Письмо Минфина России от 15 декабря 2020 г. N 03-01-11/109419
Департаментом анализа эффективности преференциальных налоговых режимов совместно с Департаментом налоговой политики рассмотрено обращение, и по вопросу освобождения от уплаты налогов сообщается следующее.
Согласно пункту 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Эта норма является обязательной как в Российской Федерации, так и в других развитых странах.
Налоги являются необходимым условием существования государства, в связи с чем обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В части налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Учитывая изложенное, заработная плата является доходом налогоплательщика, подлежащим обложению НДФЛ.
Действующая система налогообложения по НДФЛ ориентирована на снижение налогового бремени за счет применения стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, каждый из которых направлен на поддержку определенной категории граждан.
Кроме того, статьей 217 Кодекса предусмотрен перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ.
В части специальных налоговых режимов.
Для субъектов малого предпринимательства Кодексом предусмотрена возможность добровольного выбора наиболее оптимального налогового режима в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности (общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы).
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Кодекса к специальным налоговым режимам, в частности, относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентная система налогообложения (главы 26.1, 26.2, 26.3 и 26.5 Кодекса).
Указанные специальные налоговые режимы направлены, в том числе на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого предпринимательства.
При этом Кодексом субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению дифференцированных налоговых ставок по специальным налоговым режимам.
Таким образом, Кодексом предусмотрена возможность добровольного выбора налогоплательщиком наиболее оптимального налогового режима в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности, а субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по регулированию налоговой нагрузки в части специальных налоговых режимов.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Федеральный закон, НПД соответственно) с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года проводится эксперимент по установлению специального налогового режима НПД.
Специальный налоговый режим НПД введен в целях обеспечения благоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности "самозанятыми" гражданами, способствует легализации гражданами своих доходов и основан на принципах простоты и удобства ведения предпринимательской деятельности.
При применении указанного специального налогового режима налогоплательщики НПД освобождаются от обязанности представлять отчетность, применять контрольно-кассовую технику, регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
Следует отметить, что налогоплательщики НПД вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Также физические лица, применяющие НПД, освобождаются от налогообложения НДФЛ в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения НПД.
Указанный специальный налоговый режим предусматривает следующие ставки налога: 4 процента в отношении доходов, полученных от физических лиц, и 6 процентов в отношении доходов, полученных от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Федеральным законом налогоплательщикам НПД предоставлено право на получение налогового вычета в размере 10 тысяч рублей, который можно использовать для уменьшения налога.
В случае отсутствия облагаемого дохода у налогоплательщиков НПД не возникает обязанности исчисления и уплаты НПД.
Регистрация физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве налогоплательщиков НПД, осуществляется без визита в налоговый орган через мобильное приложение "Мой налог", которое можно бесплатно установить на компьютерное устройство (мобильный телефон, смартфон или компьютер, включая планшетный компьютер) налогоплательщика.
Взаимодействие между налогоплательщиками НПД и налоговыми органами происходит удаленно посредством использования мобильного приложения "Мой налог". Функционал мобильного приложения "Мой налог" позволяет "самозанятым" гражданам вести учет доходов, формировать чеки и оплачивать НПД с использованием банковской карты.
Специальный налоговый режим НПД, являясь добровольным, предлагает гражданам более льготные условия налогообложения по сравнению с иными режимами налогообложения.
В части имущественных налогов.
В соответствии с Кодексом пенсионерам предоставляются налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
Согласно пункту 5 статьи 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из категорий, указанных в настоящем пункте, в частности, являющихся пенсионерами.
Указанный налоговый вычет предоставляется только в отношении одного земельного участка, находящегося в собственности налогоплательщика.
Правом на применение такого налогового вычета могут воспользоваться пенсионеры начиная с 2018 года в отношении суммы земельного налога, подлежащей исчислению за налоговый период 2017 года.
Помимо установленного на федеральном уровне налогового вычета по земельному налогу на основании пункта 2 статьи 387 Кодекса нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований для пенсионеров могут быть предусмотрены иные налоговые преимущества, в том числе в виде полного освобождения их от уплаты земельного налога.
Согласно статье 407 Кодекса пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц.
Налоговая льгота предоставляется в виде полного освобождения от уплаты налога в отношении неиспользуемого в предпринимательской деятельности одного объекта налогообложения каждого вида, а именно в отношении: квартиры (либо комнаты), жилого дома, гаража или машино-места. Налоговая льгота в отношении указанных видов объектов налогообложения предоставляется вне зависимости от площади указанных объектов.
