В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую обобщенную правоприменительную практику осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области за IV квартал 2020 года (далее - Обобщенная правоприменительная практика).
2. Организационному управлению обеспечить опубликование настоящего приказа и Обобщенной правоприменительной практики на официальном сайте Главного управления государственного строительного надзора Московской области в разделе "Деятельность. Контрольно-надзорная деятельность. Государственный строительный надзор" в подразделе "Публичные обсуждения правоприменительной практики".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя начальника Главного управления государственного строительного надзора Московской области Д.В. Белолипецкого.
Начальник |
А.П. Гарибян |
Утверждена
приказом Главного управления
государственного строительного надзора
Московской области
от 09.12.2020 N 186
Обобщенная правоприменительная практика
осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области за IV квартал 2020 года
I. Общие положения
В соответствии с Положением о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 11.04.2016 N 270/9, Главное управление государственного строительного надзора Московской области (далее - Главгосстройнадзор Московской области) является уполномоченным органом исполнительной власти на территории Московской области, осуществляющим на территории Московской области региональный государственный строительный надзор.
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики надзорной деятельности, осуществляемой на территории Московской области Главгосстройнадзором Московской области, являются:
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Главгосстройнадзора Московской области путем их публикации для информирования субъектов надзора;
- снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности субъектов надзора о практике применения обязательных требований;
- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных надзорных функций.
При реализации функций по осуществлению регионального государственного строительного надзора Главгосстройнадзор Московской области руководствуется в своей деятельности:
- Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ);
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ);
- Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184);
- Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384);
- Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (далее - Постановление 54);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Постановление 390);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (далее - Постановление 468);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 N 985 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Постановление 985);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление 438);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" (далее - Постановление 440);
- приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128 "Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" (далее - Приказ 1128);
- приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1130 "Об утверждении и введении в действие Порядка формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора" (далее - Приказ 1130);
- приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 N 7 "Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" (далее - Приказ 7);
- приказом Ростехнадзора от 12.03.2020 N 107 "Об утверждении форм документов, необходимых для осуществления государственного строительного надзора" (далее - Приказ 107);
- постановлением Губернатора МО от 12.03.2020 N 108-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области" (далее - Постановление 108-ПГ);
- постановлением Правительства Московской области от 25.12.2018 N 1006/46 "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области" (далее - Постановление 1006/46);
- постановлением Правительства Московской области от 30.11.2018 N 878/41 "Об утверждении Порядка установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности" (далее - Постановление 878/41);
- Положением о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 11.04.2016 N 270/9 (далее - Положение 270/9);
- распоряжением Главгосстройнадзора Московской области от 05.09.2018 N 56 "Об утверждении перечня должностных лиц Главного управления государственного строительного надзора Московской области, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, Законом Московской области от 04.05.2016 N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" (далее - Распоряжение 56);
- распоряжением Главгосстройнадзора Московской области от 28.01.2020 N 03 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора на территории Московской области" (далее - Распоряжение 03).
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 54 ГрК РФ при осуществлении государственного строительного надзора проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок.
Организация проверок в рамках программы проведения проверок
Извещение о начале строительства (реконструкции) и прилагаемые к нему в обязательном порядке документы, установленные ГрК РФ и нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются основанием для разработки должностным лицом Главгосстройнадзора Московской области программы проведения проверок в течение 7 (семи) рабочих дней с даты поступления такого извещения и прилагаемых к нему документов от застройщика, технического заказчика объекта капитального строительства (далее - субъект).
Перед разработкой программы проверок начальником (первым заместителем, заместителем начальника) Главгосстройнадзора Московской области осуществляется выбор должностного лица Отдела надзора за строительством (далее - ОНзС) и издается приказ о назначении должностного лица, ответственного за осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.
Проверка проводится на основании распоряжения Главгосстройнадзора Московской области, составленного в соответствии с типовой формой распоряжения, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.
