в которых выявлены нарушения (правонарушения), составляет 58%, что аналогично с прошлым годом. В текущем году отмечается увеличение количества проверок, в ходе проведения которых устранены выявленные нарушения, на 12% по отношению к прошлому году (в 2019 году - 22%, в 2020 году - 34%). Количество выданных предписаний об устранении выявленных нарушений в 2020 году снизилось на 6% (в 2019 году - 44%, в 2020 году - 38%). Профилактические мероприятия, проведенные в текущем году, повлияли на снижение количества нарушений, требующих применения меры реагирования в виде предписания
*(8) В нарушениях учитываются также правонарушения.
*(9) Охраняемые законом ценности - жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
*(10) В нарушениях учитываются также правонарушения.
*(11) Охраняемые законом ценности - жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
*(12) Документ утрачивает силу с 1 января 2021 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.06.2020 N 897 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и отмене некоторых нормативных правовых актов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования". Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности" утверждено новое "Положение о лицензировании образовательной деятельности". Документ вступает в силу 01.01.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 21 декабря 2020 г. N 1831 "Об утверждении доклада с обзором практики осуществления государственного контроля (надзора) Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики за 2020 год"
Текст приказа опубликован не был