Апелляционным определением СК по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2020 г. по делу N 66а-925/2020 настоящее решение оставлено без изменения
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Илларионова А.В.
при секретаре Шевелевой А.С.,
с участием прокурора Бородич А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 июля 2020 года в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению Белова В. И., Лапухина В.П. о признании недействующим в части пункта 6 статьи 3 Закона Омской области от 24 апреля 2017 года N 1966-ОЗ "О введении в действие и об изменении отдельных положений Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области", установил:
Законом Омской области от 24 апреля 2017 года N 1966-ОЗ "О введении в действие и об изменении отдельных положений Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области" (далее также - Закон N 1966-ОЗ) статья 19 Закона Омской области от 22 декабря 2004 года N 601-ОЗ "Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области" (далее - Кодекс) была изложена в новой редакции.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 19 Кодекса в редакции Закона N 1966-ОЗ лица, замещающие государственные должности Омской области на профессиональной постоянной основе, получающие денежное вознаграждение за счет средств областного бюджета и достигшие возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, или утратившие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности Омской области, имеют право на пенсию за выслугу лет в связи с прекращением исполнения полномочий (в том числе досрочно) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 данной статьи.
Пунктом 6 статьи 3 Закона N 1966-ОЗ установлено, что положения статьи 19 Кодекса (в редакции данного Закона) распространяются на правоотношения, связанные с пенсионным обеспечением лиц, замещающих государственные должности Омской области, в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), возникшие с 30 декабря 2015 года, за исключением положений, предусматривающих размеры пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Омской области, и периоды замещения указанных должностей, а также положений, связанных с пенсионным обеспечением членов семей лиц, замещающих государственные должности Омской области, вступающих в силу со дня вступления в силу данного Закона.
С 30 декабря 2015 года до дня вступления в силу Закона N 1966-ОЗ для установления пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Омской области, применяются размеры пенсии за выслугу лет и периоды замещения указанных должностей, установленные статьей 19 Кодекса, без учета изменений, внесенных данным Законом.
Закон N 1966-ОЗ опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 апреля 2017 года и вступил в силу через десять дней после дня его официального опубликования (пункт 2 статьи 3 Закона N 1966-ОЗ).
Белов В.И., Лапухин В.П. обратились в Омский областной суд с административным исковым заявлением к Законодательному Собранию Омской области о признании недействующим пункта 6 статьи 3 Закона N 1966-ОЗ в части распространения положений статьи 19 Кодекса (в редакции Закона N 1966-ОЗ) на правоотношения, связанные с пенсионным обеспечением лиц, замещающих государственные должности Омской области, в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), возникшие с 30 декабря 2015 года до 4 мая 2017 года.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что замещали государственные должности Омской области.
Распоряжением Губернатора Омской области от 19 апреля 2017 года N 113-р Белов В.И. освобожден от замещаемой должности Министра промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области 19 апреля 2017 года в связи с удовлетворением письменного заявления об отставке.
Распоряжением Губернатора Омской области от 2 мая 2017 года N 119-р Лапухин В.П. освобожден от замещаемой должности Министра культуры Омской области 2 мая 2017 года в связи с удовлетворением письменного заявления об отставке.
Распоряжениями Министерства труда и социального развития Омской области от 26 мая 2017 года административным истцам было отказано в установлении и выплате пенсии за выслугу лет со ссылкой на положения пункта 1 статьи 19 Кодекса в редакции Закона N 1966-ОЗ.
Между тем на момент обращения административных истцов за пенсией за выслугу лет действовала статья 19 Кодекса в редакции Закона Омской области от 8 декабря 2009 года N 1216-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области", предусматривающая такие условия для установления указанной пенсии, которым административные истцы соответствовали.
По мнению административных истцов, пункт 6 статьи 3 Закона N 1966-ОЗ в части придания обратной силы положениям пункта 1 статьи 19 Кодекса в редакции Закона N 1966-ОЗ не соответствует федеральному законодательству, так как законодатель Омской области не может произвольно отказываться от выполнения принятых Омской областью публично-правовых обязательств без предоставления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В этой связи определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 50-АПГ16-29 статья 1 Закона Омской области от 23 марта 2016 года N 1865-ОЗ "О приостановлении действия отдельных положений Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области" и абзац третий статьи 16 Закона Омской области от 30 декабря 2015 года N 1839-ОЗ "Об областном бюджете на 2016 год" признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента их принятия. В нарушение статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Законодательное Собрание Омской области приняло нормативный правовой акт, которым преодолевается указанное определение (т. 1, л.д. 3 - 5).