В распоряжении Главгосстройнадзора Московской области о проведении проверки указываются:
1) наименование Главгосстройнадзора Московской области, а также вид государственного надзора;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций (если они привлекаются);
3) наименование юридического лица, в отношении которого проводится проверка, или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, физического лица; места нахождения юридических лиц (при проверке деятельности юридических лиц, вытекающей из деятельности филиалов и т.п., местонахождение их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями, место жительства физического лица;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
6) подлежащие проверке обязательные требования, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов);
7) сроки проведения и перечень мероприятий по надзору, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
8) наименование Регламента исполнения государственной функции;
9) перечень документов, представление которых субъектом проверки необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
10) даты начала и окончания проведения проверки;
11) дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта капитального строительства, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия (при составлении акта проверки).
Копии распоряжения Главгосстройнадзора Московской области о проведении проверки вручаются под подпись должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю субъекта надзора с предъявлением служебных удостоверений. По требованию субъекта проверки должностные лица Главгосстройнадзора Московской области обязаны представить информацию о Главгосстройнадзоре Московской области, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения ими своих полномочий (если они привлекаются).
По обращению руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя субъекта проверки должностные лица Главгосстройнадзора Московской области обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с Регламентом и порядком проведения надзорных мероприятий. Основанием для начала проведения проверки в рамках программы проверок является:
а) утвержденная программа проведения проверок;
б) издание распоряжения Главгосстройнадзора Московской области о проведении проверки.
Программа проведения проверок разрабатывается ответственным должностным лицом Главгосстройнадзора Московской области и утверждается начальником ОНзС с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями проектной документации и применением риск-ориентированного подхода.
Оригинал программы проведения проверок остается в деле поднадзорного объекта. Сканированная копия программы проведения проверок направляется застройщику или техническому заказчику в течение 7 (семи) рабочих дней в электронной форме через РПГУ в личный кабинет.
В программе проведения проверок на основании данных, указанных в извещении о начале строительства, реконструкции, указываются следующие сведения:
1) сведения о субъекте надзора;
2) сведения об объекте надзора;
3) наименование работ, подлежащих проверке, определяемых в соответствии с проектом организации строительства объекта капитального строительства;
4) предмет каждой проверки;
5) примерные даты проведения каждой проверки, определяемые на основании данных проекта организации строительства и календарными сроками, указанными застройщиком или техническим заказчиком в извещении о начале строительства, реконструкции;
6) ориентировочные затраты времени должностных лиц Главгосстройнадзора Московской области на проведение каждой проверки;
7) документы, подлежащие представлению при проведении проверок, предусмотренных программой проведения проверок;
8) должностные лица или работники застройщика, технического заказчика либо лица, осуществляющего строительство, присутствие которых при проведении проверок, предусмотренных программой проведения проверок, является обязательным.
Программа проверок предусматривает:
1) 10 (десять) проверок по программе проверок на многоквартирные жилые дома;
2) 7 (семь) проверок по программе проверок на следующие объекты капитального строительства:
а) на объекты инженерной инфраструктуры (котельные, очистные сооружения, газораспределительные подстанции, трансформаторные подстанции, водозаборные узлы);
б) на административные, торгово-административные здания, объекты аграрно-промышленного комплекса, заводы, цеха, линии по производству;
в) на объекты социальной инфраструктуры (образовательные учреждения, объекты здравоохранения, культуры, искусства, науки, спортивные сооружения, культовые здания);
3) 5 (пять) проверок по программе проверок на линейные объекты.
Субъекты проверок уведомляются Главгосстройнадзором Московской области о проведении проверки по программе проверок не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения Главгосстройнадзора Московской области о проведении проверки по программе проверок заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, являющихся субъектами надзора, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, являющимися субъектами надзора, в Главгосстройнадзор Московской области, или путем личного вручения под роспись.
Уведомление о проведении проверки направляется по месту нахождения (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) или по месту жительства/пребывания (для физических лиц) субъекта надзора. В случае проверки деятельности юридического лица, вытекающей из деятельности филиала/представительства, уведомляется также руководитель филиала, представительства по месту нахождения филиала/представительства.
В случае если между Главгосстройнадзором Московской области и субъектом надзора заключено соглашение об информационном взаимодействии, уведомление о проведении проверки направляется субъекту надзора в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через РПГУ либо на электронную почту, определенную соглашением об информационном взаимодействии.
