В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", статьей 11 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18 июля 2011 года N 65-РЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Кабардино-Балкарской Республике", Постановлением Правительства КБР от 25 сентября 2020 года N 223-ПП "О Государственной программе Кабардино-Балкарской Республики "Развитие промышленности и торговли в Кабардино-Балкарской Республике", статьей 10 Устава городского округа Нальчик, Местная администрация городского округа Нальчик постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Развитие торговли и защита прав потребителей в городском округе Нальчик на 2021 - 2025 годы".
2. Отраслевым управлениям и структурным подразделениям Местной администрации городского округа Нальчик обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных Программой.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования в газете "Нальчик" и размещения на официальном сайте городского округа Нальчик "admnalchik.ru" в порядке, установленном Уставом городского округа Нальчик.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы местной администрации городского округа Нальчик А.Ю. Тонконога.
Глава местной администрации городского округа Нальчик |
Т. Ахохов |
Утверждена
Местной администрации
городского округа Нальчик
от 21 января 2021 г. N 74
Муниципальная программа
"Развитие торговли и защита прав потребителей в городском округе Нальчик на 2021 - 2025 годы"
Паспорт программы
Наименование муниципальной программы |
"Развитие торговли и защита прав потребителей в городском округе Нальчик на 2021 - 2025 годы" |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
Соисполнители муниципальной программы |
- МКУ "Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации г.о. Нальчик"; - местные администрации сельских поселений (по согласованию); - Управление Роспотребнадзора по КБР (по согласованию); - Управление Россельхознадзора по КБР (по согласованию); - хозяйствующие субъекты (по согласованию) |
Структура муниципальной программы, перечень основных мероприятий |
1. Формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения городского округа Нальчик. 2. Развитие сферы торговли в сельских населенных пунктах городского округа Нальчик. 3. Организация курсов, семинаров по подготовке и повышению квалификации кадров в сфере торговли. 4. Упорядочение схемы размещения нестационарных торговых объектов городского округа Нальчик. 5. Размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа Нальчик. 6. Развитие системы товарообеспечения и логистики на территории городского округа Нальчик. 7. Консультационная поддержка населения в сфере защиты прав потребителей. 8. Информационная поддержка населения в сфере защиты прав потребителей. 9. Повышение качества и обеспечение безопасности товаров. 10. Повышение уровня правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей (по результатам опросов потребителей). 11. Информирование и обучение населения основам потребительской политики и формирование навыков рационального потребительского поведения (семинары, круглые столы) |
Подпрограммы муниципальной программы |
Подпрограмма 1 "Развитие торговли в городском округе Нальчик"; Подпрограмма 2 "Защита прав потребителей в городском округе Нальчик" |
Цель муниципальной программы |
Развитие сферы потребительского рынка, обеспечивающей удовлетворение спроса населения на качественные и безопасные товары |
Задачи муниципальной программы |
Развитие сферы торговли в городском округе Нальчик; Предотвращение нарушений прав потребителей |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
Программа будет реализована в течение пяти лет с 2021 по 2025 год. Достижение цели Программы планируется к 2025 году |
Целевые индикаторы |
- достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории городского округа Нальчик (в расчете на 1000 человек); - открытие новых торговых объектов (разного формата) по городскому округу Нальчик с учетом обеспечения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (в расчете на 1000 человек); - рост оборота розничной торговли в городском округе Нальчик; - количество заключенных договоров на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа Нальчик по результатам проведения конкурса; - утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов в городском округе Нальчик; - количество консультаций в сфере защиты прав потребителей; количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности; - уровень правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей (по результатам опросов потребителей); количество потребителей, хозяйствующих субъектов, принявших участие в мероприятиях (семинары, круглые столы), направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей; - удельный вес продукции, реализуемой на территории городского округа Нальчик, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции) |
Объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы |
Мероприятия Программы не требуют финансирования из местного бюджета |
1. Характеристика текущего состояния сферы торговли и защиты прав потребителей в городском округе Нальчик
Муниципальная программа "Развитие торговли и защита прав потребителей в городском округе Нальчик на 2021 - 2025 годы" разработана в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ. Муниципальная программа направлена на определение системных задач органов местного самоуправления городского округа Нальчик в области торговли и защиты прав потребителей в городском округе Нальчик.
В настоящей Программе под сферой торговли понимается хозяйственная деятельность по осуществлению продажи товаров и оказания услуг, в том числе услуг бытового обслуживания и услуг общественного питания (далее - сфера торговли).
Торговля является одной из важных бюджетообразующих отраслей экономики городского округа Нальчик. Ее состояние и эффективность функционирования непосредственно влияют на развитие производства потребительских товаров и уровень жизни населения. Основной социальной целью развития торговли является предоставление потребителям широкого ассортимента качественной доступной продукции.
В настоящее время в развитии розничной торговли наблюдаются следующие положительные тенденции: рост числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли, стабильный рост оборота розничной торговли, снижение доли продажи товаров на рынках, устойчивое насыщение торговой сети основными продовольственными и непродовольственными товарами.
Качественные преобразования в отрасли связаны с дальнейшим сокращением неорганизованной формы торговли и открытием торговых организаций различных форматов: гипермаркетов, крупных торговых центров и комплексов, масштабным развитием розничных сетей. При этом развитие сетевого ритейлера осуществляется в основном за счет аренды и приобретения торговых площадей без капитальных вложений в новое строительство.
В городском округе Нальчик осуществляют деятельность федеральные и региональные розничные сетевые компании, к наиболее крупным из них относятся сети магазинов: продовольственных - "Магнит", "Пятерочка", "Стар", "Маяк", "Ласточкино гнездо", "Кенгуру", "Симба", "Светофор"; непродовольственных - "Поиск", "Эльдорадо", "ДНС", "М.Видео", "Эксперт", "Детский мир", "Евросеть", "Связной", "Золушка", "Адидас", "585" и др.
Тенденция роста сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения рынка, повышает прозрачность торговых операций, увеличивает налоговые поступления, позволяет внедрять современные, передовые технологии, расширяет географию сбыта для производителей. Сетевая торговля способствует развитию конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность в городском округе, в формате "удобного магазина", расположенного в радиусе территориальной и пешеходной доступности населения, решению проблемы соблюдения типизации и рационального размещения торговой сети, стимулирует производителей повышать качество продаваемых товаров.
На сегодняшний день сектор оптовой торговли, так же, как и розничной, находится на стадии роста. Вместе с тем, этот сектор представлен значительным количеством относительно небольших компаний и характеризуется низкой консолидацией. В связи с этим крупные розничные сети самостоятельно организуют в рамках своих компаний дистрибьюторские подразделения, обслуживающие зачастую не только точки продаж материнской компании, но и торговые объекты других, более мелких розничных сетей. В целом организация оптового звена не структурирована.
