ПРИЛОЖЕНИЕ N 7
к приказу Минтранса России
от 29 декабря 2020 г. N 578
Типовая дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации работников, управляющих техническими средствами обеспечения транспортной безопасности
I. Общие положения
1. Типовая дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации работников, управляющих техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (далее - программа), предназначена для организации теоретической, тренажерной и практической подготовки работников, управляющих техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
2. Программа разработана в соответствии с требованиями статьи 85.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 566), а также с учетом требований Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Минюстом России 14 января 2014 г., регистрационный N 31014) и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 212 "Об утверждении порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности" (зарегистрирован Минюстом России 5 сентября 2014 г., регистрационный N 33979).
3. Целью программы является подготовка работников, управляющих техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, направленное на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств (далее соответственно - ОТИ, ТС) по видам транспорта.
4. Программа построена на модульном принципе представления содержания обучения и построении учебных планов, которые позволяют обеспечить дифференцированный подход к проведению подготовки обучающихся с учетом их образования, квалификации и опыта.
5. В результате изучения программы обучающийся должен знать:
положения законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;
перечень потенциальных угроз совершения акта незаконного вмешательства (далее - АНВ) в деятельность ОТИ и (или) ТС, порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС, а также порядок действий при их объявлении (установлении);
требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС по видам транспорт;
порядок применения технических средств обеспечения транспортной безопасности;
основания привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушение требований в области транспортной безопасности, административной ответственности за нарушение порядков и правил, установленных в области обеспечения транспортной безопасности.
6. По результатам освоения программы обучающийся должен уметь:
оценивать на постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности данные технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности;
моделировать поведение нарушителей, выявлять уязвимые места и прогнозировать возможные способы совершения АНВ, попытки проноса (провоза) предметов и веществ, запрещенных или ограниченных к перемещению в зону транспортной безопасности или ее часть и на критические элементы ОТИ или ТС.
7. Программа определяет минимальный объем знаний, умений и навыков, которыми должен обладать работник, назначенный в качестве лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в СТИ.
В целях учета особенностей обеспечения транспортной безопасности объектов ОТИ и (или) ТС воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского наземного электрического транспорта, ОТИ метрополитена и дорожного хозяйства организация вправе:
при разработке программы увеличивать количество включенных в нее академических часов;
самостоятельно определять соотношение учебной нагрузки между темами, включенными в учебные модули (дисциплины).
8. Образовательный процесс в образовательной организации может осуществляться в течение всего календарного года. Продолжительность учебного года определяется образовательной организацией.
Срок освоения программы должен составлять не менее 60 академических часов.
Продолжительность учебной недели - 5 учебных дней в соответствии с расписанием занятий на неделю.
Продолжительность учебного дня при теоретической подготовке - 8 академических часов.
Для всех видов аудиторных занятий 1 академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
9. Формы подготовки: очная, очно-заочная, заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также с использованием сетевой формы реализации программы.
10. Кандидатами на обучение по программе являются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
II. Организационно-педагогические условия
11. Реализация программы должна обеспечить приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, требования к которым устанавливаются законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, а также учитывать преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки работников различных уровней ответственности, специфику вида транспорта.
12. Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности обучающихся, степенью сложности излагаемого материала, наличием и состоянием учебного оборудования, технических средств обучения, местом и продолжительностью проведения занятий.
13. Теоретические занятия проводятся с целью изучения нового учебного материала. Изложение материала необходимо вести в форме, доступной для понимания обучающихся, соблюдать единство терминологии, определений и условных обозначений, соответствующих действующим международным договорам и нормативным правовым актам. В ходе занятий преподаватель обязан соотносить новый материал с ранее изученным, дополнять основные положения примерами из практики, соблюдать логическую последовательность изложения.
14. Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у обучающихся основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы.
Соотношение теоретических и практических занятий может быть изменено организацией с учетом особенностей обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского наземного электрического транспорта, ОТИ метрополитена и дорожного хозяйства.
15. Для реализации программы необходимо наличие:
1) учебно-тренажерной базы, обеспечивающей размещение и проведение подготовки (учебные классы), размещение и хранение учебного оборудования, учебной литературы, наглядных пособий и технических средств обучения;
2) тренажеров, требования к которым установлены порядком подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.
При реализации программы необходимо наличие информационно-коммуникационных ресурсов, учебных, учебно-методических, справочных и иных печатных и электронных изданий, учебно-методической документации и материалов.
16. Оценочными материалами по программе являются блоки контрольных вопросов по дисциплинам (модулям), формируемые образовательной организацией и используемые при промежуточной и итоговой аттестации.
17. Методическими материалами к программе являются нормативные правовые акты, положения которых изучаются при освоении дисциплин программы, учебная литература и методические пособия. Перечень методических материалов приводится в рабочей программе образовательной организации.