Субъекты надзора считаются также уведомленными надлежащим образом, если:
1) адресат отказался от получения телеграммы - уведомления и этот отказ зафиксирован организацией почтовой связи;
2) несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением телеграммы-уведомления, направленной должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области в установленном порядке;
3) телеграмма-уведомление не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила Главгосстройнадзор Московской области;
4) телеграмма-уведомление вручена уполномоченному лицу филиала или представительства юридического лица (в случае направления телеграммы по адресу филиала или представительства);
5) телеграмма-уведомление вручена представителю субъекта надзора;
6) телеграмма-уведомление вручена лично индивидуальному предпринимателю, его законному представителю или совершеннолетнему лицу, проживающему совместно с ним, под расписку на подлежащем возврату в Главгосстройнадзор Московской области уведомлении о вручении либо ином документе с указанием даты вручения (в случае направления телеграммы по месту регистрации индивидуального предпринимателя);
7) уведомление о проведении проверки и (или) составлении протокола об административном правонарушении направлено субъекту надзора в рамках соглашения об информационном взаимодействии через РПГУ либо на электронную почту, определенную соглашением об информационном взаимодействии.
При получении от застройщика или технического заказчика извещения об изменении сроков окончания работ или этапов работ ответственным должностным лицом Главгосстройнадзора Московской области в течение 7 (семи) рабочих дней с даты регистрации такого извещения вносятся изменения в программу проведения проверок с указанием оснований для внесения изменений.
Измененная программа проведения проверок направляется застройщику или техническому заказчику в электронной форме через РПГУ в личный кабинет застройщика или технического заказчика в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подачи извещения об изменении сроков окончания работ или этапов работ.
При проведении проверки членов СРО ответственное должностное лицо Главгосстройнадзора Московской области не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до даты проведения проверки обязано направить в СРО уведомление о проведении проверки по форме любым доступным способом связи (нарочно, телеграммой, заказным письмом, по электронной почте и т.д.) в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении проверки.
В случае выявления нарушений членами СРО обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, ответственное должностное лицо Главгосстройнадзора Московской области обязано в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня окончания проведения проверки направить в СРО любым доступным способом связи (нарочно, телеграммой, заказным письмом, по электронной почте и т.д.) уведомление о выявленных нарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, наличия разрешения на строительство, проверка членства участников строительства в саморегулируемых организациях, соблюдения лицом, осуществляющим строительство, технических регламентов, техники безопасности.
В соответствии с п. 10 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54, проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ требованиям проектной документации подлежит соблюдение требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
В соответствии с п. 13 Положения для определения соответствия выполняемых работ требованиям проектной документации проверяется соблюдение порядка проведения строительного контроля, установленного Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Осуществляется проверка устранения выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений проектной документации, соблюдения запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении нарушений, соблюдения иных требований, установленных проектной документацией. В целях проведения выборочных обследований строительных конструкций, выполненных работ и применяемых строительных материалов к участию в проверках привлекается подведомственное учреждение ГБУ МО "МОСОБЛСТРОЙЦНИЛ", деятельностью которого является проведение обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов в рамках государственного строительного надзора, оценка соответствия показателей энергетической эффективности объектов капитального строительства проектным требованиям в рамках государственного строительного надзора.
Согласно п. 14 Положения при выявлении нарушений составляется акт, являющийся основанием для выдачи техническому заказчику, застройщику или лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто несет ответственность за допущенные нарушения), предписания об устранении таких нарушений.
В соответствии с КоАП РФ в отношении виновных лиц возбуждаются дела об административных правонарушениях.
Организация внеплановых проверок
Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) истечение срока исполнения субъектами надзора ранее выданного предписания;
2) мотивированное представление должностного лица Главгосстройнадзора Московской области по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, по итогам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Главгосстройнадзор Московской области обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) распоряжение начальника (либо первого заместителя, заместителя начальника) Главгосстройнадзора Московской области, изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
О проведении внеплановой проверки издается распоряжение начальника (либо первого заместителя, заместителя начальника) Главгосстройнадзора Московской области о проведении внеплановой проверки в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.
Внеплановая выездная проверка субъектов проверки проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких субъектов проверки в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 294.
В день подписания распоряжения начальника (либо первого заместителя, заместителя начальника) Главгосстройнадзора Московской области о проведении внеплановой выездной проверки должностное лицо ОНзС в целях согласования ее проведения с прокуратурой представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности субъекта проверки заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К данному заявлению прилагаются копия распоряжения Главгосстройнадзора Московской области о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения.
