В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях эффективного управления государственным долгом Еврейской автономной области, а также принятия мер по снижению долговой нагрузки:
1. Утвердить прилагаемые основные направления долговой политики Еврейской автономной области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области |
Р.Э. Гольдштейн |
УТВЕРЖДЕНЫ
Распоряжением правительства
Еврейской автономной области
от 19 января 2021 года N 10-рп
Основные направления долговой политики Еврейской автономной области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
1. Общие положения
Основные направления долговой политики Еврейской автономной области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов определяют цель и приоритеты деятельности правительства Еврейской автономной области в области управления государственным долгом Еврейской автономной области (далее - область), основаны на необходимости поддержания объема государственного долга области на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения правительством области обязательств по его погашению и обслуживанию и при этом позволяющем обеспечивать принятые расходные обязательства области.
Долговая политика области является производной от бюджетной политики области и определяется текущими особенностями развития экономики области и Российской Федерации в целом.
2. Итоги реализации долговой политики области за 2019 год и 9 месяцев 2020 года
Реализация долговой политики области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов позволила снизить долю общего объема государственного долга области к доходам областного бюджета без учета безвозмездных поступлений с 89,8 процента на начало 2019 года до 85 процентов на конец 2019 года.
Общий объем государственного долга области по состоянию на 01 января 2020 года составил 5 310,7 млн. рублей и не превысил ограничений, установленных статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Долговые обязательства перед кредитными организациями за 2019 год составили 2 654,6 млн. рублей, или 50 процентов, в структуре государственного долга области, что больше уровня 2018 года на 167,7 млн. рублей. Бюджетные кредиты за 2019 год составили 2 656,1 млн. рублей, или 50 процентов, в структуре государственного долга области, что ниже уровня 2018 года на 114,2 млн. рублей.
В 2019 году привлечено кредитов от кредитных организаций в сумме 1 587,0 млн. рублей. Заимствования осуществлялись путем проведения аукционов в электронной форме на период до 3 лет. Привлечение кредитов осуществлялось с целью частичного рефинансирования долговых обязательств области.
Регулярный мониторинг процентных ставок по кредитам кредитных организаций, досрочное погашение кредитов кредитных организаций, изменение сроков их привлечения, замещение кредитов кредитных организаций краткосрочными бюджетными кредитами, заключение дополнительных соглашений к действующим государственным контрактам о снижении процентных ставок по кредитам банков позволили сократить расходы на обслуживание долговых обязательств области от первоначально запланированных средств на 10,9 млн. рублей. Всего за 2019 год на процентные платежи по кредитам потрачено 223,5 млн. рублей.
В 2019 году государственные гарантии области не предоставлялись.
В 2020 году между Министерством финансов Российской Федерации и областью заключены дополнительные соглашения к соглашениям о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам (далее - соглашения о реструктуризации). Реструктурированная задолженность по бюджетным кредитам подлежит погашению в период с 2020 по 2029 годы включительно в следующем порядке:
- в 2020 году - в размере 0 процентов от суммы задолженности;
- в 2021 - 2024 годах - в размере 5 процентов от суммы задолженности ежегодно;
- в 2025 - 2029 годах - ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности.
Объем высвобожденных средств в период с 2020 по 2024 годы составит 1 599,2 млн. рублей.
По условиям соглашений о реструктуризации область должна обеспечить:
- снижение доли государственного долга области к 01 января 2025 года до 50 процентов налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и сохранение данного показателя до 2029 года;
- сохранение доли государственного долга области по кредитам банков не выше 43 процентов налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на период до 2029 года;
- привлечение банковских кредитов по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент.
Условия соглашений о реструктуризации выполняются областью в полном объеме.
За 9 месяцев 2020 года государственный долг области увеличился на 48,1 млн. рублей и на 01 октября 2020 года составил 5 358,8 млн. рублей.
С целью экономии средств на уплату процентов в марте 2020 года досрочно погашены коммерческие кредиты в сумме 1 092,6 млн. рублей. Также были рефинансированы кредиты кредитных организаций в сумме 1 212,2 млн. рублей под более низкую процентную ставку. В результате ожидаемая экономия средств бюджета по расходам на обслуживание государственного долга области за 2020 год составляет 87,2 млн. рублей.
