I. Основные положения
Программа профилактики нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора на объектах войск национальной гвардии Российской Федерации на 2021 год*(1) подготовлена в соответствии с положениями статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами".
Сроки и этапы реализации Программы: краткосрочный период - 2021 год, плановый период - 2022, 2023 гг.
Источники финансирования мероприятий Программы - бюджет Российской Федерации.
Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности на объектах войск национальной гвардии Российской Федерации*(2) организуются и осуществляются в отношении структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации*(3), управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации*(4), территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций войск национальной гвардии*(5) органом государственного пожарного надзора Росгвардии - Отделом ведомственной пожарной охраны Росгвардии*(6).
Должностными лицами, уполномоченными на выдачу при получении сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушений обязательных требований предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований являются:
а) руководитель органа ГПН и его заместитель - главный государственный инспектор Росгвардии по пожарному надзору и его заместитель;
б) должностные лица органа ГПН - государственные инспекторы Росгвардии по пожарному надзору.
II. Аналитическая часть программы
1. Вид осуществляемого государственного надзора
Федеральный государственный пожарный надзор на объектах войск национальной гвардии Российской Федерации.
2. Обзор текущего состояния подконтрольной среды
2.1. Подконтрольные субъекты
Орган ГПН осуществляет деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и их должностными лицами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков (далее - объекты надзора), а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями своей деятельности.
Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется органом ГПН с применением риск-ориентированного подхода.
К категории чрезвычайно высокого риска относятся следующие объекты защиты:
объекты дошкольных учреждений с одновременным пребыванием более 10 детей;
К категории высокого риска относятся следующие объекты защиты:
объекты начального общего, основного общего и среднего общего образования;
объекты обороны и иные объекты специального назначения (включая объекты военной инфраструктуры и объекты безопасности) с основным предназначением по оказанию стационарной медицинской помощи и санаторно-курортному лечению, на которых осуществляют свою деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации;
К категории значительного риска относятся следующие объекты защиты:
объекты обороны и иные объекты специального назначения (включая объекты военной инфраструктуры и объекты безопасности), на которых осуществляют свою деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки;
К категории низкого риска относятся иные объекты, не отнесенные к категориям риска.
2.2. Количество подконтрольных субъектов
Орган ГПН ведет перечни объектов защиты, которым присвоены категории риска.
Включение в перечни объектов защиты осуществляется на основании решения уполномоченного должностного лица об отнесении объектов защиты к соответствующим категориям риска*(7).
Отнесение объектов защиты к определенной категории риска осуществляется в отношении зданий, сооружений и помещений, являющихся пожарными отсеками, а также наружных установок на основании критериев тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований.
Сведения о распределении объектов защиты, отнесенных к определенной категории представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сведения о распределении объектов защиты, отнесенных к определенной категории риска
N |
Наименование показателя |
Кол-во объектов надзора, (ед.) |
I |
Категория чрезвычайно высокого риска |
2 |
II |
Категория высокого риска |
18 |
III |
Категория значительного риска |
372 |
2.3. Обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора
На официальном интернет-портале Росгвардии (rosgvard.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного пожарного надзора.
2.4. Данные о проведенных мероприятиях по надзору
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и принятым решением директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации мероприятия по надзору в течение 2020 года не проводились.
2.5. Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и причиненного ущерба
За 11 месяцев 2020 года на объектах войск национальной гвардии в войсках национальной гвардии произошло 12 пожаров, увеличение в сравнении с аналогичным периодом 2019 года (9 пожаров) на 33%, всесторонний анализ обстоятельств и причин возникновения которых показывает, что:
по подведомственности пожары относятся:
3 - СКО войска национальной гвардии;
по 2 - СЗО войска национальной гвардии, ЦО войска национальной гвардии;
по 1 - ЮО войска национальной гвардии, СибО войска национальной гвардии, ВО войска национальной гвардии, санаторий "Солнечный" войск национальной гвардии, ЦСН СР Росгвардии;
по причинам возникновения пожаров:
4 - нарушение требований пожарной безопасности при топке печей;
2 - неосторожное обращение с огнем, 1 - неисправность автомобиля; 1 - нарушение требований пожарной безопасности при проведении огнеопасных работ;
1 - аварийный режим работы электрооборудования;
3 - причины устанавливаются;
по принадлежности объектов пожара:
5 - пункты временной дислокации (из них: 2 - палаточный лагерь, 2 - баня, 1 - размещение на барже);
3 - транспортные средства;
3 - административные здания;
1 - неэксплуатируемый объект (блок-контейнер, планируемый к списанию).