В настоящее время в городском округе отсутствуют логистические комплексы, оказывающие промышленным и торговым организациям услуги по ответственному хранению грузов, погрузочно-разгрузочным работам, комплектации заказов, предпродажной подготовке, страхованию, инвентаризации, доставке грузов и другие услуги.
Для решения данной проблемы требуются развитие логистического оптового бизнеса, создание распределительных оптовых центров, оказание поддержки субъектам предпринимательства, занимающимся оптовой и оптово-розничной деятельностью, в выделении земельных участков для строительства объектов оптовой торговли, привлечении инвестиций и кредитных ресурсов.
К основным проблемам развития внутренней торговли в Российской Федерации отражены относятся:
- недостаточная эффективность государственного регулирования;
- недостаточный уровень развития инфраструктуры (недостаток торговых и складских объектов, высокая стоимость покупки и аренды объектов недвижимости и земли, высокая стоимость проведения работ по обеспечению инженерными коммуникациями, недостаток торговой и транспортной инфраструктуры на удаленных территориях, слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли, недостаточный уровень развития кооперации и т.д.);
- низкая квалификация и недостаток кадров на всех уровнях;
- недостаточная привлекательность для бизнеса развитие торговли в малых и отдаленных населенных пунктах.
Гарантией успешного развития торговли и защиты прав потребителей являются:
- повышение экономической доступности товаров для населения городского округа Нальчик;
- повышение качества и обеспечение безопасности товаров.
Решение вышеуказанных проблем в развитии торговли и защиты прав потребителей требует от органов местного самоуправления внедрения новых механизмов правового регулирования в сфере торговли и защиты прав потребителей городского округа Нальчик. Разработка настоящей муниципальной программы позволит определить основные направления для развития торговли и защиты прав потребителей до 2025 года.
2. Приоритеты и цели муниципальной политики в сфере торговли и защиты прав потребителей
Данная муниципальная программа представляет собой формирование стратегического баланса и приоритетных направлений, ориентированных на достижение целей развития торговли и защиты прав потребителей. В основе построения настоящей муниципальной программы в сфере торговли и защиты прав потребителей основной стратегической целью является:
Повышение экономической доступности товаров для населения, основанного на принципах конкуренции и обеспечения защиты населения от некачественных товаров, возможно при условии решения комплекса задач:
1) в сфере торговли:
- формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения городского округа Нальчик;
- развитие сферы торговли в сельских населенных пунктах городского округа Нальчик;
- организация курсов, семинаров по подготовке и повышению квалификации кадров в сфере торговли;
- упорядочение схемы размещения нестационарных торговых объектов городского округа Нальчик;
- размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа Нальчик;
- развитие системы товарообеспечения и логистики на территории городского округа Нальчик;
2) в сфере защиты прав потребителей:
- консультационная поддержка населения в сфере защиты прав потребителей;
- информационная поддержка населения в сфере защиты прав потребителей;
- повышение качества и обеспечение безопасности товаров;
- повышение уровня правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей (по результатам опросов потребителей);
- информирование и обучение населения основам потребительской политики и формирование навыков рационального потребительского поведения (семинары, круглые столы).
Программа направлена на развитие эффективной товаропроводящей системы, обеспечивающей эффективную дистрибуцию для производителей (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки системы) и эффективное удовлетворение потребностей населения (физическая и ценовая доступность товаров и услуг).
В сфере защиты прав потребителей основной целью является предотвращение нарушений и создание эффективной системы защиты прав потребителей, обеспечение равных условий для реализации каждым потребителем в городском округе своих интересов и прав, установленных законодательством.
Поскольку потребитель является наиболее слабым звеном в экономической и социальной системе, необходимо предусмотреть и осуществить комплекс мер в целях уменьшения риска приобретения некачественных товаров (работ, услуг), предупреждения нарушений, ликвидации их последствий, сокращения материальных и моральных потерь граждан.
3. Прогноз конечных результатов муниципальной программы
Реализация мероприятий муниципальной программы в комплексе с сопутствующими мерами на местном уровне позволит к концу 2025 года обеспечить создание благоприятных условий для развития торговли и защиты прав потребителей, что приведет к:
- достижению установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (в расчете на 1000 человек) на территории городского округа Нальчик;
- открытию новых торговых объектов (разного формата) по городскому округу Нальчик с учетом достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (в расчете на 1000 человек);
- росту оборота розничной торговли в городском округе Нальчик;
- увеличению общего количества заключенных договоров на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа Нальчик по результатам проведения конкурса до 730;
- утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов в городском округе Нальчик на 100%;
- увеличению количества консультаций в сфере защиты прав потребителей на 100% в 2025 году;
- общее количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности, к 2025 году - 20;
- уровню правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей (по результатам опросов потребителей) в 2025 году 85 процентов опрошенных;
- общее количество граждан (потребителей и хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях (семинары, круглые столы), направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, в 2025 году составит 500;
- удельный вес продукции, реализуемой на территории городского округа Нальчик, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции), в 2025 году составит 1,3 процента.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
3. Сроки и контрольные этапы реализации муниципальной программы
Настоящая Программа будет реализована в течение пяти лет с 2021 по 2025 год.
Достижение цели Программы планируется в 2025 году.
Программа реализуется в течение 2021 - 2025 годов. Муниципальная программа реализуется в пять этапов:
1-й этап - 2021 год;
2-й этап - 2022 год;
3-й этап - 2023 год;
4-й этап - 2024 год;
5-й этап - 2025 год.
4. Перечень и краткое описание подпрограмм
Муниципальная программа включает две подпрограммы.
Подпрограмма 1 "Развитие торговли в городском округе Нальчик".
Целью подпрограммы является развитие сферы потребительского рынка на территории городского округа Нальчик, обеспечивающей полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары по доступным ценам в пределах территориальной доступности.
Задачи подпрограммы:
- формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения городского округа Нальчик;
- развитие сферы торговли в сельских населенных пунктах городского округа Нальчик;
- организация курсов, семинаров по подготовке и повышению квалификации кадров в сфере торговли;
- упорядочение схемы размещения нестационарных торговых объектов городского округа Нальчик;
- размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа Нальчик;
- развитие системы товарообеспечения и логистики на территории городского округа Нальчик.
Этапы и сроки реализации подпрограммы: 2021 - 2025 годы, выделяются 5 этапов реализации подпрограммы:
1-й этап - 2021 год;
2-й этап - 2022 год;
3-й этап - 2023 год;
4-й этап - 2024 год;
5-й этап - 2025 год.
Мероприятия Подпрограммы не требуют финансирования из местного бюджета.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы - приложение N 1 к муниципальной программе.
Подпрограмма 2 "Защита прав потребителей в городском округе Нальчик".
