Во исполнение требований статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, утвержденных протоколом заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функции федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый анализ правоприменительной практики Главного управления Смоленской области по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы в рамках осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Смоленской области за 2020 год (далее - Анализ правоприменительной практики).
2. Разместить Анализ правоприменительной практики на официальном сайте Главного управления Смоленской области по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник |
О.Л. Шуляк |
Утвержден
приказом начальника
Главного управления
Смоленской области
по обеспечению деятельности
противопожарно-спасательной
службы
от 14.12.2020 N 119-О.Д.
Анализ
правоприменительной практики Главного управления Смоленской области по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы в рамках осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Смоленской области за 2020 год
Введение
Анализ правоприменительной практики Главного управления Смоленской области по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы в рамках осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Смоленской области (далее - Анализ правоприменительной практики) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренными на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7.
Анализ правоприменительной практики подготовлен Главным управлением Смоленской области по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы (далее - Главное управление) по результатам осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в 2020 году.
В соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 23.11.2011 N 758 "Об органах исполнительной власти Смоленской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)" Главное управление является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.
Анализ правоприменительной практики проведен Главным управлением в целях:
обеспечения единообразия практики применения Главным управлением федеральных законов, законов Смоленской области и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Смоленской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обязательность применения которых установлена федеральным законодательством (далее - обязательные требования);
обеспечения доступности сведений о правоприменительной практике Главного управления путем их публикации для сведения органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, расположенных на территории Смоленской области;
совершенствования нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, повышения результативности и эффективности надзорной деятельности;
выработки путей по минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов Главного управления, позволяющих соблюдать периодичность плановых и внеплановых проверок объектов надзора.
Раздел 1. "Правоприменительная практика организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Смоленской области"
1. Подготовка ежегодных планов проверок их направления в органы прокуратуры и доработки по итогам рассмотрения в органах прокуратуры
Работа по формированию Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год (далее - План проверок) осуществлялась в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
На момент формирования проекта Плана проверок, региональному государственному надзору подлежало 388 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В проект Плана проверок было включено 30 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что составляет 7,7% от их общего количества, подлежащих надзору.
По результатам рассмотрения Плана проверок прокуратурой Смоленской области признано законным включение в проект Плана проверок всех проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с предложениями прокуратуры Смоленской области Главным управлением согласованы с другими контрольно-надзорными органами, осуществляющими деятельность на территории Смоленской области, сроки проведения 17 совместных плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит проверке несколькими государственными органами, что составило 56,7% от общего количества объектов включенных в План проверок на 2020 год.
28 октября 2019 года начальником Главного управления утвержден План проверок на 2020 год, который установленным порядком размещен на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Главного управления).
В соответствии с частью 1.1. статьи 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" начальником Главного управления издан приказ от 07.04.2020 N 30-О.Д. об исключении 24 плановых выездных проверок в отношении отдельных юридических лиц из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год. Соответствующее письмо об исключении плановых выездных проверок направлено в прокуратуру Смоленской области (исх. N 31/0420 от 07.04.2020).
2. Использование оснований для проведения внеплановых проверок, согласование проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также ввиду отсутствия оснований, в 2020 году Главным управлением внеплановые проверки не проводились (в 2019 году проведено 3 внеплановые проверки, основаниями которых явились контроль исполнения ранее выданных предписаний).
3. Организация работы по выбору документарной или выездной проверки
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлены следующие формы проведения проверок: документарная и выездная.
В 2020 году проведено 6 плановых выездных проверок, предусмотренных Планом проверок, документарные проверки не проводились.
4. Соблюдение сроков проведения плановых и внеплановых проверок
Сроки проведения проверок исчислялся в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Средняя продолжительность срока проведения плановых проверок в 2020 году составила 1,3 (-23,5% по сравнению с 2019 годом) рабочего дня.
Случаи превышения установленного срока проведения проверок отсутствуют. Жалоб и обращений по превышению сроков проведения проверок в Главное управление не поступало.
5. Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок, полнота и качество исполнения государственной функции
Должностными лицами Главного управления при организации и проведении плановых проверок в 2020 году в обязательном порядке обеспечивалось соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренных статьей 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В 2020 году в деятельности Главного управления проверки, результаты которых были признаны недействительными, а также проверки, проведенные с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, отсутствуют.
6. Оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам
В 2020 году должностными лицами Главного управления по результатам проведенных проверок в безусловном порядке составлялись акты в двух экземплярах в соответствии с типовой формой, установленной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Акт проверки оформлялся непосредственно после ее завершения. Один из экземпляров акта проверки с копиями приложений вручался руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении.