Дополнительно административные истцы указали, что положения пункта 4 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), на которые ссылаются административный ответчик и заинтересованные лица в обоснование возражений относительно административного искового заявления, касаются дополнительных гарантий, обусловленных фактом прекращения лицами, замещающими государственные должности субъекта Российской Федерации, полномочий, к которым пенсионное обеспечение не относится.
Административные истцы не оспаривают право законодательного органа субъекта Российской Федерации принимать нормативные правовые акты, однако согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации придание обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями части 1 статьи 1, статей 2, 17, 18, 19, 54, частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации (решение от 1 октября 1993 года N 81-р, постановления от 24 октября 1996 года N 17-П, от 20 июля 2011 года N 20-П, от 22 апреля 2014 года N 12-П). Недопустимость придания обратной силы нормативному регулированию посредством толкования, ухудшающего положение лица в его отношениях с государством, обусловлена также требованием формальной определенности правовой нормы, которое предполагает, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального статуса, а также приобретенных прав и обязанностей (т. 2, л.д. 12, 13).
Представитель административных истцов Абдрахманов М.Х. в судебном заседании поддержал заявленные требования, указав, что правовое положение административных истцов ухудшено приданием обратной силы абзацу первому пункта 1 статьи 19 Кодекса в редакции Закона N 1966-ОЗ.
Представители Законодательного Собрания Омской области Тихонова М.А., Усольцева Е.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, указывая на то, что оспариваемый закон принят уполномоченным органом с соблюдением порядка его принятия, вступления в силу и опубликования; субъект Российской Федерации вправе не только вводить, но и изменять условия и порядок предоставления пенсии за выслугу лет за счет средств областного бюджета; оспариваемые положения согласуются с требованиями федерального законодательства (письменные возражения - т. 1, л.д. 65 - 69, л.д. 191 - 193).
Представитель Губернатора Омской области Костенко М.И., представитель Аппарата Губернатора и Правительства Омской области Соглаева Н.В., представитель Министерства труда и социального развития Омской области Аристархова И.А., представитель Министерства финансов Омской области Косолапова О.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что оспариваемое правовое регулирование направлено на приведение областного законодательства в соответствие с федеральным законодательством и в этой связи прав административных истцов не нарушает, так как с 30 декабря 2015 года статья 2.1 Федерального закона N 184-ФЗ дополнена пунктом 4, содержащим условия, при соблюдении которых на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, распространяются дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий, в том числе досрочно (письменные отзывы - т. 1, л.д. 107 - 110, л.д. 129 - 135, л.д. 195 - 201, л.д. 220 - 222).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Бородич А.С., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, и судебные прения, Омский областной суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исходя из положений статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан, на развитие системы социальных служб, установление пособий и иных гарантий социальной защиты.
В соответствии с пунктами "а", "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы обеспечения соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; социальная защита, включая социальное обеспечение; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 184-ФЗ).
Исходя из пункта 1 статьи 39 Устава (Основного Закона) Омской области Законодательное Собрание Омской области принимает законы, постановления по предметам ведения Омской области, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и Омской области.
Областной закон в течение семи дней после принятия Законодательным Собранием Омской области направляется Губернатору Омской области для подписания и опубликования. Губернатор Омской области в течение четырнадцати дней с момента поступления областного закона подписывает и публикует его в соответствии с областным законом (пункт 1 статьи 42 Устава (Основного Закона) Омской области).
Согласно пункту 1 статьи 37 Закона Омской области от 21 ноября 2002 года N 409-ОЗ "О нормативных правовых актах Омской области" официальным опубликованием областных законов, постановлений Законодательного Собрания Омской области нормативного характера считается первая публикация их полного текста в официальных изданиях - газете "Омский вестник", "Ведомостях Законодательного Собрания Омской области" или первое размещение (опубликование) их полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в соответствии с федеральным законодательством.
Закон N 1966-ОЗ принят постановлением Законодательного Собрания Омской области от 20 апреля 2017 года N 83, подписан Губернатором Омской области и официально опубликован первоначально на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 апреля 2017 года.
В дело представлены доказательства (л.д. 70 - 95) соблюдения при принятии Закона N 1966-ОЗ установленного порядка принятия областного закона.
Таким образом, Закон N 1966-ОЗ принят Законодательным Собранием Омской области в пределах полномочий данного органа, в установленной форме, при соблюдении порядка принятия, введения в действие и опубликования.
Как следует из материалов дела, страховая (ранее - трудовая) пенсия по старости назначена административным истцам до их назначения на указанные выше государственные должности Омской области, и распоряжениями Министерства труда и социального развития Омской области от 26 мая 2017 года административным истцам было отказано в установлении и выплате пенсии за выслугу лет на основании пункта 1 статьи 19 Кодекса в редакции Закона N 1966-ОЗ.
