Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 5. Типовая дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности

ПРИЛОЖЕНИЕ N 5
к приказу Минтранса России
от 29 декабря 2020 г. N 578

 

Типовая дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности

 

I. Общие положения

 

1. Типовая дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - программа), предназначена для организации теоретической, тренажерной и практической подготовки работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности.

2. Программа разработана в соответствии с требованиями статьи 85.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 566), а также с учетом требований Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Минюстом России 14 января 2014 г., регистрационный N 31014) и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 212 "Об утверждении порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности" (зарегистрирован Минюстом России 5 сентября 2014 г., регистрационный N 33979).

3. Целью программы является подготовка квалификации работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, направленное на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств (далее соответственно - ОТИ, ТС) по видам транспорта.

4. Программа построена на модульном принципе представления содержания обучения и построении учебных планов, которые позволяют обеспечить дифференцированный подход к проведению подготовки обучающихся с учетом их образования, квалификации и опыта.

5. В результате изучения программы обучающийся должен знать:

положения законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;

перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ), порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС;

требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС по видам транспорта;

порядок применения физической силы, специальных средств и служебного огнестрельного оружия работниками подразделений транспортной безопасности;

основы проведения наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности;

правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности;

схемы размещения и состав оснащения средствами досмотра контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее секторов, критических элементов ОТИ и (или) ТС, а также зоны свободного доступа ОТИ;

порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и (или) ТС компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченных структурных подразделений;

основания привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушение требований в области транспортной безопасности, административной ответственности за нарушение порядков и правил, установленных в области обеспечения транспортной безопасности.

6. По результатам освоения программы обучающийся должен уметь:

моделировать поведение нарушителей, выявлять уязвимые места и прогнозировать возможные способы совершения АНВ;

пользоваться средствами досмотра, сертифицированными в установленном порядке.

7. Программа определяет минимальный объем знаний, умений и навыков, которыми должен обладать работник, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности.

В целях учета особенностей обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского наземного электрического транспорта, ОТИ метрополитена и дорожного хозяйства организация вправе:

при разработке программы увеличивать количество включенных в нее академических часов;

самостоятельно определять соотношение учебной нагрузки между темами, включенными в учебные модули (дисциплины).

8. Образовательный процесс в образовательной организации может осуществляться в течение всего календарного года. Продолжительность учебного года определяется образовательной организацией.

Срок освоения программы должен составлять не менее 80 академических часов.

Продолжительность учебной недели - 5 учебных дней в соответствии с расписанием занятий на неделю.

Продолжительность учебного дня при теоретической подготовке - 8 академических часов.

Для всех видов аудиторных занятий 1 академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

9. Формы подготовки: очная, очно-заочная, заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также с использованием сетевой формы реализации программы.

10. Кандидатами на обучение по программе являются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

 

II. Организационно-педагогические условия

 

11. Реализация программы должна обеспечить приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, требования к которым устанавливаются законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, а также учитывать преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки работников различных уровней ответственности, специфику вида транспорта.

12. Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности обучающихся, степенью сложности излагаемого материала, наличием и состоянием учебного оборудования, технических средств обучения, местом и продолжительностью проведения занятий.

13. Теоретические занятия проводятся с целью изучения нового учебного материала. Изложение материала необходимо вести в форме, доступной для понимания обучающихся, соблюдать единство терминологии, определений и условных обозначений, соответствующих международным договорам и нормативным правовым актам. В ходе занятий преподаватель обязан соотносить новый материал с ранее изученным, дополнять основные положения примерами из практики, соблюдать логическую последовательность изложения.

14. Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у обучающихся основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы.

Соотношение теоретических и практических занятий может быть изменено образовательной организацией с учетом особенностей обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского наземного электрического транспорта, ОТИ метрополитена и дорожного хозяйства.

15. Для реализации программы необходимо наличие:

1) учебно-тренажерной базы, обеспечивающей размещение и проведение подготовки (учебные классы), размещение и хранение учебного оборудования, учебной литературы, наглядных пособий и технических средств обучения;

2) тренажеров, требования к которым установлены порядком подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.

При реализации программы необходимо наличие информационно-коммуникационных ресурсов, учебных, учебно-методических, справочных и иных печатных и электронных изданий, учебно-методической документации и материалов.

16. Оценочными материалами по программе являются блоки контрольных вопросов по дисциплинам (модулям), формируемые образовательной организацией и используемые при промежуточной и итоговой аттестации.

17. Методическими материалами к программе являются нормативные правовые акты, положения которых изучаются при освоении дисциплин программы, учебная литература и методические пособия. Перечень методических материалов приводится в рабочей программе образовательной организации.

 

III. Учебный план

 

18. Учебный план разработан в качестве примерного базового учебного плана подготовки работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности.

