Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 сентября 2020 г. N 03-13-08/81746
В связи с поручениями Правительства Российской Федерации от 27 августа 2020 г. N ЮБ-П9-10253 и от 28 августа 2020 г. N ЮБ-П9-10455 Департамент налоговой политики совместно с федеральными органами исполнительной власти рассмотрел предложения об обеспечении нефтепродуктами субъектов Дальневосточного федерального округа и корректировке демпфирующего механизма и сообщает.
В целях недопущения роста цен на моторное топливо на внутреннем рынке сверх инфляции при росте цен на нефть на мировых рынках в отношении производителей автомобильного бензина и дизельного топлива установлено применение механизма обратного акциза на перерабатываемое нефтяное сырье с демпфирующей составляющей.
При превышении средних цен экспортной альтернативы над условными средними оптовыми ценами реализации на внутреннем рынке (установленные в 2020 году для дизельного топлива 48 300 рублей за 1 тонну, для автомобильного бензина 53 600 рублей за 1 тонну) демпфирующая составляющая позволяет компенсировать из бюджетных средств затраты нефтепереработчиков на поставки моторного топлива на внутренний рынок и не допустить рост цен на него сверх инфляции в условиях растущих цен на нефть на мировых рынках.
Так, в 2020 году при поставках на внутренний рынок автомобильного бензина размер компенсации составляет 68 процентов от указанной разницы цен, а при поставках дизельного топлива - 65 процентов.
При превышении средних оптовых цен реализации моторного топлива на внутреннем рынке над средними ценами экспортной альтернативы возникающая у нефтепереработчиков сверхприбыль в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации формирует дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета, за счет которых обеспечиваются расходы на социальные нужды.
Исходя из статистики мировых цен на нефть и цен на нефтепродукты, зависимость установления нефтяными компаниями оптовых и розничных цен на моторное топливо на внутреннем рынке от изменения цен на нефть на мировых рынках отсутствует.
Введение в налоговое законодательство демпфирующего механизма обеспечивает соблюдение экономических, финансовых, бюджетных интересов как государства, так и нефтяных компаний.
Таким образом, в 2019 году в целях поддержания стабильных цен на моторное топливо на внутреннем рынке сумма выплат нефтяным компаниям из федерального бюджета в виде демпфирующей составляющей составила около 300 млрд рублей.
При сохранении до конца 2020 года цены нефти 41,8 долларов за баррель и курса доллара 71,2 рубля за 1 доллар ожидается поступление денежных средств в Фонд национального благосостояния в сумме порядка 260 млрд рублей.
Реализация предложения об использовании в формуле демпфирующей составляющей биржевых цен существенно уменьшит получение указанных доходов, что в условиях необходимости поддержки государством граждан и экономики страны неприемлемо.
Кроме того, предложение о применении при расчете "демпфера" только биржевых цен на нефтепродукты на внутреннем рынке как ценового индикатора взамен фиксированных значений базовых цен может вызвать дополнительный риск манипуляции участниками рынка таким параметром, как индекс биржевых цен. В этой связи использование биржевых цен для расчета "демпфера" может создать неопределенность в вопросе определения сумм выплат по "демпферу".
Предложения по изменению параметров "демпфера" о полном исключении отрицательного "демпфера" в случаях, когда биржевые цены опускаются ниже экспортной альтернативы и об обнулении отрицательного "демпфера" в случаях снижения биржевых цен по отношению к фиксированным ценам внутреннего рынка более чем на 10 процентов для автомобильных бензинов и более чем на 20 процентов для дизельного топлива могут также привести к выпадающим доходам бюджетной системы Российской Федерации и не может быть поддержано.
В части разработки проекта нормативного правового акта, предусматривающего предоставление скидки к железнодорожному тарифу при поставках нефтепродуктов в Дальневосточный федеральный округ сообщаем, что Минэнерго России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на возмещение недополученных доходов, возникших в результате установления льготных тарифов на перевозку железнодорожным транспортом на внутрироссийском сообщении моторного топлива, предназначенного для реализации на территории Российской Федерации, в направлении Дальневосточного федерального округа" (далее - проект постановления). Указанный проект постановления направлен на заключение в Счетную палату Российской Федерации. После получения заключения Счетной палаты Российской Федерации проект постановления будет внесен в Правительство Российской Федерации. Минфин России, Минтранс России и Минэкономразвития России представили замечания по проекту постановления. По представленным замечаниям подписаны протоколы согласительных совещаний и таблицы разногласий.
По вопросу принятия оперативных мер по приоритизации продвижения вагонов с моторным топливом железнодорожным транспортом для обеспечения стабильности внутреннего рынка Российской Федерации Минэнерго России провело совещание с представителями Минтранса России, ОАО "РЖД" и заинтересованными компаниями, поставляющими нефтепродукты по железной дороге в восточном направлении.
По итогам совещания представителями нефтяных компаний отмечено, что в настоящее время ОАО "РЖД" в полном объеме обеспечивает транспортировку нефтепродуктов компаний, предпосылок для повторения затруднений, возникших в период с мая по июль 2020 года, и дестабилизации ситуации на внутреннем рынке топлива в дальнейшем нет. Кроме того, ОАО "РЖД" совместно с федеральными органами исполнительной власти дополнительно прорабатывает вопрос о принятии возможных мер организационного и технического характера, способствующих бесперебойному отправлению нефтепродуктов в восточном направлении.
Что касается вопроса о переходе уплаты акцизов на моторные топлива в розничном и мелкооптовом сегментах при реализации конечным потребителям путем в том числе создания системы администрирования на основе онлайн-касс и иных технических решений, обеспечивающих сквозной контроль за продвижением нефтепродуктов от производителя до потребителя, то данный вопрос неоднократно рассматривался и письмом Правительства Российской Федерации от 15 июня 2020 г. N 4915п-П9 Президенту Российской Федерации доложено о нецелесообразности перехода на уплату акциза на моторные топлива при реализации их конечным потребителям на автозаправочных станциях.
Заместитель директора Департамента налоговой политики |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 сентября 2020 г. N 03-13-08/81746
Текст письма опубликован не был