Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Для целей настоящей Программы используются следующие основные понятия:
а) "профилактическое мероприятие" - совокупность мер правового, организационного, информационного и иного характера, проводимых МВД России и (или) его территориальными органами в целях предупреждения возможного нарушения обязательных требований работодателем либо заказчиком работ (услуг) при привлечении (использовании) иностранных работников, прибывших на территорию Российской Федерации (далее - подконтрольные субъекты), направленных на снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям и отвечающих следующим признакам:
реализация в отношении конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
отсутствие принуждения и рекомендательный характер для подконтрольных субъектов;
отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых они реализуются;
направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
отсутствие организационной связи с контрольно-надзорными мероприятиями;
б) "обязательные требования" - требования к деятельности подконтрольных субъектов, к их персоналу, имеющие обязательный характер и установленные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами МВД России, а также иными нормативными документами (далее - акты, содержащие обязательные требования);
в) "охраняемые законом ценности" - обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления, безопасность государства, свобода экономической деятельности;
г) "подконтрольная сфера" - состояние охраняемых законом ценностей в соответствующей сфере регулирования;
д) "подконтрольная среда" - юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории субъекта Российской Федерации, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору).
4. МВД России осуществляет профилактические мероприятия с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны и иной охраняемой законом тайны.
II. Цели, задачи и принципы проведения профилактических мероприятий
1. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
повышение прозрачности деятельности МВД России при осуществлении государственного контроля;
снижение административных и финансовых издержек МВД России и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
снижение уровня причиняемого вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов государства и минимизацию неоправданного вмешательства контрольно-надзорных органов в деятельность подконтрольных субъектов.
2. Проведение МВД России и (или) его территориальными органами профилактических мероприятий направлено на решение следующих задач:
формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольной деятельности;
инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов (объектов) и оценка состояния подконтрольной сферы;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
3. Профилактические мероприятия МВД России планируются и осуществляются на основе соблюдения следующих базовых принципов:
принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований и др.;
принцип информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий), за исключением информации, которая содержит сведения, составляющие государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;
принцип вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с МВД России по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
принцип полноты охвата - включение в программу профилактических мероприятий максимального числа подконтрольных субъектов;
принцип обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий всеми контрольно-надзорными органами по всем видам контроля (надзора);
принцип актуальности - регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных достижений науки и технологий при их проведении;
принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.) и объектов;
принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
III. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной сферы
Общее количество субъектов надзора за 9 месяцев 2019 года составило 2,4 млн.
В перечень обязательных требований в сфере миграции, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям входит:
- оформление разрешения на привлечение и использование иностранных работников (Федеральный закон N 115-ФЗ);
- оформление трудовых договоров либо гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами и лицами без гражданства (Федеральный закон N 115-ФЗ);
- направление уведомлений в территориальный орган МВД России о заключении (расторжении) трудовых договоров либо гражданско-правовых договоров на выполнение (оказание услуг) со всеми иностранными работниками (Федеральный закон N 115-ФЗ);
- направление уведомления в территориальный орган МВД России об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам (Федеральный закон N 115-ФЗ);
- направление уведомлений в территориальный орган МВД России о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года иностранным гражданам, обучающимся в Российской Федерации очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (Федеральный закон N 115-ФЗ);
- направление уведомления в территориальный орган МВД России о предоставлении академического отпуска иностранному гражданину, обучающемуся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (Федеральный закон N 115-ФЗ);
- направление уведомления в территориальный орган МВД России о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина в образовательной организации (Федеральный закон N 115-ФЗ);
- направление уведомления в территориальный орган МВД России об убытии иностранного гражданина (Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").
За нарушения установленных требований предусмотрена административная ответственность, в соответствии с частями 1, 3-6 статьи 18.9 или статьями 18.15-18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Общая численность подразделений по вопросам миграции на сегодняшний день составляет 29 190 человек.
Функции по осуществлению контрольно-надзорной деятельности в сфере миграции в соответствии с должностными регламентами (инструкциями) осуществляют примерно 4 196 человек (что составляет около 14,4% от общей численности подразделений по вопросам миграции), в том числе:
- примерно: 2 707 чел. (9,3%) осуществляют контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников;
- примерно 1 489 чел. (5,1%) осуществляют контроль (надзор) за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Подразделениями по вопросам миграции за 9 месяцев 2019 года проведено свыше 600 мероприятий по профилактике нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля надзора в сфере миграции.
За отчетный период подразделениями по вопросам миграции вынесено более 2 тыс. предписаний и представлений об устранении выявленных нарушениях и более 100 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
При этом составлено протоколов в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по ч. 1. ст. 19.5 (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства) и ст. 16.9 (непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения) КоАП РФ 15 и 1 соответственно, что свидетельствует об эффективности проводимой профилактической работы в отношении субъектов надзора.
Подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России за 9 месяцев 2019 года проведено 326,1 тыс. мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства (+1,3%).
За 9 месяцев 2019 года по линии федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведено 5 098 проверочных мероприятий, в которые вошли 616 (в аналогичном периоде предыдущего года - 707) плановых и 4 482 (в аналогичном периоде предыдущего года - 4 584) внеплановых проверки.
За 9 месяцев 2019 г. в органы прокуратуры направлено 292 заявления о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, что на 1% меньше аналогичного периода 2018 года, из них органами прокуратуры отказано в согласовании в 2019 году - 145, что на 3% меньше аналогичного периода 2018 года.
Общее количество проверок в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года уменьшилось на 3,6% (2018 г. - 5 291 проверки).
В ходе проведенных надзорных мероприятий в отношении 743 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выявлены правонарушения в сфере миграции, что на 23,2% меньше аналогичного периода 2018 года.
При этом количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, по итогам проведения которых выявлены правонарушения в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом 2018 года сократилось на 25,2% (в 2019 г. - 840, в 2018 г. - 1 123).
Проверке подверглись объекты строительства 17 307 (АППГ - 19 991), промышленные предприятия 3 553 (АППГ - 3 632), сельского хозяйства 3 325 (АППГ - 3 121), объекты торговли 14 811 (АППГ - 15 837), объекты бытового обслуживания 3 917 (АППГ - 2 927).
Данный показатель также свидетельствует об эффективности профилактических мероприятий, проведённых подразделениями по вопросам миграции в 2019 году.
Сведения о контрольно-надзорных мероприятиях
За первое полугодие 2019 года составлено порядка 88,8 тыс. (АППГ - 90,5) протоколов за административные правонарушения в сфере миграции (статьи 18.15-18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в том числе:
по ст. 18.9 КоАП РФ - 73 909 (АППГ - 75 700);
по ст. 18.15 КоАП РФ - 14 435 (АППГ - 14 306);
по ст. 18.16 КоАП РФ - 215 (АППГ - 176);
по ст. 18.17 КоАП РФ - 116 (АППГ - 69).
Риском, возникающим в результате нарушения охраняемых законом ценностям при осуществлении МВД России федерального государственного контроля в сфере миграции, является риск нарушения общественной безопасности Российской Федерации.
Проведённый в 2019 году анализ правоприменительной практики выявил 88,8 тыс. случаев причинения ущерба охраняемым законном ценностям, большинство которых связано с нарушением правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства незаконным привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства.
IV. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы
В 2020 году с учетом проведенных МВД России мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности с детальной регламентацией вопросов подготовки, проведения контрольных мероприятий и оформления их результатов с использованием государственной информационной системы Единый реестр проверок ожидается повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам подготовки и прохождения проверок.
V. Механизм оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий
1. Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством мероприятий, которая осуществляется методами социологических исследований. Ключевыми направлениями социологических исследований являются:
информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта в ходе проверки и др.;
понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами и МВД России;
вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с МВД России.
Ссылка на официальный сайт МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://mvd.ru., на котором должна содержаться информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также размещаться Программа.
VI. Результаты проведения мероприятия по профилактике нарушений в сфере миграции в 2018 году
Территориальными органами МВД России в 2018 году проведено более 15 тыс. мероприятий по утвержденной программе профилактики правонарушений в поднадзорной сфере, в частности:
Опубликование в средствах массовой информации материалов по вопросам соблюдения обязательных требований;
проведение консультаций поднадзорных субъектов;
разъяснение обязательных требований;
личные приемы должностными лицами подконтрольных субъектов;
проведение совместных совещаний и конференций;
Основные профилактические мероприятия:
опубликован на официальном сайте МВД России актуализированный перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции;
проведены обзор и анализ правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере миграции;
в установленных законом случаях при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям выдается предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований;
в должностные регламенты должностных лиц МВД России и его территориальных органов, осуществляющих функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции, внесены положения об обязанности осуществлять профилактические мероприятия.
VII. Программные мероприятия
VIII. Ресурсное обеспечение программы
Реализация программы профилактики рисков осуществляется в пределах, установленной Президентом Российской Федерации предельной численности сотрудников МВД России, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных МВД России, не требует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и не приведет к повышению расходов юридических и физических лиц.
IX. Механизм реализации программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Министерством внутренних дел Российской Федерации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции на 2020 год (утв. МВД России 5 ноября 2019 г.)
Текст программы опубликован не был