Руководствуясь статьей 8.2. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об осуществлении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад обобщенной правоприменительной практики регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Брянской области за 2020 год.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя директора департамента природных ресурсов и экологии Брянской области Калмыкова Н.Н.
Директор департамента |
Т.Н. Цыганок |
Доклад
"об обобщенной правоприменительной практике в области регионального государственного экологического надзора на территории Брянской области за 2020 год"
Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области (далее - департамент) является исполнительным органом государственной власти Брянской области, участвующим в проведении государственной политики Брянской области и осуществляющим государственное управление в сфере охраны окружающей среды, использования и охраны водных объектов, в сфере недропользования, в сфере особо охраняемых природных территорий, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в данных сферах в соответствии с федеральным законодательством.
Департаментом в установленной сфере деятельности проводятся:
- проверки (плановые/внеплановые, документарные/выездные);
- мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (рейдовые осмотры, обследования);
- административное производство, в т.ч. административные расследования.
- профилактические мероприятия (предостережения, семинары по правоприменительной практике).
Для устранения выявленных в ходе проверок нарушений выдаются предписания по их устранению и проводятся проверки их исполнения.
В Российской Федерации ведется активная работа по снижению избыточной административной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства.
Так, например, из ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей департамента начиная с 2015 года полностью исключаются плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства.
За 2020 год департаментом в части осуществления государственного экологического надзора (контроля) проведено 244 надзорных мероприятий из них:
плановые проверки - 6;
рейдовых обследований - 37;
административных расследований - 3;
проверок совместных с прокуратурой и органами МВД -198.
К административной ответственности привлечено 181 лиц из них:
юридических лиц. - 9;
должностных лиц - 102;
индивидуальных предпринимателей - 13;
физических лиц. - 58.
Наложено штрафов: на сумму: 2 592,0 тыс. руб.
Взыскано штрафов: на сумму: 2 497,11 тыс. руб. (с учетом задолженности за 2019 год).
В связи с переходом на планирование и проведение проверок по объектам негативного воздействия на окружающую и категориям риска, зависящим от степени негативного воздействия объекта, природопользователи при выявлении нарушений требований природоохранного законодательства РФ на разных объектах ОНВОС несут административную ответственность по каждому объекту отдельно, а не в целом юридическое лицо.
Обращения граждан
Отдельное направление работы департамента - рассмотрение обращений граждан в сфере деятельности департамента. Ни одно из поступающих в адрес департамента обращений не остается без внимания. Анализ проведенных надзорных мероприятий показывает, что общее количество нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации ежегодно возрастает, что приводит к многочисленным жалобам граждан в различные инстанции.
Количество обращений граждан и организаций
Действия |
Количество обращений граждан и организаций |
||
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
|
Всего, в т.ч. |
181 |
357 |
434 |
рассмотрено |
159 |
333 |
384 |
Направлено по подведомственности |
22 |
24 |
50 |
Основные темы обращений, поступивших в департамент:
- нарушение требований по охране водных объектов и режима их водоохранных зон (до 30%);
- нарушение правил обращения с отходами производства и потребления (до 65%).
В этой части департамент активно сотрудничает с Брянским отделением Общероссийского народного фронта, Приокским межрегиональным управлением Федеральной службы в сфере природопользования, Брянской природоохранной прокуратурой, депутатами Брянской областной Думы и администрациями муниципальных образований. Информация, не относящаяся к компетенции департамента, направляется в соответствующие органы для рассмотрения по подведомственности и принятия мер.
Региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием охраной недр
В ведении департамента находится 569 лицензий на право пользования участками недр местного значения, в том числе 118 лицензий на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых и 451 лицензия на право пользования недрами с целью разведки добычи пресных подземных вод. Типовые нарушения в области охраны недр характерны как для субъектов малого предпринимательства, так и для крупных предприятий:
- пользование недрами в отсутствие подготовленной, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документации;
- не проведение в установленном порядке мониторинга подземных вод: не проводятся наблюдения за качеством питьевых подземных вод и динамическим уровнем подземных вод (отсутствует устройство для наблюдений за уровнем);
- в уполномоченные органы сдается не в срок, либо вовсе не сдается установленная отчетность (4-ЛС, отчет о выполнении условий лицензии, квартальная отчетность об условиях использования подземных вод).
Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов
Рациональное использование и охрана водных ресурсов является одним из важнейших условий устойчивого развития Брянской области. В рамках федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" (далее - ФЦП) реализуются мероприятия по капитальному ремонту комплексов ГТС. С 2012 года произведен капитальный ремонт 15 таких объектов в Брянской области. В 2020 году реализовывалось 2 мероприятия капитального ремонта: ГТС в н.п. Дятьково (2019 - 2020 гг.) и Климово (2020 - 2021 гг.).
Ежегодно департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области совместно с Приокским межрегиональным управлением Федеральной службы в сфере природопользования, ГУ МЧС России по Брянской области и отделом водных ресурсов по Брянской области Московско-Окского БВУ проводятся предпаводковые обследования возможных зон подтопления на предмет выявления нарушений в части охраны водных объектов.
К числу типовых и массовых нарушений, выявляемых на территории Брянской области можно отнести нарушение требований к охране водных объектов, которые могут повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение вследствие нарушения правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (очистных сооружений). Данное нарушение напрямую связано с изношенностью очистных сооружений.
В рамках взаимодействия с Федеральным агентством водных ресурсов департаментом в текущем году реализовывались программные мероприятия в отношении федеральных водных объектов.
В 2020 году проведены мероприятия по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Судость, Ипуть, Болва в пределах Брянской области. (958,8 км.). Таким образом, общая протяженность береговых линий водных объектов, определенная в ходе аналогичных работ с 2017 года включительно составляет 3 384,9 км.
Анализ проведенных надзорных мероприятий показывает, что общее количество нарушений водного законодательства ежегодно возрастает, что приводит к многочисленным жалобам граждан в различные инстанции. В первую очередь это нарушения требований по охране водных объектов и требований по соблюдению режима водоохранных зон.
Разрешительная деятельность.
В рамках возложенных полномочий по предоставлению государственных услуг департаментом за 2020 год осуществлены следующие функции:
- предоставлено право пользования водными объектами на территории Брянской области - 114 водопользователям. Из них на основании действующих договоров водопользования - 52; на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование - 119.
За истекший период 2020 года в департамент поступило на рассмотрение 56 заявлений на предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности: на основании договоров водопользования. - 13, на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование - 53.
Направлено заявителям мотивированных отказов в предоставлении водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование - 7.
Основными причинами мотивированных отказов являются несогласование территориальным органом Росрыболовства проектов условий использования водных объектов и предоставление заявочных материалов с нарушением требований водного законодательства. Предоставлено право пользования участками недр местного значения с целью геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых 118 недропользователям.
За истекший период 2020 года департаментом для геологического изучения предоставлено право пользования недрами 9 недропользователям. Первооткрывателям без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых месторождений ОПИ департаментом предоставлено 3 лицензии.
Предоставлено право пользования 86 участками недр местного значения с целью поисков, оценки и добычи пресных подземных вод. За истекший период 2020 года в департамент поступило на рассмотрение 96 заявочных материалов на оформление лицензий. Заявителям направлено 10 отказов в рассмотрении материалов. Основными причинами отказов является предоставление заявочных материалов
с нарушением требований законодательства (представлен неполный перечень необходимых сведений).
Государственный надзор в области обращения с отходами
Предметом проверки соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами являются обязательные для исполнения положения Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также нормы иных законодательных и подзаконных актов, регулирующих сферу деятельности в области обращения с отходами.
Среди типовых нарушений в области обращения с отходами можно выделить:
- отсутствие паспортов отходов I-IV класса опасности;
- несанкционированное размещение отходов;
- отсутствие обучения у персонала, допущенного к обращению с опасными отходами;
- отсутствие учета и отчетности в области обращения с отходами.
Отдельной строкой в надзорной деятельности проходит работа по реализации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных несанкционированным размещением отходов производства и потребления на территории Брянской области.
В данной части департаментом о недопустимости нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям внесено 9 предостережений.
Проведена рекультивация 2-х объектов накопленного вреда окружающей среде (Мичуринского полигона ТКО и свалки в г. Жуковка). На 2021-22 годы департаментом планируется ввод в эксплуатацию 3 новых полигонов (Злынковском, Красногорском и Выгоничском районах), и завершение строительства полигона ТКО в Погарском и Карачевском районах.
Кроме того, региональной программой в области обращения с твердыми коммунальными отходами предусматривается строительство 2-й очереди полигонов ТКО в г. Брянске пос. Большое Полпино и Трубчевском районах. В целях снижения объемов размещения ТКО на полигонах в рамках данной программы в целях снижения объемов захоронения ТКО на полигонах, предусмотрено строительство 13 мусоросортировочных линий из них: мусоросортировочная линия в Комаричском районе построена и введена в эксплуатацию в 2020 году.
