Письмо Минфина России от 16 июля 2020 г. N 03-13-08/62306
Минфин России рассмотрел письмо по вопросу поддержки обращения АО (далее - Комбинат) о внесении изменений в подпункт 3 пункта 1 статьи 179.5 Налогового кодекса Российской Федерации и сообщает следующее.
Комбинат предлагает распространить действие указанной нормы на объекты имущества, продукты производства которых получены с использованием теплоты сгорания средних дистиллятов, и после применения в технологии производства использованы в том числе для получения электрической и (или) тепловой энергии путем преобразования тепловой энергии, образующейся в результате сгорания побочных продуктов технологии, в электрическую и (или) использования такой тепловой энергии для изменения термодинамических параметров теплоносителя.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 179.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, выдается российским организациям, которым принадлежат на праве собственности или ином законном основании объекты имущества, которые непосредственно используются для производства электрической и (или) тепловой энергии путем преобразования тепловой энергии, образующейся в результате сгорания средних дистиллятов, в электрическую и (или) использования такой тепловой энергии для изменения термодинамических параметров теплоносителя.
Обоснованием вышеуказанного предложения является увеличение себестоимости готовой продукции Комбината за счет отнесения к подакцизным товарам мазута топочного, используемого не только для производства тепло- и электроэнергии, но и в процессе варки целлюлозы, что приведет к снижению прибыли компании, а следовательно, снижению налоговых платежей в бюджетную систему всех уровней, сокращению социальных программ.
Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 181 Кодекса средние дистилляты являются подакцизными товарами. В целях главы 22 "Акцизы" средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком или твердом состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, значения показателя плотности которых не превышают 1015 при температуре 20 градусов Цельсия.
В связи с этим мазут, соответствующий указанным физико-химическим характеристикам, может признаваться средним дистиллятом.
Однако указанной нормой предусмотрены виды продукции, исключаемые из понятия средних дистиллятов, в частности, продукты, представляющие собой смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), содержащие более 30 процентов ароматических, непредельных и (или) кислородсодержащих соединений.
Таким образом, мазут, соответствующий указанным физико-химическим характеристикам и содержащий более 30 процентов ароматических соединений, исключается из понятия средних дистиллятов и, как следствие, не подлежит обложению акцизом.
Во избежание роста цен на жилищно-коммунальные услуги пунктом 22 статьи 200 Кодекса предусматривается право на применение с повышающим коэффициентом вычета суммы акциза на приобретенные средние дистилляты, в дальнейшем используемые в качестве топлива при производстве электрической и (или) тепловой энергии, в том числе направленной на подогрев воды.
Таким образом, в законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации предусмотрены меры, направленные на компенсацию расходов в части сумм акциза на мазут для организаций, снабжающих население электрической и (или) тепловой энергией, включая горячее водоснабжение.
В то же время если такие организации приобретают мазут, не являющийся подакцизным товаром - средним дистиллятом, то у них отсутствуют основания для исчисления акциза, применения данного вычета к этим суммам и, следовательно, использования вышеуказанного компенсационного механизма.
По данным официального сайта АО "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа" в апреле-июне 2020 года цена таких продаж находилась в диапазоне 10500-2800 рублей за тонну, то есть без суммы акциза, так как ставка акциза на средние дистилляты, рассчитанная по формуле, предусмотренной пунктом 9.1 статьи 193 Кодекса, в указанных периодах находилась в диапазоне 21 918 - 16 723 рублей за тонну.
Учитывая изложенное, необходимость в предоставлении права предприятиям целлюлозно-бумажной промышленности на вышеуказанный вычет исчисленных ими сумм акциза на мазут в целях стабилизации экономического положения отсутствует.
Принимая во внимание сложившиеся условия конъюнктуры рынка мазута, в целях создания равных условий для его потребителей 4 июля 2020 г. Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье", которым предусматривается снижение предельного значения показателя плотности средних дистиллятов до 930 при температуре 20 градусов Цельсия и в случае принятия указанного законопроекта любой топочный мазут не будет являться подакцизным товаром.
|
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 16 июля 2020 г. N 03-13-08/62306
Текст письма опубликован не был