• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Министерством внутренних дел Российской Федерации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции на 2020 год (утв. МВД России 5 ноября 2019 г.)

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

3. Для целей настоящей Программы используются следующие основные понятия:

а) "профилактическое мероприятие" - совокупность мер правового, организационного, информационного и иного характера, проводимых МВД России и (или) его территориальными органами в целях предупреждения возможного нарушения обязательных требований работодателем либо заказчиком работ (услуг) при привлечении (использовании) иностранных работников, прибывших на территорию Российской Федерации (далее - подконтрольные субъекты), направленных на снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям и отвечающих следующим признакам:

реализация в отношении конкретных подконтрольных субъектов (объектов);

отсутствие принуждения и рекомендательный характер для подконтрольных субъектов;

отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых они реализуются;

направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;

отсутствие организационной связи с контрольно-надзорными мероприятиями;

б) "обязательные требования" - требования к деятельности подконтрольных субъектов, к их персоналу, имеющие обязательный характер и установленные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами МВД России, а также иными нормативными документами (далее - акты, содержащие обязательные требования);

в) "охраняемые законом ценности" - обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления, безопасность государства, свобода экономической деятельности;

г) "подконтрольная сфера" - состояние охраняемых законом ценностей в соответствующей сфере регулирования;

д) "подконтрольная среда" - юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории субъекта Российской Федерации, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору).

4. МВД России осуществляет профилактические мероприятия с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны и иной охраняемой законом тайны.

 

II. Цели, задачи и принципы проведения профилактических мероприятий

 

1. Целями проведения профилактических мероприятий являются:

повышение прозрачности деятельности МВД России при осуществлении государственного контроля;

снижение административных и финансовых издержек МВД России и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;

предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;

снижение уровня причиняемого вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов государства и минимизацию неоправданного вмешательства контрольно-надзорных органов в деятельность подконтрольных субъектов.

2. Проведение МВД России и (или) его территориальными органами профилактических мероприятий направлено на решение следующих задач:

формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольной деятельности;

инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов (объектов) и оценка состояния подконтрольной сферы;

выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.

3. Профилактические мероприятия МВД России планируются и осуществляются на основе соблюдения следующих базовых принципов:

принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований и др.;

принцип информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий), за исключением информации, которая содержит сведения, составляющие государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;

принцип вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с МВД России по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;

принцип полноты охвата - включение в программу профилактических мероприятий максимального числа подконтрольных субъектов;

принцип обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий всеми контрольно-надзорными органами по всем видам контроля (надзора);

принцип актуальности - регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных достижений науки и технологий при их проведении;

принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.) и объектов;

принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.

 

III. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной сферы

 

Общее количество субъектов надзора за 9 месяцев 2019 года составило 2,4 млн.

В перечень обязательных требований в сфере миграции, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям входит:

- оформление разрешения на привлечение и использование иностранных работников (Федеральный закон N 115-ФЗ);

- оформление трудовых договоров либо гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами и лицами без гражданства (Федеральный закон N 115-ФЗ);

- направление уведомлений в территориальный орган МВД России о заключении (расторжении) трудовых договоров либо гражданско-правовых договоров на выполнение (оказание услуг) со всеми иностранными работниками (Федеральный закон N 115-ФЗ);

- направление уведомления в территориальный орган МВД России об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам (Федеральный закон N 115-ФЗ);

- направление уведомлений в территориальный орган МВД России о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года иностранным гражданам, обучающимся в Российской Федерации очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (Федеральный закон N 115-ФЗ);

- направление уведомления в территориальный орган МВД России о предоставлении академического отпуска иностранному гражданину, обучающемуся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (Федеральный закон N 115-ФЗ);

- направление уведомления в территориальный орган МВД России о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина в образовательной организации (Федеральный закон N 115-ФЗ);

- направление уведомления в территориальный орган МВД России об убытии иностранного гражданина (Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").

За нарушения установленных требований предусмотрена административная ответственность, в соответствии с частями 1, 3-6 статьи 18.9 или статьями 18.15-18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Общая численность подразделений по вопросам миграции на сегодняшний день составляет 29 190 человек.

Функции по осуществлению контрольно-надзорной деятельности в сфере миграции в соответствии с должностными регламентами (инструкциями) осуществляют примерно 4 196 человек (что составляет около 14,4% от общей численности подразделений по вопросам миграции), в том числе:

- примерно: 2 707 чел. (9,3%) осуществляют контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников;

- примерно 1 489 чел. (5,1%) осуществляют контроль (надзор) за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Подразделениями по вопросам миграции за 9 месяцев 2019 года проведено свыше 600 мероприятий по профилактике нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля надзора в сфере миграции.

За отчетный период подразделениями по вопросам миграции вынесено более 2 тыс. предписаний и представлений об устранении выявленных нарушениях и более 100 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

При этом составлено протоколов в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по ч. 1. ст. 19.5 (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства) и ст. 16.9 (непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения) КоАП РФ 15 и 1 соответственно, что свидетельствует об эффективности проводимой профилактической работы в отношении субъектов надзора.

Подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России за 9 месяцев 2019 года проведено 326,1 тыс. мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства (+1,3%).

За 9 месяцев 2019 года по линии федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведено 5 098 проверочных мероприятий, в которые вошли 616 (в аналогичном периоде предыдущего года - 707) плановых и 4 482 (в аналогичном периоде предыдущего года - 4 584) внеплановых проверки.

За 9 месяцев 2019 г. в органы прокуратуры направлено 292 заявления о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, что на 1% меньше аналогичного периода 2018 года, из них органами прокуратуры отказано в согласовании в 2019 году - 145, что на 3% меньше аналогичного периода 2018 года.

Общее количество проверок в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года уменьшилось на 3,6% (2018 г. - 5 291 проверки).