Перед началом проверки, но не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до ее проведения должностное лицо Главгосстройнадзора Московской области уведомляет субъект надзора о проведении проверки посредством направления копии распоряжения начальника (либо его первого заместителя, заместителя) Главгосстройнадзора о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В случаях, установленных Федеральным законом N 294, о проведении внеплановой проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уведомляется должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области не менее чем за 24 (двадцать четыре) часа до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения начальника (либо первого заместителя, заместителя начальника) Главгосстройнадзора Московской области о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты субъекта проверки, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, являющимися субъектами надзора, в Главгосстройнадзор Московской области, или иным доступным способом.
В случае если между Главгосстройнадзором Московской области и субъектом надзора заключено соглашение об информационном взаимодействии, уведомление о проведении проверки направляется субъекту надзора в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через РПГУ либо на электронную почту, определенную соглашением об информационном взаимодействии.
В случае если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения субъектами проверки предписания, предметом такой проверки является исполнение выданного органом государственного надзора предписания.
Внеплановая проверка проводится в виде документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
Данные о внеплановых проверках размещаются в ФГИС "Единый реестр проверок" в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415.
Частью 1.1 ст. 26.2 Федерального закона N 294 предусмотрено, что если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Особенности осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора) установлены Постановлением 438, которым расширен круг лиц, в отношении которых применяются особенности при проведении проверок в 2020 году, указанные особенности применяются ко всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а не только в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пп. "е" п. 1 Постановления 438 в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут проводиться внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора) ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным.
На основании п. 6 Постановления 438 названные проверки проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. Выезд должностных лиц при проведении указанных проверок не допускается.
Также Правительством Российской Федерации установлены особенности применения разрешительных режимов Постановлением 440.
Пунктом 3 приложения N 3 к Постановлению 440 установлено, что оценка соответствия объектов капитального строительства в целях выдачи заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации проводится в виде выездных проверок исключительно по основанию, установленному пп. "а" п. 3 ч. 5 ст. 54 ГрК РФ, пп. "а" п. 2 ч. 5 ст. 54 ГрК РФ.
Таким образом, внеплановые документарные проверки проводятся на основании поступившего извещения об устранении нарушений, в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, проверки по программе проверок и по извещению об окончании строительства в целях оценки соответствия объекта капитального строительства требованиям проектной документации, а также с согласованием с органом прокуратуры проверки, основаниями для проведения которой являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
31.07.2020 были внесены изменения в часть 1 статьи 54 ГрК РФ, исключающие государственный строительный надзор за объектами, проектная документация которых подлежит экспертизе в случаях, установленных в ч. 3.3 ст. 49 ГрК РФ.
Правоприменительная практика в цифрах
За IV квартал 2020 года должностными лицами Управления надзора за строительством проведена:
1071 проверка объектов капитального строительства.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий (КНМ) выявлено 1960 нарушений. По фактам выявленных нарушений оформлено 196 предписаний об устранении нарушений, составлено 380 протоколов об административных правонарушениях.
Проведено 2008 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами на основании ст. 8.3 Федерального закона N 294 в целях пресечения нарушений обязательных требований, а также заблаговременного получения сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований.
Количество нарушений, связанных с некачественным осуществлением функций технического заказчика (в частности строительный контроль), составило 585.
В отношении объектов, на которые выдача разрешения на строительство не требуется, в результате проверки на предмет соблюдения требований правил землепользования и застройки, документации по планировке территории в соответствии с ч. 6.2 ст. 54 ГрК РФ в органы местного самоуправления направляются уведомления о выявлении самовольной постройки без составления протокола по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ. За отчетный период общее количество направленных уведомлений в отношении проверенных в соответствии с ч. 1.1 ст. 54 ГрК РФ объектов капитального строительства составило 120.
II. Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников строительной отрасли
В соответствии с п. 14 постановления Губернатора Московской области от 12.03.2020 N 108-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области" (в редакции постановления от 30.06.2020 N 306-ПГ) организации, осуществляющие выполнение строительных работ, деятельность которых имели право возобновить строительство, направив в Главгосстройнадзор Московской области уведомление о готовности объекта к возобновлению работ и соблюдению требований Стандарта организации работы на строительных площадках в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденного распоряжением заместителя Председателя Правительства Московской области (далее - Стандарт).
