Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 4. Типовая дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации работников, включенных в состав группы быстрого реагирования

ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к приказу Минтранса России
от 29 декабря 2020 г. N 578

 

Типовая дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации работников, включенных в состав группы быстрого реагирования

 

I. Общие положения

 

1. Типовая дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации работников, включенных в состав группы быстрого реагирования (далее - программа), предназначена для организации теоретической, тренажерной и практической подготовки работников, включенных в состав группы быстрого реагирования.

2. Программа разработана в соответствии с требованиями статьи 85.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 566), а также с учетом требований Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Минюстом России 14 января 2014 г., регистрационный N 31014) и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 212 "Об утверждении порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности" (зарегистрирован Минюстом России 5 сентября 2014 г., регистрационный N 33979).

3. Целью программы является подготовка работников, включенных в состав группы быстрого реагирования и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, направленное на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств (далее соответственно - ОТИ, ТС) по видам транспорта.

4. Программа построена на модульном принципе представления содержания обучения и построении учебных планов, которые позволяют обеспечить дифференцированный подход к проведению подготовки обучающихся с учетом их образования, квалификации и опыта.

5. В результате изучения программы обучающийся должен знать:

положения законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;

перечень потенциальных угроз совершения акта незаконного вмешательства (далее - АНВ), порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ (или) ТС;

требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС по видам транспорта;

порядок применения физической силы, специальных средств и служебного огнестрельного оружия работниками подразделений транспортной безопасности;

основы проведения наблюдения и собеседования при проведении контрольно-пропускных функций на участках и в зонах безопасности ОТИ и (или) ТС;

порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и (или) проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ и (или) ТС;

перечни устройств, предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, а также условия, в случае соблюдения которых предметы и вещества могут быть перемещены в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ или ТС;

основания привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушение требований в области транспортной безопасности, административной ответственности за нарушение порядков и правил, установленных в области обеспечения транспортной безопасности.

6. По результатам освоения программы слушатель должен уметь:

моделировать поведение нарушителей, выявлять уязвимые места и прогнозировать возможные способы совершения АНВ на ОТИ и (или) ТС;

реагировать на срабатывание средств сигнализации и нарушения контроля доступа в зону транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ и ТС, охранных систем, средств видеонаблюдения;

пользоваться сертифицированными в установленном порядке средствами досмотра.

7. Программа определяет минимальный объем знаний, умений и навыков, которыми должны обладать работники, включенные в состав группы быстрого реагирования.

В целях учета особенностей обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского наземного электрического транспорта, ОТИ метрополитена и дорожного хозяйства организация вправе:

при разработке программы увеличивать количество включенных в нее академических часов;

самостоятельно определять соотношение учебной нагрузки между темами, включенными в учебные модули (дисциплины).

8. Образовательный процесс в образовательной организации может осуществляться в течение всего календарного года. Продолжительность учебного года определяется образовательной организацией.

Срок освоения программы должен составлять не менее 80 академических часов.

Продолжительность учебной недели - 5 учебных дней в соответствии с расписанием занятий на неделю.

Продолжительность учебного дня при теоретической подготовке -8 академических часов.

Для всех видов аудиторных занятий 1 академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

9. Формы подготовки: очная, очно-заочная, заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также с использованием сетевой формы реализации программы.

10. Кандидатами на обучение по программе являются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

 

II. Организационно-педагогические условия

 

11. Реализация программы должна обеспечить приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, требования к которым устанавливаются законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, а также учитывать преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки работников различных уровней ответственности, специфику вида транспорта.

12. Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности обучающихся, степенью сложности излагаемого материала, наличием и состоянием учебного оборудования, технических средств обучения, местом и продолжительностью проведения занятий.

13. Теоретические занятия проводятся с целью изучения нового учебного материала. Изложение материала необходимо вести в форме, доступной для понимания обучающихся, соблюдать единство терминологии, определений и условных обозначений, соответствующих международным договорам и нормативным правовым актам. В ходе занятий преподаватель обязан соотносить новый материал с ранее изученным, дополнять основные положения примерами из практики, соблюдать логическую последовательность изложения.

14. Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у обучающихся основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы.

Соотношение теоретических и практических занятий может быть изменено образовательной организацией с учетом особенностей обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского наземного электрического транспорта, ОТИ метрополитена и дорожного хозяйства.

15. Для реализации программы необходимо наличие:

1) учебно-тренажерной базы, обеспечивающей размещение и проведение подготовки (учебные классы), размещение и хранение учебного оборудования, учебной литературы, наглядных пособий и технических средств обучения;

2) тренажеров, требования к которым установлены порядком подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.

При реализации программы необходимо наличие информационно-коммуникационных ресурсов, учебных, учебно-методических, справочных и иных печатных и электронных изданий, учебно-методической документации и материалов.

16. Оценочными материалами по программе являются блоки контрольных вопросов по дисциплинам (модулям), формируемые образовательной организацией и используемые при промежуточной и итоговой аттестации.