 

N п/п

Наименование дисциплины

Всего часов

В том числе

Формы контроля

теоретические занятия

практические занятия

1

Введение в курс подготовки

2

2

-

-

2

Нормативная правовая база в области обеспечения транспортной безопасности

7

7

-

Зачет

3

Устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть

10

4

6

Зачет

4

Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС

53

37

16

Зачет

5

Информационное обеспечение транспортной безопасности

3

3

-

Зачет

6

Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил

3

3

-

Зачет

 

Итоговая аттестация

2

2

 

Тестирование

 

ВСЕГО

80

56

24

 

 

IV. Содержание программы

 

19. В настоящем разделе закрепляются рабочие программы дисциплин (модулей), а также содержательный минимум, которые обучающиеся осваивают в рамках теоретической, тренажерной и практической подготовки.

20. Примерные программы дисциплин (модулей).

 

Модуль 1. Введение в курс подготовки.

Тема 1.1. Цель, задачи и программа курса подготовки.

Цель курса.

Задачи курса.

Обзор программы курса подготовки.

Актуальность курса. Методические рекомендации по изучению материала курса.

Методы подготовки при используемой образовательной технологии. Требования к уровню усвоения содержания программы. Способы контроля степени восприятия учебного материала (методология построения тестов или иных оценочных критериев). Критерии успешного завершения обучения по программе.

Тема 1.2. Обеспечение транспортной безопасности в Российской Федерации - история, опыт, прогноз.

Изучение истории обеспечения транспортной безопасности. Мировой опыт обеспечения безопасности в транспортном комплексе. Примеры АНВ и способы защиты от АНВ.

Современное состояние обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации. Государственная политика Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности. Комплексная система защиты населения на транспорте от АНВ.

Система управления обеспечением транспортной безопасности: организация и структура, разделение функций между компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, федеральными службами и их территориальными органами, ответственность за обеспечение транспортной безопасности.

 

Модуль 2. Нормативная правовая база в области обеспечения транспортной безопасности

Тема 2.1. Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы обеспечении транспортной безопасности, - общие сведения.

Положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы обеспечения транспортной безопасности.

Изучение иных нормативных правовых актов, актуальных на момент освоения программы.

Тема 2.2. Требования по обеспечению транспортной безопасности - общие сведения.

Требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС по видам транспорта:

структура нормативных правовых актов;

обязанности субъекта транспортной инфраструктуры (далее - СТИ);

дополнительные обязанности СТИ в зависимости от категории ОТИ и объявления (установления) уровня безопасности ОТИ и (или) ТС.

 

Модуль 3. Устройства, предметы и вещества, в отношении которых предусмотрен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.

Тема 3.1. Устройства, предметы и вещества, в отношении которых предусмотрен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС или ее часть.

Устройства, предметы и вещества, запрещенные или ограниченные к перемещению в зону транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, на критические элементы ОТИ и (или) ТС.

Регулирование порядка перемещения устройств, предметов и веществ, которые могут применяться для реализации угроз совершения АНВ в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

 

Модуль 4. Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

Тема 4.1. Технические и технологические характеристики ОТИ и (или) ТС

Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности с учетом технических и технологических характеристик ОТИ и (или) ТС (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации ОТИ), а также особенности организации их эксплуатации (функционирования).

Тема 4.2. Границы зоны транспортной безопасности и ее частей в отношении ОТИ и перечня критических элементов. Границы зоны транспортной безопасности ТС, критические элементы. Места размещения контрольно-пропускных пунктов (далее - КПП) и постов.

Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности в отношении перевозочного сектора зоны транспортной безопасности.

Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности в отношении технологического сектора зоны транспортной безопасности.

Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности в отношении критических элементов ОТИ и (или) ТС.

Особенности размещения КПП (постов) ОТИ и (или) постов ТС, исходя из конфигурации зоны транспортной безопасности и расположения критических элементов.

Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности на КПП (постах).

Тема 4.3. Организация пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС. Контроль доступа в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и (или) ТС.

Организация пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС.

Способы воспрепятствования к преодолению любыми лицами КПП без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ и (или) ТС.

Порядок выдачи документов, дающих основание для прохода/проезда физических лиц и перемещения материальных объектов в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и (или) ТС. Виды пропусков. Порядок выдачи, изъятия и уничтожения пропусков. Ведение баз данных выданных пропусков. Программные средства ведения баз данных выданных пропусков.

Правила допуска в зону транспортной безопасности лиц и (или) ТС по постоянным или разовым пропускам.

Использование систем контроля доступа и систем контроля и управления доступом при организации пропускного режима на ОТИ и (или) ТС.

Тема 4.4. Реализация порядка функционирования постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС.

Создание постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности и их оснащение необходимыми средствами управления и связи. Обеспечение взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС. Реализация порядка взаимодействия с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и (или) ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие.