Стандарт обеспечивал создание безопасных условий труда при проведении строительных работ при соблюдении ряда профилактических мер, таких как: доступ на строительную площадку (в том числе пропускной режим и контроль температуры прибывающих работников, исключение доступа посторонних лиц и разобщение бригад по графику), контроль состояния здоровья работников (в том числе организация медицинского пункта, осмотр работников на предмет наличия признаков ОРВИ, ведение соответствующих журналов), обеспечение личной гигиены работников и дезинфекции помещений (в том числе регулярная дезинфекция инструмента и контактных поверхностей, организация места для мытья и дезинфекции рук, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, мероприятия по сбору использованных СИЗ), организация рабочего процесса (в том числе разработка графиков поставки строительных материалов, графика производства работ, схем передвижения работников с целью минимизации контакта между бригадами и работниками внутри бригад), разобщение работников при организации питания, использовании мест общего пользования.
В случае выявления при проверках нарушений требований Постановления 108-ПГ или Стандарта Главгосстройнадзором Московской области возбуждались дела об административных правонарушениях по ст. 20.6.1 КоАП РФ. По состоянию на 23.07.2020 было возбуждено 30 таких дел. Рассмотрение дел, возбужденных Главосстройнадзором Московской области по данной статье, осуществлялись районными судами.
Постановлением Губернатора Московской области от 23.07.2020 N 344-ПГ о внесении изменений в Постановление 108-ПГ была исключена обязанность по направлению уведомления о готовности объекта к возобновлению работ и соблюдении требований Стандарта. В настоящее время организации, осуществляющие деятельность в области выполнения строительных (ремонтных) работ, работ по благоустройству, в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, осуществляют такую деятельность с обязательным соблюдением Методических рекомендаций "МР 3.1/2.2.0172/2-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников строительной отрасли. Методические рекомендации", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18.04.2020.
Постановлением 108-ПГ данные рекомендации наделены силой нормативно-правового акта, обязательного для исполнения на территории Московской области. Контроль за соблюдением данных рекомендаций при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства возложен на Главгосстройнадзор Московской области, который в соответствии с Положением о государственном строительном надзоре в Российской Федерации наделен полномочиями по надзору за соблюдением законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и возбуждению дел по ст. 6.3 КоАП РФ, которые передавались на рассмотрение в Роспотребнадзор. Главгосстройнадзор был лишен права возбуждения дел об административном правонарушении по ст. 20.6.1 КоАП РФ.
С 07.10.2020 на основании постановления Губернатора от 07.10.2020 N 434-ПГ в случае выявления при проверках нарушений требований Постановления 108-ПГ, включая методические рекомендации Главного санитарного врача Российской Федерации, Главгосстройнадзор Московской области вновь получил полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях по ст. 20.6.1 КоАП РФ.
По состоянию на 01.12.2020 возбуждено 58 таких дел (30 дел до 23.07.2020 и 28 дел с 07.10.2020).
III. Государственный строительный надзор и строительный контроль
Одной из целей профилактической деятельности в сфере государственного строительного надзора является последовательное снижение повторных нарушений обязательных требований у подконтрольных субъектов в части некачественного осуществления строительного контроля как лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик), застройщиком (техническим заказчиком) непосредственно либо отдельным лицом, осуществляющим строительный контроль, по договору с застройщиком либо техническим заказчиком.
В соответствии с Федеральным законом N 294, Стандартом комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденным протоколом заседания проектного комитета приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27.03.2018 N 2, проведением административной реформы в Московской области, утвержденной Правительством Московской области от 30.12.2014 N 1201/52 (целевая модель), при проведении проверок Главгосстройнадзором Московской области поднадзорных объектов количество нарушений обязательных требований, вызванных некачественным осуществлением строительного контроля подрядчика/заказчика, должно неуклонно снижаться, а качество строительного контроля расти. Однако в последнее время данный положительный процесс замедлился: согласно статистическим данным, в III квартале 2020 года произошел скачок таких нарушений относительно I и II квартала, в результате за 2 полугодие таких нарушений было выявлено 1310 по сравнению с 520 нарушениями за 1 полугодие, что на 60% больше.