III. Учебный план
18. Учебный план разработан в качестве примерного базового учебного плана подготовки работников, управляющих техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
N п/п |
Наименование дисциплины |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля |
|
теоретические занятия |
практические занятия |
||||
Введение в курс подготовки |
2 |
2 |
- |
- |
|
Нормативная правовая база в области обеспечения транспортной безопасности |
7 |
7 |
- |
Зачет |
|
Устройства, предметы и вещества, в отношении которых предусмотрен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть |
7 |
4 |
3 |
Зачет |
|
Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС |
45 |
35 |
10 |
Зачет |
|
Информационное обеспечение транспортной безопасности |
2 |
2 |
- |
Зачет |
|
Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил |
2 |
2 |
- |
Зачет |
|
|
Итоговая аттестация |
2 |
2 |
- |
Тестирование |
|
ВСЕГО |
60 |
47 |
13 |
- |
IV. Содержание программы
19. В настоящем разделе закрепляются рабочие программы дисциплин (модулей), а также содержательный минимум, которые обучающиеся осваивают в рамках теоретической, тренажерной и практической подготовки.
20. Примерные программы дисциплин (модулей).
Модуль 1. Введение в курс подготовки
Тема 1.1. Цель, задачи и программа курса подготовки.
Цель курса.
Задачи курса.
Обзор программы курса подготовки.
Актуальность курса. Методические рекомендации по изучению материала курса.
Методы подготовки при используемой образовательной технологии. Требования к уровню усвоения содержания программы. Способы контроля степени восприятия учебного материала (методология построения тестов или иных оценочных критериев). Критерии успешного завершения обучения по программе.
Тема 1.2. Обеспечение транспортной безопасности в Российской Федерации - история, опыт, прогноз.
Изучение истории обеспечения транспортной безопасности. Мировой опыт обеспечения безопасности в транспортном комплексе. Примеры АНВ и способы защиты от АНВ.
Современное состояние обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации. Государственная политика Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности. Комплексная система защиты населения на транспорте от АНВ.
Система управления обеспечением транспортной безопасности: организация и структура, разделение функций между компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, федеральными службами и их территориальными органами, ответственность за обеспечение транспортной безопасности.
Модуль 2. Нормативная правовая база в области обеспечения транспортной безопасности.
Тема 2.1. Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы обеспечения транспортной безопасности, - общие сведения.
Положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы обеспечения транспортной безопасности.
Изучение иных нормативных правовых актов, актуальных на момент освоения образовательной программы.
Тема 2.2. Требования по обеспечению транспортной безопасности - общие сведения.
Требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС по видам транспорта:
структура нормативных правовых актов;
обязанности субъекта транспортной инфраструктуры (далее - СТИ);
дополнительные обязанности СТИ в зависимости от категории ОТИ и объявления (установления) уровня безопасности ОТИ и (или) ТС.
Модуль 3. Устройства, предметы и вещества, в отношении которых предусмотрен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС или ее часть.
Тема 3.1. Устройства, предметы и вещества, в отношении которых предусмотрен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС или ее часть.
Устройства, предметы и вещества, запрещенные или ограниченные к перемещению в зону транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, на критические элементы ОТИ и (или) ТС.
Регулирование порядка перемещения устройств, предметов и веществ, которые могут применяться для реализации угроз совершения АНВ в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.
Модуль 4. Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.
Тема 4.1. Технические и технологические характеристики ОТИ и (или) ТС.
Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности с учетом технических и технологических характеристик ОТИ и (или) ТС (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации ОТИ), а также особенности организации их эксплуатации (функционирования).
Тема 4.2. Границы зоны транспортной безопасности и ее частей в отношении ОТИ и перечня критических элементов. Границы зоны транспортной безопасности ТС, критические элементы. Места размещения контрольно-пропускных пунктов (далее - КПП) и постов.
Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности в отношении перевозочного сектора зоны транспортной безопасности.
Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности в отношении технологического сектора зоны транспортной безопасности.
Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности в отношении критических элементов ОТИ и (или) ТС.
Особенности размещения КПП (постов) ОТИ и (или) постов ТС, исходя из конфигурации зоны транспортной безопасности и расположения критических элементов.
Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности на КПП (постах).
Тема 4.3. Организация пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС. Контроль доступа в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и (или) ТС.
Организация пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС.
Способы воспрепятствования преодолению любыми лицами КПП без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ и (или) ТС.
Порядок выдачи документов, дающих основание для прохода/проезда физических лиц и перемещения материальных объектов в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и (или) ТС. Виды пропусков. Порядок выдачи, изъятия и уничтожения пропусков. Ведение баз данных выданных пропусков. Программные средства ведения баз данных выданных пропусков.
Правила допуска в зону транспортной безопасности лиц и (или) ТС по постоянным или разовым пропускам.
Использование систем контроля доступа и систем контроля и управления доступом при организации пропускного режима на ОТИ и (или) ТС.
Тема 4.4. Реализация порядка функционирования постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС.