В течение 2019 года и за 9 месяцев 2020 года расчеты по долговым обязательствам области производились своевременно и в полном объеме. Возникновения просроченных долговых обязательств области не допущено.
Информация о величине и структуре долговых обязательств области размещается на Официальном интернет-портале органов государственной власти области.
3. Инструменты реализации долговой политики области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Перечень инструментов реализации долговой политики области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - долговая политика области) включает следующие инструменты:
3.1. Получение кредитов от кредитных организаций.
Данный инструмент является наиболее гибким и мобильным, позволяет использовать заемные средства только в периоды необходимости: привлекать финансовые ресурсы при возникновении потребности в пределах достаточно продолжительного периода их доступности и досрочно возвращать при наличии возможности без излишних финансовых потерь.
При применении этого инструмента используется конкурентный способ определения исполнителей финансовых услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что позволяет экономить бюджетные средства в связи со снижением начальной максимальной цены контрактов на привлечение финансовых ресурсов.
3.2. Привлечение бюджетных кредитов в областной бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Преимуществами бюджетного кредитования являются низкие процентные ставки, позволяющие снизить расходы областного бюджета на обслуживание государственного долга области и направить высвободившиеся финансовые ресурсы на решение приоритетных задач, стоящих перед правительством области.
В связи с тем, что Правительство Российской Федерации приостановило предоставление среднесрочных бюджетных кредитов из федерального бюджета, данный инструмент предполагает привлечение только краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета из федерального бюджета.
Данный инструмент позволяет привлекать средства федерального бюджета на срок, не превышающий 180 дней, которые могут быть направлены на погашение задолженности и сокращение сроков кредитов, полученных от кредитных организаций.
4. Факторы, определяющие характер и основные направления долговой политики области
Характер и основные направления долговой политики области определяются особенностями развития экономики области и Российской Федерации в целом, требованиями бюджетного законодательства, а также условиями заключенных между правительством области и Министерством финансов Российской Федерации соглашений о предоставлении бюджету области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета области и дополнительных соглашений к ним, в том числе заключенных в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее - соглашения о предоставлении бюджетных кредитов).
4.1. С 2012 года в связи с принятием ряда федеральных законов и указов Президента Российской Федерации значительно выросли социальные обязательства области, расширен перечень полномочий области, осуществляемых за счет средств областного бюджета. При этом растущие расходные обязательства не обеспечиваются поступлениями доходов в областной бюджет в полном объеме. Для финансирования возникающего дефицита областного бюджета привлекаются кредиты кредитных организаций и бюджетные кредиты из федерального бюджета. В результате долговая нагрузка на областной бюджет увеличивается.
Также значительное влияние на увеличение долговой нагрузки оказала чрезвычайная ситуация, сложившаяся в результате крупномасштабного наводнения на территории области в 2013 году. Для ликвидации последствий данной чрезвычайной ситуации привлекались средства кредитных организаций и бюджетные кредиты из федерального бюджета.
Объем государственного долга области за период с 01 января 2012 года по 01 января 2020 года вырос более чем в 6,5 раза (с 810,4 до 5 310,7 млн. рублей).
Повышение уровня государственного долга области влечет рост расходов областного бюджета на его обслуживание. За 2012 - 2019 годы расходы на обслуживание государственного долга области увеличились с 46,1 до 223,5 млн. рублей.
4.2. Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены ограничения к объему государственного долга субъектов Российской Федерации и к объему расходов на его обслуживание.
Объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период общий объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде, утвержденный законом о бюджете субъекта Российской Федерации, по данным отчета об исполнении указанного бюджета за отчетный финансовый год не должен превышать 15,0 процента объема расходов бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С 01 января 2020 года вступили в силу положения Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг". Данный закон предусматривает введение термина "долговая устойчивость", а также определяет механизм и показатели разделения субъектов Российской Федерации на три группы с высоким, средним и низким уровнем долговой устойчивости.
По предварительной оценке показателей долговой устойчивости за 2019 год и 8 месяцев 2020 года область отнесена к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.