Случаи отказа представителей проверяемой организации в ознакомлении с актом проверки в 2020 году отсутствуют.
При наличии у проверяемого лица журнала учета проверок, оформленного по установленной форме, должностными лицами Главного управления осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.
При выявлении нарушений обязательных требований в ходе проверки, должностными лицами, проводившими проверку, готовится предписания об устранении нарушений и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении.
Всего в 2020 году должностными лицами Главного управления выдано 3 предписания об устранении нарушений обязательных требований, которыми к исполнению предложено 8 мероприятий по устранению нарушений обязательных требований. В 2019 году предписания об устранении нарушений обязательных требований по результатам проведенных проверок не выдавались.
7. Организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
Иные мероприятия по контролю, в том числе осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в 2020 году Главным управлением не проводились.
8. Работа с обращениями граждан и организаций, информацией от органов власти, средств массовой информации, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям
В 2020 году в Главное управление обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям, не поступало.
9. Работа по привлечению к административном ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении надзорных функций
В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Смоленской области, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 26.07.2016 N 447 должностные лица Главного управления, осуществляющие региональный государственный надзор, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам 3 проведенных плановых проверок в отношении юридических лиц выявлены нарушения обязательных требований. Учитывая, что у должностных лиц Главного управления, уполномоченных на осуществление регионального государственного надзора, отсутствует право при выявлении нарушений обязательных требований составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 20.6 КоАП РФ, материалы по проведению 3 проверок направлялись в Главное управление МЧС России по Смоленской области для рассмотрения и возбуждения дел об административных правонарушениях. Должностными лицами Главного управления МЧС России по Смоленской области составлено 3 протокола об административных правонарушениях по статье 20.6 КоАП РФ в отношении должностных лиц. Сумма наложенных штрафов составила 10 тыс. рублей. Наложенный административный штраф взыскан.
10. Организация регистрации и учета проверок, в том числе при использовании Федеральной государственной информационной системой "Единый реестр проверок"
В соответствии с требованиями Административного регламента исполнения Главным управлением Смоленской области по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 22.08.2018 N 550 должностными лицами Главного управления в 2020 году организована регистрация и учет проверок в журнале учета проверок.
Одновременно, информация о проведенных плановых проверках юридических лиц, проводимых в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в 2020 году вносилась в Федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415. Всего в 2020 году в ФГИС "Единый реестр проверок" внесена информация о проведении 6 (на уровне с 2019 годом) проверок.
11. Организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Главным управлением 2020 году реализован комплекс мероприятий, предусмотренных программой профилактики нарушений обязательных требований, утвержденной приказом начальника Главного управления от 25.11.2019 N 50-О.Д.
Во исполнение требований статьи 8 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" приказом начальника Главного управления от 10.12.2020 N 118-О.Д. утвержден перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Смоленской области. Указанный правовой акт, а также тексты действующих нормативных правовых актов, включенных в указанный перечень размещены на официальном сайте Главного управления.
Во исполнение пункта 29 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами" и в связи с изменениями обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проведена актуализация руководства по соблюдению обязательных требований (приказ начальника Главного управления от 14.10.2020 N 106-О.Д.). Указанный правовой акт размещен на официальном сайте Главного управления.
В связи с принятием Федерального закона от 27.12.2019 N 521-ФЗ "О внесении изменений в статьи 77 и 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 N 1934 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" на официальном сайте Главного управления размещены комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, а также даны рекомендации о проведении необходимых мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.
В 2020 году проведена 1 консультация по вопросам соблюдения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которой составлена учетная карточка личных консультаций граждан. В целях реализации Соглашения N 07ср от 30.07.2020 о взаимодействии между смоленским областным государственным бюджетным учреждением "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению" и Главным управлением подготовлена информация о возможности получения, порядке предоставления онлайн-консультаций в МФЦ по вопросам организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Указанная информация размещена на официальном сайте Главного управления.
В рамках реализации контрольно-надзорных полномочий должностным лицам, установленным порядком назначенных уполномоченными на выполнение обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, оказывалась практическая помощь по выполнению обязательных требований в указанной области, разъяснялись порядок проведения мероприятий по контролю, права и обязанности контролируемых лиц. Всего в 2020 году проведено 6 разъяснительных и консультативных мероприятий.
В январе 2020 года Главным управлением подготовлен доклад об осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Смоленской области за 2019 год, который установленным порядком направлен в Департамент экономического развития Смоленской области (исх. N 31/0015 от 13.01.2020) и размещен на официальном сайте Главного управления.