В ходе проведенных надзорных мероприятий в отношении 743 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выявлены правонарушения в сфере миграции, что на 23,2% меньше аналогичного периода 2018 года.

При этом количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, по итогам проведения которых выявлены правонарушения в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом 2018 года сократилось на 25,2% (в 2019 г. - 840, в 2018 г. - 1 123).

Проверке подверглись объекты строительства 17 307 (АППГ - 19 991), промышленные предприятия 3 553 (АППГ - 3 632), сельского хозяйства 3 325 (АППГ - 3 121), объекты торговли 14 811 (АППГ - 15 837), объекты бытового обслуживания 3 917 (АППГ - 2 927).

Данный показатель также свидетельствует об эффективности профилактических мероприятий, проведённых подразделениями по вопросам миграции в 2019 году.

 

Сведения о контрольно-надзорных мероприятиях

 

 

За первое полугодие 2019 года составлено порядка 88,8 тыс. (АППГ - 90,5) протоколов за административные правонарушения в сфере миграции (статьи 18.15-18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в том числе:

по ст. 18.9 КоАП РФ - 73 909 (АППГ - 75 700);

по ст. 18.15 КоАП РФ - 14 435 (АППГ - 14 306);

по ст. 18.16 КоАП РФ - 215 (АППГ - 176);

по ст. 18.17 КоАП РФ - 116 (АППГ - 69).

Риском, возникающим в результате нарушения охраняемых законом ценностям при осуществлении МВД России федерального государственного контроля в сфере миграции, является риск нарушения общественной безопасности Российской Федерации.

Проведённый в 2019 году анализ правоприменительной практики выявил 88,8 тыс. случаев причинения ущерба охраняемым законном ценностям, большинство которых связано с нарушением правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства незаконным привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства.

 

IV. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы

 

В 2020 году с учетом проведенных МВД России мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности с детальной регламентацией вопросов подготовки, проведения контрольных мероприятий и оформления их результатов с использованием государственной информационной системы Единый реестр проверок ожидается повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам подготовки и прохождения проверок.

 

V. Механизм оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий

 

1. Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством мероприятий, которая осуществляется методами социологических исследований. Ключевыми направлениями социологических исследований являются:

информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта в ходе проверки и др.;

понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами и МВД России;

вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с МВД России.

Ссылка на официальный сайт МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://mvd.ru., на котором должна содержаться информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также размещаться Программа.

 

VI. Результаты проведения мероприятия по профилактике нарушений в сфере миграции в 2018 году

 

Территориальными органами МВД России в 2018 году проведено более 15 тыс. мероприятий по утвержденной программе профилактики правонарушений в поднадзорной сфере, в частности:

Опубликование в средствах массовой информации материалов по вопросам соблюдения обязательных требований;

проведение консультаций поднадзорных субъектов;

разъяснение обязательных требований;

личные приемы должностными лицами подконтрольных субъектов;

проведение совместных совещаний и конференций;

Основные профилактические мероприятия:

опубликован на официальном сайте МВД России актуализированный перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции;

проведены обзор и анализ правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере миграции;

в установленных законом случаях при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям выдается предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований;

в должностные регламенты должностных лиц МВД России и его территориальных органов, осуществляющих функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции, внесены положения об обязанности осуществлять профилактические мероприятия.

 

VII. Программные мероприятия

 

N
п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения/периоды реализации

Ответственные за мероприятие

 

2020 год

 

1.

Актуализация обязательных требований

01.11.2020

ГУВМ МВД России

2.

Размещение на официальном сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" актуализированного перечня обязательных требований

10.11.2020

ГУВМ МВД России

3.

Подготовка и распространение комментариев о содержании новых нормативных правовых актов (далее - НПА), устанавливающих обязательные требования и внесенных изменениях в действующие НПА, сроках и порядке вступления их в действие

По мере издания новых нормативных правовых актов (далее - НПА), устанавливающих обязательные требования и внесенных изменениях в действующие НПА

ГУВМ МВД России, территориальные органы МВД России на региональном уровне

4.

Проведение семинаров и конференций по вопросам соблюдения обязательных требований с последующим размещением информации о их проведении на официальном сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

ежеквартально

Территориальные органы МВД России на региональном уровне

5.

Проведение консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований

Ситуативно, в порядке рассмотрения обращений

ГУВМ МВД России, территориальные органы МВД России на региональном уровне

6

Обобщение практики осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции (далее - ФГКНвСМ) с последующим ее размещением на официальном сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

1 июня 2020 г.

31 декабря 2020 г.

Территориальные органы МВД России на региональном уровне

7.

Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований

По мере получения достоверных сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушений

Территориальные органы МВД России на региональном уровне

8.

Проведение консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований

Ситуативно, в порядке рассмотрения обращений

ГУВМ МВД России, территориальные органы МВД России на региональном

уровне

 

VIII. Ресурсное обеспечение программы

 

Реализация программы профилактики рисков осуществляется в пределах, установленной Президентом Российской Федерации предельной численности сотрудников МВД России, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных МВД России, не требует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и не приведет к повышению расходов юридических и физических лиц.

 

IX. Механизм реализации программы

 

N
п/п

Ответственные за мероприятия программы

Полномочия

1.

ГУВМ МВД России

Координирование деятельности по реализации программ профилактики рисков

2.

Руководители территориальных органов МВД России на региональном уровне

Координирование деятельности по реализации программы профилактики рисков территориальных органов МВД России на региональном уровне

3.

Начальники управлений по вопросам миграции по субъекту Российской Федерации

Организация и реализация мероприятий программы территориальных органов МВД России на региональном уровне

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Министерством внутренних дел Российской Федерации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции на 2020 год (утв. МВД России 5 ноября 2019 г.)


Текст программы опубликован не был