Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 декабря 2020 г. N 03-04-06/104715
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу исполнения организацией функций налогового агента по налогу на доходы физических лиц и сообщает, что в соответствии с регламентом Минфина России, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.
Одновременно сообщаем, что абзацами вторым и третьим подпункта 1 пункта 2 статьи 226 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что при осуществлении доверительным управляющим или брокером операций в интересах налогоплательщика по погашению инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов в случае подачи заявки на погашение инвестиционных паев в управляющую компанию паевого инвестиционного фонда брокером или доверительным управляющим с распоряжением о зачислении денежных средств от указанного погашения на счет у такого брокера (доверительного управляющего) налоговым агентом признается брокер (доверительный управляющий), подающий заявку на погашение инвестиционных паев в интересах своих клиентов.
В этой связи отмечаем, что в соответствии с абзацем первым подпункта 1 пункта 2 статьи 226.1 Кодекса налоговым агентом признается доверительный управляющий или брокер, осуществляющие в интересах налогоплательщика операции на основании договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, договора поручения, договора комиссии или агентского договора с налогоплательщиком.
При этом каждый налоговый агент определяет налоговую базу налогоплательщика по всем видам доходов от операций, осуществленных налоговым агентом в интересах этого налогоплательщика в соответствии с указанными договорами, за вычетом соответствующих расходов.
Налоговый агент не учитывает при определении налоговой базы налогоплательщика доходы, полученные от операций, осуществленных не на основании указанных договоров.
Таким образом, брокер, совмещающий свою деятельность с депозитарной деятельностью, в качестве налогового агента может учитывать при определении налоговой базы налогоплательщика доходы, полученные от операций, осуществленных только в рамках договора на брокерское обслуживание.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" требования о погашении инвестиционных паев подаются в форме заявок на погашение инвестиционных паев. Заявки на погашение инвестиционных паев носят безотзывный характер. Заявки на погашение инвестиционных паев подаются владельцами инвестиционных паев, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, а в случае, если в реестре владельцев инвестиционных паев учет прав на инвестиционные паи осуществляется на лицевом счете номинального держателя, - соответствующим номинальным держателем. Номинальный держатель подает заявку на погашение инвестиционных паев на основании соответствующего распоряжения владельца инвестиционных паев.
Из указанной нормы следует, что при учете прав на инвестиционные паи в реестре владельцев инвестиционных паев на лицевом счете номинального держателя заявки на погашение инвестиционных паев подаются соответствующим номинальным держателем.
Учитывая изложенное, если организация, имеющая лицензию на осуществление депозитарной и брокерской деятельности, подала в управляющую компанию паевого инвестиционного фонда заявку номинального держателя на погашение инвестиционных паев с распоряжением о зачислении денежных средств от погашения инвестиционных паев на счет брокера, то по соответствующим доходам, по мнению Департамента, брокер может признаваться налоговым агентом в том случае, если это не противоречит договору на брокерское обслуживание.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 декабря 2020 г. N 03-04-06/104715
Текст письма опубликован не был