Материальный ущерб от пожаров, произошедших за 11 месяцев 2020 года, в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, уменьшился в 30 раз (в 2020 г. - 830,52 тыс. руб., в 2019 г. - 24 646,52 тыс. руб.).
Вместе с этим за 11 месяцев 2020 года 3 военнослужащих (по 1 - в СКО войска национальной гвардии, ЮО войска национальной гвардии и санатории "Солнечный" войск национальной гвардии) получили травмы различной степени тяжести (термические ожоги) в результате произошедших пожаров, 2 из них - при возгорании транспортных средств.
Допущена гибель 1 человека на территории санатория "Солнечный" войск национальной гвардии.
По результатам оценки всех факторов, сопутствующих пожарам за 11 месяцев 2020 года в войсках национальной гвардии, представляется возможным сделать вывод о том, что наибольшее количество пожаров зарегистрировано в пунктах временного размещения личного состава в результате нарушения требований пожарной безопасности при топке печей, а также нарушения элементарных мер безопасности при работе с легковоспламеняющимися жидкостями.
3. Цели и задачи Программы, направленные на минимизацию рисков вреда охраняемым законом ценностям
Целями профилактики нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности являются:
предотвращение рисков причинения вреда и снижения уровня ущерба охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований;
предупреждение нарушений установленных обязательных требований юридическими и должностными лицами войск национальной гвардии;
устранение существующих и потенциальных причин и условий, способствующих совершению нарушений обязательных требований и наступлению возможных негативных последствий.
Задачами профилактики нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности являются:
выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;
создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;
формирование единого понимания установленных обязательных требований у должностных лиц контрольно-надзорных органов и подконтрольных субъектов;
повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
III. Планирование мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований на 2021-2023 годы
1. План мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора на объектах войск национальной гвардии Российской Федерации на 2021 год.
2. Проект плана мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора на объектах войск национальной гвардии Российской Федерации на 2022-2023 годы.
IV. Отчетные показатели оценки программы
Для оценки мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований и в целом Программы с учетом достижения цели минимизации рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям применяются следующие целевые количественные отчетные показатели:
Целевые количественные отчетные показатели оценки Программы по годам
Достижение значений отчетных показателей государственной программы, связанных с минимизацией причинения вреда охраняемым законом ценностям, не может быть обеспечено только исполнением мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований и является комплексной задачей не только участников Программы, но и всех элементов системы обеспечения пожарной безопасности войск национальной гвардии.
Механизмы повышения правовой грамотности военнослужащих войск национальной гвардии, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии и имеющие специальные звания полиции, федеральных государственных гражданских служащих и работников войск национальной гвардии осуществляются с использованием всех предоставленных полномочий, на постоянной основе и формируют законопослушное поведение подконтрольных субъектов, основанное на знании конституционных прав, уголовного, уголовно-процессуального, административного законодательств Российской Федерации.
Мотивирующими факторами к добросовестному поведению подконтрольных субъектов могут стать с одной стороны полная открытость и доступность разъяснения обязательных требований и правовых вопросов осуществления надзорной деятельности, с другой стороны, широкая информационная кампания по резонансным случаям нарушений обязательных требований, приведшим к тяжким последствиям, и неотвратимости наказания.
Проведение профилактических мероприятий консультационного, разъясняющего характера, предполагающих отсутствие мер административного воздействия, также послужит снижению административных и финансовых издержек подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий.
В 2021 году важное значение приобретает увеличение количества консультаций, инструктажей по разъяснению обязательных требований. В 2022 и 2023 годах должна быть зафиксирована положительная динамика количества проведенных профилактических мероприятий по сравнению с базовым 2021 годом.
Начальник Отдела ведомственной пожарной охраны |
Д.Г. Цымляков |
______________________________
*(1) Далее - "Программа".
*(2) Далее - "мероприятия по профилактике".
*(3) Далее - "Росгвардия".
*(4) Далее - "войска национальной гвардии".
*(5) Далее - "организации".
*(6) Далее - "орган ГПН".
*(7) Приказ Отдела ведомственной пожарной охраны Росгвардии от 27.06.2020 N 1 "Об отнесении объектов защиты к категориям риска".
Заместитель директора Федеральной |
С.А. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа профилактики нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора на объектах войск национальной гвардии Российской Федерации на 2021 год (утв. Федеральной службой войск национальной гвардии РФ 28 ноября 2020 г.)
Текст программы опубликован не был