Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г. Хуснутдинова, судей Ф.Р. Волковой, Ф.С. Мусина, Э.М. Мустафиной, Г.Л. Удачиной, М.М. Хайруллина,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Ф.Р. Волковой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданина А.В. Орлова,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин А.В. Орлов с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод подпунктом "б" пункта 9 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2007 N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий".
Согласно оспариваемой норме названных Правил для включения в списки граждан, имеющих право на получение сертификата, граждане, относящиеся к категории многодетных семей, имеющих пять и более детей, проживающих с родителями и не образовавших свои семьи, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи (паспорт, свидетельство о рождении).
Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, гражданин А.В. Орлов с супругой и детьми с 2013 года состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и, как многодетная семья, они имеют право на получение сертификата, который удостоверяет право гражданина на получение за счет средств бюджета Республики Татарстан субсидии для приобретения жилого помещения. На основании нормы, устанавливающей ежегодную квоту по обеспечению жильем в первоочередном порядке многодетных семей, имеющих десять и более детей, семья заявителя была включена в Сводный список многодетных семей в Республике Татарстан на 2018 год, сформированный Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан. При определении размера субсидии указанным Министерством была учтена сделка по отчуждению заявителем в 2013 году квартиры. Не согласившись с примененным расчетом, семья гражданина А.В. Орлова не стала получать субсидию в предлагаемом размере. В 2019 году в семье заявителя один ребенок умер. Ввиду этого она перестала подпадать под квоту на обеспечение жильем в первоочередном порядке, поэтому они вынуждены ожидать получения жилищного сертификата в общем порядке, наравне с семьями, имеющими менее десяти детей, то есть в порядке очередности, формируемой исходя из времени постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления.
В настоящее время супруга гражданина А.В. Орлова ожидает рождения ребенка (срок беременности 4 месяца) и, как он полагает, его семья фактически снова подпадает под статус многодетной семьи, имеющей десять и более детей, поскольку Конституция Республики Татарстан гарантирует жизнь каждому (включая внутриутробный период развития) и не исключает наличие прав, в том числе на социальную защиту, до рождения.
Как отмечает заявитель, его семью не включают в список получателей сертификатов в первоочередном порядке как многодетную, имеющую десять и более детей, на том основании, что согласно оспариваемой норме для включения в данный список в орган местного самоуправления необходимо подать копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи, однако такой документ не может быть представлен гражданином А.В. Орловым на десятого ребенка. В силу обжалуемого положения возможность предоставления справки о беременности исключается, что, по мнению заявителя, нарушает его конституционные права и членов его семьи, включая нерожденного ребенка.
На основании изложенного гражданин А.В. Орлов просит Конституционный суд Республики Татарстан признать подпункт "б" пункта 9 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2007 N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий", не соответствующим статьям 2, 13, 27 (часть третья), 28 (части первая), 31 (часть первая), 32, 38 (части первая и третья), 54 (часть первая), 55 Конституции Республики Татарстан.
2. В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Также данным Федеральным законом предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право; финансирование названных полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (части третья и четвертая статьи 26.3-1).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации решение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, относящихся в соответствии с Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), является прерогативой законодателя, который при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; он вправе также избирать и изменять формы (способы) их предоставления (постановление от 10 ноября 2009 года N 17-П, определение от 9 ноября 2010 года N 1439-О-О).
Указом Президента Республики Татарстан от 17 марта 2001 года N УП-216 "О дополнительных мерах по улучшению жилищных условий многодетных семей" в Республике Татарстан многодетные семьи, имеющие пять и более детей, проживающих с родителями и не образовавших свои семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, отнесены к категориям граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений.
В целях оказания дополнительной поддержки по обеспечению жильем многодетных семей Кабинет Министров Республики Татарстан принял постановление от 18 декабря 2007 года N 732 "О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий", которым предусмотрено предоставление многодетным семьям субсидии для приобретения жилья за счет средств бюджета Республики Татарстан. В дальнейшем в него постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 были внесены изменения, а также утверждены Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее также - Правила). Подпунктом "а" пункта 4 Правил предусмотрено, что право на получение сертификата имеют состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий многодетные семьи, имеющие пять и более детей, проживающих с родителями и не образовавших свои семьи.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 декабря 2011 года N 1021 "О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан" рассматриваемое постановление было дополнено положением, закрепляющим дополнительные гарантии для многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих десять и более детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи, в виде ежегодной квоты по обеспечению жильем в первоочередном порядке.
