Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 18 ноября 2020 г. N 03-05-06-02/100728
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу отмены земельного налога и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.
Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Согласно Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 8, часть 2 статьи 35, части 1 и 3 статьи 36) в Российской Федерации признается и защищается равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им; граждане вправе иметь в собственности землю, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества.
В развитие указанных выше конституционных норм статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено правило о несении собственником бремени содержания имущества, которое включает в себя, в том числе уплату установленных законодательством о налогах и сборах налогов.
На основании статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог относится к местным налогам. Указанный налог формирует в значительной степени доходную базу местных бюджетов и в федеральный бюджет не зачисляется.
Средства от уплаты земельного налога направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
Согласно статье 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Земельный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования имущества.
При установлении земельного налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. При этом уровень фактической способности налогоплательщика к уплате налога находится, как правило, в прямой зависимости от стоимости принадлежащего ему имущества.
Учитывая изложенное, физические лица, признаваемые налогоплательщиками земельного налога, обязаны платить законно установленный налог в отношении принадлежащих им земельных участков.
Дополнительно сообщаем, что вопросы о введении земельного налога, установлении размера налоговой ставки, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 18 ноября 2020 г. N 03-05-06-02/100728
Текст письма опубликован не был