Рассмотрев проект основных направлений бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, руководствуясь Уставом Каменского района и постановлением администрации Каменского района Пензенской области от 12.02.2013 N 202 "Об утверждении порядка и сроков составления проекта бюджета Каменского района Пензенской области" (с последующими изменениями), администрация Каменского района Пензенской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
2. Главным распорядителям средств бюджета Каменского района Пензенской области руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Каменского района Пензенской области руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области при формировании проектов бюджетов муниципальных образований Каменского района Пензенской области.
4. Настоящее постановление опубликовать в информационном бюллетене Каменского района Пензенской области "Вестник Каменского района" и разместить (опубликовать) на официальном сайте администрации Каменского района Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Главу администрации Каменского района Пензенской области.
И.о. Главы администрации |
О.А. Логачева |
Одобрены
постановлением
администрации Каменского района
Пензенской области
от 16.11.2020 N 1045
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Основные направления) разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 14 Решения Собрания представителей Каменского района Пензенской области от 21.10.2009 N 452-44/2 "Об утверждении Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Каменском районе Пензенской области" (с последующими изменениями).
Бюджетная и налоговая политика на среднесрочную перспективу обеспечивает преемственность целей и задач предыдущего планового периода, скорректирована с учетом текущей экономической ситуации, обусловленной введением ограничительных мер для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, и направлена на реализацию основных целевых стратегических ориентиров, заданных Президентом Российской Федерации в указах от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с последующими изменениями) (далее - Указ N 204) и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474) и в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020, а также определенных в Стратегии социально-экономического развития Каменского района Пензенской области на период до 2035 года, утвержденной Решением Собрания представителей Каменского района Пензенской области от 22.03.2018 N 222-18/4.
Целью разработки Основных направлений является определение условий и подходов к формированию проекта бюджета Каменского района Пензенской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, а также приоритетов развития бюджетной системы Каменского района в среднесрочной перспективе с учетом основных тенденций, заложенных в бюджетном прогнозе Каменского района Пензенской области на долгосрочный период до 2030 года, утвержденном постановлением администрации Каменского района Пензенской области от 26.02.2018 N 159 (с последующими изменениями).
2. Бюджетная политика Каменского района Пензенской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Ключевое влияние на обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета Каменского района Пензенской области в 2020 году, а также формирование бюджетной политики Каменского района на очередной финансовый год и плановый период оказала пандемия коронавирусной инфекции.
Потребность в дополнительных бюджетных средствах на реализацию экстренных мер по профилактике и устранению последствий распространения коронавирусной инфекции наряду с необходимостью финансирования ранее запланированных расходов в условиях снижения деловой и потребительской активности стали серьезным финансовым вызовом для бюджетной системы Каменского района.
В целях обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета Каменского района Пензенской области в рамках реализации мероприятий Комплексного плана по обеспечению устойчивого развития экономики Каменского района Пензенской области, утвержденного постановлением администрации Каменского района Пензенской области 08.04.2020 N 334, проведена значительная работа по приоритизации предусмотренных в бюджете расходов, по результатам которой в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 103-ФЗ в течение 2020 года осуществлялось оперативное перераспределение средств бюджета.
В целях продолжения реализации мероприятий по бюджетной консолидации, предусмотренных заключенными с Минфином Пензенской области соглашениями, в текущем году в соответствии с постановлением администрации Каменского района Пензенской области от 29.09.2020 N 921 уточнены плановые мероприятия по оздоровлению муниципальных финансов Каменского района Пензенской области на 2020-2024 годы.
Учитывая неопределенность в оценке экономических последствий от введения в 2020 году ограничительных мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции, бюджетная политика Каменского района Пензенской области в предстоящий трехлетний период будет ориентирована на сохранение сбалансированности и устойчивости финансовой системы Каменского района путем решения следующих задач:
1) стратегическая приоритизация расходов бюджета Каменского района Пензенской области;
2) обеспечение операционной эффективности использования бюджетных средств;
3) повышение качества регулирования межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Каменского района
2.1. Стратегическая приоритизация расходов бюджета Каменского района Пензенской области
С учетом прогнозируемой динамики налоговых и неналоговых доходов, в целях соблюдения установленных параметров муниципального долга бюджет Каменского района Пензенской области на предстоящий трехлетний период будет формироваться на 2021 и 2022 год с дефицитом, а на 2023 год без дефицита (т.е. сбалансированный), что означает направление собственных доходов бюджета не только на финансовое обеспечение расходов, но и на погашение долговых обязательств.
