Во исполнение требований статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, утвержденных протоколом заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функции федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7 приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента промышленности и торговли Смоленской области в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), относящихся к полномочиям Департамента промышленности и торговли Смоленской области, за 2020 год.
2. Разместить Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента промышленности и торговли Смоленской области в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), относящихся к полномочиям Департамента промышленности и торговли Смоленской области, за 2020 год на официальном сайте Департамента промышленности и торговли Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник Департамента |
И.А. Соколов |
Утвержден
приказом начальника
Департамента промышленности и
торговли Смоленской области
от 23.12.2020 N 170/01-01
Обзор
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента промышленности и торговли Смоленской области в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), относящихся к полномочиям Департамента промышленности и торговли Смоленской области, за 2020 год
Введение
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента промышленности и торговли Смоленской области в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), относящихся к полномочиям Департамента промышленности и торговли Смоленской области, за 2020 год (далее также - Обзор правоприменительной практики) подготовлен в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктами 33-38 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.20118 N 1680, Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (Приложение N 4 к протоколу заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016 года N 7).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "26.12.2018"
Настоящий обзор правоприменительной практики содержит обобщение и анализ результатов контрольно-надзорной деятельности Департамента промышленности и торговли Смоленской области (далее также - Департамент) за 2020 год по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Смоленской области, относящихся к полномочиям Департамента (далее также - региональный государственный контроль) и имеет целью:
- обеспечение единства практики применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Смоленской области в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Смоленской области, относящихся к полномочиям Департамента, путем их публикации для сведения юридических лиц, их руководителей и иных должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, их уполномоченных представителей (далее - объекты контроля);
- снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности объектов контроля о практике применения обязательных требований;
- повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Смоленской области, относящихся к полномочиям Департамента, за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
- совершенствование нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление регионального государственного контроля.
Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
- обеспечение открытости и доступности сведений о контрольно-надзорной деятельности Департамента;
- выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения;
- выявление проблемных вопросов применения обязательных требований;
- выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
- выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
- подготовка предложений по совершенствованию законодательства.
1. Общие положения
В соответствии с пунктом 1.2 раздела 1 Положения о Департаменте промышленности и торговли Смоленской области, утверждённого постановлением Администрации Смоленской области от 01.03.2019 N 91 "О создании Департамента промышленности и торговли Смоленской области", является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), относящихся к полномочиям Департамента.
В соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 23.11.2011 N 758 "Об органах исполнительной власти Смоленской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)" Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим региональный государственный контроль.
Предметом регионального государственного контроля является соблюдение объектами контроля обязательных требований.
Региональный государственный контроль осуществляется в отношении:
- установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств;
- цен на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье;
- наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.
Региональный государственный контроль в отношении установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств осуществляется в том числе с применением риск-ориентированного подхода.
2. Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора)
2.1. Составление ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, его направления в органы прокуратуры и доработки по итогам рассмотрения в органах прокуратуры.
Ежегодные планы проверок объектов контроля Департамент формирует в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", и с учетом Методических рекомендаций по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок, утвержденных протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.06.2016 N 142.
Во исполнение статьи 26.2 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в 2020 году Департаментом не проводились.
В 2020 году внеплановые проверки по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Департаментом не осуществлялись.
2.2. Организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Иные мероприятия по контролю, в том числе осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в 2020 году Департаментом не проводились.
2.3 Работы с заявлениями и обращениями граждан, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям.
В 2020 году обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям, в Департамент не поступало.
3. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
3.1. В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями обязательных требований, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Смоленской области в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) (далее - обязательных требований) и правомерного поведения необходимо проведение следующих мероприятий:
3.2. Региональный государственный контроль в отношении установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств.