Целью подпрограммы является создание эффективной системы защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, обеспечение равных условий для их реализации каждым гражданином.
Задачи подпрограммы:
- консультационная поддержка населения в сфере защиты прав потребителей;
- информационная поддержка населения в сфере защиты прав потребителей;
- повышение уровня правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей (по результатам опросов потребителей);
- обучение населения основам потребительской политики и формирование навыков рационального потребительского поведения;
- повышение качества и безопасности товаров.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
6. Перечень основных мероприятий муниципальной программы
Перечень основных мероприятий муниципальной программы представлен в приложении N 2 к муниципальной программе.
7. Перечень бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности
Реализация муниципальной программы не предполагает бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности.
8. Основные меры правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы
Сведения о мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы приведены в приложении N 3 к муниципальной программе.
9. Перечень и значения целевых индикаторов, показателей результатов и эффективности муниципальной программы
Сведения о целевых индикаторах, показателях результатов муниципальной программы и подпрограмм, их значениях приведены в приложении N 1 к муниципальной программе.
Показатели результатов подпрограмм взаимосвязаны с целевыми индикаторами муниципальной программы и характеризуют достижение целей и решение задач муниципальной программы.
10. Финансовое обеспечение муниципальной программы
Муниципальная программа не предполагает выделения денежных средств из местного бюджета на реализацию планируемых мероприятий.
11. Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы
Оценка эффективности муниципальной программы проводится по методике, установленной приложением N 3 к Порядку разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа Нальчик, утвержденному постановлением Местной администрации городского округа Нальчик от 11 сентября 2015 года N 1656 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа Нальчик".
Паспорт подпрограммы 1 "Развитие торговли в городском округе Нальчик"
Наименование подпрограммы |
"Развитие торговли в городском округе Нальчик" |
Исполнители подпрограммы |
Местная администрация г.о. Нальчик; Департамент экономики Местной администрации г.о. Нальчик; МКУ "Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации г.о. Нальчик"; Местные администрации сельских поселений (по согласованию); Управление Роспотребнадзора по КБР (по согласованию); Управление Россельхознадзора по КБР (по согласованию); хозяйствующие субъекты (по согласованию) |
Цель подпрограммы |
Развитие сферы потребительского рынка на территории городского округа Нальчик, обеспечивающей полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары по доступным ценам в пределах территориальной доступности |
Задачи подпрограммы |
основными задачами подпрограммы должны стать: Формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения городского округа Нальчик; Развитие сферы торговли в сельских населенных пунктах городского округа Нальчик; Организация курсов, семинаров по подготовке и повышению квалификации кадров в сфере торговли; Упорядочение схемы размещения нестационарных торговых объектов городского округа Нальчик; Размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа Нальчик; Развитие системы товарообеспечения и логистики на территории городского округа Нальчик |
Показатели результативности подпрограммы |
- количество открытых торговых предприятий разного формата в городском округе Нальчик, в том числе, нестационарных торговых объектов; - количество открытых торговых объектов разного формата в сельских населенных пунктах городского округа Нальчик; - проведение мероприятий (курсов, семинаров) по подготовке и повышению квалификации кадров в сфере торговли; - рост оборота розничной торговли в городском округе Нальчик; - количество заключенных договоров на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа Нальчик по результатам проведения конкурса; - количество утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов; - количество созданных логистических центров поставок, распределительных центров, оптовых продовольственных рынков, в том числе реконструированных и модернизированных объектов оптовой торговли (оптовых продовольственных баз, товарных складов, др.) |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма будет реализована в течение пяти лет с 2021 по 2025 год. Достижение цели подпрограммы планируется к 2025 году |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Мероприятия подпрограммы не требуют финансирования из местного бюджета |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз ее развития
Торговля - один из социально значимых видов экономической деятельности городского округа Нальчик, обеспечивающий доступность товаров для населения, формирующий конкурентную среду и поддержку местных производителей товаров. Это особая сфера экономики городского округа, которая характеризует уровень благосостояния населения и обеспечивает социально-экономическое развитие.
Торговая отрасль на протяжении последних лет - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики, опережающая по темпам роста многие отрасли. Торговля выступает ориентиром, связующим звеном при выборе направлений развития производства и доведения товаров и услуг до потребителя.
Оборот розничной торговли в городском округе Нальчик по крупным и средним организациям за 2018 год составил 12526,05 млн. рублей, за 2019 год составил 12526,1 млн. руб.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития городского округа Нальчик оборот розничной торговли в 2021 году составит 12651,6 млн. руб., 2022 год - 12714,9 млн. рублей, 2023 год - 12778,5 млн. рублей, 2024 год - 12842,3 млн. рублей, 2025 год - 12906,6 млн. рублей.
В торговых предприятиях городского округа Нальчик в последние годы отмечается снижение оборотных средств, но для сохранения ассортимента их пока достаточно. По продовольственной группе товаров отмечается некоторое падение покупательского спроса на импортные товары, а также сокращение спроса на ряд товаров промышленной группы.
Эффективность бизнеса торговой отрасли напрямую зависит от экономического положения населения городского округа Нальчик. Часть жителей города сокращает уровень потребления в силу снижения доходов, недоступности дешевых кредитов, а также роста цен на товары.
Увеличение денежных расходов города и рост цен привели к значительным изменениям в потребительских предпочтениях; снижается поток покупателей в минимаркетах; сокращается потребление соков, напитков, кондитерских изделий, сыров, мяса, некоторых видов молочных продуктов наименее обеспеченными слоями населения; снижается спрос на товары длительного пользования.
Торговля в своем развитии проходит через несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и факторы успеха, характеризуется различными темпами роста, характером и степенью конкуренции, качеством и ассортиментом предоставляемых товаров.
Торговая отрасль - лидер среди всех отраслей городской экономики по количеству созданных рабочих мест.
Уровень развития торговли неоднороден по селам городского округа Нальчик. Это выражается как в уровне цен, обеспеченности населения площадью торговых объектов современных форматов, товарным ассортиментом, т.е. показателях, которые непосредственно относятся к отрасли торговли, так и в уровне развития транспортно-логистической инфраструктуры, наличии местных производителей и др., то есть параметров, оказывающих влияние на развитие торговли в городском округе.
В Кабардино-Балкарской Республике торговля в основном развивается в городах, что объясняется высокой в сравнении с районными центрами муниципальных образований привлекательностью отрасли наибольшим спросом и платежеспособностью населения.
Во исполнение пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2016 года N 291 "Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 754", Постановления Правительства КБР от 04 декабря 2017 г. N 217-ПП "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения Кабардино-Балкарской Республики площадью торговых объектов" утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Кабардино-Балкарской Республики, а именно:
а) нормативы минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов;
б) нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов местного значения;
в) нормативы минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов;
г) нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на розничных рынках.