Абзац первый пункта 1 статьи 19 Кодекса в редакции Закона Омской области от 8 декабря 2009 года N 1216-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области", действовавшей до вступления в силу Закона N 1966-ОЗ, предусматривал, что лица, замещавшие государственные должности Омской области, получавшие денежное вознаграждение за счет областного бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением исполнения полномочий (в том числе досрочно), имеют право на пенсию за выслугу лет, если освобождение от замещаемой государственной должности Омской области имело место не ранее 6 августа 1996 года, за исключением случаев, предусмотренных статьей 50 Кодекса.
Исходя из абзаца первого пункта 1 статьи 19 Кодекса в редакции Закона N 1966-ОЗ лица, замещающие государственные должности Омской области на профессиональной постоянной основе, получающие денежное вознаграждение за счет средств областного бюджета и достигшие возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, или утратившие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности Омской области, имеют право на пенсию за выслугу лет в связи с прекращением исполнения полномочий (в том числе досрочно) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 данной статьи.
Согласно оспариваемому административными истцами в части пункта 6 статьи 3 N 1966-ОЗ новая редакция статьи 19 Кодекса (за исключением положений, предусматривающих размеры пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Омской области, и периоды замещения указанных должностей, а также положений, связанных с пенсионным обеспечением членов семей лиц, замещающих государственные должности Омской области), закрепляющая вышеназванные условия для установления пенсии за выслугу лет, распространяется на правоотношения, возникшие с 30 декабря 2015 года, то есть и на период освобождения Белова В.И. и Лапухина В.П. от замещаемых ими государственных должностей Омской области.
Проанализировав положения пункта 6 статьи 3 Закона N 1966-ОЗ и доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о соответствии этого пункта в оспариваемой части требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретений права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
До 30 декабря 2015 года Федеральным законом N 184-ФЗ была определена система органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 2) и урегулированы отдельные элементы правового статуса лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (статья 2.1).
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 были определены некоторые социальные гарантии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений данного Указа за счет собственных средств.
В то же время Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 446-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2015 года N 446-ФЗ) статья 2.1 Федерального закона N 184-ФЗ была дополнена пунктом 4, согласно которому в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 данного Федерального закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 данного Федерального закона.
Таким образом, федеральный законодатель определил условия предоставления вышеуказанным лицам дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), в частности, достижение пенсионного возраста или потеря трудоспособности в период осуществления ими полномочий.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 1998 года N 145-О, при отсутствии соответствующего федерального закона субъект Российской Федерации вправе осуществить собственное правовое регулирование, что следует из смысла статей 72, 76 (часть 2) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации и вытекает из природы совместной компетенции. С принятием федерального закона закон субъекта Российской Федерации подлежит приведению в соответствие с ним.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Подпунктами 1 и 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ определено, что решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, а также социальная поддержка граждан пожилого возраста относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 184-ФЗ закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
При этом Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовое регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, относит к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 6 статьи 2).
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые самостоятельно устанавливают такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий (в том числе ежемесячную доплату к страховой пенсии, пенсию за выслугу лет и др.), но с учетом общих требований, установленных на федеральном уровне при реализации субъектом Российской Федерации данных полномочий.
Распространяя оспариваемой нормой действие положений статьи 19 Кодекса в редакции Закона N 1966-ОЗ на правоотношения, возникшие с 30 декабря 2015 года, законодатель Омской области приводил областное законодательство в соответствие с федеральным, выполняя вышеуказанные требования об обязательности такого приведения. Неустранение данного несоответствия между областным и федеральным законодательством означало бы произвольное и необоснованное расширение круга лиц, замещавших названные должности, которым устанавливаются социальные гарантии в связи с прекращением их полномочий за счет бюджета субъекта Российской Федерации.
Учитывая изложенное, доводы административных истцов о недопустимости распространения условий установления пенсии за выслугу лет, предусмотренных статьей 19 Кодекса в редакции Закона N 1966-ОЗ, на правоотношения, возникшие с 30 декабря 2015 года, не могут быть признаны обоснованными.
При этом суд учитывает, что соответствующие условия установления пенсии за выслугу лет распространяются только на правоотношения, возникшие с 30 декабря 2015 года, но не ранее, что соответствует дню вступления в силу изменений статьи 2.1 Федерального закона N 184-ФЗ, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 446-ФЗ.
Кроме того, законодатель Омской области, приняв во внимание содержание пункта 4 статьи 2.1 Федерального закона N 184-ФЗ, не придал обратную силу положениям статьи 19 Кодекса, предусматривающим размеры пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Омской области, и периоды замещения указанных должностей, а также положениям названной статьи, связанным с пенсионным обеспечением членов семей лиц, замещающих государственные должности Омской области.