4.3. Соглашения о предоставлении бюджетных кредитов устанавливают ряд обязательств области, в том числе к объему дефицита областного бюджета, уровню государственного долга области, а также стоимости кредитов от кредитных организаций, привлечение которых возможно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент.
Несоблюдение условий соглашений о предоставлении бюджетных кредитов является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение бюджетных мер принуждения, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
5. Цель и задачи долговой политики области
Основная цель долговой политики области заключается в эффективном управлении государственным долгом области, предполагающем поддержание умеренной долговой нагрузки на областной бюджет и последующее снижение темпов роста объема долговых обязательств области, а также расходов на обслуживание государственного долга области.
Умеренная долговая нагрузка на областной бюджет означает способность правительства области обеспечить исполнение всех принятых расходных обязательств области, сохранив при этом устойчивость областного бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Долговая политика области направлена на обеспечение способности правительства области осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, и на условиях, приемлемых для правительства области как надежного заемщика.
Ключевыми задачами долговой политики области, направленными на достижение цели долговой политики области (далее - ключевые задачи), являются:
- обеспечение экономически обоснованного объема и структуры государственного долга области при безусловном выполнении принятых расходных обязательств области;
- минимизация расходов на обслуживание государственного долга области;
- обеспечение своевременных расчетов по долговым обязательствам области в полном объеме, недопущение возникновения просроченных обязательств области;
- повышение прозрачности управления государственным долгом области и доступности информации о государственном долге области.
6. Основные направления деятельности по достижению поставленных цели и задач долговой политики области с учетом рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом области
Реализация долговой политики области будет осуществляться в рамках решения ключевых задач с достижением показателей (индикаторов), предусмотренных государственной программой области "Управление государственными финансами Еврейской автономной области" на 2020 - 2025 годы, утвержденной постановлением правительства области от 25.10.2019 N 348-пп.
В связи с тем, что привлечение кредитов от кредитных организаций является наиболее доступным и маневренным инструментом долговой политики, его применение при осуществлении государственных заимствований области будет продолжено.
В целях минимизации расходов на обслуживание государственного долга области будет продолжена работа с кредитными организациями по снижению процентных ставок за пользование кредитными ресурсами.
В 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов будет проводиться работа, направленная на выполнение условий соглашений о предоставлении бюджетных кредитов, которая включает проведение регулярного анализа бюджетных рисков.
Для минимизации расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга области планируется проводить регулярный мониторинг финансового рынка, заключать государственные контракты по привлечению кредитных ресурсов от кредитных организаций со свободной датой выборки (открывать кредитные линии), позволяющие привлекать заемные средства по мере возникновения потребности областного бюджета, и с возможностью досрочного погашения кредитов без взимания комиссий.
В целях обеспечения своевременных расчетов по долговым обязательствам области в полном объеме, недопущения риска возникновения просроченных обязательств области в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов планируется осуществлять равномерное распределение долговой нагрузки на областной бюджет и повышение его устойчивости путем заключения государственных контрактов по привлечению кредитов со сроками возврата основного долга до трех лет.
В целях повышения прозрачности управления государственным долгом области и обеспечения доступности информации о государственном долге области планируется продолжить осуществление публичного раскрытия информации о величине и структуре долговых обязательств области путем размещения данной информации на Официальном интернет-портале органов государственной власти области.
Повышению уровня долговой устойчивости области будет способствовать реализация правительством области Плана мероприятий по росту доходного потенциала области, оптимизации расходов бюджета области и совершенствованию долговой политики области на 2019 - 2024 годы, утвержденного распоряжением правительства области от 12.11.2019 N 461-рп "Об утверждении Плана мероприятий по росту доходного потенциала Еврейской автономной области, оптимизации расходов бюджета Еврейской автономной области и совершенствованию долговой политики Еврейской автономной области на 2019 - 2024 годы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Еврейской автономной области от 19 января 2021 г. N 10-рп "Об утверждении основных направлений долговой политики Еврейской автономной области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
Вступает в силу с 19 января 2021 г.
Текст распоряжения опубликован в Сетевом издании "Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации" (http://www.eao.ru/?p=4083) 20 января 2021 г.