Создание постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности и оснащение их необходимыми средствами управления и связи. Обеспечение взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС. Реализация порядка взаимодействия с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и (или) ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие.
Функционирование постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС. Накопление, обработка и хранение данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Тема 4.5. Функционирование инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности.
Места размещения, состав и технические характеристики инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности. Специфика использования инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности на ОТИ.
Тема 4.6. Функционирование инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности.
Места размещения, состав и технические характеристики инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, принципы их функционирования.
Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации).
Порядок обработки и хранения данных инженерно-технических систем.
Тема 4.7. Технические средства обеспечения транспортной безопасности.
Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности. Порядок их сертификации.
Тема 4.8. Мероприятия по выявлению и распознаванию на КПП (постах) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ и (или) ТС.
Организационно-технические мероприятия по выявлению и распознаванию на КПП (постах) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ и (или) ТС. Мероприятия по контролю за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами СТИ и требованиями законодательства.
Правила и приемы выявления на КПП физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ и (или) ТС.
Тема 4.9. Проверка документов, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности, направленные на выявление физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ и оценка данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС
Способы и приемы выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ. Технологии и схемы проведения наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности.
Реализация мер по осуществлению контроля выводимых данных, эксплуатационных и функциональных показателей инженерно-технических систем, средств обеспечения транспортной безопасности с целью выявления вероятных нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, совершения или подготовки к совершению АНВ.
Тема 4.10. Организация досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. Порядок выявления и распознавания устройств, предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, а также обследования материально-технических объектов, перемещение которых в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и (или)ТС может быть запрещено или ограничено.
Организация проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра.
Организационно-технические мероприятия по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру.
Порядок досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, собеседования или проверки документов на КПП (постах) в зоне транспортной безопасности или ее части ОТИ и (или) ТС.
Права и обязанности работников, осуществляющих досмотр.
Тема 4.11. Организация связи, оповещения сил обеспечения транспортной безопасности, взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ и (или) ТС, иным персоналом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности.
Способы и приемы организации связи, оповещения сил обеспечения транспортной безопасности.
Организация взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ и (или) ТС.
Организация взаимодействия с иным персоналом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.
Тема 4.12. Реагирование сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС.
Реализация мер по реагированию сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС.
Реализация мер по реагированию сил обеспечения транспортной безопасности на совершение АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС.
Тема 4.13. Порядок действий при потенциальных угрозах совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС.
Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза захвата".
Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза взрыва".
Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза размещения или попытки размещения на ОТИ и (или) ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ)".
Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза поражения опасными веществами".
Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза захвата критического элемента ОТИ и (или) ТС".
Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза взрыва критического элемента ОТИ и (или) ТС".
Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ и (или) ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ)".
Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза блокирования".
Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза хищения".
Тема 4.14. Организация учений и тренировок в области обеспечения транспортной безопасности.
Виды учений и тренировок в области транспортной безопасности. Периодичность проведения учений и тренировок в целях реализации планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ, подлежащих категорированию, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, паспортов обеспечения транспортной безопасности ОТИ, не подлежащих категорированию, ТС.
Порядок организации и проведения учений в области обеспечения транспортной безопасности.
Порядок организации и проведения тренировок в области обеспечения транспортной безопасности.
Модуль 5. Информационное обеспечение транспортной безопасности.
Тема 5.1. Порядок обращения с информацией ограниченного доступа, сведениями, составляющими государственную тайну.
Понятие информации ограниченного доступа и сведений, составляющих государственную тайну. Организация защиты информации.
Порядок обращения с материальными носителями информации ограниченного доступа и сведений, составляющих государственную тайну. Порядок обращения со средствами автоматизации при формировании, использовании, обработке и хранении информации.
Тема 5.2. Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровня безопасности ОТИ и (или) ТС.
Способы и приемы информирования сил обеспечения транспортной безопасности об изменении уровня безопасности ОТИ и (или) ТС.
Тема 5.3. Порядок информирования компетентного органа, уполномоченных подразделений Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах совершения и о совершении АНВ.
Уровни безопасности, порядок их объявления (установления). Уровни антитеррористической опасности.
Требования по информированию компетентного органа, уполномоченных подразделений Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации.
Модуль 6. Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил.
Тема 6.1. Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, порядков и правил, установленных в области обеспечения транспортной безопасности.
Признаки и виды юридической ответственности, условия ее возникновения.
Понятие правонарушения, его признаки, виды, состав.
Административная и уголовная ответственность лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ и (или) ТС, а также иных лиц.
Виды санкций и порядок их применения.
Модуль 7. Итоги курса подготовки.
Тема 7.1. Итоговая аттестация.
Проведение итогового тестирования. Выдача удостоверений о повышении квалификации.
V. Форма аттестации
21. Освоение программы завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме тестирования с применением аппаратно-программных комплексов тестирования.
22. Лицам, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации в области обеспечения транспортной безопасности.
23. Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.