17. Методическими материалами к программе являются нормативные правовые акты, положения которых изучаются при освоении дисциплин программы, учебная литература и методические пособия. Перечень методических материалов приводится в рабочей программе образовательной организации.

 

III. Учебный план

 

18. Учебный план разработан в качестве примерного базового учебного плана подготовки работников, включенных в состав группы быстрого реагирования.

 

N п/п

Наименование дисциплины

Всего часов

В том числе

Формы контроля

теоретические занятия

практические занятия

1

Введение в курс подготовки

2

2

-

-

2

Нормативная правовая база в области обеспечения транспортной безопасности

7

7

-

Зачет

3

Устройства, предметы и вещества, в отношении которых предусмотрен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть

8

5

3

Зачет

4

Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС

54

42

12

Зачет

5

Информационное обеспечение транспортной безопасности

3

3

-

Зачет

6

Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил

4

4

-

Зачет

7

Итоговая аттестация

2

2

 

Тестирование

 

ВСЕГО

80

63

17

-

 

IV. Содержание программы

 

19. В настоящем разделе закрепляются рабочие программы дисциплин (модулей), а также содержательный минимум, которые обучающиеся осваивают в рамках теоретической, тренажерной и практической подготовки.

20. Примерные программы дисциплин (модулей).

 

Модуль 1. Введение в курс подготовки.

Тема 1.1. Цель, задачи и программа курса подготовки.

Цель курса.

Задачи курса.

Обзор программы курса подготовки.

Актуальность курса. Методические рекомендации по изучению материала курса.

Методы подготовки при используемой образовательной технологии. Требования к уровню усвоения содержания программы. Способы контроля степени восприятия учебного материала. Критерии успешного завершения обучения по программе.

Тема 1.2. Обеспечение транспортной безопасности в Российской Федерации -история, опыт, прогноз.

Изучение истории обеспечения транспортной безопасности. Мировой опыт обеспечения безопасности в транспортном комплексе. Примеры АНВ и способы защиты от АНВ.

Современное состояние обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации. Государственная политика Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности. Комплексная система защиты населения на транспорте от АНВ.

Система управления обеспечением транспортной безопасности: организация и структура, разделение функций между федеральными органами исполнительной власти.

Основные задачи обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации.

 

Модуль 2. Нормативная правовая база в области обеспечения транспортной безопасности.

Тема 2.1. Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы обеспечения транспортной безопасности.

Изучение нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы обеспечения транспортной безопасности.

Изучение иных нормативных правовых актов, актуальных на момент освоения программы.

Тема 2.2. Требования по обеспечению транспортной безопасности. Требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС по видам транспорта:

структура нормативных правовых актов;

обязанности субъекта транспортной инфраструктуры;

дополнительные обязанности субъекта транспортной инфраструктуры в зависимости от категории ОТИ и объявления (установления) уровня безопасности ОТИ и (или) ТС.

 

Модуль 3. Устройства, предметы и вещества, в отношении которых предусмотрены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.

Тема 3.1. Устройства, предметы и вещества, в отношении которых предусмотрены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС или ее часть.

Устройства, предметы и вещества, запрещенные или ограниченные к перемещению в зону транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, на критические элементы ОТИ и (или) ТС.

Регулирование порядка перемещения устройств, предметов и веществ, которые могут применяться для реализации угроз совершения АНВ, в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

 

Модуль 4. Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

Тема 4.1. Технические и технологические характеристики ОТИ и (или) ТС.

Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности с учетом технических и технологических характеристик ОТИ и (или) ТС (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации ОТИ), а также особенности организации их эксплуатации (функционирования).

Тема 4.2. Границы зоны транспортной безопасности и ее частей в отношении ОТИ и перечня критических элементов. Границы зоны транспортной безопасности ТС, критические элементы. Места размещения контрольно-пропускных пунктов (далее - КПП) и постов.

Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности в отношении перевозочного сектора зоны транспортной безопасности.

Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности в отношении технологического сектора зоны транспортной безопасности.

Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности в отношении критических элементов ОТИ и (или) ТС.

Особенности размещения КПП (постов) ОТИ и (или) постов ТС, исходя из конфигурации зоны транспортной безопасности и перечня критических элементов.

Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности на КПП и постах.

Тема 4.3. Организация пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС. Контроль доступа в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и (или) ТС.

Организация пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС.

Способы воспрепятствования к преодолению любыми лицами КПП без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ и (или) ТС.

Порядок выдачи документов, дающих основание для прохода/проезда физических лиц и перемещения материальных объектов в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и (или) ТС. Виды пропусков. Порядок выдачи, изъятия и уничтожения пропусков. Ведение баз данных выданных пропусков. Программные средства ведения баз данных выданных пропусков.

Правила допуска в зону транспортной безопасности лиц/ТС по постоянным или разовым пропускам.

Использование систем контроля доступа и систем контроля и управления доступом при организации пропускного режима на ОТИ и (или) ТС.

Тема 4.4. Реализация порядка функционирования постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС.

Создание и оснащение пунктов управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи. Обеспечение взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС. Реализация порядка взаимодействия с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ (ТС), с которыми имеется технологическое взаимодействие.