При этом необходимость достижения национальных целей развития страны, определенных Указами N 204 и N 474, а также реализации положений Послания Президента Федеральному Собранию в условиях традиционно значительной доли первоочередных социальных обязательств в расходах бюджета обуславливают проведение стратегической приоритизации расходов бюджета Каменского района Пензенской области. В планируемом периоде ключевыми направлениями расходов муниципального бюджета станут:
1) сохранение населения, здоровья и благополучия людей
В целях снижения смертности, увеличения продолжительности активной жизни населения, а также повышения качества и доступности медицинской помощи предполагается реализация следующих мероприятий:
- снижение дефицита медицинских кадров путём предоставления для проживания благоустроенного жилья и, соответственно, закрепления медицинского персонала;
- формирование здорового образа жизни.
Основу для повышения реальных доходов населения должен создать устойчивый рост трудовых доходов граждан.
В этой связи в среднесрочной перспективе большое внимание будет уделено сохранению уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, достижение которого осуществлялось в предыдущие годы в рамках указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями), с учетом роста среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Пензенской области в 2021 году - на 4% (28594,6 руб.), в 2022 году - на 5,3% (30110,1 руб.), в 2023 году - на 6% (31916,7 руб.).
Оплата труда работников, на которых не распространяется действие вышеперечисленных указов, будет определяться с учетом индексации на прогнозируемый уровень инфляции 4% с 01.10.2022 и 01.10.2023 ежегодно, увеличения МРОТ с 01.01.2021 до 12792 руб., а в дальнейшем исходя из нового порядка его расчета на уровне 42% от медианной зарплаты за предыдущий год и не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.
2) возможности для самореализации и развития талантов
В целях формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей у детей и молодежи планируется оказание мер поддержки по широкому перечню направлений:
- создание новых мест в общеобразовательных организациях;
- обновление материально-технической базы образовательных организаций;
- обеспечение доступа обучающихся, сотрудников и педагогических работников к цифровой образовательной среде и контенту, а также автоматизация и повышение эффективности управленческих процессов в образовательных организациях;
- повышение образовательных результатов обучающихся, освоение новых компетенций, развитие технической грамотности и популяризации инженерных профессий;
- организация бесплатного горячего питания обучающихся начальных классов;
- выплата ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций;
- создание и модернизация учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, включая строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий;
- реновация учреждений отрасли культуры;
- приобретение для учреждений культуры специализированного автотранспорта (автоклубы);
- создание модельных муниципальных библиотек.
3) комфортная и безопасная среда для жизни
В рамках реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, созданию удобной, качественной, благоустроенной и комфортной среды предусматриваются:
- сокращение непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда;
- повышение качества и комфорта дворовых, общественных территорий населенных пунктов.
4) достойный эффективный труд и успешное предпринимательство
С целью развития системы эффективной поддержки малого и среднего предпринимательства, улучшения инвестиционного климата, образования современной производственной инфраструктуры для развития конкурентоспособных производств и создания новых высокопроизводительных рабочих мест в Каменском районе планируется обеспечение:
- равного доступа субъектов МСП к кредитным и иным финансовым ресурсам;
- сопровождения инвестиционных проектов на территории района.
2.2. Повышение операционной эффективности использования бюджетных средств
В плановом периоде продолжится реализация мер по повышению операционной эффективности использования бюджетных средств путем развития проектных принципов управления, совершенствования муниципального финансового контроля и казначейской системы исполнения бюджета, а также повышения качества регулирования межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Каменского района Пензенской области.
2.2.1. Развитие и совершенствование системы финансового контроля
В целях совершенствования организации и осуществления внутреннего муниципального финансового контроля и внутреннего финансового аудита в 2020 году на федеральном уровне реализованы следующие мероприятия:
- уточнены порядки применения (изменения, отказа от применения) бюджетных мер принуждения и исполнения соответствующих решений;
- установлены единые для всех уровней бюджетной системы федеральные стандарты внутреннего муниципального финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Внедрение и применение единых федеральных стандартов, а также конкретизирующих их ведомственных правовых актов позволит повысить эффективность деятельности органа внутреннего муниципального финансового контроля, направленной в первую очередь на предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере и в сфере закупок, в том числе путем развития:
- риск-ориентированного подхода к планированию и осуществлению контрольной деятельности с целью ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
- контроля за законностью, своевременностью, достижением целей, показателей и результатов реализации муниципальных программ, муниципальных проектов (программ), направленных на достижение целей федеральных, региональных и национальных проектов (программ);
- контроля за соблюдением требований к обоснованию муниципальных закупок, правил нормирования, обоснования начальной (максимальной) цены контракта и за исполнением контрактов, в том числе заключенных с единственным поставщиком в рамках борьбы с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);
- внутреннего финансового аудита, обеспечив его взаимосвязь с системой оценки качества финансового менеджмента, проводимого главными администраторами бюджетных средств.