Функционирование пунктов управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС. Накопление, обработка и хранение данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Тема 4.5. Функционирование инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности.

Места размещения, состав и технические характеристики инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности. Специфика использования инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности на ОТИ.

Тема 4.6. Функционирование инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности.

Места размещения, состав и технические характеристики инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, принципы их функционирования.

Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации).

Порядок обработки и хранения данных инженерно-технических систем.

Тема 4.7. Технические средства обеспечения транспортной безопасности.

Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности. Порядок их сертификации.

Тема 4.8. Мероприятия по выявлению и распознаванию КПП (постах) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ и (или) ТС.

Организационно-технические мероприятия по выявлению и распознаванию на КПП (постах) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ и (или) ТС. Мероприятия по контролю за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами СТИ и требованиями законодательства.

Правила и приемы выявления на КПП физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ и (или) ТС.

Тема 4.9. Проверка документов, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности, направленные на выявление физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ и оценка данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС.

Способы и приемы выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ. Технологии и схемы проведения наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности.

Реализация мер по осуществлению контроля выводимых данных, эксплуатационных и функциональных показателей инженерно-технических систем, средств обеспечения транспортной безопасности с целью выявления вероятных нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, совершения или подготовки к совершению АНВ.

Тема 4.10. Организация досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. Порядок выявления и распознавания устройств, предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, а также обследования материально-технических объектов, перемещение которых в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и (или) ТС может быть запрещено или ограничено.

Организация проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра.

Организационно-технические мероприятия по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру.

Порядок досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, собеседования или проверки документов на КПП (постах) в зоне транспортной безопасности или ее части ОТИ и (или) ТС.

Права и обязанности работников, осуществляющих досмотр.

Тема 4.11. Организация связи, оповещения сил обеспечения транспортной безопасности, взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ и (или) ТС, иным персоналом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности.

Способы и приемы организации связи, оповещения сил транспортной безопасности.

Организация взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ и (или) ТС.

Организация взаимодействия с иным персоналом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

Тема 4.12. Реагирование сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС.

Реализация мер по реагированию сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС.

Реализация мер по реагированию сил обеспечения транспортной безопасности на совершение АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС.

Тема 4.13. Порядок действий при потенциальных угрозах совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС.

Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза захвата".

Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза взрыва".

Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза размещения или попытки размещения на ОТИ и (или) ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ)".

Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза поражения опасными веществами".

Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза захвата критического элемента ОТИ и (или) ТС".

Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза взрыва критического элемента ОТИ и (или) ТС".

Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ и (или) ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ)".

Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза блокирования".

Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "Угроза хищения".

Тема 4.14. Организация учений и тренировок в области обеспечения транспортной безопасности.

Виды учений и тренировок в области транспортной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти, участвующие в проведении учений и тренировок. Периодичность проведения учений и тренировок по реализации планов обеспечения транспортной безопасности на ОТИ, подлежащих категорированию, в зависимости от категории, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации и паспортов обеспечения транспортной безопасности ОТИ, не подлежащих категорированию, ТС.

Порядок организации и проведения учений в области обеспечения транспортной безопасности.

Порядок организации и проведения тренировок в области обеспечения транспортной безопасности.

 

Модуль 5. Информационное обеспечение транспортной безопасности.

Тема 5.1. Порядок обращения с информацией ограниченного доступа, сведениями, составляющими государственную тайну.

Понятие информации ограниченного доступа и сведений, составляющих государственную тайну. Организация защиты информации.

Порядок обращения с материальными носителями информации ограниченного доступа и сведений, составляющих государственную тайну. Порядок обращения со средствами автоматизации при формировании, использовании, обработке и хранении информации.

Тема 5.2. Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровня безопасности ОТИ и (или) ТС.

Способы и приемы информирования сил обеспечения транспортной безопасности об изменении уровня безопасности ОТИ и (или) ТС.

Тема 5.3. Порядок информирования компетентного органа, уполномоченных подразделений Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах совершения и о совершении АНВ.

Уровни безопасности, порядок их объявления (установления). Уровни антитеррористической опасности.

Требования по информированию компетентного органа, уполномоченных подразделений Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации.

 

Модуль 6. Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил.

Тема 6.1. Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, порядков и правил, установленных в области обеспечения транспортной безопасности.

Признаки и виды юридической ответственности, условия ее возникновения.

Понятие правонарушения, его признаки, виды, состав.

Административная и уголовная ответственность лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ и (или) ТС, а также иных лиц.

Виды санкций и порядок их применения.

 

Модуль 7. Итоги курса подготовки

Тема 7.1. Итоговая аттестация.

Проведение итогового тестирования. Выдача удостоверений о повышении квалификации.

 

V. Форма аттестации

 

21. Освоение программы завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме тестирования с применением аппаратно-программных комплексов тестирования.

22. Лицам, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации в области обеспечения транспортной безопасности.

23. Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.