Функционирование пунктов управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС. Накопление, обработка и хранение данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Тема 4.5. Функционирование инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности.

Места размещения, состав и технические характеристики инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности. Специфика использования инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности на ОТИ.

Тема 4.6. Функционирование инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности.

Места размещения, состав и технические характеристики инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, принципы их функционирования.

Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации).

Порядок обработки и хранения данных инженерно-технических систем.

Тема 4.7. Технические средства обеспечения транспортной безопасности.

Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности. Порядок их сертификации.

Тема 4.8. Мероприятия по выявлению и распознаванию на КПП (постах) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ и (или) ТС.

Организационно-технические мероприятия по выявлению и распознаванию на КПП (постах) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ и (или) ТС. Мероприятия по контролю за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры и требованиями законодательства.

Правила и приемы выявления на КПП физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ и (или) ТС.

Тема 4.9. Проверка документов, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности, направленные на выявление физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ и оценка данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС.

Способы и приемы выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ. Технологии и схемы проведения наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности.

Реализация мер по осуществлению контроля выводимых данных, эксплуатационных и функциональных показателей инженерно-технических систем, средств обеспечения транспортной безопасности с целью выявления вероятных нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, совершения или подготовки к совершению АНВ.

Тема 4.10. Организация досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. Порядок выявления и распознавания устройств, предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, а также обследования материально-технических объектов, перемещение которых в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и (или) ТС может быть запрещено или ограничено.

Реализация мероприятий по проведению досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности для выявления и распознавания устройств, предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения АНВ.

Производство досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра физических лиц и материально-технических объектов с использованием технических средств досмотра.

Способы и приемы распознавания и идентификации устройств, предметов и веществ, которые запрещены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и (или) ТС.

Тема 4.11. Организация связи, оповещения сил транспортной безопасности, взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (далее - СТИ), на ОТИ и (или) ТС, иным персоналом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности.

Способы и приемы организации связи, оповещения сил транспортной безопасности.

Организация взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ и (или) ТС.

Организация взаимодействия с иным персоналом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

Тема 4.12. Реагирование сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС.

Реализация мер по реагированию сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС.

Реализация мер по реагированию сил обеспечения транспортной безопасности на совершение АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС.

Тема 4.13. Порядок действий при потенциальных угрозах совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС.

Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза захвата".

Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза взрыва".

Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза размещения или попытки размещения на ОТИ и (или) ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ)".

Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза поражения опасными веществами".

Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза захвата критического элемента ОТИ и (или) ТС".

Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза взрыва критического элемента ОТИ и (или) ТС".

Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ и (или) ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ)".

Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза блокирования".

Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза хищения".

Тема 4.14. Организация учений и тренировок в области обеспечения транспортной безопасности.

Виды учений и тренировок в области транспортной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти, участвующие в проведении учений и тренировок. Периодичность проведения учений и тренировок по реализации планов обеспечения транспортной безопасности на ОТИ, подлежащих категорированию, в зависимости от категории, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, и паспортов ОТИ, не подлежащих категорированию, ТС.

Порядок организации и проведения учений в области обеспечения транспортной безопасности.

Порядок организации и проведения тренировок в области обеспечения транспортной безопасности.

 

Модуль 5. Информационное обеспечение транспортной безопасности.

Тема 5.1. Порядок обращения с информацией ограниченного доступа, сведениями, составляющими государственную тайну.

Понятие информации ограниченного доступа и сведений, составляющих государственную тайну. Организация защиты информации.

Порядок обращения с материальными носителями информации ограниченного доступа и сведений, составляющих государственную тайну. Порядок обращения со средствами автоматизации при формировании, использовании, обработке и хранении информации.

Тема 5.2. Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровня безопасности ОТИ и (или) ТС.

Способы и приемы информирования сил обеспечения транспортной безопасности об изменении уровня безопасности ОТИ и (или) ТС.

Тема 5.3. Порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности, уполномоченных подразделений Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах совершения и о совершении АНВ.

Уровни безопасности, порядок их объявления (установления). Уровни антитеррористической опасности.

Требования по информированию компетентного органа, уполномоченных подразделений Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации.

Порядок предоставления информации об угрозах совершения и о совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС. Правила заполнения информационных форм об угрозах совершения и о совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС.

 

Модуль 6. Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил.

Тема 6.1. Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, порядков и правил, установленных в области обеспечения транспортной безопасности.

Признаки и виды юридической ответственности, условия ее возникновения.

Понятие правонарушения, его признаки, виды, состав.

Административная и уголовная ответственность лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ и (или) ТС, а также иных лиц.

Виды санкций и порядок их применения.

 

Модуль 7. Итоги курса подготовки.

Тема 7.1. Итоговая аттестация.

Проведение итогового тестирования. Выдача удостоверений о повышении квалификации.

 

V. Форма аттестации

 

21. Освоение программы завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме тестирования с применением аппаратно-программных комплексов тестирования.

22. Лицам, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации в области обеспечения транспортной безопасности.

23. Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.