2.2.2. Совершенствование системы казначейского исполнения местного бюджета
Начиная с 01.01.2021, в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" и принимаемыми в целях его реализации нормативно-правовыми актами, при исполнении бюджетов будут применяться новые правила организации и функционирования системы казначейского обслуживания, способствующие сокращению сроков зачисления доходных источников, а также переводов денежных средств между бюджетами, участниками и неучастниками системы казначейских платежей, совершенствованию инструментов управления ликвидностью на едином счете бюджета.
Согласно положениям данного закона в 2021 году в Каменском районе Пензенской области сохранится действующий в настоящее время в соответствии с заключенным с УФК по Пензенской области соглашением "смешанный" вариант казначейского обслуживания, предусматривающий передачу территориальному органу Федерального казначейства функций по открытию и ведению лицевых счетов по целевым федеральным средствам, учету бюджетных и денежных обязательств, санкционированию указанных средств.
Внедрение новых правил системы казначейского обслуживания потребует также внесения изменений в ряд нормативных правовых актов Каменского района, регулирующих процесс исполнения бюджета, и приведения отдельных НПА в соответствие с установленными на федеральном уровне общими требованиями.
Наряду с новыми методами исполнения бюджета будут использоваться традиционные, применяемые уже на протяжении нескольких лет механизмы казначейского исполнения, которые в условиях ограниченных бюджетных ресурсов подтвердили свою эффективность:
- перечисление под фактическую потребность субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, а также на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность;
- применение наряду с документальным дополнительного визуального контроля (с выездом на место) за крупными расходами (стоимостью свыше 1 млн. руб.), связанными с ремонтом объектов муниципальной собственности и приобретением оборудования;
- сокращение просроченной кредиторской задолженности за счет всех источников финансирования.
Сочетание новых и проверенных практикой подходов казначейского исполнения бюджета будут способствовать его дальнейшему совершенствованию и выполнению основной задачи - обеспечению непрерывности бюджетного процесса, своевременному финансированию принятых бюджетных обязательств, а также эффективному использованию бюджетных средств.
2.2.3. Повышение качества регулирования межбюджетных отношений с муниципальными образованиями поселений
Традиционно основными задачами бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений являются:
- содействие в обеспечении сбалансированности бюджетов поселений с целью увеличения их доходного потенциала для выполнения органами местного самоуправления возложенных на них полномочий;
- планирование в приоритетном порядке бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов, утвержденных Указом N 204;
- повышение качества управления муниципальными финансами, включая эффективное использование бюджетных средств;
- недопущение образования просроченной кредиторской задолженности по социально значимым расходам (заработной плате с начислениями, коммунальным услугам и социальным выплатам).
В целях сбалансированности местных бюджетов Каменского района общий объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности планируется увеличить: на 2021 год - на 4%, что выше индекса инфляции на указанный период (3%), на 2022 и 2023 годы - на 4% ежегодно и соответствует индексу инфляции.
В 2021 году планируется оказание финансовой помощи в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в течение финансового года при недостатке средств в связи с увеличением по объективным причинам расходных обязательств или снижением объема доходов местных бюджетов.
Предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) продолжится на условиях заключения с главами администраций городов и районов соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, мониторинг выполнения которых осуществляется Министерством финансов Пензенской области.
Наряду с этим, в связи с внесением в августе 2019 года изменений в Бюджетный кодекс, а также наделением органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями по расчету и предоставлению дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета Пензенской области, продолжится начатая в 2020 году практика заключения между управлением финансов Администрации Каменского района Пензенской области и главами администраций поселений соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов. Перечень обязательств по указанным соглашениям утвержден постановлением Правительства Пензенской области от 15.11.2019 N 711-пП "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов поселений Пензенской области" (с последующими изменениями).
В связи с отменой с 2021 года единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности возможны потери бюджета Каменского района Пензенской области. Оценить точную сумму потерь не представляется возможным, учитывая неопределенность на данном этапе режимов налогообложения, на которые перейдут применяющие данный налог налогоплательщики, и сумм налогов, которые будут ими уплачиваться. Компенсация возможных потерь бюджету Каменского района Пензенской области будет осуществляться за счет переданного в 2020 году из регионального бюджета налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 5%.