I кв. 2020 |
II кв. 2020 |
III кв. 2020 |
IV кв. 2020 |
371 |
149 |
725 |
585 |
1 полугодие 2020 |
1 полугодие 2020 |
||
520 |
1310 |
На постоянной основе Главгосстройнадзором Московской области организовано консультирование поднадзорных субъектов на публичном портале государственных и муниципальных услуг (ГОСУСЛУГИ) Московской области (онлайн-ресурс публичной связи "ЗАДАЙ ВОПРОС куратору"), от участников строительства поступают вопросы, свидетельствующие о наличии в профессиональном сообществе непонимания некоторых аспектов правоприменительной практики Главгосстройнадзора Московской области в сфере строительного контроля.
Действительно, в августе 2018 года из предмета государственного строительного надзора, определенного п. 1 ч. 2 ст. 54 ГрК РФ, исключена проверка выполнения работ, требований технических регламентов, однако согласно действующей редакции п. 3 данной части подлежит проверке выполнения лицом, осуществляющим строительство, требований ч. 3 ст. 54, согласно которой: "Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации".
Содержание основной статьи КоАП РФ, применяемой Госстройнадзором Московской области при составлении протоколов об административном правонарушении, - 9.4 КоАП РФ не изменилось: "Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий". При выявлении данного состава правонарушения при проведении проверки согласно требованиям п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ инспектор обязан возбудить дело об административном нарушении при непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, проводя проверку соответствия выполнения работ требованиям проектной документации, при выявлении нарушения проектной документации зачастую параллельно выявляются нарушения при проведении строительного контроля как самого подрядчика, так и строительного контроля со стороны заказчика. При том, что строительный контроль подрядчика/заказчика работой, оказывающей влияние на безопасность зданий и сооружений согласно приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, не является, в ч. 9.4 КоАП РФ слово "работа" отсутствует. Таким образом, для применения данной статьи к участнику строительства, чье действие либо бездействие образовало состав административного правонарушение, факт непосредственного выполнения работ таким участником строительства не требуется.
О порядке изменения и утверждения проектной документации мы говорили на прошлых встречах, рассматривали, какие процедуры в отношении изменяемой проектной документации должны производиться, чтобы такая документация могла быть правомерно исполнена подрядчиком. Необдуманное с точки зрения действующего законодательства исполнение рабочей документации без ознакомления с утвержденным проектом приводит к нарушению обязательных требований, что не допустимо при производстве строительно-монтажных работ.
Если вопрос с применением измененной проектной документации, которая в силу нарушения предусмотренных ГрК РФ процедур не является действительной, на сегодня достаточно проработан, то применение статьи 9.4 КоАП РФ по наступлению ответственности за нарушение в части строительного контроля подрядчиком/заказчиком требует пояснений для участников строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Во-первых, требования к проведению строительного контроля могут содержаться в проектной документации, тогда связь ст. 9.4 КоАП РФ и выполнение требований по строительному контролю связаны напрямую.
Предлагаю рассмотреть нарушение в области строительного контроля, связанные с нарушением требований технических регламентов и документов по стандартизации (на примере "Технического регламента о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 N 384-ФЗ).
Выполнение перечня национальных стандартов и сводов правил, утверждаемого постановлением Правительством РФ 1 раз в 5 лет, и в настоящее время установлено постановлением от 04.07.2020 N 985, на обязательной основе обеспечивает соблюдение Федерального закона N 384. Нарушение требований любого из них подпадает под ст. 9.4 КоАП РФ.
Требования по осуществлению строительного контроля содержатся главным образом в Федеральном законе N 384.
Так, согласно п. 3 ч. 1 и ч. 7 ст. 39 Федерального закона N 384 обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме строительного контроля в соответствии с правилами и в сроки, которые установлены законодательством о градостроительной деятельности.
Главным элементом градостроительного законодательства РФ является Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Согласно ч. 2, 4, 8 ст. 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщиком, техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда должен проводиться строительный контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей составляются акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством РФ.
Необходимо обратить Ваше внимание на обязательные требования в части строительного надзора следующих положений:
- Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468;
- Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54.