Указанные нормативы определяют нижние (минимальные) пороги обеспеченности населения площадью торговых объектов для Кабардино-Балкарской Республики.
Наличие достаточного количества торговых площадей разнообразных форматов обеспечивает географическую доступность товаров для населения, разнообразие ассортиментных позиций, предлагаемых потребителям. Уровень обеспеченности населения площадью торговых объектов входит в число индикаторов, отражающих качество жизни населения городского округа Нальчик.
В настоящее время отдаленные и труднодоступные территории городского округа Нальчик зачастую характеризуются острым дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. С ростом оттока молодого населения эти территории становятся все менее привлекательными для развития торговли, что в конечном итоге приводит к закрытию существовавших там торговых объектов и, как следствие, сокращению обеспеченности жителей даже товарами первой необходимости. Для розничных компаний нецелесообразно с экономической точки зрения открывать магазины в населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и с недостаточно развитой инфраструктурой.
Обобщение анализа состояния и тенденций развития торговли в городе выявило проблему, на решение которой направлена муниципальная программа "Развитие торговли и защита прав потребителей в городском округе Нальчик на 2021 - 2025 годы" - это проблема неполного удовлетворения спроса жителей городского округа Нальчик на потребительские товары в широком ассортименте, по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности.
Кроме того, указанная проблема обусловлена рядом составляющих ее основных проблем, присущих торговой отрасли городского округа Нальчик, требующих системного решения программным методом в ближайшей и среднесрочной перспективе, а именно:
- несовершенство правового регулирования в сфере торговли;
- недостаточный уровень развития современной инфраструктуры розничной торговли и территориальной доступности торговых объектов для населения;
- недостаточная ценовая доступность товаров для населения городского округа Нальчик;
- недостаточный уровень обеспечения качества и безопасности потребительских товаров;
- недостаточный уровень развития системы товарообеспечения и логистики, развитие оптовой торговли;
- низкая деловая активность хозяйствующих субъектов;
- недостаточный уровень развития сельской торговли;
- недостаточное информационное обеспечение торговли;
- нерешенный вопрос занятости и кадрового обеспечения отрасли;
- недостаточный уровень обеспечения условий для развития конкуренции;
- отсутствие муниципальных программ развития торговли.
Целесообразность решения указанных проблем развития торговли программно-целевым методом определена такими основными факторами, как масштабность, сложность и многообразие проблем, присущих отрасли; необходимость комплексной увязки мероприятий муниципальной программы.
Подпрограмма является неотъемлемой частью муниципальной программы "Развитие торговли и защита прав потребителей в городском округе Нальчик на 2021 - 2025 годы".
2. Приоритеты государственной и муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Цель подпрограммы 1 "Развитие торговли в городском округе Нальчик" - решение проблем в сфере торговли, определение основных направлений развития торговли и мероприятий, содействующих развитию торговли на территории городского округа Нальчик.
Подпрограмма ориентирована на выполнение следующих основных задач:
- формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения городского округа Нальчик;
- развитие сферы торговли в сельских населенных пунктах городского округа Нальчик;
- организация курсов, семинаров по подготовке и повышению квалификации кадров в сфере торговли;
- упорядочение схемы размещения нестационарных торговых объектов городского округа Нальчик;
- размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа Нальчик;
- развитие системы товарообеспечения и логистики на территории городского округа Нальчик.
Данная подпрограмма сформирована исходя из принципов преемственности и с учетом опыта реализации программ развития торговли предыдущих лет в городском округе Нальчик.
В подпрограмме определены пять целевых индикаторов:
Целевой индикатор 1:
достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории городского округа Нальчик (в расчете на 1000 человек);
Целевой индикатор 2:
открытие новых торговых объектов (разного формата) по городскому округу Нальчик с учетом достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (в расчете на 1000 человек);
Целевой индикатор 3:
- рост оборота розничной торговли в городском округе Нальчик;
Целевой индикатор 4:
- количество заключенных договоров на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа Нальчик по результатам проведения конкурса;
Целевой индикатор 5:
- утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов в городском округе Нальчик.
Наличие данных целевых индикаторов определено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
От степени достижения целевых индикаторов зависит экономическая эффективность реализации программы. По итогам реализации подпрограммы обеспечение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в расчете на 1000 человек к 2025 году достигнет 114%, рост оборота розничной торговли в городском округе Нальчик составит 112,2%, количество заключенных договоров на размещение нестационарных торговых объектов увеличится на 30%, утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов достигнет 100%.
Сроки реализации подпрограммы - 2021 - 2025 годы.
Информация о составе и значениях целевых индикаторов и показателей представлена в приложении N 1 к настоящей программе.
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
В рамках подпрограммы будут реализованы следующие основные мероприятия:
Задача 1: Формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения городского округа Нальчик.
Целевой индикатор 1. Открытие торговых предприятий разного формата в городском округе Нальчик, в том числе нестационарных торговых объектов;
Целевой индикатор 2. Проведение мониторинга обеспеченности населения городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики торговыми площадями с выявлением проблемных зон;
Целевой индикатор 3. Осуществление информационно-аналитического наблюдения за состоянием торговой отрасли в городском округе Нальчик;
Целевой индикатор 4. Организация и проведение сельскохозяйственных ярмарок "выходного дня" по реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной предприятиями агропромышленного комплекса, крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, организациями потребительской кооперации, гражданами, ведущими садоводство, огородничество и дачное хозяйство;
Целевой индикатор 5. Формирование торгового реестра городского округа Нальчик, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность;
Целевой индикатор 6. Проведение мониторинга потребительских цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости;
Целевой индикатор 7. Выдача разрешений на право организации розничных рынков.
Задача 2. Развитие сферы торговли в сельских населенных пунктах городского округа Нальчик.
Мероприятие 1. Развитие розничной торговой сети в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах за счет расширения развозной торговли, а также дистанционной торговли (в том числе по заказам);
Мероприятие 2. Открытие торговых объектов разного формата в сельских населенных пунктах городского округа Нальчик.
Задача 3. Организация курсов, семинаров по подготовке и повышению квалификации кадров в сфере торговли.
Мероприятие 1. Участие в организации курсов, семинаров по подготовке и повышению квалификации кадров для сферы торговли.
Задача 4. Упорядочение схемы размещения нестационарных торговых объектов городского округа Нальчик.
Мероприятие 1. Внесение изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов городского округа Нальчик с учетом обеспечения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (в расчете на 1000 человек).
Задача 5. Размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа Нальчик.
Мероприятие 1. Заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов по результатам проведения конкурсов.
Задача 6. Развитие системы товарообеспечения и логистики на территории городского округа Нальчик.
Мероприятие 1. Реконструкция и модернизация рынков и торговых комплексов.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
3. Характеристика мер правового регулирования в сфере реализации подпрограммы
Сведения о мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной подпрограммы приведены в приложении N 3 к муниципальной программе.
