Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "***" (далее - Заявитель) на действия Федерального фонда *** (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "***" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку средств вычислительной техники для развития государственной информационной системы *** (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) ***) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлен запрет на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 N 1746 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1746);
2. Заказчиком неправомерно в описании объекта закупки установлены технические (функциональные) характеристики товаров, не предусмотренные позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог), в силу принадлежности закупаемых товаров к перечню продукции, включенной в постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Перечень, Постановление N 878);
3. Заказчиком в документации об Аукционе установлен неисполнимый срок поставки оборудования;
4. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к техническим (функциональным) характеристикам товара "Криптографический сервер тип 1", совокупность которых соответствует продукции единственного производителя ООО "Код Безопасности";
5. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не применен запрет в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236), в связи с чем ненадлежащим образом размещено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Обоснование невозможности применения Постановления N 1236);
6. Заказчиком ненадлежащим образом осуществлено формирование начальной (максимальной) цены контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 03.12.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) источник финансирования - бюджетные средства, КБК - ***;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 11.12.2020;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, допущенные к участию в Аукционе;
7) дата проведения Аукциона - 14.12.2020;
8) во время проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона, которые признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
9) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене контракта в размере *** рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлен запрет на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 1746.
Согласно пункту 1 Постановления N 1746 установлен запрет на допуск программно-аппаратных комплексов систем хранения данных, относящихся к коду по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных" (далее - ОКПД 2), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На заседании Комиссии установлено, что объектами закупки являются коммутатор с кодом ОКПД 2 26.30; ленточная библиотека, сервер, серверное шасси, блейд-сервер, криптографический сервер, KVM-консоль, средство криптографической защиты информации с кодом ОКПД 2 26.20.
При этом коды ОКПД 2 закупаемых товаров не включены в перечень товаров с кодами ОКПД 2, в отношении которых установлен запрет в соответствии с Постановлением N 1746, в связи с чем положения Постановления N 1746 не применяются при проведении Аукциона.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно в описании объекта закупки установлены технические, функциональные характеристики, не предусмотренные позициями Каталога в силу принадлежности закупаемых товаров к перечню продукции, включенной в Постановление N 878.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), а также правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно пункту 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции наименование товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
При этом согласно пункту 5 Правил использования каталога в редакции от 01.07.2020 заказчик при осуществлении закупки товаров, отнесенных к перечню продукции, указанной в Постановлении N 878, не вправе применять дополнительные технические (функциональные) характеристики товаров, не предусмотренные позициями каталога.
Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 1909 в пункт 5 Правил использования каталога внесены изменения, согласно которым указанный запрет на включение дополнительной информации в описание объекта закупки применяется исключительно в случае установления ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 878.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с положениями документации об Аукционе объектом закупки является поставка средств вычислительной техники для развития государственной информационной системы обязательного медицинского страхования (ГИС ОМС) для нужд Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
При этом в соответствии с техническим заданием документации об Аукционе в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена поставка товаров, отнесенных к перечню продукции, поименованной в Постановлением N 878 и в отношении которой в Каталоге сформированы соответствующие позиции.
Вместе с тем Заказчиком в составе документации об Аукционе размещено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 878.
При этом извещение о проведении Аукциона размещено 03.12.2020, в связи с чем Заказчик в силу пункта 5 Правил использования каталога в редакции от 27.11.2020 вправе использовать при описании объекта закупки дополнительные технические (функциональные) характеристики, не предусмотренные позициями каталога.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлен неисполнимый срок поставки оборудования.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 7 информационной карты документации об Аукционе срок поставки товара до 31.12.2020.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что установление вышеуказанного срока обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств о том, что Заказчиком документации об Аукционе установлен неисполнимый срок поставки оборудования, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товара "Криптографический сервер тип 1", которым в совокупности соответствует продукция только одного производителя ООО "***".
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Комиссией установлено, что пунктом 12 таблицей 3 технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товару "Криптографический сервер тип 1".
Вместе с тем представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих о несоответствии указанным требованиям продукции других производителей, в связи с чем довод жалобы своего подтверждения не нашел.
5. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не применен запрет в соответствии с Постановлением N 1236, в связи с чем ненадлежащим образом размещено Обоснование невозможности применения Постановления N 1236.
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, если в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр российского программного обеспечения) отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке.
Комиссией установлено, что пунктом 11 таблицей 3 технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товару "Система виртуализации тип 1".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил о том, что в соответствии с Законом о контрактной системе Заказчиком в документации об Аукционе размещено Обоснование невозможности применения Постановления N 1236.
При этом Заявителем на заседании Комиссии не представлено сведений, подтверждающих наличие программного обеспечения в Реестре российского программного обеспечения, соответствующего тому же классу программного обеспечения, которое планируется Заказчиком к закупке, а также не представлено сведений о неправомерности формирования Обоснования невозможности применения Постановления N 1236.
Таким образом, на основании вышеуказанного Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом осуществлено формирование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в том числе в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Учитывая изложенное, довод Заявителя о ненадлежащем формировании начальной (максимальной) цены контракта не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "***" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 декабря 2020 г. N 20/44/105/2160 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был