Пп. "г" п. 6 и п. 12 Положения (Постановление 468), согласно которым строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает совместное с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточную приемку возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов.
Пп. "б" п. 13 Положения (Постановление 54), согласно которому установлено, что состав и порядок ведения исполнительной документации, а также форма и порядок ведения общего и (или) специальных журналов устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Таким образом, Федеральным законом N 384 в настоящее время установлена обязательность исполнения требований:
- РД-11-02-2006. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128,
- РД-11-05-2007. Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, утвержденный приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 N 7.
Вывод из рассмотренных нормативных правовых актов: нарушение подрядчиком/заказчиком требований утвержденной проектной документации, контрольных мероприятий при проведении строительного контроля сопровождается нарушением в области строительного контроля с их стороны, что влечет за собой административную ответственность. Соответственно, это относится не только к некачественно выполненным работам либо работам, выполненным с отклонениями от проекта, в приемке или освидетельствовании которых участвовал строительный контроль подрядчика/заказчика, но и работам, письменные замечания к которым стройконтролем подрядчика/заказчика предъявлены не были.
Так, согласно п. 8.4 РД-11-05-2007 в специальный раздел общего журнала работ включаются все данные о выявленных строительным контролем недостатках при выполнении работ, а также сведения об устранении указанных недостатков. Согласно ч. 6 ст. 52 подрядчик обеспечивать устранение выявленных недостатков и не может приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков.
Таким образом, отсутствие подписи стройконтроля на акте освидетельствования работы, выполненной с нарушениями, даже не скрытой последующими работами, и устное замечание подрядчику не освобождает от ответственности за нарушения, допущенные подрядчиком/заказчиком из-за недостаточного качества строительного контроля.
IV. Причинение вреда жизни или здоровью людей при осуществлении строительства, реконструкции на строительных площадках
С точки зрения контроля за соблюдением мероприятий по безопасному ведению работ долгое время ситуация оставалась достаточно напряженной, что привело к усилению мер по профилактической работе со стороны Главгосстройнадзора Московской области.
С июля 2020 года Федеральный закон N 294 предоставил Главгосстройнадзору Московской области как контрольно-надзорному органу при выявлении правонарушений без взаимодействия с юридическим лицами и индивидуальными предпринимателями при проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований субъектами надзора пользоваться открытыми источниками информации, а также получать такие сведения в рамках единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе с органами трудовой инспекции.
И если до июля 2020 единственным источником получения информации о происшествиях было предусмотренное ст. 53 ГрК РФ извещение об аварийной ситуации, то в настоящее время, получив из допустимого источника информацию о любом происшествии, повлекшем причинение вреда жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом ценностям, мы проводим административное расследование или, если этого требует закон, внеплановую проверку, по результатам которых при выявлении правонарушений составляются протоколы. В соответствии Порядком установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 30.11.2018 N 848/41, создаются технические комиссии Главгосстройнадзора Московской области по установлению причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности. При этом подлежат установлению причины всех нарушений законодательства о градостроительной деятельности, повлекших причинение вреда в том числе жизни и здоровью людей, независимо от источника информации.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного постановления Правительства Московской области от 30.11.2018 вместо "848/41" следует читать "847/41"
Так в 2020 году в связи с причинением вреда жизни и здоровью людей на стройплощадках было создано 13 технической комиссий по установлению причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности, 2 из них продолжают свою работу.
Подтверждено заключениями технических комиссий 3 аварии и 8 несчастных случаев.
В результате нарушения требований проекта (несчастные случаи) и аварий:
- погибло 8 человек;
- причинение тяжелой степени вреда здоровью - 6 человек,
- причинение легкой степени вреда здоровью - 7 человек.
При проведении проверок должностные лица прежде всего акцентируют внимание на предупреждении нарушений, проводят разъяснительную работу по вопросам, касающимся полномочий Главгоссторйнадзора Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 9 декабря 2020 г. N 186 "Об утверждении обобщенной правоприменительной практики осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области за IV квартал 2020 года"
Текст приказа опубликован на сайте Главного управления государственного строительного надзора Московской области (http://gusn.mosreg.ru) 15 декабря 2020 г.