Паспорт подпрограммы 2 "Защита прав потребителей в городском округе Нальчик"
Наименование подпрограммы |
"Защита прав потребителей в городском округе Нальчик" |
Исполнители подпрограммы |
Местная администрация г.о. Нальчик; Департамент экономики Местной администрации г.о. Нальчик; Местные администрации сельских поселений (по согласованию); Управление Роспотребнадзора по КБР (по согласованию); Управление Россельхознадзора по КБР (по согласованию); хозяйствующие субъекты (по согласованию) |
Цель подпрограммы |
основной целью подпрограммы является: создание эффективной системы защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, обеспечение равных условий для их реализации каждым гражданином |
Задачи подпрограммы |
основными задачами подпрограммы должны стать: консультационная поддержка населения в сфере защиты прав потребителей; информационная поддержка населения в сфере защиты прав потребителей; повышение уровня правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей (по результатам опросов потребителей); информирование и обучение населения основам потребительской политики и формирование навыков рационального потребительского поведения (семинары, круглые столы); повышение качества и обеспечение безопасности товаров |
Показатели результативности подпрограммы |
количество консультаций в сфере защиты прав потребителей; количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности; количество опросов граждан; количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей (семинары, круглые столы); удельный вес продукции, реализуемой на территории городского округа Нальчик, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции) |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма будет реализована в течение пяти лет с 2021 по 2025 год. Достижение цели подпрограммы планируется к 2025 году |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Мероприятия подпрограммы не требуют финансирования из местного бюджета |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз ее развития
В системе защиты прав потребителей муниципальный уровень защиты имеет большое значение, так как деятельность органов местного самоуправления направлена на решение тех потребительских проблем, которые являются актуальными именно для данного муниципального образования.
Политика в области защиты прав потребителей на территории городского округа Нальчик направлена на создание единой и действенной системы защиты потребительских прав.
Учитывая значимость и необходимость создания условий для обеспечения доступности в решении вопросов защиты потребителей, ежегодно проводится анализ состояния и деятельности сферы защиты прав потребителей.
Прием граждан осуществлялся в режиме "горячей линии" посредством телефонной связи, а также личного приема. Наиболее востребованной формой обращения для граждан является возможность получения оперативной консультации по телефону.
Кроме того, на главной странице официального сайта городского округа Нальчик организован раздел "Консультации по защите прав потребителей". Благодаря организованной работе консультаций по защите прав потребителей в электронной форме граждане в кратчайшие сроки получают ответы на вопросы, что очень удобно для пенсионеров, граждан с физическими ограниченными возможностями, а также живущих в отдаленных районах города.
Следует отметить, что основная категория граждан, обращающихся - это граждане с низким уровнем дохода, социально незащищенные. Приоритетное место в вопросах обеспечения защиты потребительских прав занимают внедрение и развитие потребительского образования, просвещение и повышение правовой культуры.
Специалистами отдела потребительского рынка и рекламы в СМИ и на официальном сайте городского округа Нальчик регулярно публикуются материалы по потребительской тематике. Материалы содержат информацию о наиболее частых, типичных нарушениях, а также разъяснения, рекомендации в случаях недобросовестных, мошеннических действий со стороны продавцов, изготовителей (исполнителей).
В целях просвещения субъектов предпринимательства проводятся семинары, "круглые столы", встречи и консультации.
Основные причины обращений потребителей:
- продажа товаров, выполнение работ (услуг) ненадлежащего качества;
- отказ продавцов, исполнителей (изготовителей) от приема письменных претензий потребителей, принятия товара для проверки качества;
- взимание оплаты за проверку качества (диагностику);
- отказ в заключении договоров;
- нарушение сроков удовлетворения требований потребителей, сроков выполнения работ (услуг), сроков передачи предварительно оплаченного товара;
- отказ в выплате неустойки;
- навязывание дополнительных услуг;
- ущемление прав потребителей по сравнению с действующим законодательством (уменьшение гарантийных обязательств изготовителя, обусловливание приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других товаров (работ, услуг), обусловливание требований потребителей, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг));
- представление недостоверной или неполной информации о товаре (работе, услуге);
- большой объем рекламной и при этом очень часто недостоверной информации.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о недостаточном уровне правовой грамотности, развития культуры мирного, конструктивного разрешения конфликтов, как потребителей, так и субъектов предпринимательства.
В условиях свободы деятельности хозяйствующих субъектов, снижения административных барьеров и ослабления государственного контроля не всегда товары и услуги отличаются надлежащим качеством. Предоставляя потребителям широкий выбор товаров и услуг, всевозможные скидки по их оплате, используя активное развитие потребительского кредитования, организации и предприниматели навязывают потребителям выгодные для себя условия приобретения товаров и услуг (работ).
Рыночное реформирование российской экономики, демонополизация, прежде всего потребительского рынка, развитие конкуренции обусловили необходимость формирования системы защиты прав потребителей, доступной для широкой массы потребителей и обеспечивающей эффективную защиту их прав, прежде всего, на местном уровне, как наиболее приближенному органу власти к гражданам.
Подпрограмма разработана в соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Подпрограммой определен комплекс мероприятий по обеспечению эффективного подхода к вопросам защиты прав потребителей.
Мероприятия по защите прав потребителей направлены и будут способствовать в первую очередь повышению потребительской безопасности и качества жизни, ответственности продавцов, исполнителей, производителей за качество товаров, работ (услуг), правовой грамотности, укреплению гарантий защищенности прав и интересов потребителей, а также противодействию системным нарушениям в сфере потребительского рынка.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечит сбалансированную защиту интересов потребителей и в конечном итоге повысит качество жизни жителей города.
2. Приоритеты государственной и муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Цель подпрограммы 1 "Защита прав потребителей в городском округе Нальчик" - создание на территории городского округа Нальчик условий для эффективной защиты прав потребителей, установленных законодательством Российской Федерации.
Подпрограмма ориентирована на выполнение следующих основных задач:
- консультационная поддержка населения в сфере защиты прав потребителей;
- информационная поддержка населения в сфере защиты прав потребителей;
- повышение уровня правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей (по результатам опросов потребителей);
- информирование и обучение населения основам потребительской политики и формирование навыков рационального потребительского поведения;
- повышение качества и обеспечение безопасности товаров.
Данная подпрограмма сформирована исходя из принципа права на охрану жизни, здоровья и безопасность товаров.
В подпрограмме определены пять целевых индикаторов:
Целевой индикатор 1:
- количество консультаций в сфере защиты прав потребителей;
Целевой индикатор 2:
- количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности;
Целевой индикатор 3:
- уровень правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей (по результатам опросов потребителей);
Целевой индикатор 4:
- количество потребителей и хозяйствующих субъектов, принявших участие в мероприятиях (семинары, круглые столы), направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей;
Целевой индикатор 5:
- удельный вес продукции, реализуемой на территории городского округа Нальчик, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции).
