Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 25 июня 2020 г. N 03-11-11/54791
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 413 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
При этом к торговой деятельности относится, в том числе, торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, а также торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
Статьей 413 Кодекса установлено, что под объектом осуществления торговли понимается здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор.
Ставки торгового сбора устанавливаются законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь (пункт 1 статьи 415 Кодекса).
Таким образом, на объект организации торговли, имеющий площадь торгового зала, ставка торгового сбора устанавливается в расчете на 1 квадратный метр торгового зала. На объект организации торговли, не имеющего торгового зала, ставка торгового сбора устанавливается в расчете на объект осуществления торговли.
В соответствии со статьей 4 Закона г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Согласно Положению о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП, на указанный Департамент возложены функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики, в том числе по подготовке проектов законов города Москвы, в соответствии с которыми на территории города Москвы вводятся в действие, изменяются и прекращают действовать региональные и местные налоги, специальные налоговые режимы, определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также устанавливаются налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В связи с этим по вопросу установления ставок торгового сбора и иным вопросам, связанным с исчислением торгового сбора, следует обращаться в Департамент экономической политики и развития города Москвы.
Дополнительно сообщается, что статьей 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) установлено, что в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, арендодатель в течение 30 дней со дня обращения арендатора обязан заключить дополнительное соглашение об отсрочке уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества". При этом отсрочка предоставляется в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, за исключением жилых помещений.
Соответствующие меры поддержки распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Перечень).
Также полагаем необходимым отметить, что статьей 19 Закона N 98-ФЗ также установлено, что в случае недостижения между арендатором и арендодателем соглашения об уменьшении арендной платы или ином изменении условий договора в течение 14 рабочих дней с момента обращения арендатора к арендодателю арендатор вправе не позднее 1 октября 2020 года отказаться от указанного договора.
При этом убытки в виде упущенной выгоды, убытки при прекращении договора (связанные исключительно с его досрочным расторжением), иные денежные суммы с арендатора не взимаются, а обеспечительный платеж (если он был предусмотрен договором и уплачен арендодателю) возврату арендатору не подлежит (иные убытки или денежные суммы подлежат возмещению или уплате в соответствии с гражданским законодательством).
Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р Росимуществу по договорам аренды федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации (в том числе земельных участков), которые заключены до 1 апреля 2020 года и арендаторами по которым являются субъекты МСП, включенные в единый реестр субъектов МСП, поручено обеспечить:
а) освобождение арендаторов, осуществляющих деятельность в одной или нескольких отраслях по Перечню, от уплаты арендных платежей с 1 апреля 2020 г. по 1 июля 2020 г.;
б) предоставление отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году, на следующих условиях:
отсрочка предоставляется с 1 апреля 2020 г. по 1 октября 2020 г., а для арендаторов, освобожденных от уплаты арендных платежей по вышеуказанным основаниям, - с 1 июля 2020 г. по 1 октября 2020 г.;
задолженность по арендной плате подлежит уплате не ранее 1 января 2021 г. в срок, предложенный арендаторами, но не позднее 1 января 2023 г., поэтапно, не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды;
в связи с отсрочкой не применяются штрафы, проценты за пользование чужими денежными средствами или иные меры ответственности в связи с несоблюдением арендатором порядка и сроков внесения арендной платы (в том числе в случаях, если такие меры предусмотрены договором аренды);
не допускается установление дополнительных платежей, подлежащих уплате арендатором в связи с предоставлением отсрочки;
дополнительные соглашения к договорам аренды, предусматривающие отсрочку, подлежат заключению в течение 7 рабочих дней со дня поступления соответствующего обращения арендаторов.
Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться вышеуказанными положениями.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 25 июня 2020 г. N 03-11-11/54791
Текст письма опубликован не был