Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "***" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "***" (далее - Заказчик), конкурсной комиссией ГКУ "***" (далее - Конкурсная комиссия), Департамента *** (далее - Уполномоченный орган), АО "***" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "***" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) ***) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, Конкурсной комиссии, Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа, Конкурсной комиссии:
1. Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки участника закупки с идентификационным номером "***" соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
2. Конкурсной комиссией ненадлежащим образом проведена оценка заявки участника закупки с идентификационным номером "4" по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 1) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1);
3. Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией исполнено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 26.10.2020 N 20/44/105/1816 (далее - Предписание) с нарушением регламентированного срока;
4. Заказчиком, Уполномоченным органом размещена Конкурсная документация, не соответствующая требованиям Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа, Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган, Конкурсная комиссия, Оператор электронной площадки действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, Оператора электронной площадки 15.12.2020 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 16.12.2020.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 10.08.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) источник финансирования - за счет бюджетных средств, КБК - ***;
4) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 05.10.2020;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
7) победителем Конкурса признано АО "***" (далее - Победитель) с предложением о цене государственного контракта в размере *** рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных статьей 56.1 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 54.7 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией:
1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;
2) в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;
3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе;
5) в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 5 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе.
Извещением о закупке установлены, в том числе дополнительные требования, предъявляемые к участникам Конкурса в соответствии с пунктом 5 приложения N 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Согласно пункту 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту, и (или) сносу особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 100 млн. рублей устанавливается требование о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту, и (или) сносу одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится соответствующий конкурс.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 04.12.2020 N *** заявка Победителя признана соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что заявка Заявителя признана соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе, поскольку в составе заявки Победителя представлен, в том числе государственный контракт на выполнение подрядных работ по строительству объекта: "***" с ценой *** рублей.
Кроме того, в составе заявки Заявителя по данному контракту представлены акты, подтверждающие стоимость выполненных работ на общую сумму *** рубля, акты приемки объектов капитального строительства, разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию. При этом, последний акт приемки объекта капитального строительства (этап 1.7) подписан 08.10.2018, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию получено 24.05.2019.
Вместе с тем, Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, свидетельствующих о том, что заявка Победителя не соответствует требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Конкурсной комиссией ненадлежащим образом проведена оценка заявки Победителя по Показателю N 1 Критерия N 1.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с документацией о проведении Конкурса:
1) "Цена контракта" - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,6;
2) Критерий N 1- значимость критерия 40%, коэффициент значимости 0,4.
Согласно Конкурсной документации Критерий N 1 содержит Показатель N 1, в рамках которого установлен следующий порядок оценки заявок, а именно: "Оценивается общая стоимость исполненных контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к линейным объектам капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки.
При оценке предложений участника закупки учитывается опыт выполнения работ в качестве генерального подрядчика за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе по контрактам (договорам), каждый из которых заключен на сумму не менее 25% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка (оцениваются только исполненные контракты (договора)).
Сведения об опыте выполнения работ предоставляются в любой удобной форме или в соответствии с рекомендованной Заказчиком формой 2 раздела VI. образцы рекомендуемых форм и документов для заполнения участниками закупки и подтверждаются представлением копий следующих документов:
- контрактов (договоров) на выполнение работ, в которых указан установленный срок выполнения работ и их стоимость, а также дополнительные соглашения к контрактам (договорам) в части изменения сроков и стоимости выполнения работ (при наличии);
- актов приемки и/или иных документов, предусмотренных контрактами (договорами) на выполнение работ, подтверждающих приемку законченного строительством, реконструкцией объекта капитального строительства (промежуточные акты приемки и/или иные промежуточные документы не считаются такими актами (документами)), содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающих стоимость исполненных контрактов (договоров);
- разрешений на ввод объектов в эксплуатацию по указанным контрактам (договорам) (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
При отсутствии хотя бы одного из перечисленных документов данный объект не учитывается при оценке заявки участника.
Согласно Протоколу, Победителю присвоено 100 баллов.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в составе заявки Победителя представлен, в том числе государственный контракт на выполнение подрядных работ по строительству объекта: "***" с ценой *** рублей.
Кроме того, в составе заявки Заявителя по данному контракту представлены акты, подтверждающие стоимость выполненных работ на общую сумму *** рубля, акты приемки объектов капитального строительства, разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию. При этом, последний акт приемки объекта капитального строительства (этап 1.7) подписан 08.10.2018, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию получено 24.05.2019, в связи с чем Конкурсной комиссией присвоено заявке Победителя 100 баллов.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией исполнено Предписание с нарушением регламентированного срока.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Комиссии ФАС России от 26.10.2020 N 20/44/105/1816 (далее - Решение) по результатам рассмотрения жалобы Победителя в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем применении порядка оценки в отношении заявки Победителя.
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки для устранения указанного нарушения выдано Предписание согласно которому в срок до 09.11.2020 необходимо, в том числе, отменить протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 12.10.2020 N ***1, протокол подведения итогов конкурса с ограниченным участием в электронной форме от 13.10.2020 N ***2 (далее - Протоколы) и осуществить рассмотрение и оценку вторых частей заявок участников закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом Решения.
На заседании Комиссии установлено, что 05.11.2020 Заказчиком, Уполномоченным органом отменены Протоколы, при этом рассмотрение и оценка вторых частей заявок осуществлена Конкурсной комиссией 04.12.2020.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Арбитражным судом города Москвы 12.11.2020 в отношении Предписания приняты обеспечительные меры, которые отменены 18.11.2020, в связи с чем Предписание исполнено после снятия судебным органом соответствующих мер.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, Конкурсной комиссии не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом размещена Конкурсная документация, не соответствующая требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, датой окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе является 05.10.2020. Вместе с тем, жалоба направлена Заявителем в ФАС России 10.12.2020, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
На основании изложенного, в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе указанный довод Заявителя на положения документации о закупке Комиссией не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "***" необоснованной.
2. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе довод Заявителя, указанный в пункте 4 мотивировочной части решения оставить без рассмотрения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 декабря 2020 г. N 20/44/105/2146 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был