Наличие данных целевых индикаторов определено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
От степени достижения целевых индикаторов зависит эффективность реализации подпрограммы. По итогам реализации подпрограммы количество консультаций в сфере защиты прав потребителей к 2025 году достигнет 760, общее количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности составит 20, общее количество опросов потребителей составит 750, общее количество потребителей и хозяйствующих субъектов, принявших участие в мероприятиях (семинары, круглые столы), направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей составит 500, удельный вес продукции, реализуемой на территории городского округа Нальчик, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции), в 2025 году составит 1,3 процента.
Сроки реализации подпрограммы - 2021 - 2025 годы.
Информация о составе и значениях целевых индикаторов и показателей представлена в приложении N 1 к настоящей программе.
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
В рамках подпрограммы будут реализованы следующие основные мероприятия:
Задача 1: Консультационная поддержка населения в сфере защиты прав потребителей;
Мероприятие 1. Консультирование граждан по вопросам защиты прав потребителей;
Мероприятие 2. Консультирование граждан по телефону "горячей линии".
Задача 2: Информационная поддержка населения в сфере защиты прав потребителей;
Мероприятие 1. Опубликование информационных сообщений, направленных на повышение потребительской грамотности в газете "Нальчик";
Мероприятие 2. Размещение информационных сообщений, направленных на повышение потребительской грамотности на официальном сайте городского округа Нальчик.
Задача 3. Повышение уровня правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителя;
Мероприятие 1. Проведение опросов граждан.
Задача 4. Информирование и обучение населения основам потребительской политики и формирование навыков рационального потребительского поведения (семинары, круглые столы);
Мероприятие 1. Проведение семинаров и круглых столов, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителя.
Задача 5. Повышение качества и обеспечение безопасности товаров;
Мероприятие 1. Лабораторные исследования продукции, реализуемой на территории г.о. Нальчик, на соответствие действующим требованиям качества и безопасности товаров.
4. Характеристика мер правового регулирования в сфере реализации подпрограммы
Сведения о мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной подпрограммы приведены в приложении N 3.
Приложение N 1
"Развитие торговли и защита прав
потребителей в городском округе Нальчик
на 2021 - 2025 годы"
Сведения
о показателях (индикаторах) муниципальной программы городского округа Нальчик и их значениях
N |
Наименование цели (задачи) |
Показатель (индикатор) (наименование) |
Ед. измерения |
Значения показателей |
Отношение значения показателя последнего года реализации программы к отчетному |
||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Муниципальная программа "Развитие торговли в городском округе Нальчик на 2021 - 2025 годы" | |||||||||||
1. |
Цель 1: Развитие сферы потребительского рынка, обеспечивающей удовлетворение спроса населения на качественные и безопасные товары |
Целевой индикатор: Достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (в расчете на 1000 человек) |
% |
- |
- |
101 |
101,5 |
102 |
102,5 |
103 |
3% |
1.1. |
Задача 1: Развитие сферы торговли в городском округе Нальчик |
Показатель результата: Количество открытых торговых объектов разного формата в городском округе Нальчик, в том числе, нестационарных торговых объектов |
ед. |
41 |
43 |
44 |
45 |
47 |
48 |
50 |
6 ед. |
1.2. |
Задача 2: Предотвращение нарушений прав потребителей |
Показатель результата: Количество консультаций в сфере защиты прав потребителей |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Подпрограмма 1 "Развитие торговли в городском округе Нальчик" | |||||||||||
1.1.1. |
Цель 1: Развитие сферы потребительского рынка на территории городского округа Нальчик, обеспечивающей полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары по доступным ценам в пределах территориальной доступности |
Целевой индикатор 1: Достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (в расчете на 1000 человек) |
% |
- |
- |
100 |
100,5 |
101 |
101,5 |
102 |
2% |
1.1.2 |
Целевой индикатор 2: Открытие новых торговых объектов (разного формата) по городскому округу Нальчик с учетом обеспечения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (в расчете на 1000 человек) |
ед. |
41 |
43 |
44 |
45 |
47 |
48 |
50 |
6 ед. |
|
1.1.3. |
Целевой индикатор 3: Рост оборота розничной торговли в городском округе Нальчик |
% |
- |
- |
100 |
100,5 |
101 |
101,5 |
102 |
2% |
|
1.1.4. |
Целевой индикатор 4: Количество заключенных договоров на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа Нальчик по результатам проведения конкурса |
ед. |
20 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
4 ед. |
|
1.1.5. |
Целевой индикатор 5: Утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов в городском округе Нальчик |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
|
1.1.1.1 |
Задача 1: Формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения городского округа Нальчик |
Показатель результата: Количество открытых торговых предприятий разного формата в городском округе Нальчик, в том числе, нестационарных торговых объектов |
кв. м. |
19484,48 |
19494 |
19504 |
19514 |
19524 |
19534 |
19544 |
40 кв. м. |
1.1.1.2 |
Задача 2: Развитие сферы торговли в сельских населенных пунктах городского округа Нальчик |
Показатель результата: Количество открытых торговых объектов разного формата в сельских населенных пунктах городского округа Нальчик |
ед. |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
4 ед. |
1.1.1.3 |
Задача 3: Организация курсов, семинаров по подготовке и повышению квалификации кадров в сфере торговли |
Показатели результата: Проведение мероприятий (курсов, семинаров) по подготовке и повышению квалификации кадров в сфере торговли |
ед. |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1.1.1.4 |
Задача 4: Упорядочение схемы размещения нестационарных торговых объектов городского округа Нальчик |
Показатели результата: Количество новых мест, внесенных в схему размещения нестационарных торговых объектов городского округа Нальчик |
ед. |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
4 ед. |
1.1.1.5 |
Задача 5: Размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа Нальчик |
Показатель результата: Количество заключенных договоров на размещение нестационарных торговых объектов по результатам проведения конкурсов |
ед. |
20 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
4 |
1.1.1.6 |
Задача 6: Развитие системы товарообеспечения и логистики на территории городского округа Нальчик |
Показатель результата: Количество созданных логистических центров поставок, распределительных центров, оптовых продовольственных рынков, в том числе реконструированных и модернизированных объектов оптовой торговли (оптовых продовольственных баз, товарных складов, др.) |
ед. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Подпрограмма 2 "Защита прав потребителей в городском округе Нальчик" | |||||||||||
2.1.1 |
Цель 1: Создание эффективной системы защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, обеспечение равных условий для их реализации каждым гражданином |
Целевой индикатор 1: Количество консультаций в сфере защиты прав потребителей |
ед. |
- |
- |
720 |
730 |
740 |
750 |
760 |
40 ед. |
2.1.2 |
Целевой индикатор 2: Количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности |
ед. |
- |
- |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
|
2.1.3 |
Целевой индикатор 3: Уровень правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей (по результатам опросов потребителей) |
ед. |
- |
- |
150 |
150 |
150 |
150 |
150 |
|
|
2.1.4 |
Целевой индикатор 4: Количество потребителей и хозяйствующих субъектов, принявших участие в мероприятиях (семинары, круглые столы), направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей |
ед. |
- |