По своей правовой природе данная мера социальной поддержки не относится к обязательным видам социального обеспечения и, по существу, выступает в качестве дополнительного способа повышения уровня жизни многодетных семей, исходя из количества детей в них. Республика Татарстан самостоятельно определяет категории многодетных семей, имеющих право на ее получение, условия и порядок ее предоставления, принимая во внимание в том числе и возможности бюджета республики.
Как отметил Конституционный суд Республики Татарстан оспариваемые Правила регламентируют порядок выдачи и реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из чего следует, что они должны содержать в том числе порядок обращения заявителя в соответствующий орган с заявлением о включении их в списки граждан, имеющих право на получение сертификата, порядок рассмотрения уполномоченным органом такого обращения и принятия по нему решения, порядок предоставления гражданину сертификата в случае признания за ним права на его получение, то есть исчерпывающим образом устанавливать процедурные действия, необходимые для реализации права многодетной семьи на улучшение жилищных условий (постановление от 29 апреля 2020 года N 90-П).
Подпунктом "б" пункта 9 Правил во взаимосвязи с абзацем первым данного пункта предусмотрено, что для включения в списки граждан, имеющих право на получение сертификата для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, граждане подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи (паспорт, свидетельство о рождении).
Исходя из буквального содержания указанного положения следует, что право на получение сертификата для обеспечения жильем, в том числе в первоочередном порядке, а равно субсидии в соответствующем размере, обусловлено наличием подтвержденных сведений о количестве членов семьи, включая детей, и об их личности. Это также означает, что возникновение рассматриваемого права определяется фактом рождения. Данному выводу корреспондирует положение гражданского законодательства, согласно которому с моментом рождения возникает правоспособность гражданина - способность иметь гражданские права и нести обязанности (статья 17 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из статьи 53 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов (часть 1).
Федеральным законом от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" установлено, что рождение относится к актам гражданского состояния - действиям граждан или событиям, влияющим на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан (статья 3).
В силу предписаний названного Федерального закона факт рождения ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном главой II этого же Федерального закона. В частности, в соответствии со статьей 14 основанием для нее является: документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, в которой происходили роды; документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, - при родах вне медицинской организации; заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка - при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" документом, удостоверяющим факт государственной регистрации рождения, является свидетельство о рождении.
Таким образом, оспариваемая норма Правил основана на положениях федерального законодательства и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан, в том числе и гражданина А.В. Орлова, и, следовательно, не содержит неопределенности в вопросе соответствия Конституции Республики Татарстан, в связи с чем согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" его жалоба не является допустимой.
Приведенные в жалобе доводы заявителя фактически сводятся к требованию не о проверке конституционности оспариваемой нормы, а о внесении соответствующих изменений в действующее законодательство с целью предоставления права на включение в списки граждан на получение сертификата для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, семьям, ожидающим ребенка, с рождением которого действующее правовое регулирование связывает возникновение права на предоставление субсидии для приобретения жилья за счет средств бюджета Республики Татарстан, в том числе в первоочередном порядке, то есть пятого или десятого ребенка, на основании справки о беременности. Между тем разрешение данного вопроса не входит в компетенцию Конституционного суда Республики Татарстан, как она определена статьей 109 Конституции Республики Татарстан и статьей 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", а является прерогативой законодателя Республики Татарстан.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 3, пунктом 1 части второй статьи 39, пунктами 1 и 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.В. Орлова на нарушение его конституционных прав и свобод подпунктом "б" пункта 9 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2007 N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий", поскольку она в соответствии с установленными требованиями Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" не является допустимой, а разрешение поставленного вопроса Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданину А.В. Орлову и в Кабинет Министров Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан" и на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 22 декабря 2020 г. N 44-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.В. Орлова на нарушение его конституционных прав и свобод подпунктом "б" пункта 9 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2007 N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий"
Текст определения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 13 января 2021 г.