Региональным оператором по обращению с ТКО АО "Чистая планета" за счет собственных средств начато строительство 2 мусоросортировочных станций с площадками компостирования в Трубчевском и Суражском районах и мусоросортировочной станции в Жуковском районе общей мощностью 75 тыс. т. Ввод в эксплуатацию данных объектов планируется в 1-ом полугодии 2021 года.
На 2021 год региональным оператором планируется строительство 2 мусоросортировочных станций в Клинцовском и Новозыбковском городских округах, мощностью 75 тыс. т в год. Кроме того, разработка проектно-сметной документации на строительство 2-й очереди полигона ТКО в пос. Большое Полпино г. Брянска с площадкой компостирования.
За 2020 год департаментом совместно с органами местного самоуправления в ходе плановых рейдовых осмотров территорий муниципальных образований Брянской области выявлено 218 несанкционированных навалов мусора на площади 14,3678 га, из них ликвидировано - 201 навал, в т.ч. выявленных в 2019 году на площади 13,1324 га.
Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха
К типовым и массовым нарушениям, выявляемым при осуществлении государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, относятся:
- отсутствие инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
Указанное нарушение зачастую происходит по причине безответственного и пренебрежительного подхода природопользователей к необходимости проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а иногда из-за незнания требований природоохранного законодательства или отсутствия средств.
Кроме того, значительный блок нарушений связан с нарушениями охраны атмосферного воздуха в части несоблюдения экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Следует отметить, что порядок организации проведения надзорных мероприятий в области охраны атмосферного воздуха зачастую обусловлен следующими факторами:
- кратковременная периодичность залповых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- отсутствие в обращениях достоверной информации о действительном источнике загрязнения атмосферного воздуха;
- большая часть жалоб граждан сводится к неприятному запаху в воздухе, что не является пока нормируемой величиной и не позволяет достоверно установить превышения концентраций загрязняющих веществ. В настоящее время работа по нормированию запаха в составе выбросов проводится федеральными уполномоченными органами, но пока не решена.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих НВОС.
Одной из мер, направленных на профилактику нарушений природоохранного законодательства является учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. По своей сути данное мероприятие является одним из основных шагов к переходу на риск-ориентированный подход при осуществлении надзорных мероприятий.
Департамент начал осуществлять прием заявок о постановке объектов на учет с сентября 2016 года. При осуществлении данной работы в наш адрес поступало огромное количество вопросов как в части определения категорийности объектов, так и в части работы программно-технического обеспечения.
В целях доведения информации о постановке объектов ОНВОС на государственный учет до природопользователей нами были организованы ежедневные консультации. Вся необходимая информация размещена на ведомственном сайте в сети интернет.
Специалистами департамента проводились на различных площадках учебные и информационные семинары по регистрации объектов ОНВОС.
На текущий период 2020 года на территории Брянской области на региональный государственный учет поставлено 1449 объектов.
Всем объектам НВОС, подлежащим региональному экологическому надзору на территории области, присвоены соответствующие категории риска: объектов чрезвычайно высокого риска - 0 шт., высокого - 0, значительного - 4, среднего - 15, умеренного и низкого - 1362
Реализуются мероприятия по актуализации сведений, содержащихся в реестре.
Обращаем Ваше внимание, что работа по постановке на учёт объектов ОНВОС не прекращена! При выявлении случаев не постановки на учет объектов ОНВОС виновные лица привлекаются к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ, а в случае выявления недостоверной, искаженной информации по статье 8.5 КоАП РФ. При выявлении нарушений на объектах при проверке обязательных требований законодательства, по результатам которых вынесены постановления и привлечены лица к административной ответственности, виновному юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю одну ступень увеличивается категория риска объекта, что ведет к сокращению периода между проверками.
В настоящий момент продолжается реформа, в которой основной акцент сделан на смену ориентиров, уход от палочного, линейного надзора, в поле дистанционного взаимодействия, смещению вектора в сторону профилактики нарушений и предотвращению ущерба. Ключевая задача, стоящая сегодня перед департаментом сделать экологический надзор предупредительным и ресурсосберегающим, понятным как бизнесу, так и простым гражданам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 30 декабря 2020 г. N 617 "Об утверждении доклада обобщенной правоприменительной практики регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Брянской области за 2020 год"
Вступает в силу с 30 декабря 2020 г.
Текст приказа опубликован не был