3.2.1. Согласно требованиям пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установление предельного размера платы за проведение технического осмотра в соответствии с указанным Федеральным законом и осуществление контроля за соблюдением установленного предельного размера относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями пункта 7 Правил проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 N 1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств", пунктом 6 Правил проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1240 "О проведении технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта", Приказом Федеральной службы по тарифам от 18.10.2011 N 642-а "Об утверждении Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра", постановлением Администрация Смоленской области от 09.12.2019 N 744 установлен на 2020 год предельный размер платы за проведение технического осмотра транспортных средств.
3.2.2. В целях применения при осуществлении регионального государственного контроля в отношении установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств риск-ориентированного подхода деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к определенной категории риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806.
Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска при осуществлении регионального государственного контроля в отношении установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств, утверждёнными постановлением Администрации Смоленской области от 31.10.2017 N 715 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Смоленской области, относящегося к полномочиям Департамента промышленности и торговли Смоленской области", а именно:
N |
Категория риска |
Критерий отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска |
1 |
2 |
3 |
1. |
Средний риск |
привлечение юридических лиц, их руководителей и иных должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, их уполномоченных представителей в течение года, предшествовавшего году, в котором принимается решение об утверждении плана проверок, два раза и более к административной ответственности за нарушение обязательных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными федеральными нормативными правовыми актами, областными законами и иными областными нормативными правовыми актами в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) при осуществлении регионального государственного контроля в отношении установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств |
2. |
Умеренный риск |
привлечение юридических лиц, их руководителей и иных должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, их уполномоченных представителей в течение года, предшествовавшего году, в котором принимается решение об утверждении плана проверок, один раз к административной ответственности за нарушение обязательных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными федеральными нормативными правовыми актами, областными законами и иными областными нормативными правовыми актами в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) при осуществлении регионального государственного контроля в отношении установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств |
3. |
Низкий риск |
отсутствие обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 2 настоящих критериев |
Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется со следующей периодичностью:
- для категории среднего риска - не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет;
- для категории умеренного риска - не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям среднего и умеренного риска, а также изменение ранее присвоенной категории риска осуществляются на основании решения начальника Департамента, оформляемого приказом начальника Департамента.
При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей считается отнесенной к категории низкого риска.
Соответственно, ввиду того, что решение начальника Департамента об отнесении к определенной категории риска отсутствует, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей считается отнесенной к категории низкого риска.
3.2.3. Завышение размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств операторами технического осмотра - юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям (в том числе дилерам), аккредитованным в установленном порядке на право проведения технического осмотра транспортных средств, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3.3. Региональный государственный контроль в отношении цен на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
3.3.1. Согласно требованиям абзаца 2 Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлением Администрация Смоленской области от 21.09.2011 N 552 "О государственном регулировании цен на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин" установлен:
- предельный размер торговой надбавки на керосин, реализуемый гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье,
- предельный уровень рентабельности для организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности при формировании цен на топливо твердое, топливо печное бытовое, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
3.3.2. Завышение установленного размера торговой надбавки и предельного уровня рентабельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности при формировании цен на топливо твердое, топливо печное бытовое, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
3.4. Региональный государственный контроль в отношении наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.
3.4.1. Согласно требованиям абзаца 2 Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлением Администрация Смоленской области от 17.07.2014 N 503 "О ценообразовании на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования" утверждены предельные наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
3.4.2. Нарушения, допускаемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при формировании цен на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, предусмотрены частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
4. Административная ответственность за нарушение обязательных требований
4.1. Административная ответственность за нарушение обязательных требований предусмотрена частью 1 статьи 14.6 "Нарушение порядка ценообразования" КоАП РФ, а именно наложение административного штрафа:
- на граждан в размере пяти тысяч рублей;
- на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;
- на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
4.2. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ Департаментом, при выявленных нарушениях обязательных требований, применяется механизм замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренный частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента промышленности и торговли Смоленской области от 23 декабря 2020 г. N 170/01-01 "Об утверждении Обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента промышленности и торговли Смоленской области в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги), относящихся к полномочиям Департамента промышленности и торговли Смоленской области, за 2020 год"
Текст приказа опубликован не был