Во исполнение требований статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, утвержденных протоколом заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый анализ правоприменительной практики в рамках контрольно-надзорной деятельности в области регулируемых государством цен (тарифов) в 2020 году (далее также - анализ правоприменительной практики).
2. Разместить анализ правоприменительной практики на официальном сайте Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. начальника Департамента |
Н.И. Борисов |
Утвержден
приказом
начальника Департамента
Смоленской области по
энергетике, энергоэффективности,
тарифной политике
от 22.12.2020 N 363-од
Анализ
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в области регулируемых государством цен (тарифов) в 2020 году
Введение
Целями анализа правоприменительной практики являются:
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (далее - Департамент) путем их доведения до сведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- снижение количества нарушений обязательных требований за счет обеспечения информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о практике применения обязательных требований.
Задачами анализа правоприменительной практики являются:
- выявление проблемных вопросов применения органом государственного контроля (надзора) обязательных требований;
- выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
1. Общие положения
Осуществление регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) на территории Смоленской области возложено на Департамент.
Департамент осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 09.07.2012 N 432 (далее - Положение о Департаменте).
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами и нормативно-методическими документами федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, Уставом Смоленской области, областными законами, правовыми актами Губернатора Смоленской области и Администрации Смоленской области, Положением о Департаменте, а также иными правовыми актами.
Порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора) определен постановлением Администрации Смоленской области от 23.09.2014 N 660 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Смоленской области".
Департамент является органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Смоленской области:
- в сферах деятельности субъектов естественных монополий - за применением установленных Департаментом цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий по передаче электрической и тепловой энергии;
- в электроэнергетике - за регулируемыми государством ценами (тарифами) в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых Департаментом, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые Департаментом цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков;
- в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения - в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов) и соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями;
- в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения - в части обоснованности установления, изменения и применения тарифов и соблюдения стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также органами местного самоуправления поселений, городских округов Смоленской области (далее - органы местного самоуправления) в случае передачи им полномочий в области регулирования тарифов;
- в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами - в том числе в части соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Целью регионального государственного контроля (надзора) является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на территории Смоленской области регулируемые виды деятельности, требований, установленных законодательством в области регулируемых государством цен (тарифов).
Объектом регионального государственного контроля (надзора) является деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Смоленской области регулируемые виды деятельности, установленные законодательством в области регулируемых государством цен (тарифов).
Контрольно-надзорная деятельность осуществляется должностными лицами Департамента в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ и Административным регламентом исполнения Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике государственной функции "Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Смоленской области", утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 19.12.2018 N 900.
Нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регламентирующие контрольную деятельность, а также устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов), размещены на официальном сайте Департамента (http://rek.admin-smolensk.ru/region-gos-kontrol/perechen-pravovyh-aktov/).
Контрольно-надзорная деятельность Департамента осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых (документарных/выездных) проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в соответствии с законодательством, регулирующим осуществление государственного контроля (надзора), принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
2. Проведение проверок
В 2020 году плановые проверки Департаментом не проводились, проведена 1 внеплановая проверка. По её итогам нарушений действующего законодательства, не выявлено.
3. Соблюдение законодательства при осуществлении контрольной деятельности
В 2020 году проверки, проведенные Департаментом с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания, а также проверки, проведенные Департаментом, результаты которых признаны недействительными, отсутствуют.
4. Административное производство
В 2020 году должностными лицами Департамента, уполномоченными составлять протоколы об административном правонарушении, возбуждено 16 дел об административных правонарушениях. Поводами для их возбуждения явились выявление правонарушений в ходе внеплановых проверок, обращения граждан и юридических лиц, а также результаты мониторинга представления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, сведений, обязательность представления которых предусмотрена нормативными правовыми актами.
Департаментом, в рамках своих полномочий, возбуждались дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ):
- часть 2 статьи 14.6 КоАП РФ - занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в размере ста тысяч рублей;
- часть 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ - непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;
- часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ - неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
- 11 дел об административном правонарушении рассмотрено Департаментом, в том числе:
- 1 дело по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ;
- 10 дел по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения Департаментом дел об административных правонарушениях вынесено:
- 1 постановление о прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава или события административного правонарушения;
- 7 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения;
- 3 постановления о назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа.
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 103,0 тыс. руб., в том числе:
- 1 штраф по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ на общую сумму 50,0 тыс. руб.;
- 2 штрафа по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ на общую сумму 53,0 тыс. руб.
Общая сумма уплаченных в 2020 году административных штрафов с учетом штрафов, наложенных в 2018 - 2019 годах, составила 309,0 тыс. руб.
5. Сведения о типовых и массовых нарушениях обязательных требований
Основным типовым и массовым нарушением обязательных требований является несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов (часть 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ).
Указанные нарушения выявлены при проведении мониторинга выполнения производственных программ регулируемыми организациями.
В соответствии с пунктом 32 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" регулируемая организация ежегодно, до 1 апреля, должна представить в Департамент отчеты о выполнении производственных программ за предыдущий год. На указанную дату отчеты о выполнении производственных программ в сфере водоснабжения и (или) водоотведения за 2019 год, утвержденных постановлениями Департамента для регулируемых организаций, представлены не были.
Для уменьшения количества правонарушений совершаемых организациями, возможны следующие мероприятия по их устранению:
1) организация внутреннего контроля отчетности;
2) проведение обучение сотрудников.
6. Мероприятия, проводимые Департаментом с целью предупреждения и предотвращения нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов)
Приказом начальника Департамента N 339-од от 13.12.2019 утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности на территории Смоленской области, на 2020 год (https://rek.admin-smolensk.ru/files/391/prikaz_339-od_2019.pdf) (далее - Программа).
В целях предупреждения и предотвращения нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, во исполнение Программы проводились соответствующие мероприятия.
По мере необходимости актуализируется перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Департаментом мероприятий по контролю при осуществлении регионального контроля (надзора).
Проводится информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований в области регулируемых государством цен (тарифов) посредством доведения до сведения подконтрольных субъектов необходимой информации путем разработки информационных писем, проведения консультаций при личном обращении должностных лиц регулируемых организаций.
В направляемых регулируемым организациям заключениях Экспертного совета Департамента, прилагаемых к решениям Департамента об установлении тарифов на тепловую энергию, услуги по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, захоронению твердых коммунальных отходов, размещаются предупреждения об обязанности своевременного раскрытия информации, подлежащей свободному доступу.
Должностными лицами Департамента по результатам проведенных проверок при вручении акта проверки с представителями юридических лиц проводится разъяснительная работа на предмет информирования о существующих требованиях законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) с разъяснением положений соответствующих норм законодательства, указанием на необходимость соблюдения обязательных требований и возможные меры ответственности в случае их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 22 декабря 2020 г. N 363-од "Об утверждении анализа правоприменительной практики в рамках контрольно-надзорной деятельности в области регулируемых государством цен (тарифов) в 2020 году"
Текст приказа опубликован не был