- |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
|
2.1.5 |
Целевой индикатор 5: Удельный вес продукции, реализуемой на территории городского округа Нальчик, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции) |
% |
- |
- |
2,5 |
2 |
1,8 |
1,5 |
1,3 |
1,2% |
|
2.1.1.1. |
Задача 1: Консультационная поддержка населения в сфере защиты прав потребителей |
Показатели результата: Консультации граждан в сфере защиты прав потребителей |
ед. |
- |
- |
490 |
500 |
510 |
520 |
530 |
40 ед. |
2.1.1.2 |
Задача 2: Информационная поддержка населения в сфере защиты прав потребителей |
Показатели результата: Публикации и сообщения в СМИ, направленные на повышение потребительской грамотности |
ед. |
- |
- |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
2.1.1.3 |
Задача 3: Уровень правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей |
Показатели результата: количество опросов граждан |
ед. |
- |
- |
150 |
150 |
150 |
150 |
150 |
|
2.1.1.4. |
Задача 4: Информирование и обучение населения основам потребительской политики и формирование навыков рационального потребительского поведения |
Показатели результата: Проведение семинаров и круглых столов, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей |
ед. |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
2.1.1.5. |
Задача 5: Повышение качества и обеспечение безопасности товаров |
Показатели результата: Снижение удельного веса продукции, реализуемой на территории городского округа Нальчик, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции) |
% |
- |
- |
2,5 |
2 |
1,8 |
1,5 |
1,3 |
1,2% |
Приложение N 2
"Развитие торговли и защита прав
потребителей в городском округе Нальчик
на 2021 - 2025 годы"
Информация
об основных мероприятиях Программ муниципальной программы городского округа Нальчик
N |
Номер и наименование ведомственной программы, основного мероприятия и мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание и его значение) |
Последствия нереализации ведомственной программы, основного мероприятия |
Связь с показателями результатов муниципальной программы N показателя |
|
начала реализации |
окончания реализации |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Подпрограмма 1 "Развитие торговли в городском округе Нальчик" |
||||||
1.1. |
Цель: Развитие сферы потребительского рынка на территории городского округа Нальчик, обеспечивающей полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары по доступным ценам в пределах территориальной доступности |
||||||
1.1.1. |
Задача 1: Формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения городского округа Нальчик |
||||||
1.1.1.1. |
Открытие торговых предприятий разного формата в городском округе Нальчик, в том числе нестационарных торговых объектов |
Местная администрация г.о. Нальчик; МКУ "Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации г.о. Нальчик" |
2021 |
2025 г. |
Увеличение количества торговых объектов (в том числе нестационарных торговых объектов) и ассортимента продаваемых товаров, услуг, в городском округе Нальчик для удовлетворения потребностей населения |
Неполное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах |
1.1.1.1. |
1.1.1.2. |
Проведение мониторинга обеспеченности населения городского округа Нальчик торговыми площадями с выявлением проблемных зон |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2021 |
2025 г. |
Учет и формирование сведений об обеспеченности населения городского округа Нальчик торговыми площадями с выявлением проблемных зон |
Неравномерное обеспечение населения городского округа Нальчик торговыми площадями |
1.1.1.1. |
1.1.1.3. |
Осуществление информационно-аналитического наблюдения за состоянием торговой отрасли в городском округе Нальчик |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2021 |
2025 г. |
Формирование аналитической информации о состоянии торговой отрасли в городском округе Нальчик |
Отсутствие информации о состоянии торговой отрасли необходимой для составления отчетов |
1.1.1.1. |
1.1.1.4. |
Организация и проведение сельскохозяйственных ярмарок "выходного дня" по реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной предприятиями агропромышленного комплекса, крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, организациями потребительской кооперации, гражданами, ведущими садоводство, огородничество и дачное хозяйство |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2021 |
2025 г. |
Удовлетворение потребностей населения в сельскохозяйственных и продовольственных товарах по доступным ценам |
Недостаток сельскохозяйственных и продовольственных товаров в городском округе Нальчик |
1.1.1.1. |
1.1.1.5. |
Формирование торгового реестра городского округа Нальчик, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2021 |
2025 г. |
Учет и формирование сведений о хозяйствующих субъектах городского округа Нальчик в соответствии с постановлением |
Невыполнение рекомендаций Постановления Правительства КБР от 02.07.2013 N 193-ПП "О формировании торгового реестра Кабардино-Балкарской Республики" |
1.1.1.1. |
1.1.1.6. |
Проведение мониторинга потребительских цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2021 |
2025 г. |
Проведение анализа изменения цен на основные продовольственные товары по городскому округу Нальчик |
Невыполнение Указа Президента РФ от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" и Распоряжения Главы КБР от 13.04.2015 N 34-РГ |
1.1.1.1. |
1.1.1.7. |
Выдача разрешений на право организации розничных рынков |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2021 |
2025 г. |
Удовлетворение спроса населения на товары и услуги по доступным ценам в пределах территориальной доступности |
Неполное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах |
1.1.1.1. |
1.2.1. |
Задача 2: Развитие сферы торговли в сельских населенных пунктах городского округа Нальчик |
||||||
1.2.1.1. |
Развитие розничной торговой сети в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах за счет расширения развозной торговли, а также дистанционной торговли (в том числе по заказам) |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2021 |
2025 г. |
Увеличение количества нестационарных торговых объектов в сельских населенных пунктах городского округа Нальчик для удовлетворения потребностей населения |
Неравномерное обеспечение населения городского округа Нальчик торговыми площадями |
1.1.1.2. |
1.2.1.2. |
Открытие торговых объектов разного формата в сельских населенных пунктах |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик; МКУ "Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации г.о. Нальчик" |
2021 |
2025 г. |
Увеличение количества торговых предприятий, в том числе нестационарных торговых объектов в сельских населенных пунктах городского округа Нальчик для удовлетворения потребностей населения |
Неравномерное обеспечение населения городского округа Нальчик торговыми площадями |
1.1.1.2. |
1.3.1. |
Задача 3: Организация курсов, семинаров по подготовке и повышению квалификации кадров в сфере торговли |
||||||
1.3.1.1. |
Содействие в организации курсов, семинаров по подготовке и повышению квалификации кадров для сферы торговли |
Местная администрация городского округа Нальчик |
2021 |
2025 г. |
Повышение квалификации сотрудников хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке городского округа Нальчик |
Нехватка квалифицированных кадров сферы торговли |
1.1.1.3. |
1.4.1. |
Задача 4: Упорядочение схемы размещения нестационарных торговых объектов городского округа Нальчик |
||||||
1.4.1.1. |
Внесение изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов городского округа Нальчик с учетом обеспечения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов |
Местная администрация городского округа Нальчик |
2021 |
2025 г. |
Дополнение и изменение схемы размещения нестационарных торговых объектов городского округа Нальчик в соответствии с Приказом Минпромторга КБР от 01.10.2013 N 99 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики схемы размещения нестационарных торговых объектов" и распоряжением Местной администрации городского округа Нальчик от 22.03.2013 г. N 136 |