Суд не может согласиться с доводом административных истцов о том, что в пункте 4 статьи 2.1 Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрены такие дополнительные гарантии, обусловленные фактом прекращения лицами, замещающими государственные должности субъекта Российской Федерации, полномочий, к которым пенсионное обеспечение не относится.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16 января 2018 года N 6-О, введение законодателем субъекта Российской Федерации таких условий, как замещение должности на профессиональной постоянной основе, а также достижение пенсионного возраста или утрата трудоспособности в период осуществления полномочий, в качестве необходимых для назначения дополнительного материального обеспечения, предоставляемого в связи с осуществлением гражданином полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, призвано обеспечить соблюдение принципа социальной справедливости и согласуется с правовой природой дополнительного материального обеспечения, которое реализуется в рамках пенсионных отношений, предполагающих предоставление денежных выплат в целях компенсации утраченного заработка (дохода) в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости (достижения определенного возраста) или инвалидности.
Таким образом, целью установленного статьей 19 Кодекса дополнительного материального обеспечения, реализуемого в рамках пенсионных отношений, является компенсация утраченного дохода в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие достижения определенного возраста или инвалидности.
Именно достижение пенсионного возраста или потеря трудоспособности в период осуществления гражданином полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, наряду с замещением такой должности на профессиональной постоянной основе, прямо названы в пункте 4 статьи 2.1 Федерального закона N 184-ФЗ в качестве условий для предоставления дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно).
В этой связи предусмотренная статьей 19 Кодекса пенсия за выслугу лет, как направленная на компенсацию утраченного дохода в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) вследствие достижения пенсионного возраста или потери трудоспособности по состоянию здоровья, относится к числу гарантий, предусмотренных пунктом 4 статьи 2.1 Федерального закона N 184-ФЗ, наряду с другими соответствующими гарантиями.
Обращает на себя внимание то, что, согласно пояснительной записке при разработке проекта Закона Омской области "О введении в действие и об изменении отдельных положений Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области", в том числе, в части внесения изменений в статью 19 Кодекса, учтен Федеральный закон от 30 декабря 2015 года N 446-ФЗ.
Содержание пояснительной записки к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не дает оснований утверждать о том, что к дополнительным гарантиям, предусмотренным данным проектом, не относится дополнительное материальное обеспечение в виде пенсии за выслугу лет (или аналогичных выплат).
В то же время приведенные непосредственно в пункте 4 статьи 2.1 Федерального закона N 184-ФЗ условия для установления дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) в полной мере согласуются с целями, в частности, пенсионного обеспечения - компенсация утраченного заработка (дохода) вследствие достижения определенного возраста или потери трудоспособности по состоянию здоровья.
Поэтому законодатель Омской области, распространяя действие условий, предусмотренных статьей 19 Кодекса в редакции Закона N 1966-ОЗ, на правоотношения, возникшие с 30 декабря 2015 года, учел изменения федерального законодательства, вступившие в силу с указанного дня, в связи с чем правовых оснований считать оспариваемое административными истцами правовое регулирование не соответствующим законодательству, имеющему большую юридическую силу, у суда не имеется.
Положения пункта 6 статьи 3 Закона N 1966-ОЗ отличаются по содержанию и смыслу от положений Закона Омской области от 23 марта 2016 года N 1865-ОЗ "О приостановлении действия отдельных положений Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области" и абзаца третьего статьи 16 Закона Омской области от 30 декабря 2015 года N 1839-ОЗ "Об областном бюджете на 2016 год". В этой связи доводы административных истцов о том, что Законодательное Собрание Омской области в нарушение положений статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приняло нормативный правовой акт, которым преодолевается определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 50-АПГ16-29, являются необоснованными.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что пункт 6 статьи 3 Закона N 1966-ОЗ в оспариваемой части законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит и прав административных истцов не нарушает.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Белова В.И., Лапухина В.П. о признании недействующим в части пункта 6 статьи 3 Закона Омской области от 24 апреля 2017 года N 1966-ОЗ "О введении в действие и об изменении отдельных положений Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области" отказать.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Омского областного суда |
А.В. Илларионов |
Мотивированное решение суда составлено 27 июля 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 16 июля 2020 г. N 3а-101/2020 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 6 статьи 3 Закона Омской области от 24.04.2017 N 1966-ОЗ "О введении в действие и об изменении отдельных положений Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области"
Текст решения опубликован на сайте Омского областного суда (http://oblsud.oms.sudrf.ru)
Апелляционным определением СК по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2020 г. по делу N 66а-925/2020 настоящее решение оставлено без изменения