Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 ноября 2020 г. N 03-05-06-03/95910
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение с предложением об отмене государственной пошлины, уплачиваемой при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, и сообщает.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьями 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сборы, как и налоги, - это конституционно допустимый платеж публичного характера, уплачиваемый в бюджет в силу обязанности, установленной законом; государственная пошлина, будучи законно установленным сбором, является единственным и достаточным платежом за совершение уполномоченным органом соответствующих юридически значимых действий (Постановление от 28 февраля 2006 года N 2-П, Определения от 1 марта 2007 года N 326-О-П, от 16 декабря 2008 года N 1079-О-О и др.).
При определении конкретного размера государственной пошлины учитываются фактические затраты каждого органа власти по совершению юридически значимого действия.
Уплата государственной пошлины является одним из условий совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий вышеназванными органами, действующими в общественных интересах и реализующих свои государственно-властные функции.
Таким образом, государственная пошлина является сбором, который должен компенсировать затраты, связанные с совершением уполномоченными органами юридически значимых действий.
В силу положений пункта 1 статьи 333.17 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса плательщиками государственной пошлины (далее - плательщики) признаются организации и физические лица, которые должны уплачивать государственную пошлину, если иное не установлено главой 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса, при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы.
Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации установлены статьей 333.23 Налогового кодекса.
Пунктами 3 и 4 статьи 333.23 Налогового кодекса предусмотрено, что Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Налогового кодекса.
Положения статьи 333.23 Налогового кодекса применяются с учетом положений статьи 333.35 Налогового кодекса.
Учитывая изложенное, предложение об отмене государственной пошлины, уплачиваемой при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, не поддерживается.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 ноября 2020 г. N 03-05-06-03/95910
Текст письма опубликован не был