На информационном стенде Главного управления размещены материалы, направленные на профилактику нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: положение о порядке организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Смоленской области; административный регламент исполнения государственной функции "Осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Смоленской области"; план проведения плановых проверок органов местного самоуправления на 2021 год; программа профилактики; порядок информирования об исполнении государственной функции; руководство по соблюдению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц Главного управления; наиболее часто встречающиеся нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
7 декабря 2020 года на официальном сайте Главного управления размещен план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год. Одновременно в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" издан приказ начальника Главного управления от 02.12.2020 N 115-О.Д. о внесении изменений в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Главного управления Смоленской области по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы на 2021 год, который размещен на официальном сайте Главного управления.
В течение 2020 года на постоянной основе на официальном сайте Главного управления размещалась информация о проведенных проверках в отношении юридических лиц.
27 февраля 2020 года должностными лицами Главного управления принято участие в совместных с Главным управлением МЧС России по Смоленской области публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики. На публичных обсуждениях присутствовали представители предпринимательского сообщества, а также общероссийских общественных объединений и других заинтересованных организаций. На заседании рассмотрен анализ правоприменительной практики Главного управления в части организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера. Подробная информация о проведении публичных обсуждений результатов правоприменительной практики размещена на официальном сайте Главного управления.
Раздел 2. "Вопросы правоприменительной практики соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации и Смоленской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
1. Типичные нарушения обязательных требований, выявленные при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера
В рамках осуществления регионального государственного надзора в 2020 году, выявлены следующие типичные нарушения обязательных требований:
а) члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, созданных в организациях не проходят обязательное обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и на курсах гражданской обороны муниципальных образований (Основание пункты 2 "е" и 6 "б" Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "Об утверждении положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пункт 9 Перечня, утвержденного приказом МЧС России от 19.01.2004 N 19 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований");
б) руководители и специалисты единой дежурно-диспетчерской службы в организациях, не проходят соответствующего обучения в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям или на курсах гражданской обороны муниципальных образований (Основание: пункт 28 Перечня, утвержденного приказом МЧС России от 19.01.2004 N 19 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований");
в) в организациях не разрабатываются планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Основание: пункт "а" статьи 14 Федерального закона от 12.02.98 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; пункт 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций");
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 21.12.94"
г) в организациях отсутствуют резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (Основание: пункт "ж" статьи 14 Федерального закона от 12.02.98 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" ", пункт 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794, пункты 2-6 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.96 N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера");
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 21.12.94"
д) не организована работа по оповещению работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (Основание: пункт "з" статьи 14 Федерального закона от 12.02.98 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера");
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 21.12.94"
е) в организациях не проводится обучение работников в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Основание: пункты 2, 3, 4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "Об утверждении положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера");
ё) не организована работа по проведению командно-штабных учений (штабных тренировок) и комплексных учений в организациях (Основание: пункты 7, 8, 10 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "Об утверждении положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
2. Применение обязательных требований законодательства при наличии данных требований в нескольких нормативных правовых актах, в том числе при недостаточной их ясности, противоречивости и согласованности друг с другом
В рамках осуществления регионального государственного надзора в 2020 году случаев применения обязательных требований законодательства при наличии данных требований в нескольких нормативных правовых актах, в том числе при недостаточной их ясности, противоречивости и согласованности друг с другом, не зафиксировано.
3. Предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации и Смоленской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основе анализа правоприменительной практики надзорной деятельности
Подпунктом "д" пункта 2 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1485 (документ вступает в силу с 01.01.2021), установлено, что работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - уполномоченные работники) проходят подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Исходя из контекста подпункта "е" пункта 2 Положения слова "в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" относятся к слову "организации", т.к. изначально в полномочия председателей КЧС и ОПБ федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Исходя из изложенного следует, что к категории уполномоченных работников относятся все работники органов государственной власти, все работники органов местного самоуправления и работники организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Следовательно, в соответствии с подпунктом "д" пункта 4 для вышепоименованных категорий граждан подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает в том числе проведение занятий по соответствующим программам дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет.
На основании изложенного, а также в целях установления правовой определенности (обязательные требования должны быть ясными, логичными, понятными как правоприменителю, так и иным лицам) считаем необходимым внести соответствующие изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1485.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Главного управления Смоленской области по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы от 14 декабря 2020 г. N 119-О.Д. "Об утверждении анализа правоприменительной практики Главного управления Смоленской области по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы в рамках осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Смоленской области за 2020 год"
Текст приказа опубликован не был