Нарушение Приказа Минпромторга КБР от 01.10.2013 N 99 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики схемы размещения нестационарных торговых объектов" и распоряжения Местной администрации городского округа Нальчик от 22.03.2013 г. N 136 |
1.1.1.4. |
1.5.1. |
Задача 5. Размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа Нальчик |
||||||
1.5.1.1. |
Заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов по результатам проведения конкурсов |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2021 |
2025 г. |
Увеличение числа нестационарных торговых объектов, размещенных на территории городского округа Нальчик |
Неполное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах |
1.1.1.5. |
1.6.1. |
Задача 6. Развитие системы товарообеспечения и логистики на территории городского округа Нальчик |
||||||
1.6.1.1. |
Реконструкция и модернизация рынков и торговых комплексов |
Хозяйствующие субъекты (по согласованию) |
2021 |
2025 г. |
Реконструкция рынков и торговых комплексов |
Несоответствие рынков и торговых комплексов требованиям предусмотренным Федеральным законом от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" |
1.1.1.6. |
2. |
Подпрограмма 2 "Защита прав потребителей" |
||||||
2.1. |
Цель: Создание эффективной системы защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, обеспечение равных условий для их реализации каждым гражданином |
||||||
2.1.1. |
Задача 1: Консультационная поддержка населения в сфере защиты прав потребителей |
||||||
2.1.1.1. |
Консультирование граждан по вопросам защиты прав потребителей |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2021 |
2025 г. |
Устранение административных барьеров и оказание правовой помощи потребителям |
Возможное появление административных барьеров |
2.1.1.1. |
2.1.1.2. |
Консультирование граждан по телефону "горячей линии" |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2021 |
2025 г. |
Устранение административных барьеров и оказание правовой помощи потребителям |
Возможное появление административных барьеров |
2.1.1.1. |
2.1.2. |
Задача 2: Информационная поддержка населения в сфере защиты прав потребителей |
||||||
2.1.2.1. |
Опубликование информационных сообщений по вопросам защиты прав потребителей в газете "Нальчик" |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2021 |
2025 г. |
Повышение уровня информационного обеспечения потребителей |
Недостаточная информированность потребителей |
2.1.1.2. |
Размещение информационных сообщений по вопросам защиты прав потребителей на официальном сайте городского округа Нальчик |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2021 |
2025 г. |
Повышение уровня информационного обеспечения потребителей |
Недостаточная информированность потребителей |
2.1.1.2. |
|
2.1.3. |
Задача 3. Повышение уровня правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителя |
||||||
2.1.3.1. |
Проведение опросов граждан |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2021 |
2025 г. |
Повышение уровня правовой грамотности граждан в сфере защиты прав потребителей |
Недостаточная информированность граждан по сфере защиты прав потребителя |
2.1.1.3. |
2.1.4. |
Задача 4. Информирование и обучение населения основам потребительской политики и формирование навыков рационального потребительского поведения (семинары, круглые столы) |
||||||
2.1.4.1. |
Проведение семинаров и круглых столов, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителя |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2021 |
2025 г. |
Активное включение населения в реализацию подпрограммы 2 "Защита прав потребителей" |
Невыполнение поручения Правительства Кабардино-Балкарской Республики |
2.1.1.4. |
2.1.5. |
Задача 5: Повышение качества и обеспечение безопасности товаров |
||||||
2.1.5.1. |
Лабораторные исследования продукции, реализуемой на территории г.о. Нальчик на соответствие действующим требованиям качества и безопасности товаров |
Местная администрация городского округа Нальчик; Управление Роспотребнадзора по КБР (по согласованию) |
2021 |
2025 г. |
Проведение мониторинга качества пищевых продуктов |
Возможная продажа некачественных пищевых продуктов предприятиями торговли |
2.1.1.5. |
Приложение N 3
"Развитие торговли и защита прав
потребителей в городском округе Нальчик
на 2021 - 2025 годы"
Сведения
об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы городского округа Нальчик
N |
Вид нормативного правового акта |
Основные положения нормативного правового акта |
Ответственный исполнитель и соисполнители |
Ожидаемые кол-во, сроки принятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Муниципальная программа "Развитие торговли в городском округе Нальчик на 2021 - 2025 годы" | ||||
1 |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик |
"О внесении изменений и дополнений в постановление "О размещении нестационарных торговых объектов на территории городского округа Нальчик" |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2021 год |
2 |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Нальчик в 2021 году" |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2021 год |
3 |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Нальчик в 2021 году" |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
3 раза в 2021 году |
4 |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик |
"О внесении изменений и дополнений в постановление "О размещении нестационарных торговых объектов на территории городского округа Нальчик" |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2022 год |
5 |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Нальчик в 2022 году" |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2022 год |
6 |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Нальчик в 2022 году" |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
3 раза в 2022 год |
7 |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик |
"О внесении изменений и дополнений в постановление "О размещении нестационарных торговых объектов на территории городского округа Нальчик" |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2023 год |
8 |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Нальчик в 2023 году" |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2023 год |
9 |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Нальчик в 2023 году" |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
3 раза в 2023 году |
10 |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик |
"О внесении изменений и дополнений в постановление "О размещении нестационарных торговых объектов на территории городского округа Нальчик" |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2024 году |
11 |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Нальчик в 2024 году" |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2024 году |
12 |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Нальчик в 2024 году" |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
3 раза в 2024 году |
13 |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик |
"О внесении изменений и дополнений в постановление "О размещении нестационарных торговых объектов на территории городского округа Нальчик" |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2025 год |
14 |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Нальчик в 2025 году" |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
2025 год |
15 |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик |
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Нальчик в 2025 году" |
Департамент экономики Местной администрации городского округа Нальчик |
3 раза в 2025 году |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление местной администрации городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики от 21 января 2021 г. N 74 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие торговли и защита прав потребителей в городском округе Нальчик на 2021 - 2025 годы"
Вступает в силу с 28 января 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте местной администрации городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики (www.admnalchik.ru) 21 января 2021 г.
В газете "Нальчик" от 28 января 2021 г. N 4 (662)