Кроме того, налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц предоставляется в отношении одного хозяйственного строения (сооружения) площадью до 50 квадратных метров, которое расположено на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Помимо налоговых льгот на федеральном уровне по налогу на имущество физических лиц предусмотрены налоговые вычеты в отношении объектов жилого назначения: например, в отношении квартиры налоговый вычет установлен в размере кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, а в отношении жилого дома - 50 квадратных метров общей площади этого дома.
Таким образом, налогоплательщик, являющийся пенсионером, полностью освобождается от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении одной квартиры, одного жилого дома, одного гаража независимо от площади каждого из таких объектов, а также в отношении одного хозяйственного строения (сооружения) площадью до 50 квадратных метров, которое расположено на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
В отношении иных объектов недвижимости жилого назначения, находящихся в собственности налогоплательщика и не подлежащих полному освобождению от уплаты налога, предоставляется соответствующий налоговый вычет.
Установленные главой 32 Кодекса меры социальной защиты (налоговые вычеты, налоговые льготы) являются минимальными. Представительные органы муниципальных образований вправе увеличивать размеры налоговых вычетов, устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
По транспортному налогу для пенсионеров на федеральном уровне не предусмотрены налоговые преимущества.
Между тем в силу статьи 356 Кодекса такие налоговые преимущества могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге.
В части страховых взносов.
В соответствии с подпунктом 1 и 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой).
В соответствии с пунктом 1 и 3 статьи 420 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. А для лиц, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, объектом обложения страховыми взносами является осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, и в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, то объектом обложения страховыми взносами признается доход, определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.
Таким образом, военные пенсионеры, работающие по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, не являются плательщиками страховых взносов. Плательщиком страховых взносов с сумм выплат и иных вознаграждений, полученных военным пенсионером в рамках указанных договоров, является организация (либо индивидуальный предприниматель, либо физическое лицо), производящая им данные выплаты и вознаграждения.
В том случае, если военный пенсионер является индивидуальным предпринимателем (адвокатом, нотариусом или относится к иным лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), то он признается плательщиком страховых взносов и уплачивает за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в порядке, установленном статьями 430 и 432 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Кодекса под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
При этом законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Следует отметить, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в целях получения гражданином обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, а в случае, если гражданин является получателем пенсии по старости, уплачиваемые страховые взносы влияют на перерасчет получаемой пенсии.
В случае если индивидуальный предприниматель (адвокат, нотариус и др.) является военным пенсионером, то на основании статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-1) он имеет право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом N 4468-1, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), при наличии условий для назначения ему страховой пенсии по старости.
Необходимо отметить, что согласно Федеральному закону N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Положениями главы 34 Кодекса не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей (адвокатов, нотариусов и др.), в том числе являющихся пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6-8 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ (пункт 7 статьи 430 Кодекса), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов, а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов.
Уплата указанными плательщиками страховых взносов - военными пенсионерами страховых взносов осуществляется независимо от возраста.
Требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.
Кроме того, отмена обязанности по уплате страховых взносов военных пенсионеров, являющихся индивидуальными предпринимателями, может привести к злоупотреблениям по перерегистрации предпринимательской деятельности на таких лиц, что, с одной стороны, негативно отразится на собираемости страховых взносов и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, а с другой стороны, приведет к утрате адресного подхода при предоставлении такой преференции.
На основании изложенного, предложение об освобождении от уплаты страховых взносов военных пенсионеров, являющихся индивидуальными предпринимателями (адвокатами, нотариусами и др.), не поддерживается.
Заместитель директора Департамента |
А.Т. Заитов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Зарплата облагается НДФЛ.
Налогоплательщик может выбрать наиболее оптимальный налоговый режим для своего бизнеса, а регионы вправе регулировать налоговую нагрузку по спецрежимам.
НПД предлагает гражданам более льготные условия налогообложения по сравнению с иными режимами.
Минфин разъяснил, какие льготы предусмотрены для пенсионеров по имущественным налогам.
Предложение об освобождении от уплаты страховых взносов военных пенсионеров, являющихся предпринимателями (адвокатами, нотариусами и др.) не поддержано Минфином.
Письмо Минфина России от 15 декабря 2020 г. N 03-01-11/109419
Текст письма опубликован не был