Также, в целях повышения заинтересованности органа местного самоуправления Каменского района Пензенской области в повышении эффективности работы комиссий по делам несовершеннолетних и увеличении доходной базы бюджета Каменского района Пензенской области, с 2021 года в бюджет Каменского района Пензенской области передаются зачисляемые в текущем году в бюджет области по нормативу 50 процентов штрафы, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если постановления об их наложении вынесены мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (за исключением штрафов за нарушение правил дорожного движения и за правонарушения в области финансов).
Для создания условий, способствующих проведению муниципальными образованиями ответственной долговой политики, в 2020 году введена система оценки их долговой устойчивости, которая проводится с применением широкого перечня показателей. Согласно данной системе муниципалитеты в зависимости от установленных показателей классифицируются как заемщики с высоким, средним или низким уровнем долговой устойчивости. Введенная система ранжирования муниципалитетов ориентирована на создание возможности заранее выявлять тенденцию к ухудшению долговой устойчивости, своевременно переводить их в группу заемщиков с более низкими показателями и применять к ним соответствующие ограничения и требования.
Кроме того, в соответствии с федеральными законами от 02.08.2019 N 307-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений" и от 31.07.2020 N 263-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", начиная с 2020 года, установлены нормы об утверждении плана восстановления платежеспособности муниципалитета и заключении главой муниципального образования соглашения с Министерством финансов Пензенской области на основании решения Правительства Пензенской области в случае превышения в течение трех месяцев просроченной задолженности по долговым и (или) бюджетным обязательствам 10 процентов суммы налоговых и неналоговых доходов местного бюджета.
Однако в соответствии с Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году" действие указанных норм на 2021 год приостановлено.
3. Налоговая политика Каменского района Пензенской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Налоговая политика Каменского района Пензенской области, как и в целом Российской Федерации, в 2020 году была направлена на поддержку налогоплательщиков в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, снижение налоговой нагрузки на бизнес, создание условий для быстрого восстановления экономики.
Оказаны следующие меры поддержки на местном уровне:
- индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики снижен, корректирующий коэффициент базовой доходности К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
предоставлены отсрочки по арендной плате за муниципальное имущество.
Указанные меры поддержки оцениваются в общей сумме 1,3 млн. руб.
Основными изменениями налогового законодательства в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов являются:
С 01.01.2021 в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" меняется порядок налогообложения процентов по вкладам в банках. В настоящее время проценты по вкладам облагаются в случае, если ставка по договору превышает ключевую ставку Банка России на 5 процентных пункта. Ставка налогообложения составляет 35% и налог полностью зачисляется в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Со следующего года будут облагаться проценты по вкладам в части превышения суммы доходов в виде процентов над суммой процентов, рассчитанной как произведение 1 млн. рублей на ключевую ставку Банка России. Налог по ставке 13% в полном объеме будет зачисляться в федеральный бюджет.
1. С 2021 года отменяется специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, который применяется от физических показателей и не основывается на фактической выручке или доходе, что позволит при налогообложении более объективно учитывать результаты экономической деятельности налогоплательщиков.
2. Одновременно предусматривается комплекс мер, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, включая:
- снижение страховых взносов;
- расширение области применения патентной системы налогообложения на виды предпринимательской деятельности, где сейчас применяется режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- продление до 2024 года "налоговых каникул" в виде нулевой ставки по упрощенной и патентной системам налогообложения для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в производственной, социальной, научной сферах, и в сфере бытовых услуг населению;
- исключение обязанности представления налоговой декларации для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом в виде доходов и использующих контрольно-кассовую технику.
3. С 2021 года снижается административная нагрузка на юридических лиц путем отмены представления налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам за 2020 год. Также меняется срок уплаты авансовых платежей по этим налогам - с 15 числа второго месяца до последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом, годовых расчетов - с 15 февраля до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
4. Согласно Федеральному закону от 15.10.2020 N 321-ФЗ увеличиваются ставки на всю подакцизную продукцию:
- в 2021 году - в размерах от 3,2% до 5,5%;
- в 2022-2023 годах - от 3,0% до 5,2%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Каменского района Пензенской области от 16 ноября 2020 г. N 1045 "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
Текст постановления опубликован в Информационном бюллетене "Вестник Каменского района" N 390 от 30 ноября 2020 г.